Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Инструмент № 12: Контроль тембра





Тембр — это термин, который используется для опи­сания степени твердости или мягкости человеческого голоса. Трудно описать или идентифицировать качество тембра, однако он способен оказывать очень сильное влияние на аудиторию.

Есть определенное сходство между тембром голоса и настройкой тона в высокоточной музыкальной системе. Многие аудиосистемы оснащены рукоятками контроля, которые позволяют слушателю повышать или снижать мощь басов или звучание дискантовых тонов в музыке. Более усовершенствованные системы дают возможность осуществлять очень тонкую подстройку тембра музыкаль­ного произведения с помощью графического эквалайзера. Низкие, высокие и средние частоты можно сбалансировать

Стр. 144

до уровней, устраивающих каждого отдельного слушателя. Повернув рукоятку контроля частоты, скажем басового ре­гистра музыкальной системы, вы не просто повышаете громкость звучания, вы повышаете уровень басового резо­нанса. Если ваша музыкальная система уже включена на полную мощь, вы можете заметить, что басовые ноты в музыкальном произведении вибрируют настолько сильно, что слушатели могут ощущать эти вибрации всем телом.

Важно помнить, что, подобно музыкальному тембру, вокальный тембр представляет собой свойство, поддаю­щееся изменениям, когда звук имеет определенную высо­ту и удерживается на одной ноте. Любую ноту, которую вы в состоянии без усилий пропеть, можно изменить так, что она приобретет более твердое или мягкое звучание.

Давайте исходить из представления о том, что вокаль­ный тембр может быть твердым или мягким. Какие свой­ства приписывают слушатели голосу с твердым или мяг­ким тембром? Мягкий голос создает впечатление, что его обладатель — человек добросердечный, предупредитель­ный, спокойный. Примерами могут служить детский пси­холог или ночной ди-джей. Резкий, сильный тембр остав­ляет впечатление принадлежности очень энергичному, порывистому, наэлектризованному человеку. Представь­те себе рыночного торговца или ведущего молодежного телеканала.

Как правило, местный акцент, связанный с городской средой, звучит несколько резче и, может быть, грубее, чем акцент жителей сельской местности. Люди используют дыхание, напряжение и резонанс несколько разным об­разом. Например, жителям сельской Ирландии свой­ственно в разговоре выпускать воздух достаточно

Стр. 145

плавным и непрерывным потоком, что более способствует усилению резонанса. Уроженцы Белфаста, напротив, чаше совершают вдохи и вьщохи в речи, что приводит к физическому напряжению в горле и ограничивает резо­нанс. Это происходит в результате перекрывания голосо­вой щели. В данном случае следует пояснить, что такое перекрывание голосовой щели.

Это явление происходит, когда задняя часть гортани мгновенно напрягается в процессе речи, перекрывая путь потоку воздуха. Попробуйте проделать это. Произнесите громко какое-нибудь слово, например, «автоматичес­кий», с сильным акцентом, словно проглатывая большую часть согласных звуков. У вас получится нечто вроде «а'о' ма'и'ч'кий», так что в пределах одного слова вы испыта­ете несколько перекрываний голосовой щели. Начните произносить слово заново. Только в этот раз прервитесь после произнесения первого звука «а». Отметьте положе­ние гортани: она напряжена и сомкнута, так что через нее нет доступа воздуху.

Вспомните подраздел о громкости, в котором рас­сматривалось понятие резонанса. Резонаторы функцио­нируют эффективнее всего, когда воздух имеет возмож­ность проходить свободно и мышцы вокруг резонаторов расслаблены. Голосовой тембр — насколько резко или мягко звучит голос человека, — более всего зависит от двух факторов: прохождения воздушного потока и мы­шечного напряжения.

Что же можно сделать для изменения тембра соб­ственного голоса? Значительное изменение тембра — за­дача нелегкая. Голосовой тембр напоминает местный ак­цент. Это нечто, выработавшееся у вас в течение всей

Стр. 146

жизни и ставшее инстинктивным. Если вы желаете изме­нить тембр, вам следует обрести полный контроль и над потоком воздуха, который вы выдыхаете, и над степенью собственной физической релаксации. Это помогает так­же выработать ощущение «позиционирования голоса» за счет визуализации «центрирования» голоса в определен­ной точке на пути прохождения воздушного потока.

Если вы стараетесь достичь мягкого тембра, вы може­те представить себе, что ваш голос находится в центре грудной клетки: расслабьте как можно больше мышц и сосредоточьтесь на ощущении вибрации в вашем грудном резонаторе (вспомните о ночном ди-джее). Если вы доби­ваетесь «твердого» тембра, визуализируйте, как ваш голос размещается в гортани или в ротовой полости (можете вспомнить о ведущем молодежной телепрограммы).

Однако в театре следует быть очень внимательным. «Позиционирование» голоса в горле неминуемо приведет к определенной степени мышечного напряжения в этой области, и, если вы начнете делать усилия, чтобы ваш го­лос звучал нормально, излишнее напряжение может при­вести к длительной травме. На радио и телевидении, где программы часто идут в записи, такое напряжение вполне приемлемо, если у вас нет необходимости в «проецирова­нии» голоса на аудиторию.

Полезные советы

Ваш собственный «природный» тембр, скорее всего, будет представлять нечто среднее между «жестким» и «мягким». Чем ближе тембр к одной из «крайних» точек диапазона, тем более вы нуждаетесь в развитии чуткости,

Стр. 147

необходимой для его изменения. Поэтому внимательно вслушивайтесь в различные голоса людей в повседневной жизни. Слушайте рекламные ролики на телевидении; тип рекламируемой продукции обычно диктует выбор конк­ретного голосового тона и тембра. Иногда можно слы­шать, как один и тот же актер в разных рекламных кли­пах говорит разным голосом. Если вы сумеете освоить способность изменения тембра, то, возможно, станете более востребованным как актер.







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 332. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия