Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ИСКУССТВО ФРАКТАЛОВ

При составлении списка использовались фонды Российской государственной библиотеки, Российской публичной исторической библиотеки, Научной библиотеки Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, сведения, включенные в государственные библиографические издания <Ежегодник книги СССР>, <Летопись журнальных статей>, <Летопись рецензий>, а также сведения, помещенные на сайте Коннектикутского университета (США) в Интернете.

В то же время список не может считаться исчерпывающим: в нем недостаточно полно представлены издания Ленинградского университета и отсутствуют сведения о переводах работ О. С. Иоффе на английский, венгерский, испанский, немецкий, китайский и французский языки.

ХАРЬКОВСКИЙ нацИональнЫй УНИВЕРСИТЕТ Им. В.Н.Каразина

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра медиа-коммуникаций

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

По курсу «Медиа-арт»

На тему: «Искусство фракталов»

 

Выполнила:

студентка группы СК-51

Лущан А.В.

Проверила:

Стародубцева Л.В.

 

Харьков – 2012


ИСКУССТВО ФРАКТАЛОВ

«Из всего — единое, из единого — все»

Гераклит

В современном медиа-арте существует огромное количество различных жанров и техник, немаловажное место среди которых занимает искусство фракталов (Fractal Art). Этот жанр существует уже несколько десятков лет, современная теория фракталов – с 1970 годов, а сами фракталы – вечность.

В математике понятие фрактала появилось в 1977 году, когда Б.Мандельбротом, математиком, работающим на компанию IBM, была опубликована книга «Фрактальная геометрия природы». Эта научная работа сразу же получила мировой резонанс, а ее автора стали называть "Эвклидом ХХ века".

Слово фрактал происходит от латинского fractus – «изломанный», «состоящий из частей». Мандельброт назвал фракталом «структуру, состоящую из частей, которые в каком-то смысле подобны целому». Таким образом, важнейшими признаками фракталов выступают их изломанность и самоподобие: каждый элемент нижнего уровня фрактальной системы идентичен или подобен целой системе, т.е. является бесконечно «тиражируемым» в ходе рекурсивного утопоэзиса паттерном [2].

Неудивительно, что фрактал стал одним из популярных понятий эпохи постмодернизма. Найдя себе применение в математическом анализе и .н. математической истории, экономике фондовых рынков, урбанистике, социологии, синергетике, искусствоведении. Многие ученые, занимающиеся теорией фракталов, также находят фрактальные элементы во многих классических произведениях искусства: картинах «Всемирный потоп» Леонардо да Винчи, «Сто видов горы Фудзияма» Кацусики Хокусая, «Менины» Д. Веласкеса, а также в работах Р.Магритта, С. Дали, Ван Гога, Дж. Поллока, М. Эшера, Х. Гриса, Дзж. Балла, Л. Уэйна, Г. Климта, П. Филонова, А. Родченко и др.

Впрочем, фракталы неизменно были частью космоса, природы, окружающего нас рукотворного мира – это и ветки деревьев, листья папоротников, снежинки, раковины улиток, линии побережья и вершины гор, кровеносные сосуды и нервы, и повторяющие спиральные пролеты лестниц, небесные цветы фейерверков, яркие мандалы индуистских и буддийских религиозных практик.

Неудивительно, что вскоре после своего научного описания фракталы стали объектом искусства, совместив художественное видение и научные разработки, визуализируя интеллектуальные и технологические изменения наступающей эпохи медиа, запечатлевая в причудливых узорах разнообразие мира. Сам Б.Мандельброт в своей работе «Fractals and an Art for the Sake of Science» так говорил о перспективах развития искусства фракталов: «Может ли фигура, описываемая простым уравнением или правилом построения, быть воспринята как фигура, имеющая эстетическое значение, а именно, быть декоративной, а возможно и видом искусства? Если эта геометрическая фигура - фрактал, то ответ – да».[5] Выстраиваясь под властью математических формул, фракталы продолжают удивлять бесконечностью подобных форм, структур, и цветов.

Первая выставка фрактального искусства«Frontiers of Chaos» («Границы хаоса») состоялась в 1984 году по инициативе института Гете. Экспозиция состояла из работ физиков и математиков Бременского университета, под патронатомХанца-Отто Пайтгена (O.-H.Peitgen) и Петера Рихтера (P.Richter). [12]. Визуализированные в виде разноцветных фрагментов множества Мандельброта математические алгоритмы дали толчок для развития целого отдельного направления медийного искусства. Фракталы воспроизводились «вручную» в виде стохатипии, на мониторах компьютеров в режиме 3D, в многочисленных Интернет-галлереях, в виде лазерных голограмм и распечатанных картин в «живом» выставочном пространстве.

В 1997 году французские медиа-художники Pascal Dombis, Carlos Ginzburg, Yvan Rebyi, Pierre Zarcate и др. создали объединение «Фракталисты – Искусство и сложность» и в художественном журнале «Art Press» опубликовали первый манифест фрактального искусства «Les Fractalistes - Art et Complexité», в котором утверждалась привилегированная динамика современного исследования, практик и знания в парадигме хаотично-фрактальной сложности.

В 1999 году увидел свет второй манифест искусства фракталов «The Fractal Art Manifesto», созданный художницей Kerry Mitchell. Искусство фракталов представляет собой жанр визуального 2D искусства, связанного с фракталами – формами или множествами, которые характеризуются самоподобием и имеют бесконечное число деталей в любом масштабе. Образы, которые технически не являются фракталами, созданными с помощью цифровых итерационных алгоритмов, но соответствуют фрактальному принципу организации художественного пространства, также относятся к фрактальному искусству. При этом Kerry Mitchell считает необязательным использование для создания фракталов только компьютера. Она говорит о том, что «художественная ценность произведения фрактальной искусства неразрывно связана с творческим процессом художника – вдумчивым отбором и обработкой алгоритмов и градиентов, которые придают форму, цвет, освещение и текстуры фракталов, Именно этот процесс, преобразующий безжизненную фрактальную форму в готовую, показывает творческий темперамент художника». Стоит также отметить, что при создании фрактального искусства предметом авторского права является не цифровой оригинал, а математическая формула генерирования фрактала [6].

На сегодняшний день по всему миру в жанре фрактального медиа-арта работает несколько сотен художников, каждый из которых обладает собственным стилем. Так, можно выделить фрактальный экспрессионизм или fractalage («фракталаж», аналоговая фрактальная живопись) таких художников, как Derek K. Nielsen, Nick Chlebnikowski, Brett DeVerle Harris [14]; фрактальные монотипии Леа Лившиц [3], фрактальные абстракция Виктора Рибаса [8], фрактальный реализм Вячеслава Усеинова [9]и Алексея Сундукова, фрактальный супрематизм В. Рибаса, С. Головача, А. Работнова, А. Петтай и др.

 


Литература:

1. Бонч-Осмоловская Т. Фракталы в литературе . - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ashtray.ru/main/texts/experlit/fractallit2.htm

2. Волошинов А.В. Гомер — Данте — Солженицын: фракталы искусства. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nonlin.awse.ru/2002/22.pdf

3. Лившиц В.М. Новация в области изобразительного искусства и ее научное объяснение. . - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.psychology-online.net/link.php?id=289

4. Николаева Е.В. Исследования фракталов в изобразительном искусстве - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://sias.ru/magazine/vypusk-2/istoriya-i-sovremennost/512.html

5. Mandelbrot В. Fractal Art Contest . - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.fractalartcontests.com/2006/entries.php

6. Mitchell K. The Fractal Art Manifesto. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fractalus.com/info/manifesto.htm.

7. Parke J. Fractal Art: A Comparison of Styles, 2003. . - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.infinite-art.com/index.about.comparison.php

8. Рибас В. . - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.ribas.ru/index-rus.html

9. Усеинов В. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.useinov.sk.uz/

10. Виртуальные галереи. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://browse.deviantart.com/digitalart/fractals/,https://www.fractalus.com/

11. Выставка «Автопоэзис и фракталы в междисциплинарных исследованиях сложности» . - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://contemporaryart.livejournal.com/191128.html

12. Выставка «Структурированный хаос» . - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.lesgallery.ru/exhibitions/fractals/.

13. Выставка «Strange Attractors: Signs of Сhaos». - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://archive.newmuseum.org/index.php/Detail/Occurrence/Show/occurrence_id/185

14. Fractal Field Painting . - [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.fractalfieldpainting.com/

 


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Список трудов О.С. Иоффе | 

Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 403. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7