Студопедия — Инструмент № 9: контроль громкости
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Инструмент № 9: контроль громкости






В естественных ситуациях нам свойственно говорить громко, тихо или со средней громкостью. Актеру требу­ются чуткость и голосовой контроль для того, чтобы по желанию менять громкость голоса. Основная причина са­моочевидна: зрители, сидящие высоко на галерке, долж­ны слышать каждое произнесенное вами слово так же четко, как и зрители в первых рядах партера.

Стр. 121

Давайте для начала рассмотрим аспект громкости го­лоса в контексте повседневной жизни. Громкость голоса в реальной жизни способна отражать важные психологи­ческие аспекты личности. Начнем с клише: уверенный в себе человек всегда говорит громко, стеснительный и робкий — тихо. Как и в большинстве клише, в этом со­держится большая доля истины. Уверенность — реальная и не наигранная — вполне может частично проявляться в громком, четком голосе. Говорящий уверен в правильно­сти своего мнения и хочет, чтобы все об этом узнали. Че­ловек застенчивый лишен уверенности в собственной способности ясно излагать свои мысли и идеи. Он может сомневаться в уместности своего мнения. В попытке све­сти к минимуму удар по своему самолюбию такой чело­век, как правило, говорит негромким голосом.

Пока что все соответствует логике. Но, как и в слу­чае с невербальным общением, ситуация становится более интересной, когда говорящий старается замаски­ровать свои чувства. Человек, который привык считать себя застенчивым, может оказаться в ситуации, где ему необходимо выглядеть уверенным: например, произно­ся торжественную речь во время бракосочетания. В та­ких обстоятельствах человек старается говорить громче. Если он достаточно владеет собой, то способен успеш­но скрыть собственную робость и добиться уверенного звучания голоса. Если же ситуация окажется стрессовой и человек не сумеет возобладать над ней, он может гово­рить даже слишком громким голосом. Представьте себе также ситуацию, в которой очень уверенный мужчина на вечеринке почувствовал, что его тянет к застенчивой женщине. Боясь напугать ее излишней напористостью,

Стр. 122

мужчина заговаривает с понравившейся дамой более тихим и мягким голосом, чем ему обычно свойственно.

Как же тогда мы, люди, сохраняем контроль над соб­ственной «громкостью звучания»? Все происходит, как и со многими другими вещами — вы осваиваете теорию, анализируете процессы и затем практикуетесь, практику­етесь и еще раз практикуетесь. И, так же как и со многи­ми другими аспектами исполнения, основой успешного контроля громкости голоса является релаксация — спо­собность расслабляться физически и умственно (психо­логически).

Процесс образования звука происходит так: вы дела­ете вдох; вы делаете выдох; во время выдыхания некото­рая часть воздуха проходит над голосовыми связками в вашем горле; вы позволяете воздуху вызвать колебание голосовых связок; издаваемый при этом звук — это ваш голос.

Пока что все достаточно просто. Что же делают акте­ры, чтобы обрести больший контроль над громкостью звучания своего голоса?

Прежде всего, они учатся расслабляться в стрессовых ситуациях. Расслабленное тело — это тело, свободное от мышечного напряжения. Не случайно вокальные упраж­нения часто проделываются в лежачем положении: это положение практически не требует напряжения мышц.

Способность сохранять состояние физической ре­лаксации на сцене обеспечивает реальные преимуще­ства. Вы можете сделать более глубокий вдох. Вы може­те позволить себе больший контроль над направленным наружу потоком дыхания. Резонанс, помогающий уси­лить ваш голос, повышается. Что такое резонанс?

Стр. 123

Резонанс происходит, когда звук усиливается благо­даря эффективному использованию резонаторов. Что такое резонаторы? Резонаторы — это полые простран­ства: своеобразные камеры различного размера, распо­ложенные в верхней части человеческого тела. Рот чело­века — это резонатор; нос, а также горло и легкие тоже являются резонаторами. Такую же роль выполняют и синусы, которые покрывают череп человека. Каждый из указанных резонаторов потенциально способствует уси­лению голоса.

Представьте себе две гитары: одна из них — сплошная электрогитара, а вторая — полая акустическая гитара. Если натянуть струны на электрогитару, то без подсоеди­нения ее к усилителю вы с трудом сможете расслышать звук в другом конце комнаты. Если натянуть струны на акустическую гитару и заиграть на ней, звук будет резо­нировать в ее полом корпусе и значительно усиливаться. Полый корпус гитары исполняет роль ее резонатора.

Как проверить, действительно ли полое простран­ство способствует усилению звучания гитары? Если вы заполните полое пространство ватой или кусками ткани, уменьшение пустого пространства вызовет значительное снижение резонанса, что, в свою очередь, сильно ска­жется на громкости звучания.

То же самое верно для человеческого тела. Если че­ловек сильно напряжен, он начинает ограничивать свои резонаторы, что приводит к снижению усиления звука посредством резонанса. Если у вас простуда и ваш нос и синусы забиты, вы сами заметите, что ваш голос звучит не так громко. Такой эффект объясняется тем, что заб­локированные резонаторы не функционируют.

Стр. 124

Существует немало книг, предлагающих множество полезных советов актерам, желающим повысить способ­ность владения своим голосом (см. раздел «Дополни­тельная литература»), поэтому, с вашего позволения, будем двигаться дальше.

Полезные советы

Я не вижу особого смысла в обсуждении психологи­ческих аспектов, которые обусловливают различные уровни громкости голоса, по той простой причине, что актер на сцене всегда должен говорить достаточно гром­ко, независимо от характера своего персонажа или об­стоятельств, в которые тот попадает. Потребность в том, чтобы вас хорошо слышала аудитория, перевешивает любые соображения «реализма»; это простое золотое правило, которое следует принимать как данность. Зри­тели могут простить не самое блестящее исполнение, но если вы будете говорить слишком тихо и не дадите им возможности в полной мере понять сюжет, они вам это­го не простят.

Во время киносъемки, если режиссер не сумеет рас­слышать все, что вы говорите, он остановит вас и начнет переснимать эпизод заново. Звукорежиссер попытается отрегулировать громкость звучания вашего голоса, одна­ко вас могут попросить говорить громче, а может, даже тише. Если вы участвуете в эмоциональной сцене, это бывает труднее сделать, чем кажется. Тем не менее, все­гда помните о том, что вы работаете в коммерческой ин­дустрии. Старайтесь делать все от вас зависящее; вряд ли люди заметят ваше внутреннее замешательство.

Стр. 125







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 292. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия