ТЕМА 1. Основы информационных технологиЙ управления 19 страница
12. Mona ta pathe katalepta (einai) (см, напр.: Sext. Emp., Adv. Math. VII, 190).
13. To deinai pantachothen exaireteon...
14. О различии терминов "эйдос" и "идея" см. у А. Ф. Лосева. {58, 135-281}, где предлагается "расценить природу эйдоса как дифференциальную и природу идеи - как интегральную. Эйдос наглядно значит, идея наглядно выражает" {с. 267}. Ср. также работу П. Броммера, реферированную А. Ф. Лосевым в {60, 4, 741-745}.
15. В {76, 2, 42} дан другой вариант перевода: "...сущность, бытие которой мы выясняем..."
16. См.: {19}, где автор дает новую редакцию части своего прежнего перевода {76, 2, 223-318} и обосновывающий комментарий.
17. См.: {58, 306-307, 328-329, 338, 464-468, 588-592}. См. также изложение А. Ф. Лосевым работы Г. Бергера: {60, 3, 226-231}.
18. О связанных с Гестией мифологических и космологических. представлениях см.: {43, 25-26}.
19. Этой проблеме посвящены в нашей литературе последних лет интересные публикации {3; 14; 21; 38; 67}.
20. Концепцию веридикального значения греческого глагола "быть" развивает в ряде своих работ Ч. Кан. О Платоне см.: {173}.
21. Некорректность замены доказывает Кетчум {175}.
22. Последовательный анализ содержания этой части диалога си. в: {76. 2, 585-594; 27, 142-159; 58, 479-480}.
23. Каждое допущение создает свой тип онтологического мира. Неоплатонические толкования этих миров см. в: {96, 479-480}.
24. Dia gar ten allelon ton eidon xymploken ho logos gegonen hemin (259e).
25. Гатри даже считает, что в различении отношений, в которых говорится о существовании, заключается главный результат "Софиста" {158, 5, 152}. Аристотель, замечает он, начинает анализ "есть" с того, чем кончил Платон; оу... homoios eirekamen... (256a11).
26. Существует логическая концепция, категорически отвергающая трихотомию Фреге и, в частности, подчеркивающая однозначность "быть" в греческой философии (см. статью Я. Хинтикки: {100, 310-353, 383}).
27. В монографии Сейра обстоятельно доказывается, что вся информация об agrapha dogmata имеет развернутое соответствие в "Филебе" (см.: {223}).
28. См. статьи Т. Ю. Бородай {14}, Н. И. Григорьевой {38}.
29. См. изложение проблемы "математических объектов" вместе с вносящими ясность комментариями в книге П. П. Гайденко: {27, 169-178}.
30. См., например, у Х.-Г. Гадамера {149}. Тесную связь 509b Resp. с "неписаным учением" доказывает X. Кремер {181}. Если мы согласимся с Сейром {223} в том, что "Филеб" - экспликация "неписаного учения", то получим большой материал для интерпретации генологии. См. также анализ генологии в контексте литературной полемики эпохи Платона в старой работе Тейхмюллера: {234}.
31. Об этом и об особенностях философского языка Аристотеля см. в книге Т. В. Васильевой: {21, 142-145}.
32. Ср.: Top. 121a15-20, 121b5-10, 127a27-33.
33. Аналогия со средневековыми понятиями "эссенции" и "экзистенции" была бы здесь, пожалуй, некорректна, так как essentia не совпадает с аристотелевской "сущностью", она ближе к чтойности.
34. Систематическое рассмотрение категорий формы, материи, возможности и действительности см. у А. Ф. Лосева {60, 4, 91-140}, П. П. Гайденко {27, 281-290}, А. В. Лебедева {96, 17, 743, 800}.
35. См.: {78, 212, 234}.
36. Здесь и далее термин "метафизика" употребляется в старом значении: как исследование первых причин и начал бытия.
37. О роли Викторина, а также Илария и каппадокийцев в становлении средневековой онтологии см. в работе Г. Г. Майорова: {64, 147-176}. О Викторине см. также: {163, 89-116, 146-149}.
38. Трактаты Боэция цитируются по переводу Т. Ю. Бородай.
39. Таков Дюринг, высмеянный Энгельсом {см.: 1, 20, 42}. Дюринг не может доказать материальность бытия "с помощью положения о всеединственности всеобъемлющего бытия..." {там же, 631}.
40. В. М. Бакусев {см.: 8} предлагает переводить gotheit не как "божество", а как "божественность". Это не только вернее, но и указывает на связь с шартрской дистинкцией.
41. О специфическом смысле кантовского термина "идеальное" см. в книге Г. В. Тевзадзе: {88, 95-101}.
42. Анализ модальных категорий в связи с понятием существования у Канта см. в: {99} и {124}.
43. Вряд ли Кант был осведомлен о тесном переплетении трех тем в античной философии, где время, число и душа часто отождествлялись или выражались друг через друга. Тем более интересно взаимопритяжение этих тем в его философии. Если "время" мы поймем как псевдоним "души", яснее станет роль, предназначавшаяся Кантом для этой категории.
44. Анализ действия как интеллектуальной интуиции в концепциях Фихте и Шеллинга см. в работе П. П. Гайденко: {26, 36-48}.
45. Разбор поздней философии Фихте см. в: {26, 190-249}. Теме "Фихте и Экхарт" посвящена обстоятельная книга Бракена {125}.
46. И хронологически и теоретически философию Шеллинга следовало бы излагать после раздела о Гегеле, но поскольку здесь дается очерк определенной традиции, то Гегель, замыкающий ее мыслитель, рассматривается последним.
47. У Шеллинга, таким образом, традиционное схоластическое определение бытия бога оказывается относимым лишь к той части бога, которая подлежит преодолению. Об отношении Шеллинга к онтологическому аргументу см.: {178, 11-42} и {183}.
48. На основании большого материала, собранного и проанализированного Н. В. Мотрошиловой {70}, можно сказать, что отношение Гегеля к традиции было результатом продуманного и выстраданного выбора. ТЕМА 1. Основы информационных технологиЙ управления
|