Глава 2. ПОЗИТИВИЗМ В РУССКОЙ СОЦИОЛОГИИ
Позитивизм в России, так же как и на Западе, явился первым широким течением научной социологической мысли, которому суждено было длительное, наполненное богатым содержанием раз-иигие. Позитивизм и социология, по словам Н. И. Кареева, вошли • русский умственный обиход на исходе 1860-х годов. Позитивистская социология получила свое развитие в трудах ученых разных поколений, среди которых много известных имен (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, Е. В. де Роберти, Н. И. Кареев, М. М. Ковалевский, П. А. Сорокин, К. М. Тахтарев и др.). Идеи позитивизма оказались близки многим обществоведам и суманитариям — историкам, экономистам, юристам, филологам. Ис-гориком-социологом называл себя В. О. Ключевский. Принципы Позитивизма разделял другой крупный русский историк И. В. Лучиц-кий, которому принадлежит первый перевод на русский язык труда I Спенсера «Описательная социология, или группы социальных врстов». Позитивистами были такие известные ученые, как право-•сд Н. М. Коркунов, экономист В. А. Милютин, многие представивши естественных наук, в частности, химик Н. Н. Соколов, мате-411тик Н. В. Бугаев и многие другие. При этом идеи Конта были пики и понятны людям разных политических убеждений. Всех их)юм учении привлекали приемы мышления и способность с.омощью предлагаемых новых методов преодолевать идеализм и листику в трактовке научных фактов. Отказ от ненаучных элементов нания создавал благоприятные условия для разработки действен-,ых средств анализа социальных процессов и внушал уверенность в,»о шожности построения подлинно научной теории общества. В этом 1 мм еле об отношении к философской доктрине Конта в России торят как об особом умонастроении, вызванном общим ожиданием перемен. Другой привлекательной стороной этого учения была его нацеленность на поиски такого теоретического знания, которое поможет человечеству найти оптимальные средства решения практических 1*дач и встать на путь процветания. Новое учение об обществе вселяло веру в позитивное знание, в науку как двигатель прогресса. Знакомство с трудами Конта начиналось в России задолго до [••рождения здесь научной социологии. Этому в немалой степени способствовало то обстоятельство, что русские образованные люди Лили хорошо знакомы с теориями социалистов-утопистов, особенно с идеями учителя Конта Сен-Симона. Среди тех, кто увлекался новой философией, было много известных имен, в том числе А. С. Пушкин, Т. Н. Грановский и другие выдающиеся деятели м,|\ки и культуры XIX века. Сторонником позитивизма был извес-ый литературный критик Д. И. Писарев. Однако было бы неверным утверждать, что учение Конта при-.1 мил ось полностью всеми и безоговорочно. Слушавший публичные скции Конта в Париже Н. П. Огарев известен как один из первых [1] Кареев Н. И. Основы русской социологии. СПб., 1996. С. 351—352. [2] Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 1. Ч. 2. Л., 1991. С. 151. [3] Там же, с. 52. [4] Аналогичный феномен отмечал Н. И. Кареев и в отношении Монтескье, который больше предчувствовал будущую науку об обществе (социологию), чем понимал ее необходимость, и потому мог считаться социологом, когда еще не было социологии. Это послужило основанием для О. Конта считать Монтескье одним из своих предшественников. [5] Кареев Н. И. Основы русской социологии. СПб., 1996. С. 31. [6] Данилевский Н. Я. Россия и Европа. 1991. С. 222. [7] Более подробно о занятиях ученых западных стран русской социологией будет идти речь ниже, в главе 11, специально посвященной этому вопросу. [8] Проблемы идеализма. (1902); Вехи (1909). [9] Франк С. Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. М., 1992. С. 19. [10] Кистяковский Б. А. Социальные науки и право. СПб., 1916. С. 33. [11] Кареев Н. И. Введение в изучение социологии. Лекции. СПб., 1897. Следующие издания: 1907 и 1913. [12] Сорокин П. А. Общедоступный учебник социологии. Ярославль, 1919. [13] Сорокин Л. А. Система социологии. Т. 1—2. Пг., 1920. [14] Бухарин Н. И. Теория исторического материализма. Популярный учебник марксистской социологии. М., 1921. [15] В качестве примера можно привести, по крайней мере, две работы Н. И. Кареева, написанные им в 1920-е годы и увидевшие свет лишь в наши дни: Прожитое и пережитое. Л., 1991; Основы русской социологии. СПб., 1996. [16] Социология в СССР. В 2-х тт. М., 1966. [17] Подробному анализу развития социологии после революционных событий 1917 года посвящена специальная (7-я) глава настоящего издания.
|