Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПОСЛЕДНИЙ БОЛЬШАК





Любе Смуровой


Недоступен лик и светел,
Взгляд — в далёком далеке.
Что ей вёрсты, что ей ветер
На бескрайнем большаке.


Что ей я, и ты, и все мы,
Сирый храм и серый лес,
Эти хаты глухонемы,
Снег напуганных небес.


Жарко ноженьки босые
Окропляют кровью лёд.
Горевой цветок России!
Что ей смерть? Она идёт!

 

ПОБЕДА

 

В радуге, в радости, в цвете
Май, позабывший о солнце.
Тучи — как малые дети:
Плачется вдруг и смеется.

Ветер загикал, захлюпал,
Бахает гром холостыми;
Катится звончатый купол,
Светится в ласковом дыме.

Высь до земли опустилась,
Кланяясь темным избенкам.
Дождик, хороший, как милость,
Чалым бежит жеребенком.

Неукротимо и круто
Пламя разлапое рыщет.
Дня многогорлая груда
Празднует, грохает, свищет.

 

Ей откликаются люди
Вздохом раскатистей грома.
Травы в росистой полуде,
Перворожденья истома.

Раненой жизни начало
Души врачует и дразнит.
Небо, и то не смолчало:
Вышло — до тучки — на праздник.

Сходятся ярые руки
В ошеломленном зените...
Слышите? Верите, други?
Мы победили! Вздохните!

 

 

КОНТРАТАКА

Виктору Объедкову

На взло…на взлобке — взрыв за взрывом,

В ста саженях — не наша власть.

Мы выстроились под обрывом

(Куда снарядам не попасть).

 

Нас — тридцать восемь, чад разведки,

Сорвиголов лихой войны.

Предстал комбриг: — Здорово, детки!

Сам поведу! Беречь штаны!..

 

И он, как русский волк матёрый,

На лёжку прусских кабанов

Метнулся, яростный и скорый!

И было нам не до штанов.

 

Всклень в лихорадке наважденья,

Войдя в злосчастный русский раж,

Мы проломили загражденья,

Вбегли, втекли, вползли на кряж.

 

И там, и там — во гнёздах гажьих —

В окопах, глыбью до груди,

Сошли с ума две силы вражьих —

Врагу, Господь, не приведи!

 

НАБАТ

 

Обозы, обозы, обозы,

Такое — как в дни старины.

Искромсаны в щепки березы

Нещадной секирой войны.

 

И стынут в чаду буйноцвета

Мужи… Бобыли… Сыновья…

Не спето. Не спето. Не спето.

А в чащу веселое лето

Вселило для них соловья.

 

И кажется — тучные нивы

Рыдают над каждым: «Проснись!..».

А в селах глухие разрывы

Да толом пропахшая высь.

 

Проклюнулась жердь у омёта

Разжилась наивной листвой.

А в поле частят пулемёты

Свинец высевая густой.

И полдни черны и косматы,

И горшего горше — дымы.

Отчизна, твои ль это хаты?

И, может, не русские мы?

 

Твоя ль это радость лесная?

Кладбищ вековечная грусть?

Вот этот, как рана сквозная,

Большак в заповедную Русь?

 

И эти понурые люди?..

Бедует набатная весть:

Никто, кроме нас, не рассудит —

Что будет? Что было? Что есть?

 

 

НА ПЕПЕЛИЩЕ

Евгению Носову

При тропинке безымянной —

Куст сирени.

Под кипреем над поляной —

Три ступени.

 

Три ступени в чистом поле —

Как три лика:

Ни злой памяти, ни боли,

Ни полкрика.

 

Светят, никнут, льются травы

У погоста:

Ни тоски, ни месть-отравы —

Время роста.

 

Не полынь — медынь и сладость

Обрученья.

Забытье, любовь и радость —

Всепрощенье.

 

Но когда гроза взыграет

На закате —

На ступенях зарыдает

Память-матерь.

 

Зарыдает, зарыдает —

Слёзней, выше.

А закат горит, сгорает,

Гром всё тише…

 

Мать Скорбящая из ночи

Окаянной,

Не сжигай святые очи

Над поляной.

 

В этой грусти беспечальной —

Не беспечность:

За тропою обручальной

Дышит вечность.

 

ПРОЩАНЬЕ

Николаю Григорьевичу, отцу моему

 

 

Было прощанье с отцом

Необходимым.

Жгло за окопным кольцом

Прахом и дымом.

 

Танк дотлевал на крестах,

Сталь вопияла.

Слёзная в снежных местах

Слякоть стояла.

 

В полымя путь, из огня:

Родина в грозах!..

Вёл ты за повод коня,

Нёс я твой посох.

 

Крута сыновья стезя:

Долго ль сорваться…

Росстани. Дальше нельзя.

Надо прощаться.

 

Был ты, как вечер, уныл,

Полон смиреньем —

Трижды меня осенил

Крестным Знаменьем.

 

Я парабеллум трикрат

Вскидывал в небо:

— Честь тебе, старый солдат,

Выразить треба! —

 

И, поклоняясь до земли,

В руки — поводья.

Тойфеля* тронул: —Пошли,

Вражье отродье! —

 

Пряма дорога была,

Как наказанье:

Мокра да сизо-бела…

Жизнь партизанья!

 

 

И, до последнего прав, —

Во след мне глядя, —

Бороду в посох вогнав,

Плакал мой батя.

 

*Тойфель — чёрт (нем.); кличка моего трофейного коня.







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 490. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...


Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия