Студопедия — Взгляды на потребностив Средние века и в эпоху Возрождения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Взгляды на потребностив Средние века и в эпоху Возрождения






В период Средневековья (V-XIV вв.) в Европе господствовало глу­боко религиозное мировоззрение. Уже с IV в. (в России — с X в.) христианство превращается в официальную государственную идео­логию, и христианская церковь внедряет в сознание европейцев свою концепцию человека и его потребностей.

С точки зрения христианства, природа человека двойственна: в нем есть низменное земное (грешное, «тварное») и возвышенное, праведное небесное начало. Человек должен любить и бояться Бога, стремиться к спасению своей души и к совершенству, развивая в себе небесное, божественное начало. Влияние божественного начала на личность внешне выражается в ряде потребностей, которые возника­ют у праведника: строгое соблюдение церковных норм поведения, отказ от обогащения, совершение добрых дел и т. п. Земное, грешное начало исходит от дьявола и побуждает грешника к неповиновению церкви, к несправедливости, распутству и всем «смертным грехам» (см. § 3). Соответственно, разумными признаются потребности — прежде всего духовные и религиозные — которые ведут к праведной жизни, а неразумными, греховными — те, которые осуждаются цер­ковью и губят душу, превращая человека в грешника.

Крупнейший представитель патристики1, Августин Блаженный (354-430 гг.), обнаружил противоположные начала не только в чело­веческой личности, но и в обществе в целом. В знаменитой работе «О Граде Божьем» он трактует всю историю цивилизации чисто ре­лигиозно. Это история борьбы «града божьего» — христианской церк­ви—и «града земного» — противостоящей ей силе дьявола. Доброе божественное и злое дьявольское начата мобилизуют в человеке хо­рошие или злые черты, обращаясь к разным сторонам его личности.

1 Патристика - учение «отцов церкви», ранняя средневековая философия.

Как отмечалось в § 3, христианство стремилось воспитать в лю­дях умение анализировать, оценивать свои поступки (исповедь). Ре­зультатом такого анализа должна была стать способность избегать мыслей, влечений и тем более поступков, которые осуждались цер­ковным мировоззрением. Люди, подавившие в себе греховные влече­ния и потребности, объявлялись примером для подражания как пра­ведники и святые. Созданный христианством стандарт поведения людей и человеческих сообществ в целом требовал жесткого контроля над потребностями и управления ими. Подчиненность личности социальной общности с ее непримиримой религиозной идеологией могла сохраняться только при условии этого жесткого контроля над потребностями и путями их удовлетворения.

Однако даже в Средние века церковь была не в состоянии пол­ностью подчинить себе всю культуру, весь образ мыслей людей. По­этому в обществе возникали разные, даже противоположные пред­ставления о человеке, его поведении и потребностях. Рассмотрим эти противоположные подходы на примере средневековой России.

Как отмечает А. Ф. Замалеев1, русская православно-церковная концепция человека основывалась на трех главных постулатах:

1. Отрицание земного человека и пренебрежение его чувственно-плотским, «тварным» (т. е. сотворенным, материальным) бытием, осуждение любви к реальному миру. Согласно Феодосию Печерскому (1036-1074) и Нилу Сорскому (1433-1508), воспитание православного христианина должно основываться только на «бо­жественной истине», а земные, светские науки заслуживают стро­гого осуждения.

2. Одобрение таких черт характера, как «тихость» и «коснение» (медлительность, нерешительность, неисполнение). Любое дело должно делаться не торопясь, медленно, неспешно.

3. Своеобразное средневековое отношение к труду, «делам». Вера в Христа требовала, конечно, совершения добрых дел, но под «де­лами» понималась при этом не творческая преобразовательная деятельность человека (общественная активность, техническое творчество), а «малые дела» — посты, молитва и раздача мило­стыни. «Относительно же мирских дел (хозяйственных, торго­вых, ремесленных) церковь внушала убеждение, что человек не должен стремиться делать их быстро, прилагать какие бы то ни было дополнительные усилия. Если человек поступал иначе, ему приписывалось "тяжкое и звероподобное рвение", признаваемое не только греховным, но и губительным.

1 См.: Замалеев А. Ф. Человек в мировоззрении русского средневековья // Человек в зеркале наук. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. С. 96-106.

С чем связан такой подход к быстрой и умелой работе? Прежде всего, считалось, что таким образом нарушается богоустановленный этикет. Умелость, быстрота — свойства свободного, независимого че­ловека. Благодаря им он как бы выпадает из сферы провиденциаль­ного давления, утрачивает богопочтение. Поэтому православно-церковная антропология1 требовала от всякого человека "недоумения", веры в то, что без божественной помощи невозможно совершить ни­какое дело»2.

1 Антропология — учение о человеке.

2 ЗамалеевА. Ф. Человек в мировоззрении русского средневековья. Указ. изд. С. 99.

Как видим, средневековая идеология стремилась превратить веру и исполнение религиозных предписаний в первую жизненную потреб­ность человека. Все другие материальные и духовные нужды (труд, развитие личности, удовлетворение базовых потребностей) православ­ная церковь пыталась подчинить этому главному стремлению к пра­ведной богоугодной жизни.

Такой религиозной антропологии противостояла другая тенден­ция, подчеркивавшая ценность труда, человеческого разума, самостоя­тельности личности. Эта идея ярко выражена, например, в «Поуче­нии» великого князя Владимира Мономаха (1053-1125). В нем под­черкивается ценность, уникальность и неповторимость каждого от­дельного человека. В то же время всех людей объединяет, сплачивает природа и активное, деятельное отношение к миру. «Владимир Мо­номах отбрасывает христианский индивидуализм, ограниченный ве­рой в личное спасение, и заменяет его идеей общеполезного дела, служения земным интересам. Труд для него — высшее проявление богоугодности в человеке»3. Только труд и знание, а не вера и «ти­хость», возвышают личность, делают ее справедливой и сильной. Ана­логичные мысли о важности труда, знаний, земного назначения че­ловека позже развиваются в сборнике изречений и афоризмов «Пче­ла», в «Молении» Даниила Заточника и других популярных на Руси текстах.

3 Там же. С. 100.

Таким образом, утверждения о поголовной религиозности и бого­боязненности русского народа искажают историческую правду. На­ряду с официальной религиозной идеологией выдающиеся российские мыслители почти тысячу лет назад начали создавать по существу ан­тицерковную, еретическую концепцию человека, в чем-то созвучную с идеологией гуманизма и с представлениями современной науки. В этой концепции религиозные потребности и ценности не отрица­лись, но все же оттеснялись на второй план. Наиболее важными и требующими первоочередного удовлетворения признавались даже не простые базовые потребности, а потребности в познании, в труде, развитии личности и благе социальной общности (хотя их реализа­цию и считали угодной Богу). Признание потребности в активной деятельности предвосхищало мировоззрение эпохи капитализма и поз­же было широко использовано в протестантских религиях.

В Западной Европе коренной переворот во взглядах на человека и человеческие потребности происходит в эпоху Возрождения ( XIV - XVI вв.). Начиная с XIV в. в Италии формируется новое мировоз­зрение — гуманизм.

В наше время гуманизмом обычно называют хорошие, справедли­вые, «гуманные» отношения между людьми. Первоначальное значе­ние этого понятия было немного другое. В эпоху Возрождения под гуманизмом понимали интерес к человеку, изучение человека и его земных проблем, рассмотрение человека как центра мироздания. Гу­манизм (от слова homo — человек) противостоял старой средневеко­вой мировоззренческой традиции — теоцентризму (от teos — бог). С точки зрения теоцентризма, Бог — создатель и властитель мира, высшая ценность для людей. Все помыслы и силы человека должны направляться на служение Богу, спасение души, образцовое выпол­нение предписаний церкви. Земные, светские потребности и интере­сы греховны и вредны. С ними надо бороться, так как они отвлекают от ведения праведной, религиозной жизни. Феодальное общество создало и поддерживало специфическую систему ценностей, направ­ленную на сохранение неизменного состояния социального целого. Эта система требовала «заглушения», подавления многих человече­ских способностей и потребностей, которые пытались заместить дру­гими.

Капиталистические преобразования, начавшиеся в Европе в XIV в., заставили коренным образом переосмыслить представления о чело­веке. Гуманизм возникает потому, что буржуазное общество предъ­являет новые требования к личности. При капитализме добивается успеха не смиренный и «тихий», а активный и энергичный. Появля­ется спрос на образованную, активную личность, стремящуюся к про­явлению своих способностей и полному удовлетворению потребно­стей. Поэтому первые гуманисты создают новый идеал человека — это всесторонне развитая личность. Наиболее выдающиеся деятели этой эпохи — например Леонардо да Винчи (1452-1519) — сами бы­ли близки к этому идеалу.

В формировании гуманистического мировоззрения заметную роль сыграло изменение представлений о потребностях. Одними из пер­вых идеи гуманизма формулируют великие флорентийские поэты и писатели Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка (1304-1374) и Джованни Боккаччо (1313-1375). В произведении Данте «Новая жизнь» и циклах сонетов Петрарки «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры» впервые дается глубочайший психологический анализ человеческих эмоций и чувств. Конечно, оба автора не были атеистами (Петрарка даже был католическим мо­нахом), а только стремились к гармонии земного и небесного начал. Тем не менее для традиционного религиозного мировоззрения лю­бовь Данте к Беатриче и Петрарки к Лауре — греховное чувство, от­влекающее от любви к Богу. Но с точки зрения двух великих поэтов неисчерпаемый мир земных чувств, переживаний и страстей — это и есть самое важное, самое ценное в человеческой жизни. Именно в этом посюстороннем мире человек должен жить, этот мир он должен чувствовать и понимать. Идея значимости земных чувств, потребно­стей и интересов подробно разрабатывается во всем искусстве Воз­рождения. В «Декамероне» Боккаччо проводится мысль о ценности всех земных человеческих потребностей и праве человека на их сво­бодное удовлетворение. «Декамерон» часто воспринимают как соб­рание пикантных историй о любовных похождениях и сексуальных отношениях, выходящих далеко за рамки дозволенного традицион­ной церковной моралью. Но за остроумными историями у Боккаччо скрывается более глубокое содержание — целая концепция человека. Рассказчики «Декамерона» симпатизируют активным и решитель­ным героям, не ждущим помощи от Бога и способным самостоятель­но выходить из самых сложных положений, в которые их ставит жизнь. Здесь уже в XIV в. предвосхищен идеал нового человека ка­питалистической эпохи. Он был воплощен писателями следующих столетий в образах таких сильных и энергичных оптимистов, как Лемуэль Гулливер у Джонатана Свифта и Робинзон Крузо у Даниеля Дефо, путешественники из «Таинственного острова» Жюля Верна. Перед освободившимся от средневековых традиций и предрассудков человеком открывается огромный мир новых потребностей, который он хочет строить сам по своему усмотрению.

В эпоху Раннего Возрождения итальянские гуманисты делали ак­цент на эгоцентризме, на свободе и ценности отдельной личности, хотя и понимали, что все члены общества связаны друг с другом. «Ведь даже если ты имеешь рядом с собой других сотоварищей, од­нако все создано ради каждого в отдельности, — излагал такой взгляд на мир Лоренцо Балла (1407-1457). — В чем ты сомневаешься? Не только небо, земля, море, но даже все люди и те, которых я назвал со­товарищами, созданы ради тебя, ради каждого в отдельности»1.

1 Балла Лоренцо. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М.: Наука, 1989. С. 236.

Поздние гуманисты столкнулись с необходимостью объяснить взаи­модействия людей в обществе, что неизбежно усложнило проблему потребностей. Так, создатель утопического социализма Томас Мор (1478-1535) в знаменитой «Утопии» рисует подробную картину гу­манного и справедливого общества, существующего на вымышленном острове. При этом английскому мыслителю пришлось разработать свою концепцию потребностей. Государство утопийцев заботится о каждом гражданине. Всем обеспечено полное удовлетворение на­сущных потребностей. Б Утопии нет частной собственности, поэто­му невозможно имущественное расслоение, и все люди имеют рав­ные (хотя и ограниченные) возможности для реализации вторичных, более сложных потребностей. Однако поддержание равновесия меж­ду личными и общественными интересами требует от граждан стро­гой дисциплины. За преступления утопийцы могут быть обращены в рабство, а некоторые проступки караются смертной казнью.

Другой крупный мыслитель эпохи Возрождения — флорентий­ский дипломат и ученый Николо Макиавелли (1469-1527) — счита­ется идеологом тоталитарных диктаторских режимов. Высшей цен­ностью в обществе он считал государство. Поэтому ради укрепления государства правитель может идти на любые преступления — все они имеют моральное оправдание. Концепция Макиавелли предпо­лагает абсолютный приоритет общественных потребностей над лич­ными. В последующие столетия такой подход — игнорирование по­требностей граждан под предлогом заботы о государстве в целом — часто использовался репрессивными политическими режимами.

В конце эпохи Возрождения формируется современный тип на­учного знания — экспериментальная наука. Проводятся медицинские и биологические исследования человеческого организма, позволив­шие глубже понять объективные потребности, зависящие от физиче­ской организации людей. Религиозно-мифологическое и художест­венное осмысление человеческих потребностей начинает постепенно дополняться научным.

В целом эпоха Возрождения действительно вернула интерес к ес­тественным, обусловленным природой и обществом потребностям человека. В этом она возрождает традицию античности. Начало капи­талистического преобразования европейской цивилизации раскрепо­стило человеческие потребности. Новый взгляд на них был закреплен в идеологии гуманизма. Быстрое развитие капитализма стимулиро­валось освобожденными старыми потребностями и многочисленны­ми новыми путями их удовлетворения, которые предлагало капита­листическое производство.

 







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 366. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия