Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВВЕДЕНИЕ. Ход игры. «Шли бараны по дороге,




Ход игры. «Шли бараны по дороге,

(Ходить на носках.)

Промочили в луже ноги.

(Ходить на пятках.)

Раз, два, три, четыре, пять,

(Приподниматься на носки).

Стали ноги вытирать —

Кто платочком,

Кто тряпицей,

Кто дырявой рукавицей.»

(Средней частью правой стопы ( подошвы) скользить по внутрен­ней стороне голени левой ноги от стопы к колену: ступня как бы обхватывает голень. То же левой ногой. Упражнение выполняется 6- 8 раз.)

 

Пол Элсам

 

МАСТЕР-КЛАСС

ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО АКТЕРА

Ростов-на-Дону

«Феникс»

Элсам, Пол

Мастер-класс для начинающего актера / Пол Элсам ; пер. с англ. Ковалева А. — Ростов н/Д : Фе­никс, 2008. — 252 с. — (Театральная мастерская).

ISBN 978-5-222-13524-2

Эта книга представляет собой вводный курс актерского ма­стерства для студентов и людей, мечтающих стать актерами. Книга помогает «совлечь покров тайны» с исполнительского процесса. Автор избрал приближенный к жизни подход, осно­ванный на многолетнем личном опыте преподавания актер­ского мастерства на различных уровнях. Актерская профес­сия очень многого требует от работающего в ней человека, и если вы по какой-то причине ощущаете отсутствие вдохнове­ния, нехватку энергии или времени для репетиций, предлага­емые Полом Элсамом 20 простых средств помогут вам обрес­ти уверенность при создании нового образа.

*Вы сможете познакомиться с ключевыми элементами человеческого поведения и особенностями общения между людьми.

*Предлагаемые в книге упражнения позволяют отточить актерские навыки и уровень осознанности исполнения посредством использования языка тела, характеристик голоса и речи.

*Профиль развития характера персонажа поможет вам свести воедино всю значимую информацию, которая служит ключом к личности вашего персонажа.

*В книгу включены отрывки из пьес для практики различных технических приемов исполнения.

*Книга поможет прояснить некоторые важные идеи, содержащиеся в трудах К. С. Станиславского.

15ВК978-5-222-13524-2

ББК 85.334

 

© Ковалёв Анатолий, пер. с англ., 2008

© Оформление, ООО «Феникс», 2008


Автор выражает благодарность за помощь в работе над книгой следующим людям: Саре Хьюз, Сибил Эйсенк, Дженни Ридаут, Алану Эйкборну, Йану Чэпеллу, Джемме Элбон, Кэти Тейлор, Хилари Лиссенден.

Посвящается Крис, а также Майку и Эми

ПРЕДИСЛОВИЕ

Об актерском мастерстве написано много ерунды, причем большая часть этой ерунды вышла из-под пера людей, никогда не игравших на сцене и даже не общав­шихся с актерами. Тем более приятно читать книгу, содер­жащую в себе практические рекомендации и написанную внятным языком. Автор этой книги — человек, выступав­ший на сцене и имевший опыт общения с актерами.

Подобным же образом, проработав первые восемь лет своей профессиональной жизни актером — со всеми со­путствующими этому ремеслу взлетами и падениями, -а последующие 40 в качества режиссера, старающегося помочь другим делать свою работу лучше, я считаю, что немного разбираюсь в этом предмете.

В конце концов, многие годы своей жизни я провел на репетициях, изо дня в день наблюдая за игровым про­цессом (и, что более важно, за тем, что ему предшеству­ет) непосредственно. Иногда это бывает утомительно (как, например, ждать, пока высохнет краска), а иногда при виде того, как одна личность сливается с другой, возникает ощущение чего-то стремительного и гранича­щего с чудом.

Стр. 3

И все же, хоть это и звучит несколько загадочно, какой бы путь в конечном счете не пришлось выбирать актеру к исполнению роли в хорошей труппе, с хорошими коллега­ми-актерами, при наличии хорошего текста, толкового ре­жиссера и с помощью надежного технического персонала, работа может приносить огромное удовольствие.

Конечно, актерская профессия требует большого терпения, усердия и просто тяжелого труда, а я знаю, что связывать упорный труд с удовольствием как-то не при­нято, по крайней мере, в нашей стране. Но эти две гра­ни профессии не должны исключать друг друга.

Исполнение актером роли — это одно из тех удиви­тельных, порой мучительных занятий, когда чем мень­ше, как тебе кажется, ты делаешь, тем более благопри­ятное впечатление производишь на окружающих.

Это, как я подозреваю, справедливо для искусства вообще. Многие из величайших произведений создают­ся играючи, как бы инстинктивно. Подобным же обра­зом некоторые скучнейшие вещи являются результатом мучительных усилий и нескончаемой упорной работы -и это заметно. Мы можем сдержанно поаплодировать тому огромному труду, который был вложен во все это, но вскоре перестаем смотреть на сцену или просто ухо­дим в антракте.

Поэтому честолюбивый начинающий актер, кото­рый, возможно, собирается прочесть эту книгу, должен всегда и прежде всего доверять своим инстинктам. Ка­ким бы одаренным вы ни были, эти инстинкты могут, время от времени, оказываться ошибочными, но если вы не закоснели и не стоите на месте, всегда есть возмож­ность вернуться назад. И если вы поймете, что ваши

Стр. 4

первоначальные импульсы зачастую вас подводят, луч­ше переменить профессию, как это сделал я.

Пол Элсам — бывший актер, который в настоящее время занимается преподаванием и режиссурой. В его ме­тодике упор делается на технические элементы, а сам подход к обучению отличается отсутствием менторства. Он дает ясные и полезные советы, помогающие студен­там достичь исполнительского мастерства, и эти советы бывают весьма эффективными, уж поверьте мне. Выбрав актерскую профессию, вы должны, часто за мизерное вознаграждение, создавать нечто, достойное зрительского интереса, причем в определенные сроки и порой сразу в нескольких постановках. Иногда, задолго до окончания репетиций или даже до их начала, бывает так, что люди уже заплатили хорошие деньги за места в зале.

Какими бы верными ни были ваши инстинкты, в ко­нечном итоге вам все равно придется полагаться на тех­ническое мастерство. В этой книге Пол совершенно справедливо замечает, что хорошие актеры прекрасно понимают, что невозможно быть на высоте на каждом спектакле восемь раз в неделю из месяца в месяц. Быва­ют дни, когда «вдохновение» их покидает. Вот именно в эти дни, в качестве компенсации, большую роль приоб­ретает техника игры. И если вы действительно классный актер, большинство зрителей не заметят разницы.

Сэр Алан Эйкборн,

Скарборо, 2005г.

Стр. 5


ВВЕДЕНИЕ

Какими приемами вы пользуетесь для создания пер­сонажа? Что, собственно говоря, называется «персона­жем»?

Само понятие персонажа в драме спорно. С момента написания Станиславским работы «Построение роли» в начале XX века поколения актеров старались постичь сущность героя, которого они представляют на сцене. Тем не менее, драматург и режиссер Дэвид Мэмет, среди про­чих, настаивает на том, что такого понятия, как персо­наж, в природе не существует, есть просто актер, задача которого состоит в том, чтобы исполнять роль в соответ­ствии с указаниями драматурга.

Конечно же, для актера, стремящегося создать опре­деленный сценический образ, существует масса проблем. Есть заманчивое желание создать запоминающийся и ин­тересный характер, и для этого актер может прибегать к различным сомнительным приемам — от легкого заика­ния до беспричинного почесывания! Есть соблазн увести персонаж и эмоциональную сторону, которая актеру ка­жется убедительной, по противоречит сценарному замыс­лу. Есть просто опасность того, что, чем глубже вы погру­жаетесь в свою роль, тем меньше замечаете окружающих.

Алан Эйкборн рассказывает историю о том, как он, будучи начинающим актером, репетировал роль Стэнли в пьесе «День рождения» под руководством драматурга Гарольда Пинтера. Стараясь как можно лучше сыграть роль, Алан приставал к Гарольду с вопросами об

Стр. 6

особенностях играемого им персонажа. Гарольд спокойно ска­зал ему: «Занимайся, черт бы тебя побрал, своим делом».

Главное состоит в том, что самый интересный, живой, привлекательный и многогранный характер, который вы можете предложить зрителю, — это вы сами. Это вполне доступный прием, поскольку если вы играете самого себя, как это делают некоторые актеры, вы можете вло­жить всю свою энергию в то, чтобы правдиво отобразить ситуации, встречающиеся в пьесе. Сегодня, особенно на телевидении и в кино, режиссер назначает актера на роль именно потому, что тот хорошо подходит по внешности и характеру героя, описанного в сценарии. Если вы счита­ете, что вас выбрали по этой причине, старайтесь не ус­ложнять характер персонажа и просто делайте то, чего от вас ожидают. Когда ваши работодатели поймут, что на вас можно положиться и вы играете правдиво, они могут пригласить вас на следующую роль.

Так есть ли еще какие-то возможности роста для ак­тера, который любит играть людей, отличающихся от него, и который хочет быть «разноплановым характер­ным актером»? Слава Богу, да. Театр все еще может пред­ложить по-настоящему характерные роли, особенно если вам предстоит играть несколько ролей в одной и той же пьесе.— что в настоящее время случается доволь­но часто ввиду сокращающегося бюджета театров. В ти­пичной постановке Джона Годберга вам могут предло­жить множество ролей, включая стереотипные, и все они должны четко отличаться друг от друга. Есть и дру­гие области работы для разнопланового актера: корпо­ративные видеофильмы, радиопостановки, игра в теат­ре—и везде актеру надо быть этаким хамелеоном.

Стр. 7

На репетициях вам захочется внести в роль что-то от себя. Режиссер будет требовать, чтобы ваш выбор вписы­вался в замысел автора пьесы. Чтобы уравновесить эти два желания, вам понадобятся, прежде всего, ясный взгляд и универсальная техника. Но где найти эту технику?

Некоторые рекомендации в этой книге я заимствовал у Константина Сергеевича Станиславского. В начале прошлого века Станиславский создал исчерпывающую систему обучения актеров, и эта его программная работа до сих пор составляет основу практически всех современ­ных методик подготовки актеров на Западе. Он учит тому, что сценарий можно сделать более понятным, если разде­лить его на «блоки». Кроме того, он говорит о кругах вни­мания, о темпо-ритм голоса и темпо-ритм тела, об эмо­циональной памяти, о всякого рода технических приемах и упражнениях. Его система, подобно Библии, часто ци­тируется и истолковывается, порой неправильно, перепи­сывается и «улучшается», но она, безусловно, помогла многим актерам найти свой путь. Правда, есть люди, в том числе Дэвид Мэмет, которые полагают, что Станиславский создал загадочную систему, отрицательно повлиявшую на способность актеров хорошо играть. Другие (и я в том числе) считают, что хотя Станиславский написал много ценного для актеров, некоторые из его трудов сейчас ка­жутся неактуальными. В конце XIX века на заре натурали­стического театра был удивительный период, когда актеры и драматурги порой опережали психологов в понимании человеческого поведения. Однако некоторые из наблюде­ний Станиславского по поводу человеческого поведения и того, как его воспроизводить сегодня, в XXI веке, менее ценны, чем тогда, когда они были им сделаны. И хотя

Стр. 8

талантливые и действовавшие из самых лучших побужде­ний ученики многое добавили к его системе, некоторые из них лишь еще более «замутили воду».

Если вы решили вникнуть в понимание Станислав­ским и его последователями (или соперниками) — ак­терской игры и хотите дойти до сути различных точек зрения на этот счет, ваши усилия будут щедро вознаг­раждены. Имейте, однако, в виду, что изучение этих предметов требует большого интеллектуального напря­жения. Для актеров и их наставников может оказаться полезным погружение в философские и психологичес­кие аспекты актерской профессии, которые представля­ются очень важными; требуемая для этого тщательность исследования может в лучшем случае послужить отлич­ной тренировкой и вызвать ощущение высокого стату­са, придающего актеру уверенность. В худшем же случае такое погружение может привести к тайному ощущению

несостоятельности, скрытому под гипертрофированным чувством высокого статуса.

Итак, я вовсе не уверен, что актерам нужно быть ин­теллектуалами. Мыслителями — да; исследователями -несомненно; собирателями — определенно. За прошед­шие годы мне приходилось беседовать со многими твор­ческими людьми, занимавшими высокое место в своей профессии. В каждом случае меня поражали их юмор, любовь к своему ремеслу и готовность раскрыть его сек­реты. Мне очень нравятся эти их качества. Они позво­ляют людям говорить о вещах без ощущения того\ что они обязаны вступить в некое тайное общество или раз­вить в себе дополнительные интеллектуальные способ­ности.

Стр. 9

Так что, эта книга вам подходит? Думаю, что нет, если вы собираетесь вступить в еще одно тайное общество. Но если вы уже обладаете актерским даром мгновенного пе­ревоплощения и хотите стать еще более универсальным, если вы хотите научиться меняться с быстротой хамеле­она — читайте дальше. Автор этой книги поставил перед собой цель помочь актеру правдиво передавать характе­ры своих персонажей; он вводит в курс дела шаг за ша­гом, не пользуясь при этом профессиональным жаргоном и основываясь на здравом смысле.

Таким образом, книга посвящена в основном комму­никации — тому, что делают люди, чтобы другие могли это увидеть и услышать. Это дает нам представление о мыслях и чувствах того или иного человека, помогает понять суть отношений между двумя индивидами, рас­познать их видение окружающего мира. Сигналы, кото­рые люди посылают с помощью жестов и голоса, дают нам все необходимые ключи к их пониманию. Что же это за сигналы?

Мы рассмотрим все основные характеристики поведе­ния — реальное, меняющееся, каждодневное человечес­кое поведение — как вербальное, так и физическое. Кни­га будет для вас руководством к пониманию вещей, которые вы делаете ежедневно; вы узнаете, как и почему ваше поведение меняется в зависимости от обстоятельств. Вам будет предложено точное описание каждого «типа» поведения, в том числе поведенческих крайностей, а так­же будут представлены примеры из жизни животных. Вы узнаете о более утонченных образчиках поведения и о том, как изменения в поведении используются писателя­ми и актерами для создания комического или

Стр. 10

драматического эффекта. Наконец, вы получите практические рекомендации по применению приобретенных знаний о типах поведения для построения роли; в книге будут опи­саны простые практические упражнения для оттачивания навыков актерского мастерства и восприятия, а значит, для повышения универсальности.

Поможет ли вам данное пособие стать мастером пере­воплощения? Надеюсь, что да. По крайней мере, я наде­юсь, что, прочитав эту книгу и уяснив заложенные в ней идеи с помощью упражнений, вы станете более уверен­ным и опытным исполнителем. Все актеры стремятся со­здавать истории для зрителей. Делает ли это актер, опи­раясь на собственную личность, или предпочитает отойти от собственного характера, чтобы создать новый образ, соответствующий логике пьесы, главным образом, зави­сит от него и от режиссера. Разумеется, в данной актеру роли ему важно найти и развить то, что необходимо до­нести до зрителя. Иногда от актера требуется поселиться в чуждом ему мире. Главное, чтобы пути, которые он из­брал для исполнения роли, были достойными, чтобы они правдиво отображали характер его героя.

Для правильного отображения характера персонажа нужно правильно понимать замысел драматурга. Вам придется проявить немалое умение, чтобы разобраться в происходящем и понять, как ваш герой соотносится с другими действующими лицами пьесы. Вам придется планировать.

Стр. 11


Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой





Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 265. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.026 сек.) русская версия | украинская версия
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7