Глава двадцать первая ДОЗНАНИЕ
Из протокола допроса Серовой И. Ф. (с применением звукозаписи). Вопрос. Ирина Федоровна, вы работаете? Ответ. Вообще-то я на пенсии. Но подрабатываю вахтершей. То есть консьержкой по-ихнему. Вопрос. По какому адресу вы работаете? Ответ: Улица Таврическая, дом восемь, второй подъезд. В о п р о с. Вы работали седьмого ноября этого года? Ответ. Да, работала. Я уже говорила другому следователю. В о п р о с. А мы еще раз все повторим, не возражаете? Чайку хотите? Ответ. Нет, спасибочки. Вопрос. Тогда продолжим... Турецкий дружелюбно улыбнулся сидящей напротив женщине за шестьдесят с печатью вековых проблем на морщинистом лице. Она сидела на стуле как- то бочком и все время отводила глаза. — Ирина Федоровна, в какое время вы заступаете на дежурство? — В девять утра. — Дежурства суточные? — Да. До девяти утра следующего дня. Сутки через двое. — Тяжелая работа? — посочувствовал Турецкий. — А чего в ней тяжелого? Сиди, смотри. Конечно, весь день сиднем сидеть устаешь, да что ж делать? Деньги нужны. — Поспать-то ночью удается? — Нам разрешают! — испугалась Серова. — И правильно делают! — улыбнулся Саша. — Ночью-то и жильцы в основном спят, верно? — Да, у нас подъезд спокойный. Вечером собачники с псинами своими погуляют, и после одиннадцати, глядишь, уже тишина. Ну, и приляжешь. Только какой там сон? Топчан узкий, да и холодновато. Так, подремлешь маленько. — М-да, вот как у нас жизнь несправедливо устроена. Человек всю жизнь отработал... И в преклонном возрасте отдыха себе позволить не может. Вы ведь всю жизнь отработали? — Да, товарищ следователь. Сорок лет стажа. — Кем трудились? — Чертежницей. В конструкторском бюро. Пенсия маленькая. А у дочки двое детишек. Муж, подлец, бросил, другую нашел. Предпринимательшу с рынка. Сам торгашом стал. А ни алиментов, ни другой какой помощи... Детишек жалко, — Серова полезла за платком. — Ну-ну, не расстраивайтесь. Как это — алиментов не платит? С этим нужно разобраться! Мы этот вопрос решим. Я свяжусь с кем нужно, позвоню вам. — Правда? Вот спасибочки! — Пока не за что. Давайте вернемся к седьмому ноября. Вы этот день хорошо помните? — Так помню... Меня уж допрашивали. — Я знаю. Но бывает ведь так, что не все сразу вспоминается, верно? — Бывает, конечно, — женщина опять полезла за платком. — Вас когда допрашивали? — Да вот, десятого. Когда приезжали следователи и другие мужчины. — Вы именно тогда узнали о смерти Новгородского? — Да. Ужас какой! — Вас это известие расстроило? — Конечно! Такого приличного человека... За что? Да к тому же в мое дежурство... — она осеклась, вытерла рот. — Только я следователю всех называла. Кто к кому приходил, в какую квартиру. — Понимаете, получается, что кто-то все же прошел мимо вас. О ком-то вы забыли. Потому что все, кто были вами названы, они к убийству отношения не имеют. Все, кроме одного: Олега Мостового. — Как? — всплеснула руками женщина. — Олеж- ка? Этого быть не может! Такой мальчик хороший! — Получается, что может. Есть ряд серьезных улик, которые против него, понимаете? Если в квартиру Новгородского не входил кто-то, кого вы не заметили, то Олегу светит большой срок, понимаете? — Гос-с-поди, как же Елизавета Яковлевна? Она ж его обожает. Она же не переживет. — Не переживет, — согласился Турецкий. Женщина заерзала на стуле, лицо ее изображало смятение чувств. — Этот следователь, что до вас допрашивал, он напугал меня до смерти! — Чем же? — удивился Саша. — Ну, грозный такой! И все про ответственность. Мол, если что скрыли, вас посадят! — Ну, это вы не так его поняли. Вы же могли просто не вспомнить сразу все и всех. Это нормальная реакция на стресс. Вы только что узнали о смерти знакомого вам человека, конечно, вы ошарашены, расстроены. А потом, даже если что-то еще вспомнили, испугались, что вас обвинят в халатности... Что, мол, по вашей вине преступник прошел в подъезд. Ну, правильно? Испугались? — Боялась, — тихо ответила Серова. — И напрасно! Никто ни в чем вас обвинять не собирается. Напротив: спасибо скажем и в ноги поклонимся, если что-то припомните. Ведь жалко же мальчишку! Сядет лет на пятнадцать, а то и больше. И все — считайте, нет человека. Потому что, даже если он и доживет до свободы, это будет совсем другая особь... И Елизавета Яковлевна закончит свою жизнь с вечной болью за внука... Ну как, Ирина Федоровна, можете еще что-нибудь добавить к прежним показаниям? — Да. Только я не знаю... Разве такие преступники бывают? — Какие? — как бы небрежно спросил Турецкий. — В общем, тогда, седьмого ноября, где-то в половину четвертого дня, дочка привела ко мне внучек. Ей-то самой нужно было в магазин сбегать, а девочек одних мы не оставляем — им по четыре года... Мало ли что. Ну и убежала. А я на внучек отвлеклась. Пока им книжку-раскраску нашла, карандаши... Только смотрю, у лифта стоит кто-то спиной. Я кричу: выл мол, к кому? А тут кабина подъехала, она туда шасть — и наверх. — Она? — Да. Она когда кнопку нажимала, я увидела ее в профиль. В темных очках. Куртка с капюшоном, джинсы. Сутулая такая. Плечи подняты. Вроде как лицо в воротник прячет. Прядь волос ей на лицо упала. Темные такие волосы. Ручка такая... тоненькая, как у девочки. — Волосы длинные? — Нет, до подбородка. Одной длины. Вроде как каре. — То есть лица почти не видно было? — В тот момент — нет. Ну, я смотрю, на какой она этаж поехала. Гляжу, к Елизавете Яковлевне. Думаю, может из собеса? А тут дочка из магазина вернулась, ну и... заболтала меня: что купила, да почем, да что не купила и почему. Такая трещотка, прости господи! И как назло, внучки чего-то не поделили, рев подняли. Пока мы их успокаивали, тут Громовы с улицы пришли. Они сами бездетные, а детей любят. Начали девчонок моих конфетами угощать. В общем, кутерьма какая-то, прости господи. Наконец разошлись они все. Таня девочек домой увела — мы в соседней парадной живем. Громовы к себе на десятый поехали. А когда кабина спустилась — эта девчонка сутулая из нее и вышла. Молодая такая, хоть и очки черные, и капюшон, а видно. Я ей: «Вы к кому ходили-то?» А она молчком мимо меня шасть — и на улицу. — Во сколько это было? — Когда она спустилась? Там минут через двадцать после того, как вошла. Значит, где-то в начале пятого. Вот и все. Я сначала про нее забыла. А потом вспомнила, да следователя вашего испугалась. Да еще испугалась, что выгонят меня с этого места, а где я другую работу найду? А мы и так с хлеба на квас... — Серова всхлипнула. — Успокойтесь, Ирина Федоровна, никто вас не выгонит, это я вам обещаю. И вообще, существует такое понятие: тайна следствия. Так что ничего ваше начальство не узнает. Спасибо вам, что нашли в себе мужество дать показания. Это очень важно, то, что вы мне рассказали. У меня к вам еще одна просьба: помочь нам составить фоторобот этой женщины. — Это что такое-то? — Вам объяснят. Прочитайте протокол, распишитесь, и идемте. — А про зятя-то, товарищ следователь, поможете, не забудете? — Чтоб я сдох! — охотно пообещал Турецкий. Вечером того же дня Александр Борисович допрашивал вдову убитого депутата, Веру Павловну Новгородскую. Она вошла в кабинет в роскошной норковой шубе, которую небрежно сбросила с плеч. Александр поднялся навстречу. Новгородская была красивой женщиной, с густой копной светлорусых волос, ухоженным лицом, тщательно подкрашенными серыми глазами. — Здравствуйте, Вера Павловна! Позвольте вашу шубу, мы ее на вешалку повесим. Вот так. Присаживайтесь. Моя фамилия Турецкий, — Александр слегка суетился. Ну нравились ему красивые женщины, что ж тут поделаешь! — Да, на повестке написано, — холодно ответила женщина. — Можете называть меня Александром Борисовичем. Присаживайтесь. Хотите кофе? Чаю? — Вы же не за тем меня вызвали, чтобы кофе пить? — надменно произнесла дама. «Ах ты, батюшки, какие мы неприступные!» — Не за тем. Но можно совместить приятное с полезным, правда? — Я не люблю смесей, — холодно откликнулась Новгородская. — Что ж, как угодно. Тогда начнем. И чего в них хорошего, в этих блондинках крашеных? Александр достал из папки листок. — Вам не знакома эта женщина? Это, конечно, не фотография, а фоторобот, но может быть, данное лицо кого-нибудь вам напоминает? Вера Павловна пододвинула листок, несколько секунд молча разглядывала. — А это вообще женщина? Я бы сказала, что это мужчина. Или юноша. — Почему? -Ну, узкое лицо, высокие скулы. Если бы были видны глаза... А в темных очках трудно опознать даже того, кого знаешь. Тем более капюшон... — Есть вариант и без капюшона. Вот. Женщина посмотрела на другой лист, пожала плечами. — Но, может быть, среди ваших знакомых есть люди, которые как раз носят темные очки и куртку с капюшоном? — Среди моих знакомых — она сделала ударение на местоимении, — таких нет. — А среди знакомых вашего мужа? — Я мало знала его знакомых. Его круг общения — товарищи по партии. Вам лучше спросить у них. — Представьте, уже спрашивали. — И что? — Вообще-то, вопросы здесь задаю я. И ничего. Теперь спрашиваем у вас. — Я ответила. — Человек, чье изображение воссоздано с помощью фоторобота, был в квартире вашего мужа в предполагаемое время убийства. Причем ваш муж сам открыл ему дверь. А у вас есть камера видеонаблюдения. Значит, он видел этого человека — мужчину или женщину — и впустил его. — Видимо, так. — У вас никаких предположений по этому поводу нет? Новгородская лишь снова пожала плечами. «М-да-а, на безутешную вдову она действительно не тянет, — вспомнив первое впечатление Колобова от Веры Павловны, подумал Турецкий. — Впрочем, у нее ведь сердечный друг имеется, как обозначил это Грязнов». — Кстати, я хотела бы знать, найдены ли украденные полотна? — Работаем, Вера Павловна, работаем, — не ответил Турецкий. — Простите, что задаю вам такой... щекотливый вопрос. У вашего покойного мужа могла быть связь на стороне? Женщины ведь очень тонко чувствуют такие вещи. Он вам не изменял? Вдова коротко и зло рассмеялась. — Боже, и я должна отвечать на подобные вопросы? — Поверьте, они задаются не из праздного любопытства. — Мне он не изменял, — опять сделав ударение на первом слове, ответила женщина и холодно взглянула прямо в глаза Турецкому. «Что все это значит? Что за эзопов язык?» — Вам знаком Борис Борисович Бондаренко? Лицо Новгородской начало заливаться краской. — Знаком. — Где и когда вы познакомились? — Где-то год тому назад. В Доме кино. На каком-то просмотре. После фильма был коктейль. Там и познакомились. — Какие отношения вас связывают? — Какое это имеет отношение? — Лицо ее уже пылало. — Если вы ищете любовный треугольник, то никакого треугольника не было! — То есть вы не близки с господином Бондаренко? — Я сказала то, что сказала! И вообще... Украдены две картины, которые стоят баснословных денег. Разве это не мотив убийства? Разве не приходит в голову предположение, что вор, наткнувшись на сопротивление Георгия, попросту расправился с ним. Это же очевидно! А вы вместо того, чтобы искать вора, который, видимо, и является убийцей, лезете в мою постель! — Ну, вот вы и признались, что являетесь любовницей господина Бондаренко, — усмехнулся Турецкий. — И вообще... Знаете ли, дражайшая Вера Павловна, ничего очевидного на свете нет. Даже дважды два далеко не всегда равняется четырем. А что касается предположений, можно ведь фантазировать и в другом направлении. Например: молодая, красивая женщина по каким-то причинам разлюбила мужа и полюбила другого человека, который отвечает ей взаимностью. Но вот беда — возлюбленный небогат. А наша героиня привыкла жить если не в роскоши, то в достатке. И кто виноват? Конечно же муж, который потерял любовь героини. И что делать? А не пришить ли его к чертовой матери? И остаться богатой наследницей? Квартира, коттедж, земельный участок, дорогая машина — и все это может стать моим, то есть нашим — героини и ее возлюбленного. Остается пустячок — убрать мужа. А чтобы не вызвать подозрений — организовать кражу. И не чего-нибудь, а предметов искусства, представляющих высокую художественную ценность. Мол, за такие картинки не только депутата Госдумы грохнут, но и президента Буша со всеми куриными окорочками, вместе взятыми. Героиня при этом уезжает в жаркие страны — нет алиби более надежного. Исполнитель — не то мужчина, не то женщина — но в капюшоне, быстренько расстреливает опостылевшего супруга, заливая все пространство кровью — для пущего эффекта, что ли? Хватает картины и исчезает. Следствие сбито с толку. Возлюбленные ликуют. А? Как вам такая версия? Новгородская сидела на стуле каменным изваянием, лишь глаза ее наливались ненавистью. — Как... вы... смеете?.. — задыхаясь, вымолвила она. — А что я такого сказал? Это версия, не более того. Вы ничего не хотите нам рассказать. Мы ходим по кругу, как медведи в цирке. Вы что-то утаиваете! Что-то важное, что могло бы пролить свет на всю эту историю. — А вы думаете, что свет всегда во благо? А если он освещает подлость, гадость, запредельную мерзость — зачем он нужен, этот свет? — Чтобы наказать подлеца, — убежденно воскликнул Саша. — Он уже наказан, — тихо ответила Новгородская. — Послушайте, я занимаюсь этим делом три недели. И чем больше узнаю о вашем покойном муже, тем меньше симпатий он у меня вызывает. Скажите, почему вы, красивая, образованная женщина, со знанием языков — чем, замечу, всегда можно прокормиться, — вышли за него замуж? — Потому что он тоже образован — мы люди одного круга, это раз. Потому что он дал мне положение в весьма высоких кругах, это два. Потому что он обещал стать отцом моему сыну. — В этом месте она на мгновение запнулась, но продолжила; — Потому что мой первый муж — пьяница и хам — внушил мне отвращение к семейной жизни. А Новгородский казался мне человеком, который может дать женщине спокойствие, уверенность в завтрашнем дне. Так оно и было поначалу... Я же не знала, что... -Что? — Ничего. Мне плохо... Сердце... Дайте воды... — хрипло произнесла Вера Павловна.
|