Представления о человеке в истории науки: что мы можем взять из них сегодня?
Учение о человеке и его потребностях прошло довольно долгий путь развития. Рассматривая итог этого пути, следует выделить несколько наиболее важных идей, сохраняющих свое значение до настоящего времени. Можно сказать, что на эти идеи опираются современная концепция потребностей и применяемые на практике стратегии сервисной деятельности. 1. Человек является микрокосмом — концентрированной копией, миниатюрным вместилищем всех сил и законов Вселенной. Сущность человека и сущность окружающего мира глубоко взаимосвязаны. Поэтому мир можно изучать двумя способами: либо раскрывать его собственные законы, либо анализировать его связь с человеком, давать ему оценку исходя из человеческих потребностей и интересов. В этом смысле софисты говорили, что «человек есть мера всех вещей», некий масштаб и эталон, на основании которого оцениваются все явления действительности. 2. Человек — особое, уникальное явление природы, вершина ее I развития. Античные мыслители считали, что человек может быть соперником богов и во многом приближается к ним силой своего разума и воли. Христианство считало его любимым, высшим и самым совершенным творением бога. Великие гуманисты эпохи Возрождения искали в человеке прекрасное божественное начало. В науке XIX-XX вв. возникла точка зрения, что материальный мир (или «абсолютная идея» Гегеля) порождает человека в процессе своего развития«с железной необходимостью», «в силу самой своей природы» (Энгельс). Поэтому между человеческими потребностями и окружающим человека миром природы должна существовать какая-то глубинная, необходимая связь. 3. В истории цивилизации возникло много вариантов религиозной идеологии и религиозных концепций человека. Некоторые современные мыслители утверждают, что для человечества вообще и для России в частности нет альтернативы религиозному мировоззрению. Так, существует точка зрения, что после отказа от традиционной советской идеологии ее место может занять только православная религия. В действительности это утверждение ошибочно, так как альтернатива религиозному мировоззрению в современном мире, конечно, существует. Это гуманистическая идеология, считающая главной целью общества всестороннее развитие человеческой личности. Свободное развитие человека (и через него — всего общественного организма) включает в себя формирование и развитие человеческих способностей и потребностей в процессе научного исследования и преобразования самого человека и окружающего мира. Гуманистические идеи начали формироваться достаточно давно — мы обнаруживаем их в текстах Ветхого и Нового Заветов, в поучениях Иисуса Христа, а затем, уже в завершенном и систематизированном виде — у мыслителей эпохи Возрождения и французских просветителей. Экономическое обоснование гуманизма впервые дается в работах Карла Маркса. Современная концепция гуманизма содержится, например, в трудах экзистенциалистов и Эриха Фромма. Гуманистическая идеология всегда ориентируется на всестороннее развитие способностей и потребностей — не только на потребление готовых вещей и услуг, но и на материальное и духовное творчество, преобразование мира для развития каждой личности как условия прогрессивного развития всего человеческого сообщества. 4. Человек является материальным социальным существом. Аристотель называл его «общественным животным». Но в то же время люди являются живыми организмами и подчинены всем законам природы. Потребности человека тоже делятся на первичные — биологические и вторичные — социальные. Поэтому в истории науки была поставлена проблема: по каким законам взаимодействуют социальное и биологическое начала в человеке? К этому сложному и дискуссионному вопросу мы вернемся в главе 4. 5. Человек удовлетворяет свои потребности посредством труда, материального производства. Труд — это уникальный социальный процесс, возникающий вместе с человеком. Удовлетворяя другие потребности, труд сам превратился в важнейшую потребность общества. 6. Еще одна потребность человека, осознанная только в XX в., — это потребность в освоении космоса. Исчерпание природных ресурсов планеты, по-видимому, приводит к тому, что на каком-то этапе своей эволюции цивилизация вынуждена начать освоение космического пространства. Так, земная цивилизация, недавно начавшая экспансию в космос, в обозримом будущем может превратиться в фактор космической эволюции. Выход в космос уже приводит к формированию нового класса материальных и духовных потребностей — вплоть до такой экзотической, как потребность в развитии космического туризма. 7. В настоящее время стало ясно, что потребности человека постепенно эволюционируют и заметно различаются в разные исторические эпохи. У конкретного человека они формируются в сложном взаимодействии со всей общественной системой. В разные эпохи складываются различные типы потребления. Так, согласно Э. Фромму, в обществе может доминировать или стремление развивать собственные творческие способности личности, или стремление к накоплению материальных ценностей, максимальному увеличению потребления созданных другими людьми благ. Экономическая история потребления будет кратко описана в главе 5, а его психологические аспекты — вглаве 6.
§ 3. Человек и его место в мире. Мировоззренческие основания теории потребностей1 1 Рассмотренная в данном разделе концепция развития и человека подробно изложена в монографиях: Орлов В. В. Материя, развитие, человек. Пермь: Пермский госуниверситет. 1974; Орлов В, В. Человек, мир, мировоззрение. М.: Молодая гвардия, 1985. Наиболее глубинное мировоззренческое основание теории потребностей и теории сервисной деятельности — общая философская концепция человека и его места в мире. На основе современных наук о природе и обществе положение человека в материальном мире можно достаточно точно описать и на основе этого описания сделать выводы о принципах его отношения с природой и о перспективах развития общества. Поэтому до конкретного анализа человеческих потребностей мы кратко изложим философскую концепцию человека. Человек является продуктом бесконечного развития материального мира. В известной нам части Вселенной последовательно возникли четыре главные, качественно различные формы материи: физическая, химическая, биологическая и социальная. Их взаимосвязь можно изобразить графически. Развитие материи имело ярко выраженную направленность от низшего к высшему, от простого к сложному. Так, физическая форма материи возникла раньше других (в результате Большого взрыва) и является низшей по отношению ко всем остальным. Химическая форма материи — высшая по отношению к физической и низшая по отношению к биологической и социальной (рис. 2). Социальная ↑ Биологическая ↑ Химическая ↑ Физическая Рис. 2. Основные формы материи
Социальная форма материи (общество) возникла последней и является высшей по отношению ко всем другим. Между низшими и высшими формами материи существуют сложные отношения, которые можно выразить в нескольких закономерностях (они нам понадобятся для описания взаимосвязи биологического и социального в человеке). В процессе развития материи действовали две закономерности: высшие формы материи становились все сложнее по содержанию и все меньше по распространенности, т. е. занимали меньше места в пространстве, чем низшие. Главный критерий, позволяющий отличить высшее от низшего, состоит в том, что в высшем сохраняется все основное содержание низшего и в дополнение к нему появляется новое, более сложное содержание. Так, химическое вещество подчинено всем законам физики (например, закону сохранения и превращения энергии). Но оно существует по новым, химическим, законам и занимает во Вселенной намного меньше места, чем физическая форма материи. Живое, в свою очередь, не нарушает законов химии, но собственные законы развития жизни (естественный отбор, борьба за существование, передача наследственной информации) совершенно невозможно свести к законам химии и объяснить только на их основе. Наконец, общество, существуя по своим собственным социальным законам, опять же занимает гораздо меньший объем пространства, чем живая материя. Эта закономерность сужения распространенности высших форм материи по сравнению с низшими позволяет уточнить их соотношение и графически изобразить его в виде конуса (рис. 3).
Рис. 3. Соотношение основных форм материи в процессе развития
Развитие материального мира как бы «идет на конус, сужается»: последующие, высшие формы материи меньше распространены в природе, занимают в пространстве меньше места, чем низшие. В результате такого сужения распространенности в конце концов возникает общество — самая сложная и самая малораспространенная в пространстве форма материи. Что происходит потом? Развитие физической, химической и биологической форм материи происходило за счет усложнения их субстрата. Так, химическое вещество развивалось от простейших молекул, состоящих из нескольких атомов, до сложных органических макромолекул, в которые входит несколько сот тысяч атомов. Живая природа развивалась от бактерий и одноклеточных до приматов. Колоссальное различие между амебой и обезьяной сразу бросается в глаза: в ходе биологической эволюции тело животных изменилось почти до неузнаваемости — как по сложности строения, так и по размерам. В обществе же все происходит по-другому: несмотря на огромные изменения, пережитые человечеством за несколько миллионов лет, строение тела людей изменилось очень мало. В последние тысячелетия крупные скачки в развитии цивилизации почти не отражаются на физической организации человека. В чем же тогда состоит развитие общества и почему оно так сильно отличается от развития других форм материи? Ответ на этот вопрос дают уже изложенные в главах 2 и 3 концепции формирования человека и общества. Вместе с человеком в материальный мир приходит совершенно новый и уникальный процесс — труд. Главным механизмом развития человека и общества становится не изменение строения организма (как было у животных), а трудовая деятельность. Труд — не какой-то «местный», локальный социальный процесс. Он имеет глубокие предпосылки, заложенные во всех возникших до общества формах материи. Если говорить на языке философских понятий, каждая форма материи создает гораздо больше конструктивных возможностей, чем она способна реализовать. Простейший изготовленный человеком предмет (каменный топор, лук со стрелами, стол или стул и т. п.) состоит только из вещества природы, но природа никогда не создает его самостоятельно. Автомобиль или компьютер тоже состоят только из атомов и молекул, т. е. из вещества природы, но было бы смешно ожидать, что они где-то возникнут без вмешательства человека. Освоив трудовую деятельность, человек создал единственный в мире материальный процесс, позволяющий реализовать такие скрытые возможности природы. Если бы она обладала разумом и волей, можно было бы выразиться более образно: природа миллиарды лет ожидала, пока возникнет сила, способная реализовать ее скрытые, «законсервированные» конструктивные возможности. С появлением человека и человеческого труда изменилась вся Вселенная, так как труд является совершенно новым механизмом развития материи. Общество стало развиваться за счет преобразований не человеческого тела, а всех более простых форм материи. При этом возникает тот мир искусственных, очеловеченных предметов, которому мыслители XIX-XX вв. подыскали несколько названий: «вторая природа», «техносфера», «антропосфера», «ноосфера». Учитывая этот механизм развития общества, можно так графически изобразить его связь с другими формами материи (рис. 4).
Рис. 4. Воздействие социальной формы материи на более простые ее формы
Развитие общества «вперед», «вверх» происходит за счет его обращения «назад», т. е. путем перестройки более простых форм материи, — как известных сейчас, так и тех, которые будут открыты в будущем. Этонаправление развития выражают в парадоксальном афоризме: «Вверх по лестнице, идущей вниз». Бесконечная сложность, неисчерпаемость природы создает базис для бесконечного развития труда, а вместе с ним — мышления и всего человеческого общества в целом. Человеческие потребности и труд связаны отношением взаимодействия. Удовлетворяя одни потребности, трудовая деятельность (которая тоже является общественной потребностью) порождает другие, направляется теперь на их удовлетворение и так далее до бесконечности. Неживая природа не имеет никаких потребностей. В ней действуют только объективные законы. Экзистенциалисты правы в том, что природа не дает человеку заданий или целей. Ни она, ни фантастические сверхъестественные силы не могут придать смысл нашему существованию идеятельности. У животных простейшие потребности уже появляются (но не осознаются), так как организм нуждается в поддержании определенных отношений со средой. Только потребности человека удовлетворяются в процессе труда, а поэтому осознаются и находятся в постоянном развитии. Бесконечное развитие способности к труду и человеческих потребностей становится возможным благодаря бесконечности материального мира, на преобразование которого направлен труд. Однако возможность перестройки природы, создания ноосферы может реализовываться по-разному. Удовлетворение человеческих потребностей не детерминировано жестко иоднозначно — человек распоряжается им сам, делая выбор, о котором говорят экзистенциалисты. В настоящее время ведущие политические деятели и ученые ищут способы направлять удовлетворение человеческих потребностей в позитивное, а не разрушительное русло, находить баланс интересов различных стран, народов и социальных групп. Свой вклад в решение этой проблемы может внести и сервисная деятельность.
|