Студопедия — ТЕМА 1. Основы информационных технологиЙ управления 18 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТЕМА 1. Основы информационных технологиЙ управления 18 страница






 

В истолковании этой реальности философы разделились на несколько принципиально разных течений. Одни утверждали, что "бытие" открывает подлинный мир сущностей и является как бы окном, позволяющим взглянуть из мира явлений на действительность. Другие считали, что "бытие" - это фиктивное, пустое понятие, возникшее в результате лингвистических недоразумений и позволяющее в лучшем случае увидеть, как в зеркале, отражение собственной структуры разума. Первое течение в свою очередь делилось на отождествляющих бытие с тем или иным видом сущностей и на различающих чистое существование и причастные ему сущности. Второе - на тех, кто замещает "пустые" построения мышления о бытии позитивным содержанием наук, и тех, кто пытается перевести онтологию на язык этико-антропологической проблематики. Как признающие, так и отрицающие значимость категории бытия периодически, как показывает история философии, попадали в тупики, односторонне истолковывая свои предпосылки. Первые склонялись к натурализации или догматической объективации своих конструкций, которые в этом случае оказывались лишь субъективными схемами. Вторые теряли интуицию сверхопытного единства мира, что приводило к распаду мышления - теоретически и исторически - на бессвязные самодовлеющие элементы, на пустой рассудок, бессмысленную волю, бесцельное воображение и т.д.

 

Из исторического опыта кризисных периодов онтологии и наиболее значимых попыток их преодоления следует, что понятие бытия не является гипостазированием субъективности, но и не в состоянии заменить собой позитивное раскрытие реальности. Оно - не зеркало и не окно, а скорее витраж, указывающий нам на источник света, но делающий видимым лишь строй своих узоров. Понятие бытия играет в философии роль, сходную с ролью философии в системе наук: любое содержание, попадающее в поле понятия бытия, обнаруживает в себе границу с внетеоретической реальностью (что соответствует и роли глагола "быть" в языке) и открывает пространство, в котором можно достраивать содержание, правда лишь теоретически, до полноты его смысла. Вместе с понятиями и темами, вовлеченными им в мышление, "бытие" строит схемы, не совпадающие с эмпирической действительностью, но и не ограничивающиеся рамками идеальности. Являясь как бы пра-феноменом философского понятия, категория бытия доказывает единство мира и смысла, но, оставаясь в теоретических границах, выступает как реликт этого единства или как указание цели. Этим понятием - своего рода хранителем целостности универсума в мышлении - в философии осуществлялось критическое ограничение посягательств частных аспектов мира на статус всеобщности. Само по себе оно было в истории философии простейшим (а из доказуемых - единственным) способом мыслимости абсолюта.

 

 

Литература

 

Данный список не носит библиографического характера. В нем указана научная литература, учтенная автором. Источники приводятся лишь в том случае, если авторитетность издания не бесспорна или если есть ссылка на русский перевод. Классические издания текстов (типа Дильса или Миня) в список не включены. Ссылки в тексте оформляются следующим образом: в скобках дается порядковый номер издания в списке литературы, номер тома (набранный курсивом) и страницы; если нет отсылки к списку, текст указывается по общепринятой в международной науке системе нотации.

 

Список построен по алфавитному принципу. Цифры в круглых скобках отсылают к изданиям, стоящим в списке под этим номером; следующие за ними цифры означают год и номер периодического издания или том справочного издания. Соответствующие страницы, на которых помещена в издании приведенная работа, не указываются.

 

1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.

 

2. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.

 

3. Аверинцев С. С. Классическая греческая философия как. явление историко-литературного ряда. - (72).

 

4. Антология мировой философии в четырех томах. Т. 1, ч 2. М., 1969.

 

5. Аристотель. Метафизика. М.; Л., 1934.

 

6. Аристотель. Категории. М., 1939.

 

7. Аристотель. Соч. в четырех томах. М., т. 1, 1975; т. 2, 1978; т. 3, 1981; т. 4, 1984.

 

8. Бакусев В. М. Первоначала метафизики Якоба Бёме. - В кн.: Некоторые вопросы историко-философской науки. М., 1984.

 

9. Баткин Л. М. Онтология Марсилио Фичино в связи с общей оценкой ренессансного неоплатонизма. - В кн.: Традиция в истории культуры. М., 1978.

 

10. Беркли Дж. Соч. М., 1978.

 

11. Блонский П. П. Философия Плотина. М., 1918.

 

12. Богомолов А. С. Диалектический логос. М., 1982.

 

13. Богословские труды.

 

14. Бородай Т. Ю. Проблемы становления терминологии у Платона. - (23. Сер. 9. Филология. 1982. №4).

 

15. Бородай Т. Ю. Понятие материи в "Тимее" Платона и способы его выражения. - В кн.: Актуальные проблемы классической филологии. М., 1982.

 

16. Бородай Т. Ю. Семантика слова chora у Платона. - (24 1984, 8).

 

17. Бриллиантов А. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. СПб., 1898.

 

18. Бруно Дж. Диалоги. М., 1949.

 

19. Васильева Т. В. Беседа о логосе в платоновском "Теэтете" (201с-210d). - В кн.: Платон и его эпоха. М., 1979.

 

20. Васильева Т. В. Дельфийский оракул о мудрости Сократа, превосходящей мудрость Софокла и Еврипида. - (55).

 

21. Васильева Т. В. Афинская школа философии. М., 1985.

 

22. Вестник древней истории.

 

23. Вестник Московского университета.

 

24. Вопросы классической филологии.

 

25. Гайденко П. П. Учение Канта и его экзистенциалистская интерпретация. - (93).

 

26. Гайденко П. П. Философия Фихте и современность. М., 1979.

 

27. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. М., 1980.

 

28. Гайденко П. П. Понятие времени в античной философии (Аристотель, Плотин, Августин). - (55).

 

29. Гайденко П. П. Понимание бытия у Фомы Аквинского. - В кн.: Западноевропейская средневековая словесность. М., 1985,

 

30. Гегель Г. В. Ф. Соч: Т. I-XIV. М., 1930-1959.

 

31. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет в двух томах. М., т. 1, 1970; т. 2, 1971.

 

32. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. М., т. 1, 1970; т. 2, 1971; т. 3, 1972.

 

33. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974, т. 1; 1975, т. 2; 1977, т. 3.

 

34. Гегель Г. В. Ф. Философия религии в двух томах. М., 1975, т. 1; 1977, т. 2.

 

35. Гоббс Т. Избр. произв. в двух томах. М., 1964.

 

36. Гольбах П. А. Избр. произв. в двух томах. М., 1963.

 

37. Гомперц Т. Греческие мыслители. СПб., 1911, т. 1; 1913, т. 2.

 

38. Григорьева Н. И. Парадоксы платоновского "Тимея": диалог и гимн. - В кн.: Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981.

 

39. Декарт Р. Избр. произв. М., 1950.

 

40. Дешан Л.-М. Истина, или Истинная система. М., 1973.

 

41. Джохадзе Д. В., Стяжкин Н. И. Введение в историю западноевропейской средневековой философии. Тбилиси, 1981.

 

42. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

 

43. Доброхотов А. Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980.

 

44. Евсевий Памфил. Церковная история. - (13, 23-25).

 

45. Егоров И. А. Плутарх Херонейский как оригинальный мыслитель. Его учение о бытии. - В кн.: Проблемы бытия и познания в истории зарубежной философии. М., 1982.

 

46. Зелинский Ф. Ф. Религия эллинизма. Пг., 1922.

 

47. Ибн Сина (Авиценна). Избр. филос. произв. М., 1980.

 

48. Ильин И. А. Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека. Т. 1-2. М., 1918.

 

49. Кант И. Соч. в шести томах. М., 1963, т. 1; 1964, т. 2; 1964, т. 3; 1965, т. 4, ч. 1-2; 1966, т. 5; 1966, т. 6.

 

50. Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.

 

51. Кантовский сборник. Вып. 7. Калининград, 1982;

 

52. Кессиди Ф. X. Сократ, М., 1976.

 

53. Котельникова О. Учение о непосредственном знании в философии Фр. Г. Якоби. - В кн.: Мысль, №1. Пб., 1922.

 

54. Кузнецов В. Н. Французский материализм XVIII века. М., 1981.

 

55. Культура и искусство античного мира. М., 1980.

 

56. Лейбниц Г. В. Соч. в четырех томах. М., 1982, т. 1; 1983, т. 2; 1984, т. 3.

 

57. Локк Дж. Избр. филос. произв. в двух томах. М., 1960.

 

58. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930.

 

59. Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.

 

60. Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1963, т. 1; 1969, т. 2; 1974, т. 3; 1975, т. 4; 1979, т. 5; 1980, т. 6.

 

61. Лосев А. Ф. Эллинистически-римская эстетика I-II вв. н.э. М., 1979.

 

62. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. - (13, 8, 1972).

 

63. Лосский В. Н. Богословское понятие человеческой личности. - (13, 14. 1975).

 

64. Майоров Г. Г. Теоретическая философия Готфрида Лейбница. М., 1973.

 

65. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979.

 

66. Мальбранш Н. Разыскания истины. Спб., 1903, т. 1; 1906, т. 2,

 

67. Миллер Т. А. Об изучении художественной формы платоновских диалогов. - (72).

 

68. Мифы народов мира. М., 1980, т. 1; 1982, т. 2.

 

69. Мотрошилова Н. В. Гуссерль и Кант: проблема "трансцендентальной философий". - (93).

 

70. Мотрошилова Н. В. Путь Гегеля к "Науке логики". М., 1984.

 

71. Николай Кузанский. Соч. в двух томах. М., 1979-1980.

 

72. Новое в современной классической филологии. М., 1979.

 

73. Новые идеи в философии. Сборник №12. СПб., 1914.

 

74. Памятники средневековой латинской литературы Х-XII вв. М., 1972.

 

75. Петрици И. Рассмотрение платоновской философии и Прок-ла Диадоха. М., 1984.

 

76. Платон. Соч. в трех томах. М., 1968, т. 1; 1970, т. 2; 1971, т. 3 (ч. 1); 1972, т. 3 (ч. 2).

 

77. Попов И. В. Личность и учение блаженного Августина. Сергиев Посад, 1916, т. 1, ч. 1-2.

 

78. Проблема объекта в современной науке: реферативный сборник. М., 1980.

 

79. Сеземан В. Э. Сократ и проблема самопознания. - В кн.: Евразийский временник. Берлин, 4, 1925.

 

80. Секст Эмпирик. Соч. в двух томах. М., 1975-1976.

 

81. Сенека Л. А. Письма к Луцилию. М., 1977.

 

82. Сидоров А. И. Плотин и гностики. - (22, 1979, №1).

 

83. Соколов В. В. Философия Спинозы и современность. М., 1964.

 

84. Спиноза Б. Избр. произв. в двух томах. М., 1957.

 

85. Средневековье в свидетельствах современников. М., 1984.

 

86. Тахо-Годи А. А. Художественно-символический смысл трактата Порфирия "О пещере нимф". - (24, VI, 1976).

 

87. Тахо-Годи А. А. Гимнографические и энкомиастические тенденции в позднеантичной прозе. - (24, VIII, 1984).

 

88. Тевзадзе Г. В. Иммануил Кант. Тбилиси, 1979.

 

89. Трофимова М. К. Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979.

 

90. Трубецкой С. Н. Метафизика в Древней Греции. М., 1890.

 

91. Тюрго А. Р. Избр. филос. произв. М., 1937.

 

92. Фейербах Л. Собр. произв. в трех томах. М., 1974.

 

93. Философия Канта и современность. М., 1974.

 

94. Философия Канта и современность: сборник переводов. М., 1976, ч. 2.

 

95. Философская энциклопедия.

 

96. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

 

97. Фихте И. Г. Избр. соч. М., т. 1, 1916.

 

98. Франк С. Л. Предмет знания. (Об основах и пределах отвлеченного знания). Пг., 1915.

 

99. Хайдеггер М. Тезис Канта о бытии. - (94).

 

100. Хинтикка Я. Логико-эпистемологические исследования. М., 1980.

 

101. Шевкина Г. В. Сигер Брабантский и парижские аверроисты XIII в. М., 1972.

 

102. Шеллинг Ф. В. Философские исследования о сущности человеческой свободы. Бруно или о божественном и естественном начале вещей. СПб., 1908.

 

103. Шеллинг Ф. В. И. Система трансцендентального идеализма. Л., 1936.

 

104. Шичалин Ю. А. Язык у Плотина. - В кн.: Языковая практика и теория языка. М., 1978.

 

105. Щичалин Ю. А. К истории переосмысления термина hypostasis. - В кн.: Античная балканистика. 3. М., 1978.

 

106. Эстетика Ренессанса. М., 1981, т. 1.

 

107. Юм Д. Соч. в двух томах. М., 1965-1966.

 

108. Ясперс К. Радикальное зло у Канта. - (94).

 

109. Ackrill J. L. Plato and the copula: "Sophist" 251-259. - (232).

 

110. Albert the Great: commentative essays. Oklahoma, 1980.

 

111. Albert K. Meister Eckharts These vom Sein. (Saarbrucken), 1975.

 

112. American Philosophical Quarterly. Pittsburgh.

 

113. Anderson J. F. St. Augustine and Being. The Hague, 1965.

 

114. Archiv fur Geschichte der Philosophie. В.; N.Y.

 

115. Arehiv fur Kulturgeschichte. Koln.

 

116. Archivo di filosofia. Padova.

 

117. Aristotelian Society. London.

 

118. Bart K. Anselm: fides quaerens intellectum. L., 1960.

 

119. Baumgartner Н. М. Die Bestimmung des Absoluten. Ein Strukturvergleich der Reflexionsformen bei J. G. Fichte und Plotin. - (253. 1980, Bd 34, Н. 3).

 

120. Baumgarten A. G. Metaphysica. Halle, 1779 (Nachdruck: Hildesheim, Olms, 1963).

 

121. Вeierwaltes W. Proklos. Fr./M., 1979.

 

122. Beierwaltes W. Das Problem des absoluten Selbstbewufit-seins bei Johannes Scotus Eriugena. - (211, 1966, Bd 73).

 

123. Bettoni E. Duns Scotus. The Basic principles of his philosophy. Wash., 1961.

 

124. Bonevac D. Kant on existence and modality. - (114, 1982, Bd 64. H. 3).

 

125. Bracken E. Meister Eckhart und Fichte. Wurzburg, 1943.

 

126. Buchanan E. Aristotles theory of being. Cambr.-Mass., 1962.

 

127. Bradford D. E. Hume on existence. - (169. 1983. vol. 15, n. 3).

 

128. Вrosch H. Der Seinsbegriff bei Boethius. Innsbruck, 1931.

 

129. The Cambridge history of later greek and early medieval philosophy. Cambr., 1967.

 

130. The Cambridge history of later medieval philosophy. Cambr., 1982.

 

131. Сaputо J. D. The nothingness of the intellect in Meister Eckharts "Parisian questions". - (241, 1975, vol. 39, n. 1).

 

132. Сaputо J. D. The problem of Being in Heidegger and Scholastics. - (241, 1977. vol. 41, n. 1).

 

133. Chen Chung-hwan. Sophia. The sciences Aristotle sought. N.Y. 1976.

 

134. Classical Quarterly. Oxford.

 

135. Cornford F. M. Platos theory of knowledge. L., 1935.

 

136. Сornford F. M. Platos cosmology. L., 1937.

 

137. Cosgrove M. R. Thomas Aquinas on Anselms argument. - (218, 1974, vol. 27. n. 3)..

 

138. Copleston F. A History of Philosophy. L., 1950-1953, vol. 2-3.

 

139. Сrоmbie I. M. An Examination of Platos Doctrines. L., 1963, vol. 2.

 

140. Dоyle J. P. Saint Bonaventure and the ontological argument. - (197, 1974, vol. 52. n. 1).

 

141. Dillon J. Middle Platonists. L., 1977.

 

142. Fichte J. G. Werke. Auswahl in sechs Banden, hrsg. von F. Medicus. Leipzig, 1908-1911.

 

143. Franciscan Studies. N.Y.

 

144. Franziskanische Studien.

 

145. Fischer H. Thomas von Aquinas und Meister Eckhart. - (236. 1974, Jg. 49, H. 2-3).

 

146. Frede M. Pradikation und Existenzaussage. Gottingen, 1970.

 

147. Fuchs J. Die Proprietaten des Seins bei Alexander von Hales. Munchen, 1930.

 

148. Gadamer H.-G. Hegels Dialektik. Tubingen, 1971.

 

149. Gadamer H.-G. Die Idee des Guten zwischen Plato und Aristoteles. Heidelberg, 1978.

 

150. Gadameг H.-G. Der platonische "Parmenides" und seine Nachwirkung. - (116. 1983, n. 1/13).

 

151. Gilson E. The History of Christian Philosophy in the Middle Ages. L., 1955.

 

152. Gilson E. Being and Some Philosophers. Toronto, 1961.

 

153. Gomez-Lobo A The so-colled Question of Existence in Aristotle "An. Post." 2.1-2. - (218, 1980. vol. 34, n. 1).

 

154. Gosling J. С. В. Plato. L., 1973.

 

155. Gottfried P. E. Hegel and Proclus: Remarks on a problematic Relationship. - (242. 1981, vol. 56, n. 222).

 

156. Grabmann M. Geschichte der scholastischen Methode. B.,. 1957, Bd. 1-2.

 

157. Graeser A. Plotinus and the Stoics. Leiden, 1972.

 

158. Guthrie W. K. C. A History of Greek Philosophy. Cambr., 1978, vol. 5; 1981, vol. 6.

 

159. Hartmann N. Platos Logik des Seins. Giessen, 1909.

 

160. Heinrich D. Der ontologische Gottesbeweis. Tubingen, 1967.

 

161. Hegyi J. Die Bedeutung des Seins bei den klassischen Kommentatoren des heil. Thomas von Aquinas. Pullach bei Munchen, 1959.

 

162. Heineman R. Being in the "Sophist". - (114. 1983, Bd 65, H. 3).

 

163. Huber G. Das Sein und das Absolute. Basel, 1955.

 

164. Hund W. B. The Sublime and God in Kants "Critique of Judgement" - (200, 1983, vol. 57, n. 1).

 

165. Husain M. The question "what is being" and its Aristotelian answer. - (200, 1976, vol. 50, n. 3).

 

166. Husain M. The multiplicity in unity of being qua being in Aristotles pros hen equivocity. - (200, 1981, vol. 55, n. 2).

 

167. International Journal for Philosophy of Religion. The Hague.

 

168. International Philosophical Quarterly. N.Y.

 

169. International Studies in Philosophy. Torino.

 

170. Journal of History of Philosophy. Berkley.

 

171. Journal of Religion. Chicago.

 

172. Кahn Ch. K. The verb "be" in Ancient Greek. Dordrecht-Boston, 1973.

 

173. Kahn Ch. K. Some philosophical uses of "to be" in Plato. - (212, 1981. vol. 26. n. 2).

 

174. Kant-Studien. Bonn.

 

175. Ketchum R. J. Plato on real being. - (112, 1980, vol. 17, n. 3).

 

176. Kielkopf Ch. F. Duns Scotuss rejection of "necessarily exists" as predicate. - (170, 1978, vol. 16. n. 1).

 

177. Korner F. Das Sein und der Mensch. Fr.-Munchen, 1959.

 

178. Korsch D. Der Grund der Freiheit. Munchen, 1980.

 

179. Klibansky R. The continuity of the platonic tradition during the, middle ages. L., 1939.

 

180. Klubertanz G. P. Esse andexistere in St. Bonaventure. - (194, 8, 1946).

 

181. Kramer H. EPEKEINA TH? OY?IA?. - (114, 1969, vol. 51, n. 1).

 

182. Kremer K. Die neuplatonisch Seinsphilosophie und ihre Wirkung auf Thomas von Aquin. Leiden, 1966.

 

183. Knudsen H. Gottesbeweise im deutsches Idealismus. В.-N.Y., 1972.

 

184. Kuhn H. Sokrates. Munchen, 1959.

 

185. Kurdzialek M. Eckhart, der Scholastiker. Philosophische-und theologische Traditionen, aus denen er kommt. - (238).

 

186. Leibnitz: critical and interpretive essays. Minneapolis, 1982.

 

187. Leszl W. Aristotles conception of ontology. Padua, 1975.

 

188. Lewis D. The existence of substances and Lockes way of ideas. - (237, 35, 1969, n. 2).

 

189. Leyden W. von. "Existence": A Humean point in Aristotles Metaphysics. - (218, I960, 13, n. 4).

 

190. Liebeschutz H. Mittelalterlicher Platonismus bei J. Eriugena und M. Eckhart. - (115, 1974, Bd. 56. H. 2).

 

191. Logic and ontology. N.Y., 1973.

 

192. Losconcy Th. A. Anselms response to Gaunilos dilemma. - (200, 1982. vol. 56, n. 2).

 

193. Malcolm J. Platos Analysis of to on and to me on in the Sophist. - (212. 1967. vol. 12, n. 2).

 

194. Mediaeval Studies. Toronto.

 

195. Merlan P. From Platonism to Neoplatonism. The Hague, 1953.

 

196. Minde. L.

 

197. Modern Schoolman. Saint Louis.

 

198. Nebel G. Terminologische Untersuchungen zu oysia und on bei Plotin. - Hermes, 1930, Bd. 65.

 

199. New Essays on Plato and Aristotle. L., 1965.

 

200. The New Scholasticism. Wash.

 

201. Norena C. P. Heidegger on Suarez. - (168, 1983, vol. 23. n. 4).

 

202. Owen G. E. L. Aristotle on the Snares of Ontology. - (199).

 

203. Owen G. E. L. Plato on Not-Being. - (213).

 

204. Owens J. The Doctrine of Being in the Aristotelian Metaphysics. Toronto, 1963.

 

205. Owens J. Stages and Distinction in "De Ente": A Rejonder. - (241, 1981, vol. 45. n. 1).

 

206. Pascal В. Pensees et Opuscules (ed. Brunschvicg). P., 1912.

 

207. Paulys Real-Encyclopadie der classischen Altertumswissenschaft. Neubearb. hrsgb. v. G. Wissowa. 1894 sq.

 

208. Philosophy and Phenomenological Research. Buffalo.

 

209. Philosophical Review. N.Y.

 

210. Philosophical Studies. Dordrecht.

 

211. Philosophisches Jahrbuch der Gorres-Gesellschaft. Miinchen.

 

212. Phronesis. Assen.

 

213. Plato I: Metaphysics and Epistemology. A collection of critical essays. N.Y., 1971.

 

214. Prestige G. L. God in patristic thought. L., 1956.

 

215. Prior W. J. Platos Analysis of Being and поп Being in the "Sophist". - (229, 1980, vol. 18, n. 2).

 

216. Rankin.K. The Complete Reality of Substance. - (196, 1982, vol. 91, n. 363).

 

217. Reillу J. P. Cajetan: Essentlalist or Existentialist? - (200, 1967, vol. 41. n. 2).

 

218. The Review of Metaphysfc. Wash.

 

219. Revue internationale de philosophic.

 

220. Rijk L. M. de. The Place of the Categories of Being in Aristoteles Philosophy. Assen, 1952.

 

221. Rist J. M. One of Plotinus and the God of Aristoteles. - (218, 1973, vol. 27, n. 1).

 

222. Runciman W. С. Platos Later Epistemology. Cambr., 1962.

 

223. Sayre К. M. Platos Later Ontology. Princeton (N.Y.), 1983.

 

224. Schelling F. W. J. Samtlische Werke. Abt. 1 (Bd. 1-10) - Abt. 2 (Bd. 1-4). Stuttgart-Augsburg, 1856-1861.

 

225. Schelling F. W. J. Initia Philosophiae Universae. Erianger Vorlesung. Bonn, 1969.

 

226. Sсhmill G. The Concept of Being in Hegel and Heidegger. Bonn, 1977.

 

227. Seligman P. Being and not-Being. An Introduction to Platos "Sophist". The Hague, 1974.

 

228. Smithurst M. Hume on existence and possibility. - (117, 1981, vol. 81).

 

229. Southern Journal of Philosophy. Memphis.

 

230. Starr D. E. Entity and Existence. An Ontological Investigation of Aristotle and Heidegger. N.Y., 1975.

 

231. Studia Leibnitiana. Wiesbaden.

 

232. Studies in Platos Metaphysics. L.-N.Y., 1967.

 

233. Taylor M. С. Journeys to Selfhood: Hegel and Kierkegaard. Berkley, 1980.

 

234. Teichmuller G. Literarische Fehden. Breslau, 1881.

 

235. Teloh. What Aristoteles should have said in "Metaphysic". - (229, 1982, vol. 20. n. 2).

 

236. Theologie und Philosophic. Freiburg.

 

237. Theoria. Lund-Copenhagen.

 

238. Theory of Being. Lublin, 1980.

 

239. Thomas von Aquin im philosophischen Gesprach. Freib.-Munchen, 1975.

 

240. Thomas von Aquino. Interpretation und Rezeptio. Mainz, 1974.

 

241. Thomist. Wash.

 

242. Thought. N.Y.

 

243. Thulstrup N. Kierkegaards Verhaltnis zu Hegel und zurn spekulativen Idealismus. Stuttgart, 1972.

 

244. Тuгnbull G. G. Aseity and dependence in Leibnizs metaphysics. - (237, 1959, 25, n. 2).

 

245. Webster Ch. The Great Instauration: Science, medicine and reform 1626-1660. N. Y., 1976.

 

246. Wedin W. V. Aristoteles on the existence. - (212. 1978, vol. 23, n. 2).

 

247. Wheeler S. C. Megarian paradoxes as eleatic arguments. - (112, 1983, vol. 20, n. 3).

 

248. Wielang G. Untersuchungen zum Seinsbegriff im Metaphysikkommentar. Aschendorf, 1972.

 

249. Wells N. J. Capreolus on Essence. - (197. 1960, vol. 38, n. 1).

 

250. Wells N. J. On Last Looking into Cajetans Metaphysics. - (200, 1968. vol. 42, n. 1).

 

251. Wollgast S. Der deutsche Pantheismus im 16. Jahrhundert. В., 1972.

 

252. Woolhouse R. Substance and substances in Lockes Essay. - (237, 1969, 35, n. 2).

 

253. Zeitschrift fur philosophische Forschung. Meisenheim a. Glan.

 

Примечания

 

1. Esti gar einai, meden doyk estin (Parm. B6).

 

2. То гераклитовское определение, которое относится не к аспекту абсолюта, а к нему самому, также гласит, что универсум есть "единое мудрое" (hen to sophon).

 

3. Тезис Ликофрона приводит Аристотель (Phys. 185b, 25); Симпликий добавляет, что здесь имеется в виду экзистенциальное значение esti (Phys. 91).

 

4. Подробнее о категории бытия у досократиков и софистов с точки зрения автора данного исследования см.: {43}.

 

5. Кроме высказываний Аристотеля есть ряд достаточно выразительных характеристик метода Сократа у Ксенофонта (Memor. IV, 6, 1; 13, 14-15; 5, 12; III, 8, 1-3).

 

6. См. об этом главу "Мудрость демиурга" в монографии Т. В. Васильевой {21}, где, в частности, отмечено, что, в то время как раньше был известен путь от вещи к идее, Сократ открыл путь от идеи к вещи.

 

7. Глагол eidenai употребляется в сочетаниях, буквально означающих, например, "знать храбрость", но имеющих смысл "быть храбрым" (ср. в русском: "не знать поражений"). О других се мантических особенностях понятия добра у греков см.: {52, 117-119}.

 

8. Xenoph. I 1, 8-9. Сократ, как замечает А. С. Богомолов {12, 213}, критикует отнюдь не общепринятые обыденные мнения. Действительно, он борется с культом рассудка, созданным новаторами-софистами.

 

9. Men. 80a-b.

 

10. О Дельфах см.: {207, IV, 2, 2517-2700}. О связи философии и культа Аполлона см. у А. Ф. Лосева {59, 313-333 и специально 337-345}, С. Н. Трубецкого {90, 129-131, 178-186}. Последний утверждает: "Вся греческая философия выросла под сенью этого бога... наиболее важные очаги философии были значительными центрами культа Аполлона" {там же, 446}. О культурно-эстетическом контексте оракула о Сократе см. у Т. В. Васильевой {20}.

 

11. Знаменитое возражение Платону: "Стол вижу, а стольности не вижу" (trapezan horo, trapezoteta doych horo. - Diog. L. XI, 53) - это, строго говоря, не отрицание, а ограничение идеального. Известно также, что Антисфен придерживался традиционного философского монотеизма.







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 381. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия