Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Жанр тоталитарной антиутопии




Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Проблема свободы и несвободы личности приобретают отнюдь не теоретический характер в мире, столкнувшимся с реальностью гитлеровской диктатуры (1933-1945), тоталитарного режима (Советский Союз), жесткой организацией потребительского капиталистического рая (США). Поэтому вполне органично возникновение жанра тоталитарной антиутопии, в котором раскрывается оборотная сторона власти коллективных архетипов – на уровне политических манипуляций.

Парадокс развития просветительских идеалов, обещавших дать людям свободу и равенство независимо от социального происхождения, национальной и половой принадлежности, состоит в том, что к середине ХХ века всеобщая демократизация привела к торжеству «человека-массы» (термин Х. Ортеги-и-Гассета из эссе «Восстание масс»). Обыватель, получивший доступ к материальным и духовным благам, комфортно обустроивший свою жизнь, не желал нести исторической ответственности за происходящее. Именно в условиях «молчаливого большинства» оказались возможны национальные и мировые катастрофы ХХ века. Механизмы воздействия власти на индивида и превращение его в «человека-массу» изобретательно раскрыты в романе английского писателя Дж. Оруэлла («1984», 1948). Английский писатель показывает, как манипуляция общественным и индивидуальным сознанием производится путем насильственного вторжения государства в сферу частной, интимной жизни, а также с помощью перемоделирования языка – конструкт Новояза призван изменить само сознание человека, устранив обозначения для всего индивидуального, многовероятностного в жизни.

О. Хаксли («О дивный новый мир», 1932) идет дальше: он разоблачает готовность человека поступиться свободой ради комфорта, иными словами, предпочесть цивилизацию культуре. Опасность погружения в технократическую утопию, воочию представшую перед писателем в облике Америки, с новой остротой осознается сейчас, в начале третьего тысячелетия (ср. «Элементарные частицы», «Возможность острова» М. Уэльбека). Постиндустриальный «рай» оказался ловушкой, в которой человек лишен исторической памяти, истины, любви, красоты и индивидуальности, то есть свободы быть собой и выбирать свое будущее (ср. также «99 франков» Ф. Бегбедера).

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ

Т. Драйзер. Финансист.

Б. Шоу. Пигмалион. Дом, где разбиваются сердца.

Л. Пиранделло. Шесть персонажей в поисках автора.

А. Бретон. Манифест сюрреализма // Называть вещи своими именами. (Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века). – М., 1986. – С. 40-73.

Ф.Т. Маринетти. Первый манифест футуризма. Технический манифест сюрреалистической литературы // Называть вещи своими именами… - С. 158-168.

П. Элюар. Из сборников: Животные и их люди, люди и их животные. Град скорби. Свободные руки.

М. Пруст. По направлению к Свану.

Р. Олдингтон. Смерть героя.

Э. Хемингуэй. Прощай, оружие! Фиеста. По ком звонит колокол. В снегах Килиманджаро. Старик и море.

Э.М. Ремарк. На Западном фронте без перемен.

Ф.С. Фицджералд.Великий Гэтсби.

Дж. Дос Пассос. Манхэттен.

У. Фолкнер. Шум и ярость. Свет в августе.

Дж. Стейнбек. Гроздья гнева. О мышах и людях.

Дж. Джойс. Улисс.

Т.С. Элиот. Бесплодная земля. Полые люди.

Ф. Кафка. Замок. Процесс. Новеллы: «Голодарь», «Приговор», «Превращение», «В исправительной колонии».

Т. Манн. Волшебная гора. Доктор Фаустус. Смерть в Венеции.

Г. Гессе. Степной волк. Игра в бисер.

Сартр.Тошнота. Пьесы: «За закрытыми дверями», «Мухи». Эссе: Экзистенциализм – это гуманизм. Объяснение «Постороннего».

Камю.Чума. Посторонний. Калигула. Эссе «Миф о Сизифе».

Р.М. Рильке. Сонеты к Орфею.

Б. Брехт. Мамаша Кураж и ее дети. Трехгрошовая опера.

Дж. Оруэлл. 1984.

О. Хаксли. О дивный новый мир.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Общая характеристика литературного процесса первой половины ХХ века.

2. Творчество Б. Шоу в контексте поэтики новой драмы (на материале пьес «Пигмалион», «Дом, где разбиваются сердца»).

3. Драматургическое новаторство Л. Пиранделло. Анализ пьесы «Шесть персонажей в поисках автора».

4. Соединение реалистических и натуралистических тенденций в творчестве Т. Драйзера. Концепция героя и общества в романе «Финансист».

5. Поэтика литературного авангарда начала ХХ века. Анализ программы футуризма.

6. Поэтика литературного авангарда начала ХХ века. Анализ программы сюрреализма.

7. Поэзия П. Элюара в контексте сюрреализма. Анализ художественного мира и стилевых особенностей сборников: «Животные и их люди, люди и их животные», «Град скорби», «Свободные руки».

8. Поэтика литературного авангарда начала ХХ века. Идеологические и художественные основы экспрессионизма.

9. Поэтика модернизма.

10. Поэтика лирики Р.М. Рильке. Неомифологизм лирического цикла «Сонеты к Орфею».

11. Поэзия Т.С. Элиота в контексте имажизма. Анализ поэм «Бесплодная земля», «Полые люди».

12. Поэтика «романа-реки» М. Пруста «В поисках утраченного времени». Анализ художественного мира романа «По направлению к Свану».

13. Общая характеристика литературы потерянного поколения. Анализ романа Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен».

14. Общая характеристика литературы потерянного поколения. Анализ романа Р. Олдингтона «Смерть героя».

15. Крушение «американской мечты» в романе Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби».

16. Общая характеристика литературы потерянного поколения. Анализ романов Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!», «Фиеста».

17. Жанр «романа большого города»: анализ романа «Манхэттен» Дж. Дос Пассоса.

18. Поэтика творчества У. Фолкнера. Анализ романа «Шум и ярость».

19. Поэтика творчества У. Фолкнера. Анализ романа «Свет в августе».

20. Поэтика романа Дж. Джойса «Улисс» в контексте модернизма.

21. Творчество Ф. Кафки. Поэтика романа-притчи «Процесс».

22. Творчество Ф. Кафки. Поэтика романа-причти «Замок».

23. Творчество Ф. Кафки. Поэтика новелл «Голодарь», «Приговор», «Превращение», «В исправительной колонии».

24. Жанр философско-мифологического романа в творчестве Т. Манна. Анализ романа «Доктор Фаустус».

25. Жанр философско-мифологического романа в творчестве Т. Манна. Анализ романа «Волшебная гора».

26. Поэтика новеллы «Смерть Венеции» в контексте культурной мысли рубежа XIX-XX веков (Шпенглер, Ницше, Вагнер).

27. Жанр философского романа-притчи в творчестве Г. Гессе. Анализ романа «Степной волк» в свете философских и психологических концепций (Кьеркегор, Юнг, Фрейд).

28. Жанр философского романа-притчи в творчестве Г. Гессе. Анализ романа «Игра в бисер» в контексте модернизма и предвосхищения идей постмодернизма.

29. Экзистенциализм как философская концепция и литературное направление. Общая характеристика художественных идей А. Камю и Ж.-П. Сартра.

30. Творчество Ж.-П. Сартра. Поэтика романа «Тошнота».

31. Творчество Ж.-П. Сартра. Драматургия как арена реализации философских идей: пьесы «Мухи», «За закрытыми дверями».

32. Философские и литературные взгляды Ж.-П. Сартра в эссеистике: «Экзистенциализм – это гуманизм», «Объяснение “'Постороннего”'».

33. Творчество А. Камю. Экзистенциалистские идеи в эссе «Миф о Сизифе».

34. Творчество А. Камю. Поэтика романа-притчи «Чума».

35. Творчество А. Камю. Проблематика пьесы «Калигула».

36. Творчество А. Камю. Концепция героя в философской повести «Посторонний». Интерпретация повести Ж.-П. Сартром («Объяснение “Постороннего”»).

37. Синтез художественных направлений в творчестве Дж. Стейнбека (реализм, натурализм, модернизм). Анализ романа «Гроздья гнева».

38. Синтез художественных направлений в творчестве Дж. Стейнбека (реализм, натурализм, модернизм). Анализ повести «О мышах и людях».

39. Концепция эпического театра Б. Брехта. Проиллюстрируйте ее на примере пьес Мамаша Кураж и ее дети», «Трехгрошовая опера».

40. Жанр тоталитарной антиутопии в творчестве Дж. Оруэлла: «1984».

41. Жанр тоталитарной антиутопии в творчестве О. Хаксли: «О дивный новый мир».

42. Обогащение реалистических традиций в творчестве зрелого Э. Хемингуэя («По ком звонит колокол», «В снегах Килиманджаро», «Старик и море»).







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 552. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.026 сек.) русская версия | украинская версия