Студопедия — ІІ.1. Ведение к понятию о хаосе
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ІІ.1. Ведение к понятию о хаосе






Более двух с четвертью тысячеле-тий человечество убеждалось в справе-ливости евклидовой геометрии, аксиом-матически описывающей позиционные и метрические свойства объектов реа-льного пространства. При этом в каче-стве изучаемых принимались те реаль-ные объекты, которые геометрически моделировались как элементы эвкли-дова пространства и их системы Но среди природных или естественных объектов таковых крайне мало. Разве что натянутая или провисающая паути-на, поверхность спокойной воды, кон-тур полной Луны, некоторые кристал-лы, поверхность птичьего яйца, пчели-ные соты и немногое другое. Основ-ную же массу естественных объектов составляют элементы рельефа – горы, возвышенности, ущелья, долины с про-текающими по ним извилистыми река-ми, плывущие над ними постоянно ме-няющие свою форму тучи и облака, ку-пол звёздного неба, многочисленные представители флоры и фауны и, на-конец, люди, столь разные по своей внешности, но принципиально одинако-вые по своей структуре. И все это нахо-дится в непрерывном движении и раз-личных превращениях, вызываемых ус-ловиями его существования. Вода пре-вращается в пар, снег или лёд, мале-нький желудь превращается в могучий дуб, углерод – в алмаз, опавшие листья и трава - в гумус и т.д.

По первому впечатлению вся сово-купность естественных объектов, про-цессов и явлений представляется ха-отическим разнообразием. Поэтому эв-клидова геометрия как наука о форме, положении и размерах тех частей про-странства, которые в нем занимают ве-щественные тела, не могла своим ак-сиоматическим методом описывать эти объекты, так как поверхность горы – не коническая, древесной коры – не ци-линдрическая, камня-валуна – не сфе-рическая и т.д. И не описывала. Пото-му, что все виды естественных объек-тов, процессов и явлений стали изучать

различные естественные науки – физи-

ка, химия, география, геология, топо-графия, ботаника, зоология, биология, астрономия и т.д. Но каждая из этих наук имеет свой геометрический раздел – морфологию предмета своего иссле-дования.

Изучая морфологию существую-щего объекта, естествоиспытатель при-бегает к его непосредственному вос-приятию, а также к инструментальному исследованию при помощи микроско-па, УЗИ, лазера, томографа, телескопа и т.д. В итоге он получает объективную информацию о том, из каких конкрет-ных элементов состоит этот объект и какими связями и отношениями эти элементы объединяются в единое це-лое, интегрируя собой форму той ло-кальной части пространства, которую они занимают.

Резкое и принципиальное различие между структурами идеализированных объектов эвклидова пространства, ло-кализованных в сознании человека, и структурами реально существующих объектов, подлежащих изучению, опре-деляется различием исходных миро-воззренческих концепций, определяю-щих это сознание. Эти концепции сфор-мировались под влиянием идей трёх выдающихся исторических личностей: Гераклита Эфесского, родившегося около 544 г. до н.э. и прожившего 61 год, Аристотеля, родившегося через 101 год после смерти Гераклита и про-жившего 62 года, и Евклида Алексан-дрийского, родившегося за 8 лет до смерти Аристотеля и прожившего 55 лет. Таким образом, Евклид и Аристо-тель были современниками и их эпоху от эпохи Гераклита отделяло целое столетие.

Гераклит был философом-матери-алистом, одним из тех, кто заложил ос-новы диалектики как науки о «наиболее общих законах развития природы, об-щества и мышления, философской тео-рии и метода познания и преобразо-вания предметов, явлений действите-льности в их противоречивом самодви-жении»[ 56 ].

Аристотель был философом и ло-гиком, ученым-энциклопедистом, твор-чески обобщившим в своих сочинениях успехи философии и логики, физики и астрономии, биологии и психологии,

 

 

этики и эстетики, истории и социологии того времени. Он явился основополож-ником формальной логики как науки «о законах выводного знания, т.е., знания, полученного из ранее установленных и проверенных истин, без обращения к опыту, а только в результате приме-нения законов и правил мышления» и силлогистики как «учения формальной логики о видах и правилах построения таких умозаключений, в которых из двух категорических суждений, связан-ных общим средним термином, получа-ется третье суждение, называемое вы-водом» [56].

Содержание этих двух мыслитель-ных технологий как нельзя лучше легло в основу аксиоматического метода ис-следования геометрических свойств объектов природы, применённого Ев-клидом в его «Началах», содержащих изложение евклидовой геометрии.

Философия Аристотеля и геомет- рия Евклида повлияли на всю нашу жизнь. На их основе были разработаны причинно-следственные концепции, за-коны движения И.Ньютона, сохранения энергии и возрастания энтропии, ока-завшиеся относительными. Новейшие результаты научных исследований до-казали их несовершенство.

В отличие от Аристотеля Гераклит интуитивно чувствовал, что Вселенная находится в постоянном движении, что стабильность и гомеостазис, т.е., не-подвижность и постоянство не явля-ются нормой. Его изречение: «Всё те-чёт, всё изменяется…. Нельзя войти в одну и ту же реку дважды» стало деви-зом его учения о развитии, из которого выросла диалектика. Эта концепция была и остаётся адекватной природе Природы, но в борьбе за умы людей победила формальная логика Аристо-теля и геометрия Евклида и поэтому практически все наши мысли, любой тип анализа, который мы используем, -следствие их влияния.

Буквально до ХХ века классическая наука базировалась на предположении Аристотеля о том, что Вселенная ана-логична точно идущим часам. «Естест-венное» положение вещей передава-лось гладкими линиями и формами, приятными глазу. Непредвиденные от-

клонения рассматривались как «случа-

йное поведение» и считалось несущес-твенным.

Современная наука стала развива-ться со времен великого Ньютона, ког- да «научный метод», унаследованный от Аристотеля и провозглашенный Ф. Бэконом стал общепризнанным мето-дом научных исследований и открытий. Крупные учёные, опираясь на этот ме-тод, исследовали Природу и, экспери-ментируя, получали новые результаты, однако не все из них поддавались ра-зумному объяснению.

Кроме знаний, полученных на осно-ве материалистической науки, основан-ной на приборном эксперименте, наша цивилизация имеет многотысячелетний опыт получения знаний на основе мыс-ленного эксперимента, проводимого в состоянии глубокой медитации. Ин-формация, получаемая таким образом, преобразовывалась сознанием адепта в слуховую, визуальную, кинестетиче-скую форму, которая затем трансфор-мировалась в произведения искусства, философскую доктрину, физическую или математическую теорию или в раз-новидность общественной деятельнос-ти.

Фактически вся ортодоксальная на-ука была создана также на базе той ин-формации, которые такие учёные, как Галилей, Ньютон, Максвелл, Менделе-ев, Эйнштейн, Бор, Гейзерберг, Маль-денброт и др. получали из информа-ционного поля Вселенной и преобразо-

вывали в конкретные физико-математи-ческие конструкции. Многие из получен-ных знаний удалось подтвердить экспе-риментально, но далеко не все. Поэто-му наука подошла к ХХ столетию с бо-льшим количеством наработанного, но необъяснимого (в рамках старой пара-дигмы) материала.

ХХ век вошел в историю науки бла-годаря трём фундаментальным откры-тиям, полностью изменившим наше представление о мире. Это теория от-носительности, квантовая механика и теория хаоса, которая включает в себя информатику, кибернетику, гологра-фию, нелинейную динамику и фракта-льную геометрию.

В истории науки ничто не предве-щало создание теории относительнос-ти. Ученых занимали четыре элемента,

 

 

которые считались не связанными друг с другом:массой, энергией, простран-

ством и временем. Заслугой Эйнштей-на является его идея о единстве прост-ранства и времени и о взаимообрати-мости вещества и энергии, которые не различаются между собой [118].

Эти идеи привели к овладению ато-мной энергией и коренному изменению научных представлений о мире. Вывод Эйнштейна о скорости света в 300000 км/сек как о предельной величине ско-рости материи в пространстве был оп-ровергнут квантовой механикой. Оказа-лось, что электрон, двигаясь с неверо-ятной скоростью, превышающей скоро-сть света, может находиться одновре-менно в двух местах, что противоречит логике Аристотеля.

Реальный мир элементарных час-тиц и Вселенной оказался не подчиняю-щимся классическим законам, полным парадоксов, которые следовало разре-шить. В 1965 году Джон Стюард Белл опубликовал теорему «О нелокальнос-ти причин», которая гласит, что отдель-ные причины различных событий не могут быть изолированы друг от друга, что всё во Вселенной взаимосвязано, что изолированных систем не сущест-вует и что вся система, подсистемы которой разделены огромными рассто-яниями, между которыми отсутствуют сигналы, поля, силы, энергии и т.д., функционирует как Единая Система.

Американский исследователь Давид Бом пошел дальше Белла. По его утве-рждению реальность едина и представ-ляет собой неделимую целостность, лежащую в основе материи и сознания, поставляющую исходный материал для всех проявленных сущностей и собы-тий. Она, как самоорганизующаяся сис-тема, порождает, поддерживает и конт-ролирует все, в ней происходящее пу-тём постоянной связи со всем в глу-бинной структуре целого [118]. То есть, по Бому всё во Вселенной не только взаимосвязано, но в действительности является одной и той же сущностью.

Так что в жизни мы наблюдаем мир не Аристотеля, а Гераклита. В нем нет дискретных категорий и длящейся ста-бильности. В этом мире все непрерыв-но изменяется и идеальные формы эв-

клидовой геометрии являются аберра-

циями, а не нормой.

Да, экосферный мир Природы фе-номенален и неэвклидов. Но он с неза-памятных времен заполняется ноуме-нальными, т.е., умосоздаваемыми тех- носферными объектами, берущими на-чало в концептуальном пространстве сознания человека и превращаются в очень сложную систему взаимосвязан-ных природных и искусственных объ-ектов, т.е., объектов ноосферы или пространства разума (см. рис.3.4). В этом пространстве мыслящий разум по-стигает суть феноменального и полу-ченная информация служит основой со-здания ноуменальных объектов второй природы человека и пополняет инфор-мационное поле Земли и Вселенной. Как сказал поэт Н. Заболоцкий:

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим, по мере наших сил.

Процесс постижения сути природ-ных объектов и явлений основан на взаимосвязи мысленных и натурных экспериментов. Первые вырабатывают научные концепции, вторые подтверж-дают или опровергают их истинность. И история научной мысли иллюстрирует цепь этих подтверждений и опроверг-жений. Геоцентрическая теория миро-здания Птолемея через 500 лет была опровергнута гелеоцентрической теори-ей Николая Коперника. Последняя бы-ла развита идеей Джордано Бруно о множественности миров, подобных сол-нечной системе, а также трудами Га-лилео Галилея, доказавшими её верно-сть. Николай Лобачевский усомнился в истинности 5-го постулата Евклида о параллельных прямых и пришел к не-эвклидовой геометрии глобальных про-странств космических масштабов. Но тем самым он не опроверг геометрию Евклида, а только лишь определил гра-ницы справедливости её аксиоматики локальностью тех реальных простран-ств, свойства которых ею описываются.

Подобно этому, классическая физика Ньютона, справедливая для простран-ства, которое описывается геометрией Евклида, оказалась несовершенной для описания глобального пространства Вселенной, где справедливы релятиви-

стская физика Эйнштейна и геометрии

 

Рис. ІІ.1. Из хаоса к порядку.

Монастырь Святого Павла на горе Афон.

Худ. Эдвард Лир. ХIX в. Музей изящных искусств. Лондон.

 

пространства-времени Миньковского и

Лобачевского. В свою очередь физика элементарных частиц и квантовая ме-ханика, изучающие структуру материи в пределах нанопространств и наносе-кунд, не могут полностью довольство-ваться физикой Эйштейна и геометри-ей Лобачевского.

Выходом из этого положения оказа-лось создание американским физиком Митчеллом Файгенбаумом теории хао-са, позволившей окончательно освобо-дить физику из тенет ньютоновского ви-дения мира. В итоге оказалось, что «те-ория относительности разделалась с иллюзиями Ньютона об абсолютном пространстве-времени, квантовая меха-ника развеяла мечту о детерминизме физических событий и, наконец, хаос развенчал лапласову фантазию о пол-ной предопределённости развития сис-тем» [24].

Наука о хаосе родилась в резуль-тате наблюдений за облаками. Файген-баум, наблюдая их, пришел к выводу, что они кочуют в беспорядке, но их ст-руктура в каком-то смысле упорядоче-на. Они принимают формы горных це-пей или изрытых глубокими морщинами образований, похожих на поверхность мозга. Грозовые облака пропускают и отражают свет и видны издалека. Небе-сный свод являет взору человека гран-диозное зрелище как безмолвный укор физикам, которые обходят своим вни-манием облака – феномен, хоть и структурированный, но слишком рас-плывчатый и совершенно непредска-зуемый. Так же непредсказуема турбу-лентность в морских течениях и возду-шных потоках, хаотичны колебания чи-сленности популяций растений и живот-ных, апериодичности пиков энцефало-граммы мозга или сокращений сердеч-ных мышц и т.п. Все эти хаотично про-текающие нелинейные процессы в при-роде, лишенные регулярности и устой-чивости, на протяжении веков наукой игнорировались и фраза «ошибка в из-мерениях» использовалась всякий раз, когда получаемые результаты не укла-дывались в рамки причинно-следствен-ной парадигмы.

Однако Митчелл Файгенбаум, ос-мысливая впечатления от облаков, при-шел к идее о всеобщности «поведе-ния» нелинейных систем, которая озна-чала, что различные системы ведут се-бя одинаково. На основе этого им была создана универсальная теория перехо-да от упорядоченного состояния к тур-

булентному, т.е., хаотическому.

Поэтому, начиная с середины 1970-х годов представители различных есте-ственных наук стали активно изучать хаотические явления в природе. Физио-логи находят присутствие некоторого порядка в хаотических сокращениях се-рдечных мышц как основной причины внезапной смерти, экологи исследуют скачки численности популяций насеко-мых и животных, экономисты изучают старые биржевые сводки для разработ-ки новых методов анализа рынка цен-ных бумаг и т.п. В итоге выясняется, что полученные результаты примени-мы к описанию других природных явле-ний:очертаниямоблаков,формам раз-рядов молний, конфигурациям сетчаток кровеносных сосудов, звездным скоп-лениям и т.п.

Развитию теории хаоса способст-вовало создание достаточно мощных компьютеров, необходимых для мате-матического и функционального анали-за нового мировоззрения. В итоге уда-лось успешно смоделировать сложные живые и неживые формы и турбулент-ные потоки, не моделируемые традици-онными математическими аппаратами.

Работая над теорией хаоса, ученые пришли в выводу, что это система пре-дставлений о различных формах по-рядка. «Хаос представляет собой бо-лее высокую форму порядка, где слу-чайность и бессистемные импульсы становятся организующим принципом скорее, нежели более традиционные причинно-следственные отношения в теориях Ньютона и Евклида» [10]. От-сюда следует, что термин «хаос» как беспредельное мировое пространство с изначальным смешением всех стихий, синоним беспорядка и бессистемности, не отражает содержания его теории, но пока остается в употреблении.

Хаос извечен. Он существовал все-гда и повсюду и существует поныне. Мы – продукт хаоса, а не изобретатели его. Он создал нас и будет влиять и оп-ределять наше существование ибо на- ше тело, индивидуальность и всё про-

 

 

Рис. ІІ.2. Хаос как сложный порядок

 

 

чее развивались в результате сложных

взаимодействий между стабильностью и хаосом, порядком и беспорядком. Процесс нашего мышления – результат взаимодействия стабильности и хаоса,

активности линейной и нелинейной, т.

е., левополушарной и правоволушар-ной. Хаос обнаруживает себя в капри-зах природы, в траекториях полета птиц, в характере движения автомоби-лей в дорожной пробке. Он более точно объясняет явления в области астроно-мии, биологии, химии, созидательных сил природы, магнитного поля Земли, экономики, здоровья, дорожного движе-ния, состояние рынка.

Теория хаоса революционна, осно-вана на «возможностях» Канта и никог-да не прекращающихся изменениях Ге-раклита. Хаос свидетельствует, что не-линейное мышление приводит к более точному пониманию нестандартных си-туаций, что законы природы являются гибкими, а не строгими, и это позволяет исследователям сосредотачивать вни-мание на особенностях процесса, а не на его содержании, так как они при этом имеют возможность учитывать и использовать те данные, которыми классическая наука пренебрегала как случайными.

Теория хаоса опровергает преж-ние традиционные взгляды учёных на Вселенную. Её старый «часовой меха-низм» неадекватен реальности. Преж-ние законы оказались вероятностными. Ранее считалось, что, зная все перво-начальные условия, можно делать точ-ные прогнозы на будущее, так как Все-ленной управляют неизменные законы.

Однако оказалось, что, в силу своего саморазвития, являясь всеобщими, они значительно более свободны. Как счи-тает крупнейший физик Пол Дэвис, у природы «нет детального плана, а только набор законов, обладающих вс-троенной возможностью приводить в действие интересные механизмы. Все-ленная вольна создавать себя по мере своего развития. Предначертана общая схема развития, но не детали. Таким образом, существование разумной жиз-ни на определенном этапе неизбежно: оно прописано, так сказать, в законах природы» [10].

Действительно, зная законы приро-

ды, мы можем точно предсказать сме-

ну времён года, продолжительность ка-ждого светового дня в году, время нас-тупления солнечных и лунных затме-ний, парадов планет, звездопадов и ко-

мет, но не можем точно предсказать по-году на неделю, особенно в условиях наступающего глобального потепления.

Так, в 1961 году ученый-метеоро-лог Эдвард Лоренц, используя компью-тер в предсказаниях погоды, пришел к выводу, что даже минимальное измене-ние начальных условий в любом непе-риодическом процессе приводит к не-предсказуемым результатам. Он сфор-мулировал следующий «Эффект бабо-чки»: «Движение крыла бабочки в Перу через серию непредсказуемых и взаи-мосвязанных событий может усилить движение воздуха и, в итоге, привести к урагану в Техасе» [118]. Об этом же писал знаменитый математик Анри Пу-анкаре: «Совершенно ничтожная причи-на, ускользающая от нас по своей ма-лости, вызывает значительное дейст-вие, которое мы не можем предусмот-реть» [71]. Эти ситуации являются раз-новидностями причинности как одной из форм всеобщей взаимосвязи яв-лений объективного мира, где под при-чиной понимается явление, которое так связано с другим явлением-следстви-ем, что они взаимно обуславливают существование друг друга. Только они становятся явлениями хаоса, когда в содержании причины не учитываются её ничтожно-малые элементы, что при-водит к неожиданным или непредсказу-емым последствиям. Этим объясняют-ся различного рода техногенные и эко-логические катастрофы, вызываемые ошибками в расчетах, не учитывающих малозаметные, но реально существую-щие факторы воздействия на конструк-цию (обрушение купола в Истре из-за его низкой морозоустойчивости или по-крытия спортивно-развлекательного центра «Трансвааль» в Москве из-за недооценки величины снеговой нагруз-ки и др.). Взрыв 4-го энергоблока Чер-нобыльской АЭС был вызван несовер-шенством автоматики, обеспечиваю-щей его безопасность, а колоссальное количество выхлопных газов разрушает озоновый слой Земли и вызывает гло-бальное потепление с его непредсказу-

 

Рис. ІІ.3. Бенуа Мандельброт

 

 

Рис. ІІ.4. Береговая линияНорвегии как фрактал

 

емыми последствиями. Поэтому ничего

случайного нет. Лоренц в своей модели погоды кроме хаотичности обнаружил некий порядок, выдающий себя за слу-чайность, который предстоит познать.

 

ІІ.2. Основные понятия о фракталах

Одним из инструментов теории ха-оса, используемых для изучения приро-дных объектов, хаотичных с точки зре-ния евклидовой геометрии и линейной математики, является теория фракта-лов, способная описать эти объекты.

Фракталы встречаются везде, где отсутствуют объекты с эвклидовой ст-руктурой. Объекты же гераклитовой природы, не описываемые евклидовой геометрией, описываются геометрией фрактальной.

Понятие фрактал (от лат. fraktus – расколотый, раздробленный, состоя-щий из фрагментов), ввел в 1975 году бельгийский ученый польского происхо-ждения Бенуа Мандельброт для обоз-начения нерегулярных, но самоподоб-ных природных структур. В своей рабо-те он использовал работы таких учёных как Пуанкаре, Жюлиа, Кантора, Хаус-дорфа и других, работавших в 1875 – 1925 годах в этой области. Поначалу такие структуры воспринимались как патологии в природе и известный мате-матик Шарль Эрмит окрестил их «мон-страми». Но Мандельброт, заинтересо-вавшись ими, стал исследовать их поя-вление и свойства. Он отыскал нишу для имевших дурную репутацию мно-жеств Кантора, кривых Пеано, функций Вейерштрасса и их многочисленных разновидностей, которые считались нонсенсом. Он и его ученики открыли много новых фракталов, в частности, фрактальное броуновское движение для компьютерного моделирования ле-сного и горного ландшафтов, облаков, морских волн и легкого представления любых неевклидовых объектов, образы которых весьма похожи на природные.

Одним из основных свойств фрак-талов является их самоподобие. В са-мом простом случае небольшая часть фрактала содержит информацию обо всем фрактале.

Рождение фрактальной геометрии связано с выходом в 1977 году книги Мандельброта «Фрактальная геомет-рия природы», в которой автор дает определение фрактала как «структуры, состоящей из частей, которые в каком-то смысле подобны целому»[11].

Но бесконечное дробление и подо-бие мельчайших частей целому – это

принцип «устройства» природы.

Мандельброт объясняет сущность этого процесса на примере вычисления длины береговой линии или любой на-циональной границы.

По Евклиду длина береговой линии вообще неизмерима. Если бы линия побережья, допустим, Норвегии, имела закономерную евклидову форму, то её длина определялась бы точно. Но в на-туре эта горизонтальная плоская ли-ния, изрезанная фигурами фьордов, имеет совершенно незакономерную, т.е., фрактально-хаотическую форму (рис.ІІ.4).

По мнению Мандельброта, резуль-тат измерения длины береговой линии зависит от величины единицы измере-ния. Ведь процесс измерения чего бы то ни было является процедурой сопо-ставления длины измеряемого элемен-та с длиной единицы измерения. Если такой единицей будет метр или фут, то результат получится менее точным в сравнении с результатом измерения миллиметрами или дюймами. Но и в последнем случае из поля внимания измерящего исчезнут такие элементы береговой линии как мелкая галька и песчинки в неисчеслимом количестве и результат измерения окажется прибли-зительным. Другими словами, чем ме-ньше цена деления мерительного инс-трумента, тем большее число сопоста-вимых с нею элементов объекта можно измерить. Но проблема в том, что при-родные объекты дробятся до бесконеч-ности и процесс измерения бесконеч-но-большого количества бесконечно малых элементов бесконечно-малыми единицами измерения займет бесконе-чно-большое время и выдаст бесконеч-но-большой интегральный результат.

Таким образом, береговая линия является представителем класса объ-ектов, имеющих беcконечную длину в конечном пространстве.

К этому же классу относится це-лый ряд других парадоксальных объ-

-

Рис. ІІ.5. Последовательность построения триадной кривой Коха

 

Рис. ІІ.6. «Снежинка» Коха

 

Рис. ІІ.7. 11-е поколение «дракона» Хартера-Хейтуэя

 

ектов, описанных различными матема-

тиками.

В 1904 году шведский математик Хельг фон Кох следующим образом описал получение его триадной кривой (рис.ІІ.5), как составляющего элемента «снежинки» Коха (рис. ІІ.6).

В основу образования триадной кривой Кох положил последователь-ную замену элементов результата каж-дого преобразования или итерации одним и тем же элементом-генерато-ром этого преобразования в соответст-вующем масштабе.

Построение начинается с отрезка единичной длины или инициатора – это 0-е поколение будущей кривой Коха. В первом поколении этой кривой средняя треть инициатора заменяется на двух-звенную ломаную со звеньями, равны-ми 1/3 исходного отрезка. Полученная 4-хзвенная ломаная линия является генератором дальнейшего преобразо-вания.

В результате второй итерации воз-никает третье поколение кривой Коха в виде 16-звенной ломаной линии, полу-ченной заменой каждой из 4-х звеньев кривой второго поколения 4-хзвенным генератором в соответствующем мас-штабе.

Третья итерация порождает 4-е по-коление кривой Коха в виде 64-звенной ломаной линии, четвёртая – в виде 256-звенную ломаную, пятая – в виде 1024-звенную ломаную, звенья которой пра-ктически неразличимы и ло-маная превращается в кри-вую, к которой, однако, невоз-можно провести касательную.

Если принять исходный отрезок нулевого поколения за сторону равностороннего треугольника, то его последо-вательные итерации приве-дут к замкнутой фигуре под названием « снежинка» Коха (см. рис. ІІ.6). Эта фигура яв-ляется классическим примером линей-ного геометрического фрактала, как образца эстетики порядка, имеющего бесконечную длину как периметр фигу-ры, имеющей конечную площадь.

При этом она представляет собой

уже нечто большее, чем просто линия, но всё же это ещё не плоскость. «Она глубже одномерного объекта, но повер-хностнее двумерной формы» [24].

Другим представителем семейства геометрических линейных фракталов

Является « дракон» Хартера-Хейтуэя

(рис. ІІ.6). Его генератором принимает-ся равносторонний прямой угол, а за элемент 0-го поколения – единичный отрезок-инициатор постоянной длины.

В первом поколении единичный отрезок становится основанием прямо-угольного равнобедренного треугольни-ка, стороны которого являются эле-ментами генератора. Во втором поколе-нии катеты генератора выступают в роли инициатора инициатора и ста-новятся основаниями двух равнобед-ренных прямоугольных треугольников, катеты которых в следующей итерации становятся основаниями 4-х равно-бедренных прямоугольных треуголь-ников и т.д.

На рис. ІІ.6 показаны результаты 5 итераций и 11-е поколение линии, пос-троенной по этому принципу фигуры, называемой «драконом» Хартера-Хей-туэя.

Эта технология осуществима на компьютерах для получения изображе-ний деревьев, элементов рельефа, а также текстур поверхностей изображае-мых объектов.

Принцип бесконечного дробления и подобия мельчайших частиц целому иллюстрируют « салфетка» и «ковёр» Вацлава Серпинского (рис. ІІ.8, ІІ.9).

Рис. ІІ.8. 5 итераций равностороннего треугольника в «салфетку» Серпинского

 

Процесс получения «салфетки» Серпинского состоит из последователь-ного удаления срединных треугольни-ков из получаемых результатов после-дующих итераций. Так как этот процесс

может продолжаться бесконечно дол-го, то в итоге в исходном треугольнике-инициаторе не останется «живого мес-

 

Рис. ІІ.9. Неполная 4-я итерация ковра

Серпинского

 

 

Рис. ІІ.10. 8 итераций ветвления дерева

 

 

Рис. ІІ.11. Фрактальное.дерево,

смоделированное на компьютере

 

 

Рис. ІІ.12. Асимметричное фрактальное компьтерное дерево

та», но и на части он не распадется. Получится треугольный «сыр», состоя-щий из одних дырок.

Ковер Серпинского имеет тот же принцип образования, что и салфетка Серпинского. Инициатором выступает исходный квадрат, который разбива-ется на 9 конгруэнтных квадратов. В качестве генератора принимается ква-драт, который по площади в 9 раз меньше исходного.

1-я итерация заключается в удале-нии среднего из 9 конгруэнтных квадра-тов, 2-я - в удалении средних квадратов в 8-ми, оставшихся после 1-й итерации,

3-я -- в удалении средних квадратов в 64-х, на которые разбиваются 8 квад-ратов, оставшихся после 2-й итерации,

4-я -- в удалении средних квадратов в 576 квадратах, на которые разбиваются 64 квадрата, оставшихся после 3-ей итерации и т.д.

На рис. ІІ.9 показаны удалёнными 256 средних квадратов из 576, получен-ных после 4-й итерации. Поэтому она неполная.

Процесс последовательных итера-ций может продолжаться до бесконеч-ности и в итоге исходный квадрат пре-вратится во фрактальный ковер Серпи-нского как кусок сыра, состоящий из од-них дырок.

Мир природы устроен по такому же принципу. В нем все до бесконечности дробится на части, приблизительно по-добные целому, ибо реальность фрак-тальна.

Во фрактальной структуре любая произвольная точка может быть точкой ветвления (рис. ІІ.10 -- ІІ.12).

На рис. ІІ.11 показано фрактальное дерево, созданное с помощью компью-тера английским ученым Майклом Бэт-ти. Каждая ветка последовательно раз-ветвляется на две, чтобы в итоге полу-чить купольную крону. На рисунке сле-ва представлен итог 6-ти итераций, а справа – тринадцати.

Итак, линейные фракталы – это ге-

ометрические фигуры, обладающие, как системы, следующими свойствами:

1. Иерархичностью строения.

Имеют бесконечное множество подсистем как результатов последова-тельных итераций, в пределах каждой из которых их элементы конгруэнтны, а

в пределах различных подсистем – самоподобны;

2. Изоморфностью структур раз-ных подсистем, так как их элементы имеют одинаковую форму, но разный размер или масштаб, ибо являются ре-зультатами последовательных взаим-ных преобразований подобия;

3. Конструктивной изломанностью

конечного результата, в котором точки излома являются границами перехода между подсистемами как результатами последовательных итераций.

4. Недифференцируемостью.

Каждый отдельно взятый результат итерации имеет вполне эвклидову ст-руктуру, так как их соответственные прямолинейные элементы вступают в связи конкурентности и отношения па-ралельности, конгруэнтности и осевой симметричности. Преобразование са-моподобия также является евклидо-вым. Отсюда следует, что структура ли-нейных геометрических фракталов опи-сываются аксиоматикой евклидовой ге-ометрии. Поэтому их можно было бы считать фигурами евклидовой геоме-трии, но только в том случае, когда их размерность была бы целочисленной. Но их способность дробиться на беско-нечное число самоподобных, но взаи-мносвязанных элементов, определяет их размерность как дробную или фрак-тальную.

Значение эвклидовой размерности элементов эвклидова пространства за-висит от значений трёх его измерений по трём взаимно-перпендикулярным направлениям, отличных от нуля. От-сюда точка нульмерна так как её длина, ширина и высота равны нулю, линия одномерна, так как она имеет только длину, отличную от нуля, плоскость или поверхность двумерна, так как она имеет длину и ширину, отличные от нуля, и, наконец, геометрические тела как части пространства, ограниченные поверхностями -трехмерны, так как все три их измерения отличны от нуля.

Если взять в качестве единицы из-мерения мерный отрезок u и измерить им отрезок прямой L без остатка, то чи-

сло N отрезков u в L будет равно (L/u)1.

В квадрате со сторонами L уложится N

квадратов со сторонами u, равное (L/u)2

В кубе со сторонами L уложится (L/u)3

 

 

Рис. ІІ.13. 5 итераций «пыли» Кантора

 

 

Рис. ІІ.14. Колбаса Миньковского

 

Рис. ІІ.15. Отель Гильберта

 

 

кубиков со сторонами u. Отсюда видно,

что размерности отрезка, квадрата и ку-ба определяются целочисленными по-казателями их степеней, совпадающи-ми со значениями пространственной или топологической мерности, не зави-сящими от размера единицы измере-ния u., т.е., в общем виде:

N=(L/u) D, где D– показательмерности.

Если прологарифмировать это вы-ражение по любому основанию, то по-лучим ln N= ln(L/u)D, или ln N=D ln(L/u), откуда

D= ln N / ln(L/u) (1)

Рассмотрим определение размер-ности фрактального объекта под назва-нием «пыль Кантора» (рис. ІІ.13). Кан-тор получил свою «пыль», разделив от-резок – инициатор на 3 равные части и удалив из него его среднюю треть.

С оставшимися двумя третями он по-ступил точно так же, удалив их средние трети. Этот процесс удаления средней трети у получаемых результатов после-дующих итераций он продолжил до бесконечности и в итоге получил бес-численное множество «микроотрез-ков», как бы не имеющих длины, полу-чившим название «пыли Кантора». Определение её размерности модели-рует процесс её получения.

После первой итерации получилось 2 отрезка длиной по 1/3, после второй итерации – 2 отрезка длиной по 1/9, по-сле третьей – 8 отрезков длиной 1/ 27 и т.д., а после n-й итерации число N отрезков оказывается равным 2n, а дли-на каждого отрезка – u = L / 3 n.

Тогда мерность «пыли» определя-ется по формуле 1 следующим обра-зом:

D= ln 2n / (ln L/ L / 3 n.) = ln 2n/ ln3 n =

= n ln2 / n ln3 = ln2/ln3=0,63.

Таким образом, «пыль» Кантора, ко-торая уже не линия, но еще не точка, имеет дробную размерность, заключен-ную между 0 (размерность точки) и 1 (размерностью линии).

Аналогично рассуждая, можно пре-

дположить существование плоских объ-

ектов с размерностью между 1 и 2, а объёмных – с размерностью между 2 и 3. Так, размерность триадной линии Коха равна 1, 2618, а ковра Серпинско-го – 1,58.

 

Идея о дробной размерности поя-

вилась в начале ХХ века в трудах не-мецкого математика Феликса Хаусдор-фа, которую позже развил русский ма-тематик А.С.Безикович. Поэтому фрак-тальную размерность называют еще размерностью Хаусдорфа-Безиковича.

В отличие от дробной целочисленную размерность называют топологической.

Фрактальная размерность являет-ся топологическим инвариантом фрак-тальной структуры, особым видом сим-метрии – как бы симметрии фрактала относительно масштаба.

Если каждая сколь угодно малая часть фрактальной линии является уменьшенной копией всей линии, то это значит, что она состоит не из точек, а из фу







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 372. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия