Биосоциальная подструктура
(См. таблицу «Психологическая характеристика личности», стр. 17). Социальную подструктуру личности составляют мотивация (или направленность) личности, т.е. то, что двигает личность, ее поведение (мотивы поступков личности). К социальной подструктуре относятся интересы, побуждения, потребности, влечения, а также мировоззрение, из которых мировоззрение и интересы – более социальные, а побуждения, потребности, влечения – содержат в себе биологические элементы. Формируется эта подструктура приемами социальной психологии, средствами воздействия на личность (радио, телевидение, искусство, школа, семья, другие воспитательные структуры). Социально-биологическая подструктура – это опыт личности – жизненный и профессиональный. Элемент биологичности заключается в том, что этот опыт индивидуально свой. Формируется эта подструктура деятельностью – обучением, формирующим навыки, привычки. Биосоциальная подструктура – это основа личности; ее составляют эмоции, воля, интеллект. Это – индивидуально-психологические свойства личности. Физиологический аспект этих свойств – возбуждение и торможение, которые должны быть в равновесии у личности, и в психологическом аспекте эта триада (интеллект, эмоции, воля) должна быть в равновесии. Равновесие придает мотивация (направленность) личности. (Если одно из свойств «перевешивает», равновесие нарушается. К примеру, что такое упрямство? Это карикатурное заострение воли.) Эта подструктура воспитуема. Биологическая подструктура наиболее изучена. Объектом изучения здесь явились особенности высшей нервной деятельности (ВНД) и типология личности (тип нервной системы (НС), темперамент. Эта подструктура тренируема. В 50-х гг. в психологической науке считалось, что темперамент – это базис, задатки личности, на котором вырастают ее особенности. Иными словами, между личностью и темпераментом ставился знак равенства. Западная психология разделяет все подструктуры, но они не только взаимодействуют, но и влияют друг на друга. Еще две подструктуры – характер и способности – проходят через всю личность, цементируя все подструктуры. Таким образом, интересующий нас темперамент находится в биологической подструктуре личности и, следовательно, является наиболее устойчивой характеристикой личности, поскольку не изменяется на протяжении жизни человека. Темперамент – это характеристика (свойство) темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний человека, влияющих на динамическую способность его деятельности (т.е. это общая активность, двигательные проявления и эмоциональность). «Понятие темперамента охватывает ту сферу личности, которая обнаруживается в инстинктивных, эмоциональных, рефлекторных реакциях. Во всей той части нашего поведения, которая обычно признается непроизвольной и наследственной, господствующим понятием является темперамент». (Л.С. Выготский. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991, с. 325). В темпераменте заложен природный способ реагирования человека на происходящие события. Не учитывать, игнорировать природу темперамента в творческом процессе нельзя. Если она игнорируется, значит, режиссер (педагог) некомпетентен в своей профессии. Темперамент описан еще Гиппократом. Он выводил природу темперамента из жидкостей и соков организма. Отсюда произошли и названия темпераментов: Сангвиник – лат. sanguis – кровь, жизненная сила. Для этого темперамента характерна живость, быстрая возбудимость, легкая сменяемость эмоций. Флегматик – греч. phlegma – слизь (лимфа) – медлительность, спокойствие, слабое проявление чувств вовне. Холерик – греч. chole – желчь – раздражительный, возбудимый. Для него характерна быстрота действий, сильные, быстро возникающие чувства, ярко отражающиеся в речи, жестах, мимике. Меланхолик – греч. melaina chole – черная желчь (от запоров) – повышенная возбудимость, впечатлительность и относительно незначительное внешнее выражение чувств. Для него характерны глубокие переживания. Итак, темперамент характеризует общую активность индивида, его моторику (т.е. двигательные проявления) и эмоциональность. Темперамент в истории науки исследовался разными учеными и с разных оснований. Так, самыми древними теориями считаются гуморальные теории, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма. Гуморальная теория восходит к Гиппократу и систематизирована И. Кантом; она представляет собой учение о четырех основных типах темпераментов, о которых было сказано выше. Морфологические теории раскрывают зависимость темперамента от конституционных типов телосложения (Э. Кречмер и У. Шелдон). Русский физиолог И.П. Павлов выдвинул теорию обусловленности темперамента особенностями высшей нервной деятельности (ВНД). В основе – процессы возбуждения и торможения, которые различно протекают у разных людей. Павлов объяснил свойства темперамента свойствами нервной системы (НС), т.е. силой нервных процессов (С), подвижностью нервных процессов (П) и уравновешенностью нервных процессов (У). Эти три качества в различных соотношениях предопределяют успешность или неуспешность деятельности. Сила нервных процессов (С) – сильная нервная система способна выдерживать длительное сильное раздражение. Зато слабая нервная система оказывается более чувствительной, чем сильная, т.е. обладает способностью различать и чутко откликаться на слабые раздражители. Подвижность нервных процессов(П) – это быстрота смены возбудительных и тормозных процессов. В этом свойстве две стороны – лабильность (т.е. скорость возникновения и исчезновения нервных процессов) и собственно подвижность (т.е. быстрота перестройки условных связей). Уравновешенность нервных процессов (У) – это уравновешенность торможения и возбуждения.
С П У Темпераменты Тип нервной системы Холерик + + - НС неуравновешенная, сильная Сангвиник + + + НС уравновешенная, сильная, но не хватает глубины Флегматик + - + НС уравновешенная, сильная, но малоподвижная (долго «доходит») Меланхолик - - - НС неуравновешенная, слабая
У поступающих на актерский факультет резко выражен сдвиг в сторону слабости нервной системы. В то же время для них же характерна большая выносливость нервных клеток. Это сочетание очень характерно для актерской одаренности. Не существует «хороших» и «плохих» темпераментов, мало «чистых» темпераментов; чаще встречаются люди с преобладанием черт того или иного темперамента. В каждой профессии темперамент определенным образом отражается в деятельности человека, влияет на успешность, результативность деятельности. Для актерской профессии хороши темпераменты холерический и флегматический. Меланхолик привлекателен глубиной чувств, но его успехи в актерской профессии относительны, зато он хорош для режиссерской профессии. Сангвиник привлекателен живостью реакций, но сложен отсутствием глубины переживаний и несамостоятельностью. Знание особенностей темперамента позволяет прогнозировать успешность или неуспешность деятельности, а также и ориентировать личность на определенный стиль работы. Стиль работы – это совокупность манер поведения и творческой деятельности, выражающейся в целеустремленности, интересе, продолжительности, производительности и ритмичности психических и физических процессов, в требовательности к качеству результатов.
|