Темперамент и творческий процесс
Творческая деятельность означает самовыражение, которое включает в себя отражение объективного мира и раскрытие и познание своей индивидуальности, воспринимающей и осмысляющей действительность. Творческий процесс включает в себя два крупных этапа – рождение замысла и его воплощение. Но чтобы проследить проявление темперамента в творческом процессе, условно разделим его на более мелкие фазы. Тогда творческий процесс будет выглядеть следующим образом:
Таким образом, фазы 1 – 4 относятся к этапу замысла, а 5 – 7 - к этапу воплощения. Теперь обратимся к темпераментам и проверим, как каждый из них соотносится с фазами творческого процесса. Начнем с меланхолического темперамента. Меланхолики более успешно и продуктивно справляются с первыми четырьмя фазами творческой деятельности. В силу своей природной эмоциональной возбудимости и впечатлительности они особенно остро, ярко и полно воспринимают окружающую действительность. Но пониженный мышечный тонус ориентирует на переживание этих сильных эмоциональных впечатлений внутри себя. Отсутствие способности природного торможения нервных процессов не позволяет им произвольно прекращать свои переживания и сосредоточиваться на чем-то другом. Впечатление как бы застревает в психике меланхолика в качестве идеи. Реализовать идею в поступке ему трудно. Иными словами, процесс анализа, т.е. фазы 1-4 и 5, протекают у меланхолика успешно, но ему очень сложно выйти в 6 фазу – осуществление творческого акта. Воспитание актерских способностей у меланхолика без достаточно высокой мотивировки и силы воли практически невозможно. Так считают некоторые психологи и некоторые режиссеры-практики. Но можно ожидать успехов у меланхоликов на поприще режиссуры. Почему такой приговор подписывают меланхоликам? Считается, что в актеры меланхолики не годятся из-за того, что обладают слабой нервной системой, а актерская профессия связана с огромными нервными перегрузками. Однако специалисты кафедры психологии Петербургского института театра, музыки, кино доказали, что при условии укрепления нервной системы меланхолики могут добиться значительных результатов и в актерской деятельности. Глубина переживаний, глубокая впечатлительность, скупая внешняя выразительность – это замечательные качества актера современного театра, и именно ими обладает меланхолик, и если он сумеет укрепить свою нервную систему, то успех его ждет и на поприще актерской деятельности В процессе же обучения на актерских факультетах меланхолики на начальных этапах обучения не подают надежд на актерское будущее; им очень сложно существовать в этюдах «Я в предлагаемых обстоятельствах», так как им сложно раскрывать свое «я». Большие физические и темпоритмические нагрузки они также не выдерживают. Но с появлением возможности выразиться в характерности они могут зарекомендовать себя как хорошие актеры. Психика меланхолика особенно уязвима. И если на первых этапах обучения он был травмирован замечаниями, грубыми оценками, обвинениями в беспомощности и пр., то «возрождения» в связи с характерностью образа на старших курсах может и не произойти. Меланхолик предрасположен к возникновению устойчивого комплексования. Холерик – это сильная эмоциональная реакция, повышенная впечатлительность, возбудимость. Всё это находит выход в активной физической деятельности, направленной на объект. В то же время это же свойство является недостатком, мешающим человеку осознанно управлять своим поведением. Для холерика очень характерно, что он сначала делает, а потом думает. Его стиль поиска – методом проб и ошибок. В отношении фаз творческого процесса – наиболее продуктивно проходит первая фаза; получив сильное возбуждение, холерик сразу стремится к 6-й фазе – творческому акту, пропуская все предшествующие (2,3,4,5 фазы), он торопится воплотить, не обдумав. Индивидуальный стиль деятельности холерика связан с необходимостью смены циклов активности и отдыха. Холерика необходимо сдерживать и направлять его внимание на развитие способности самостоятельного анализа своих действий. Холерики по своей природной организации наиболее близки к актерской деятельности. Но при болезненном, легко уязвимом самолюбии они могут озлобиться, в них может умереть творческая инициатива (если педагог или режиссер не понимает природы темперамента и не обладает педагогическим тактом). Флегматик владеет способностью трезвого анализа. Он приступает к работе не спеша, с раскачкой, готовится долго и обстоятельно, не проявляя при этом никаких внешних признаков, но зато ничего не упускает из виду. Стиль его работы можно охарактеризовать так: он не стремится сделать больше и лучше, чем требуется. Он предпочитает реже менять цели, проявляя упорство и настойчивость. Флегматика нельзя подгонять. Ускорить его темпоритм можно, помогая и подбадривая, но не опекая. Критерием его деятельности является не количество, а качество. В театральных вузах Москвы, Петербурга на актерских факультетах, а также в вузах культуры и искусств – 5-7% флегматиков (по данным кафедры психологии Петербургского института Театра, Музыки, Кино). Сангвиник предрасположен к живой подвижной деятельности, но их доля в общей массе еще более мала. Сангвинику свойственно работать не по необходимости, а ради достижения желаемой цели. Отсюда – склонность к смене впечатлений: любое, даже незначительное препятствие, задержка в достижении цели заставляет его отказаться от еще недавно желаемой цели. Сангвиники несамостоятельны. Они нуждаются в постоянном руководстве, чтобы их деятельность была продуктивной. А продуктивность будет зависеть от подстановки новой цели, каждая из которых позволяла бы довести творческую деятельность до конца. Иными словами, режиссеру-педагогу необходимо при работе с актером-сангвиником предлагать ему всё новые манки, соблюдая логику и последовательность, увлекательность и направленность цели. И это – на каждой репетиции. Даже беглый анализ темпераментов позволяет задуматься о методике работы с актером и сформулировать следующие выводы:
Обучение методам художественного творчества не предполагает ориентации ни на «лучших», ни на «средних» членов коллектива. Метод «делай, как я» в искусстве несостоятелен. Необходим поиск индивидуального стиля работы каждого обучающегося и педагога с каждым обучающимся. Возникает некоторое противоречие: формирование коллектива требует равного ко всем отношения, выработки общественного мнения и опоры на него. А творческий процесс предполагает индивидуальный подход. Противоречие может быть снято, если равное отношение педагога позволяет находить индивидуальный стиль, не выделяя, не противопоставляя, не сравнивая участников друг с другом по их творческим данным. Сравнимо только отношение к общему делу, к творческому процессу.
|