Аспектная структура субъективных представлений.
Сначала образы; объяснить, как возникают образы в уме, затем слова, отнесенные к образам... Ф. Ницше Рассмотрим организацию и характер обработки информации двумя обозначенными выше типами мышления (на рис.9 – верхний текст) с учетом гносеологического подхода к структуре образов и смыслов (на рис.9 – нижний текст). Обратимся к схеме на рис.10. Итак, наши представления о мире – это единство образов и смыслов. Выше мы уже говорили об образах и смыслах какнекотором продукте предшествующих психологических процессов – ощущения и восприятия. Рассмотрим информационную структуру образов и смыслов (примеры и аналогии не претендуют на полноту или однозначность и лишь иллюстрируют теоретические положения) · Образы – это совокупность пространственных и временных информационных характеристик объектов, в определенной степени абстрагированная от реальной действительности. — Мы говорим: “...образ человека, образ героя...”– это всегда некоторая абстракция. Действительно, торжественно-возвышенное:”Человек – это звучит гордо...”– обобщение, в котором слышны совершенно определенные характеристики: воля, целеустремленность, настойчивость, подвиг, мобилизация, твердость, стойкость, властность и т.п. – явно, волевые (свойства пространства) параметрыи, вместе с тем, – качество, гармоничность, приятность и т.п. – “комфортные” (пространственные отношения) параметры – макроаспект “ пространство ” (“ сенсорика ”) [3]. — Но в этом же чувствуются и некоторые характеристики возможностей (свойства изменений) и событий (соотношения изменений): что значит “ воля ”?.. – это еще и способность (возможность) проявить черты сильной личности; чтозначит “ подвиг ”?..– это не только способность к выдающемуся поступку, но и событие – “... совершить подвиг!” – макроаспект “время” (“интуиция”) [3]. Для формирования образа психике необходима информация о пространственных характеристиках объекта и о временных (иногда говорят, динамических) характеристиках – макроаспекты информационного потока “пространство” и “время”. Рассуждая аналогично тому, как мы это делали при рассмотрении аспектной структуры первичного информационного потока (см. разд. 4.1., 4.2. и [3]), для каждого макроаспекта естественно приходим к двум составляющим – аспектам: · для макроаспекта “пространственные характеристики”: — аспект “ воля ” (“волевая сенсорика”) – +, F; — аспект “ комфорт ” (“ сенсорика ощущений ”) – ,, S; · длямакроаспекта “временные характеристики”: — аспект “ возможности “ (“ интуиция возможностей “) –), I; — аспект “ события “ (“ интуиция времени “) – *, T; Рис.10. Информационная аспектная структура субъективных представлений о мире · Смыслы – это совокупность системных, структурных, конструктивных информационных характеристик, а также информационных характеристик “энергетических” состояний объектов. Например, та же фраза: “Человек – это звучит гордо...” Смысловая конкретика этой фразы содержит, во-первых, характеристики человека как объекта: надо потрудиться (свойства объектов), чтобы занять гордую позицию в иерархии человеческих структур (соотношения объектов) – макроаспект “ объекты ” (“ логика ”) и, во-вторых, характеристики неких состояний: гордость – это явно позитивное эмоциональное состояние (энергетические состояния), причем возвышенное состояние по отношению к обычному состоянию обывателя (соотношение состояний) – макроаспект “ энергия ” (“ этика ”). Для формирования смысла психике необходима информация о структурных характеристиках и характеристиках состояний –- макроаспекты информационного потока “объекты” и “энергия”. Рассуждая аналогично тому, как мы это делали при рассмотрении аспектной структуры первичного информационного потока (см. разд. 4.1., 4.2. и [3]), для каждого макроаспекта естественно приходим к двум составляющим – аспектам: · для макроаспекта “структурные характеристики” (“ объекты ”, “логика”): — аспект “ работа ” (“ деловая логика”) /, P; — аспект “ система ” (“ структурная логика ”) 0, L; · для макроаспекта “характеристики состояний ” (“ энергия ”, “этика”): — аспект “ эмоции “ (“ этика эмоций ”) -, E; — аспект “ отношения “ (“ этика отношений ”) ., R. Накопленный к настоящему времени опыт автора и его коллег показывает достаточную верность предложенной выше концепцииинформационной аспектной структуры субъективных представлений о мире. Тем не менее мы считаем целесообразным как дальнейшее обсуждение предложенной структуры, так и корректный анализ эмпирических результатов.
|