Студопедия — Человек как социальное существо. Соотношение социального и биологического в обществе
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Человек как социальное существо. Соотношение социального и биологического в обществе






Как показывает наука о человеке (понятие «человек» будет здесь употребляться в широком, родовом смысле — не как отдельный ин­дивид, личность, а как человеческий род, социальная форма движе­ния материи), он имеет биологические и социальные потребности.

Для выяснения взаимосвязи между ними необходимо сначала от­ветить на более общий вопрос: как вообще связаны в человеке соци­альное и биологическое начала? Является ли он социальным, биоло­гическим или неким двойственным, социально-биологическим су­ществом? На этот вопрос пока не существует однозначного ответа. Мы изложим здесь точку зрения ряда философов и биологов, осно­ванную на диалектической концепции развития, концепции соотно­шения основных форм (ступеней развития) материи и на исследова­ниях в области биологии и медицины.

В философии, социологии, психологии и других науках об обще­стве сложились четыре концепции соотношения социального и био­логического в человеке (обществе):

1) человек — прежде всего биологическое существо, подчиненное законам природы;

2) человек — чисто социальное существо;

3) человек имеет двойственную социально-биологическую приро­ду, является биосоциальным существом;

4) человек имеет целостную социальную природу, которая в сня­том, подчиненном виде заключает в себе закономерности физиче­ской, химической и биологической форм материи.

Рассмотрим эти концепции подробнее.

1. Понимание человека как биологического, природного сущест­ва преобладало в философии французских материалистов XVIII в. иЛюдвига Фейербаха. Оно противостояло идеалистической концепции Геге­ля: с его точки зрения, человек — прежде всего духовное, мыслящее существо, а общество — это закономерный этап развития абсолют­ной идеи. В XIX в. биологическое понимание человеческой сущности использовали социальные дарвинисты, которые пытались объяснить развитие цивилизации открытыми Ч. Дарвиномзаконами естествен­ного отбора и борьбы за существование. Однако после создания ма­териалистической концепции общества этот подход оказался явно устаревшим: труд, сознание, смена фаз развития общества никак не подпадали под действие законов биологии, и данный подход утратил поддержку большинства ученых. Б сфере сервиса, пожалуй, особен­но ясно видно, что человек имеет не только биологические потребно­сти, а те биологические потребности, которые у него действительно есть (в еде, одежде, жилище и т. п.), всегда выражаются иудовлетво­ряются в особых, социально обусловленных формах.

2. Определение человека как чисто социального существа нико­гда не пользовалось широкой поддержкой ученых. Оно может быть результатом сильной вульгаризации концепции марксизма, в которой впервые было введено понятие социальной формы материи и со­циальной природы человека. «Чисто социальную» концепцию вы­сказывают отдельные специалисты, не учитывающие биологическо­го аспекта природы человека и общества.

3. Представление о человеке как биосоциальном, или социально-биологическом существе широко распространено в российской нау­ке. Иногда к биологическому и социальному добавляют еще третье, психическоеначало, т. е. человек понимается как единство биологи­ческого, психического и социального. «Человек, — пишет автор од­ного из лучших учебников философии, — представляет собой це­лостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух — природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного»1. Совершенно ясно, что на человека и общество влияют и биологиче­ские, исоциальные законы. (Что касается психического компонента, то его выделение в качестве третьей детерминанты человека выгля­дит как странное нарушение законов логики: психика, сознание яв­ляются социальными явлениями, следовательно, социальная состав­ляющая человека и так уже включает в себя психические процессы). При решении социально-экономических проблем, при формирова­нии иудовлетворении потребностей неизбежно приходится учиты­вать и социальные факторы, и чисто биологические закономерности человеческого организма. Так, при оказании туристических или экс­курсионных услуг клиенты не должны испытывать физические нагруз­ки, слишком тяжелые для организма. Человеку необходимы также питание, сон и отдых. При оказании информационных, консультатив­ных и образовательных услуг необходим учет биологических меха­низмов работы органов чувств и памяти: человек не может, например, воспринимать и анализировать слишком большие потоки информа­ции, ее нужно подавать в удобной для усвоения форме (устной, письменной или экранной). По-разному происходит восприятие ин­формации у детей и у взрослых. В общем, биологический компонент человеческих потребностей недооценивать нельзя (тем более что мно­гие из этих потребностей — насущные), поведение человека опреде­ляется не только чисто социальными факторами.

1 Спиркин А. Г. Философия: Учебник. М.: Гардарики, 1999. С. 347.

Однако социально-биологическая концепция природы человека все же не объясняет, каким образом взаимодействуют в индивиде и в обществе социальные и биологические законы. Если следовать логике простого перечисления — в обществе есть и биологическое, исо­циальное — то правильнее было бы вообще считать человека каким-то «физио-химио-биосоциальным» существом. В самом деле, наш организм подчиняется не только социальным и биологическим зако­нам, но и законам физики и химии.

4. Соотношение социального и биологического в человеке и об­ществе наиболее полно и точно описывает концепция целостной (интегральной) социальной природы человека1. Человек рассмат­ривается как социальное существо, в котором, как в микрокосме, со­храняются свойства и закономерности биологической формы мате­рии. На этой концепции необходимо остановиться подробнее.

1 См., например: Орлов В. В. Материя, развитие, человек. Указ. соч.; Оконская Н. Б. Диалектика социального и биологического в историческом процессе. Пермский уни­верситет. Пермь, 1975.

Соотношение биологического и социального в человеке подчиня­ется следующим закономерностям:

♦ во-первых, социальное возникает из биологического и является новым качественным уровнем развития материи. Этот уровень имеет свои собственные законы, не сводимые к законам биоло­гии, химии и физики. Так, законы экономики, закономерности смены общественно-экономических формаций абсолютно невоз­можно объяснить, «вывести» из законов биологической формы материи. Новое, чисто социальное качество человека выражено прежде всего в труде, сознании и во всей сложной системе обще­ственных явлений, возникающей в результате исторической эволю­ции труда и сознания. Ускоренное развитие сервисного сектора экономики в последние десятилетия также вызвано социальными процессами формирования постиндустриального общества, а не какими-либо изменениями в биологической основе цивилизации или человеческого организм;

♦ во-вторых, с появлением социальных качеств человек не пере­стал, конечно, быть живым существом. Биологические особенно­сти человека устанавливают некоторые рамки и пределы, ограни­чивающие возможности развертывания социальных процессов. Физическая организация человека такова, что он не может, на­пример, долго обходиться без пищи, самостоятельно передвигаться со скоростью автомобиля или копать землю с производительно­стью экскаватора. Ограниченность биологических возможностей прямо влияет на производительность труда, способность усваи­вать информацию, на скорость осуществления любого вида деятельности. Таким образом, биологическая основа человеческого организма не определяет содержания высших по отношению к ней социальных процессов, но задает некоторые границы и пределы, за которые социальные процессы выйти не могут. Эта закономер­ность прямо влияет на развитие потребностей. Общество стре­мится удовлетворять только те из них, которые не противоречат биологическим возможностям организма. Потребности, разруша­ющие биологическую основу общества, обычно признаются нера­зумными и на них накладываются общественные (т. е. социаль­ные по своему происхождению) запреты. Так, во всех странах с настороженностью (а то и просто отрицательно) относятся к ус­лугам, связанным с применением наркотиков и сильнодейству­ющих ядовитых веществ, с искусственным оплодотворением или прерыванием беременности, с клонированием стволовых клеток, изменением генетического аппарата человека, изменением пола. Важнейшее требование к товару или услуге — их максимально возможная безопасность для здоровья и жизни человека;

♦ в-третьих, социальная деятельность человека оказывает обратное направляющее воздействие на биологическую основу его орга­низма, изменяя и перестраивая ее (в тех пределах, которые допус­кают законы биологии). Так, переход к прямохождению, измене­ние скелета, мускулатуры и особенно развитие руки происходили у первобытных людей под воздействием социальной трудовой деятельности. Социальные катаклизмы — голод, войны, экономи­ческие кризисы и т. п. — приводят к изменению продолжительно­сти жизни и ухудшению здоровья людей. Успешное экономиче­ское развитие государств, наоборот, создает лучшие возможности для удовлетворения биологических потребностей человека в пи­ще, жилье, для роста численности населения, улучшения состоя­ния здоровья и других положительных биологических изменений в обществе.

Направляющее воздействие социального приводит к тому, что биологические качества человека продолжают развиваться и дости­гают большего совершенства, чем у животных. В этом смысле гово­рят, что человек — «самое живое из всех живых существ». Биология человека — самая развитая и совершенная биология. Это выражает­ся в том, что человек в биологическом отношении приспособлен к за­нятию любой экологической ниши, любой среды обитания — вплоть до космического пространства. Кроме того, человек обладает наи­большей в животном мире физической активностью. Существуют подсчеты, согласно которым человек в течение жизни тратит на 1 кг живого веса в 6 раз больше энергии, чем наиболее активные хищни­ки. Социальная активность приводит к повышению биологической активности организма (человек двигается больше, чем животные). Прав был Гегель: «...Практическая культура и состоит именно в при­вычке и потребности в занятии» (см.: гл. 2, § 7).

В ходе исторического развития меняется социальный запрос на биологические особенности человеческого организма. С момента воз­никновения человека современного, кроманьонского типа физическая организация и умственные способности людей изменились очень ма­ло. Однако в процессе образования и воспитания на основе одного и того же биологического организма можно создать разные типы лично­сти. При этом в разные исторические эпохи оказываются востребова­ны совершенно различные биологические черты и задатки человека. Так, в эпоху примитивного физического труда ценится физическая сила, а в эпоху компьютеров — интеллектуальные, творческие спо­собности. (Один из наиболее выдающихся людей современности, ос­нователь компании «Майкрософт» Билл Гейтс шутит по этому по­воду, что, живя в более древние времена, он едва ли добился бы в жизни заметных успехов и скорее всего просто стал бы добычей ка­кой-нибудь зверюги). Все эти примеры показывают, что социальное начало человека хотя и зависит от низшего по отношению к нему биологического, все же направляет развитие последнего и определя­ет содержание исторического процесса. Это означает, что природа человека целостна, социальна, а социальная форма материи в диа­лектически снятом, подчиненном виде содержит в себе свою биоло­гическую, химическую и физическую основы.

Механизм взаимодействия общества и его природной основы наи­более точно описывает именно концепция интегральной социальной природы человека.

Концепция двойственной, социально-биологической природы че­ловека обычно исходит из того, что в истории общества идет борьба между биологическим и социальным началом. Говорят, например, что человек все больше и больше «очеловечивается», культура вы­тесняет из него зверя и т. п. Таким образом, в процессе обществен­ного развития роль биологических процессов уменьшается, а роль социальных пропорционально увеличивается. Значение биологиче­ской основы человеческого организма уменьшается и сужается. Че­ловек становится все «более социальным» и все «менее биологиче­ским» существом. Эту концепцию можно выразить графически (рис. 5).

 

 

 

 


Рис. 5. Изменение роли социального и биологического компонентов в обществе

 

Опираясь на такой подход, говорят, например, что школа должна давать ученикам больше знаний, развивать интеллект, готовить че­ловека к социальной адаптации в реальном мире, начинающемся за порогом школы, и т. п. При этом биологическое начало в человеке или игнорируется, или признается несущественным. Так, считает­ся, что сексуальное влечение достаточно просто ограничить, потреб­ность в пище удовлетворяется достаточно легко, а потребность в фи­зических нагрузках человек должен удовлетворять как умеет своими силами (делать гимнастику и т. п.). Неэффективность такого подхо­да ярко демонстрирует даже официальная российская статистика. Средняя продолжительность жизни в России намного меньше, чем в странах «большой семерки», подавляющее большинство школь­ников уже с детства приобретают серьезные нарушения здоровья, распространены наркомания и алкоголизм. Эти явления имеют мно­жество экономических и политических причин, однако логично по­ставить вопрос: не является ли одной из этих причин то, что деятель­ность общества основывается на неправильном, упрощенном пони­мании взаимодействия социального и биологического?

С точки зрения концепции целостной, интегральной природы че­ловека, биологическое — основа социальных процессов, которая в ходе развития общества не ослабевает, а, наоборот, усиливается вме­сте с укреплением собственно социального. Социальное не «вытес­няет» из человека некое «звериное начало», а развивается только вместе с этим включенным в него биологическим началом. Их взаи­модействие в истории общества изображено на рис. 6.

Рис. 6. Развитие социального на основе укрепления и развития включенного в него биологического компонента, а не в противовес ему

Укрепление, а не ослабление биологических основ общества — необходимое условие успешного развития чисто социальных качеств и способностей человека.

 

 

Эта недостаточно понятая современным обществом закономерность достоверно подтверждается рядом исследований, проведенных в течение последних десятилетий. Так, плохое состояние здоровья школьников по всей Российской Федерации явно связано с недостатком физической активности. Согласно исследованиям, проведенным еще в 70-80-е гг. XX в. в нескольких республиках СССР, школьники и сту­денты тратят на занятия спортом в среднем 4 часа в неделю. Между тем обоснованный медиками минимум, необходимый для поддержания нормального состояния здоровья, - 12 часов для школьников и 10 часов для студентов. «Обобщая данные исследований, проведенных на Украине, а также в других республи­ках, включая Эстонию, можно утверждать, что минимальную нор­му двигательной активности получают не более 10% трудящихся и школьников»1. 1 Социально-биологические проблемы физической культуры и спорта / Бака М. М. и др. Киев: Здоровя, 1983. С. 21-22. С происходящим в современном обществе увеличе­нием психических нагрузок физические нагрузки должны не осла­бевать, а, наоборот, увеличиваться, чтобы скомпенсировать, уравно­весить нагрузки на психику. Поэтому, например, старую советскую практику, когда школьникам, получающим плохие оценки, не давали посещать спортивные секции, следует считать безграмотной. Харак­терно, что наиболее высокий процент людей, во взрослом возрасте занимающихся физкультурой и спортом, в упомянутом исследова­нии был обнаружен среди ученых Сибирского отделения АН СССР, т. е. у тех, кто много и успешно занимается интеллектуальной дея­тельностью2. 2 См.: Там же. С. 20. Усиленные физические нагрузки им только помогают. Еще одна важная черта биологии человека — ее универсальность. Она проявляется, в частности, в том, что постоянное выполнение мо­нотонных, однообразных физических движений несовместимо с био­логией человека и уродует его организм. Так, у работников однообразного и напряженного конвейерного производства намного чаще, чем у кого-либо другого, возникают проблемы с физическим и пси­хическим здоровьем. (Поэтому в западных странах предпринимают­ся попытки разрабатывать технологии, альтернативные конвейер­ным). Спортсмены, усиленно занимающиеся только одним видом спорта, довольно быстро заходят в тупик; их результаты перестают расти. Единственный выход, которым пользуются в таких случаях, — переключение на другие его виды. Только одновременное занятие разными спортивными дисциплинами позволяет добиться положи­тельных сдвигов в том главном виде спорта, в котором человек вы­ступает на соревнованиях. Человеческий организм, в отличие от ор­ганизма животного, не терпит узкой специализации в физических нагрузках. Если она возникает в процессе труда, необходима компен­сация в виде спорта, туризма, физической культуры. Если общество не создает условий для такой деятельности, закономерно входят в моду другие, разрушительные для организма виды компенсации мы­шечного и нервного напряжения — с помощью асоциального (пре­ступного) поведения, алкоголя и наркотиков.

Мы живем в эпоху формирования постиндустриального общест­ва, когда разворачиваются кризисные процессы во многих сферах че­ловеческой деятельности (экологический кризис, кризис доверия, кризис семьи и т. п.). Специалисты утверждают, что есть основания говорить и о состоянии социально-биологического кризиса, в кото­ром находится современная цивилизация. В период формирования человеческого общества биологическая организация человека посте­пенно приспособилась к трудовой деятельности. Под ее воздействи­ем изменялась рука, возникло прямохождение, развивался мозг, со­вершенствовались нервная система и органы чувств. Формирование индустриальной и постиндустриальной цивилизации, особенно воз­никновение компьютерного труда, повлекло за собой качественное изменение физических нагрузок на организм. Однако биологические приспособительные механизмы работают гораздо медленнее, чем раз­вивается современная техника и меняется образ жизни. Технические новшества внедряются под влиянием экономических и политических интересов отдельных людей и социальных групп. При этом никто на первых порах не задумывается, насколько они соответствуют биоло­гическим возможностям организма. Неизбежно возникает более или менее сильное рассогласование между этими возможностями и но­вой техникой, технологическими процессами, новым ритмом жизни. Наверное, самый яркий пример таких рассогласований — освоение атомной энергии. Оказалось, что возможности организма вообще исключают работу с радиоактивными материалами на основе старых промышленных технологий: урановые стержни, например, невозмож­но носить в руках, обтачивать напильником и т. п. — это несовмести­мо с жизнью.

Сложное, не до конца изученное разрушающее воздействие на ор­ганизм оказывают работа на компьютере, мощная звуковоспроизво­дящая аппаратура, новые, синтезированные человеком химические вещества, навязанный современным обществом режим работы и от­дыха и многие другие факторы окружающей нас «второй природы». Одним словом, очевиден вывод: необходимы специальные усилия общества по согласованию новых реальностей общественной жизни и биологических возможностей человеческого организма. Это противоречие не может разрешиться само собой.

Сервисная деятельность выполняет очень важные функции в преодолении дисгармонии между социальными процессами и биоло­гическими особенностями человека. Во-первых, можно с высокой степенью вероятности предсказать, что в обозримой исторической перспективе будут существовать и усиливаться потребности в раз­личных видах рекреационной деятельности, т. е. в восстановлении физических и психических сил человека в условиях тяжелых нагрузок на организм. Эта деятельность в той или иной форме присутствует во многих видах сервиса — в социальном и медицинском обслужива­нии, в образовании, в гостиничном и туристическом сервисе, в при­менении и обслуживании необходимых для них техники и обору­дования. Во-вторых, могут возникать новые виды потребностей, методы их удовлетворения и услуги, связанные с изменением био­логических условий существования человека. Новые потребности в удовлетворении биологических запросов организма — которое все­гда происходит в той или иной социально выработанной форме — могут создать сферы применения для новых направлений и техноло­гий сервисной деятельности.

Таким образом, взаимосвязь биологических и социальных факто­ров развития человека и общества не остается неизменной. Она эво­люционирует вместе со всей общественной системой. Отслеживание происходящих при этом изменений — одно из условий эффективно­го функционирования системы сервиса.

 

Литература к главе 3

1. Вернадский В. И. Живое вещество и биосфера. М: Наука, 1994.

2. Камю Л. Творчество и свобода. М.: Радуга, 1990.

3. Космология. Теории и наблюдения / Пер. с англ, изд. 1974 г. М.: Мир, 1978.

4. Масионис Дж. Социология. 9-е изд. СПб.: Питер, 2004.

5. Оконская Н. Б. Диалектика социального и биологического в исто­рическом процессе. Пермь: Пермский ун-т, 1975.

6. Орлов В. В. Материя, развитие, человек, Пермь: Пермский ун-т, 1974.

7. Орлов В. В. Человек, мир, мировоззрение. М.: Молодая гвардия, 1985.

8. Сервисная деятельность: Учеб. пособие / Под общ. ред. В. К. Рома­нович. 3-е изд. СПб.: Питер, 2005.

9. Социально-биологические проблемы физической культуры и спор­та / Бака М. М. и др. Киев: Здоровя, 1983.

10. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. М.: Гардарики, 1999.

11. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989.

12. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992.,

13. Фромм Э. Психоанализ и религия; Искусство любить; Иметь или быть? Киев: Ника-Центр, 1998.

14. Чижевский А. Л. На берегу Вселенной: годы дружбы с Циолков­ским. Воспоминания. М.: Мысль, 1995.

15. Шмальгаузен И. И. Пути и закономерности эволюционного про­цесса. Избранные труды. М.: Наука, 1983.

16. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в чело­века // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 20.

 

Вопросы для повторения

1. В чем ошибочность социального дарвинизма?

2. Как понимал человеческие потребности Зигмунд Фрейд?

3. Как объясняется место человека в мире современной синтетиче­ской теорией эволюции?

4. Какова концепция человека и пути развития цивилизации в рус­ском космизме?

5. Что такое биосфера и ноосфера?

6. В чем состоит антропный принцип?

7. Какова концепция человека в экзистенциализме, с какими глав­ными проблемами он сталкивается в современном мире?

8. В чем состоят главные идеи гуманистического психоанализа Эрика Фромма?

9. Какие исторически возникшие идеи о природе человека сохраняют актуальность в современном мире?

10. Какое место занимает человек в эволюции материи с точки зрения современной науки?

11. Какие существуют концепции соотношении я социального и биологического в человеке (обществе)?

12. В чем недостатки социально-биологической концепции человека?

13. В чем состоит концепция интегральной социальной природы человека?

14. Как влияют на сервисную деятельность закономерности взаимодействия социального и биологического в человеке (обществе)?

 

 







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 942. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия