Студопедия — E-mail: huat@mail.ru
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

E-mail: [email protected]

  1. Палама Г.. Триады в защиту священнобезмолвствующих. СПб., 2004.
  2. Макарий Великий. Наставления о христианской жизни. М., 1998. С. 119
  3. Новая толковая Библия. Т. 1. Л.
  4. Немезий Эмесский. О природе человека. М., 1998
  5. Иустин (Попович). Пневматология
  6. Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. М., 2001
  7. Паисий Святогорец. Слова. В 4-х т. Т. 4. Суроти-Салоники — М., 2004
  8. Творения преподобного отца нашего Нила Синайского
  9. Мейендорф И., прот. Православие в современном мире. Сб. ст. М., 1997
  10. http://religion.historic.ru/ "История религии"

 


[1] Палама Г.. Триады в защиту священнобезмолвствующих. СПб., 2004.

С. 250

[2] Там же. С. 331

[3] По Вейсману — «вполне совершенный» (см.: Вейсман А.Д. Гр е ч е с к о русский словарь. 5-е изд. СПб., 1899)

[4] По Вейсману, «имеющий вполне все части или члены, вполне здоровый, неповрежденный, целый, совершенный». Таким образом, человеческое существо полно, совершенно, интегрально, когда оно явлено в

трех составах — в единстве духа, души и тела

[5] О трисоставности человеческого естества говорит апостол: «Сам же Бог мира да освятит вас в о в с е й п о л н о т е, и в а ш д у х и д у ш а и т е л о в о в с е й ц е л о с т и да сохранится без порока

в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5, 23; разрядка наша. — В.С.). Палама уточняет: «особенно это касается духовного человека, состоящего по ипостаси из трех частей: благодати небесного

духа, разумной души и земного тела» (Григорий Палама. Триады. С. 116; курсив наш. — В.С.)

[6] Цит. намеренно славянский перевод, как доносящий данную идею; по-русски: «подражайте мне» (греч. μιμηται μου, imitatores mei estote)

[7] «Обоживающий дар Духа есть энергия Бога» (Григорий Палама. Триады. С. 331)

[8] Комментаторы «Новой толковой Библии» (см. экзегетический комментарий на Быт. 1, 4 в изд.: Новая толковая Библия. Т. 1. Л., 1990) дословно переписывают из «Лопухинской» Библии (Толковая Библия. Т. 1.

СПб., 1904) комментарий на Быт. 1: 4 касательно того, что слово «хорош» (греч. καλόν; лат. bonum) употреблено в отношении света лишь с тем, чтобы подчеркнуть, что он «является источником радости и счастья для миллионов различных людей.

[9] «Мир страждет недугом порока и не знает того» (Макарий Великий. Наставления о христианской жизни. М., 1998. С. 119)

[10] Гал. 4, 5: «да всыновление (την υιοθεσιαν, adoptionem i liorum) восприимем»

[11] Преп. Иустин (Попович) говорит о вступлении человека — через Богочеловека Господа Христа — в к р о в н о е р о д с т в о с Богом (Догматика Православной Церкви: Экклесиология. М., 2005. С. 97, 136). Благодатное всыновление человека Богу Отцу означает в этой связи благодатное становление его братом Богу Сыну — убратовлени

[12] «Человек ведь по природе — животное стадное и общественное. Никто один не достаточен для себя во всем» (Немезий Эмесский. О природе человека. М., 1998. С. 12; ср.: Aug. De civ. Dei, XIX, 5)

[13] http://religion.historic.ru/ "История религии"

[14] Иустин (Попович). Пневматология. С. 70–71

[15] Иустин (Попович). Пневматология. С. 57

[16] Иустин (Попович). Пневматология. С. 109

[17] Иустин (Попович). Пневматология. С. 117

[18] Григорий Палама. Триады. С. 39, 174 (цитата из Беседы на 14-й псалом, 3, свт. Василия Великого)

[19] [Дорофей, преп.] Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. М., 2001. С. 44

[20] Паисий Святогорец. Слова. В 4-х т. Т. 4. Суроти-Салоники — М., 2004. С. 183

[21] См., напр.: Нил Синаит. К Агафию // [Нил Синайский, преп.] Творения преподобного отца нашего Нила Синайского. С. 38, 44

[22] Нил Синаит. К Агафию. С. 56–57

[23] Мейендорф И., прот. Православие в современном мире. Сб. ст. М., 1997. С. 177

[24] http://religion.historic.ru/ "История религии"

[25] Новая толковая Библия. Т. 1.

[26] http://religion.historic.ru/ "История религии"

[27] http://religion.historic.ru/ "История религии"

[28] http://religion.historic.ru/ "История религии"

Одельша Агишев

Хуат Ахметов

 

ЧЕЛОВЕК-ВЕТЕР

Киносценарий

По мотивам рассказа

Габриэля Гарсиа Маркеса

“Очень старый человек с большими крыльями”

 

Atilde; Агишев Одельша Александрович

Тел.(095) 254-96-58

Ахметов Хуат Дюсенович

тел.(095) 493-99-36,

Моб.)

E-mail: [email protected]

 

 

Сцена № 1

НАТ – СКАЛИСТОЕ ПЛАТО - РАННЕЕ УТРО. ЛЕТО

Туман окутывает землю плотной пеленой. Издалека доносится бренчание колокольчиков, позвякивание железных колец. Тонкий, высокий голос выкрикивает слова полумолитвы, полупесни.

 

ПИРР (З.К.)

Ас-сабр, ат-тахт,

Ал-амр, ван-нахт!

 

Ему вторят множество надрывных голосов.

 

ДЕРВИШИ (З.К.)

Йа, ху! Алла, Алла!

Йа, ху! Алла, Алла!

 

Камера движется навстречу этим выкрикам.

Вот в пелене появляются смутные очертания, а потом становится видны ДЕРВИШИ. Они в тёмных, пропылённых халатах, в остроконечных шапках из овчины и черных чалмах, с сумами из мешковины и мисками из высушенной тыквы для сбора подаяний, в руках у них посохи. Дервиши, медленно раскачиваясь и закатив глаза, идут по кругу, и их движения становятся всё более ритмичными, похожими на какой-то древний мистический танец.

В центре круга стоит Пирр - пожилой, седовласый человек. Глаза его горят исступлённым огнем.

Раскачиваясь, мотая головами, дервиши вторят ему стройным, пронзительным хором.

Всё сильнее и громче поёт Пирр.

 

ПИРР

Китаб ас-сайхур!

Фи накс ад-духур!

 

Всё неистовей и исступлённей раскачиваются и отзываются на призыв Пирра вошедшие в полубеспамятство дервиши.

 

ДЕРВИШИ

Аль-хамду лильля! Алла, Алла!

Аль-бака лильля! Алла, Алла!

 

ПИРР

Аз-заман, аль-фидайя!

Ар-ракат, накш-бандийя!

 

ДЕРВИШИ

Йа, ху! Алла, Алла!

Йа, ху! Алла, Алла!

 

На губах у дервишей появляется пена, с лица градом стекает пот, головы почти безжизненно мотаются из стороны в сторону, рты разодраны в безостановочном крике, и в этот момент сквозь плотную завесу тумана видна вспыхнувшая молния. Она не гаснет, а всё больше и больше наливается светом, и следом за ней всю округу сотрясает тяжкий, грозный удар грома.

Дрожит земля, становится неслышным радение дервишей, только грохот и сияющий свет прорезают туман. Этот свет медленно, почти незаметно начинает отрываться от линии горизонта, плывёт вверх.

Не слыша и не видя ничего вокруг, дервиши продолжают свой зикир, всё нагнетая и нагнетая темп своих исступлённых выкриков.

 

ДЕРВИШИ

Йа, ху! Алла, Алла!

Йа, ху! Алла, Алла!

 

Огненный столб, вырывающийся из сопел двигателей космической ракеты, не видимой нами, по крутой траектории с грохотом уходит в небо, растворяясь в молочной пелене тумана.

 

 

Сцена № 2

НАТ - НАД ПЛАТО – ДЕНЬ. ЛЕТО

Камера летит сквозь плотную молочную пелену, и вдруг внизу, под облаками, открывается огромное, расстилающееся от горизонта до горизонта плато, окруженное причудливо выветренными, выжженными до белизны известняковыми горами.

Надпись:

 

ЧЕЛОВЕК-ВЕТЕР

 

Камера, снижаясь, летит к маленькому аулу, затерянному в необъятных просторах этого плато.

 

 

Сцена № 3

ЭКСТЕРЬЕР. КОМПЛЕКСНАЯ ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - АУЛ - ДЕНЬ. ЛЕТО

Камера делает круг над маленьким аулом в полтора десятка глинобитных мазанок, разбросанных вокруг древнего минарета, с тандырами во двориках, с камышовыми загонами для овец, с парой тополей у глинобитной школы и выцветшей до полной безликости тряпкой флага над аульским правлением.

С высоты видно, как к аулу в знойном мареве движется странная фигура. На ней такая же, как на дервишах, пропыленная черная накидка до пят, чёрная чалма на голове, а лицо её скрыто за глухой, чёрной занавеской, спадающей из-под витков чалмы. В складках развевающейся накидки не видно ни рук, ни ног; лишь неестественно белые пальцы сжимают истёртый далёкими тропами посох. Ни лица, ни глаз мы не видим. Лишь свободно развевающиеся над тропинкой складки чёрной накидки, да лёгкий шлейф пыли, вьющейся следом. Назовём этого персонажа НЕЗНАКОМЕЦ С ЗАНАВЕСКОЙ. Именно она, занавеска, скрывающая лицо, отличает его от дервишей.

 

 

Сцена № 4

ЭКСТЕРЬЕР. КОМПЛЕКСНАЯ ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - ОКОЛИЦА АУЛА - ДЕНЬ. ЛЕТО

На краю аула, над мазанкой, глядящей крохотным оконцем прямо в холмы, реет в облачном небе раскрашенный, хвостатый, бумажный змей. Его запустил в небо КАНАТ, мальчишка лет шести. Он стоит у мазанки, подёргивает за нитку, и змей то взмывает, то резко пикирует вниз под лёгким ветерком.

Увлечённый змеем, Канат не слышит шагов Незнакомца с занавеской. Но вот ветерок вдруг меняет направление, и змей сразу, словно потеряв невесомость, скользит вниз. Канатик подёргивает нитку, пытается повернуть змея, поймать порыв ветра, но не успевает. Пёстрый, хвостатый прямоугольник из камышинок и бумаги камнем падает на землю, прямо к ногам Незнакомца с занавеской. Незнакомец останавливается, медлит. Потом наклоняется и поднимает змея с земли. В этот момент подбежавший Канатик останавливается перед присевшим Незнакомцем и с удивлением рассматривает занавеску на его лице. Тот, не вставая, молча протягивает змея мальчику. Канатик берёт змея, но не отрывает глаз от занавески. Снедаемый любопытством, он протягивает руку и трогает эту тряпицу, закрывающую лицо. Незнакомец неподвижен. Приоткрыв рот, Канат медленно отводит занавеску, и глаза его становятся изумлёнными. Он разглядывает то, что за занавеской, не отрываясь, полный недоумения, потом недоумение сменяется растерянностью, на лице возникает страх. Канат пятится от Незнакомца с занавеской, потом стремглав убегает.

 

 

Сцена № 5

НАТ – СКАЛИСТОЕ ПЛАТО - ЗАКАТ. ЛЕТО

Вдали виднеется шлейф пыли, он приближается.

Это возвращается с пастбища овечья отара в три десятка голов.

 

 

Сцена № 6

ЭКСТЕРЬЕР. КОМПЛЕКСНАЯ ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - ОКОЛИЦА АУЛА - ЗАКАТ. ЛЕТО

Хозяин отары АЛМАТ, кряжистый, крутоплечий степняк на гнедом жеребце, с перекинутой через луку седла двустволкой, покрикивая, погоняет отару.

 

АЛМАТ

Айт-айт, пошт-пошт-пошт!

КАРАТАШ, ч-чу! Ч-чу!

 

КАРАТАШ, крупная степная овчарка чёрной масти, с обрезанными ушами, послушно выполняет команду хозяина, обегая отару и поворачивая её ко двору Алмата.

 

На этом игровом фоне (со сцены № 3 по сцену №8) идут

НАЧАЛЬНЫЕ ТИТРЫ фильма.

 

 

Сцена № 7

ЭКСТЕРЬЕР. ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - ДВОР АЛМАТА - ЗАКАТ. ЛЕТО

Просторный, чисто выметенный и по-своему уютный двор. Небольшой глинобитный домик с плоской крышей смотрит во двор двумя окнами. Перед домиком, под старой густой чинарой стоит большая деревянная супа, в стороне расположилась летняя кухня: очаг, сложенный из камней, обмазанных глиной, на очаге казан, рядом тандыр, а сверху навес из камыша; за ней крытая камышом кошара, огороженный металлической сеткой курятник и стойло для лошадей.

Отара овец потоком вливается в ворота. Когда вслед за овцами из пыли появляется Алмат, его жена ЗУРРА уже ждёт его перед самыми воротами с большой миской кумыса в руках.

ЗУРРА, - настоящая степная красавица: статная, пышноволосая женщина лет двадцати трех, с быстрыми, живыми раскосыми глазами и высокой грудью.

Алмат с удовольствием принимает из рук жены миску и неторопливо, со вкусом выпивает её. Крякнув и вытерев рукавом яхтака губы, Алмат возвращает миску Зурре и спрашивает:

 

АЛМАТ

Как дома?

 

Зурра молчит.

Алмат слезает с коня.

 

АЛМАТ

Ну, что молчишь?

 

Зурра поднимает на него взгляд и отвечает дрогнувшим голосом.

 

ЗУРРА

Беда у нас... Канатик заболел.

 

Сдерживая тревогу, Алмат отдаёт поводья в руки жены и молча идёт к дому.

Зурра ведёт лошадь в стойло.

Пёс Караташ привычно загоняет овец в кошару.

 

 

Сцена № 8

ИНТЕРЬЕР. ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - ДОМ АЛМАТА - ВЕЧЕР. ЛЕТО

Миновав тёмные сенцы, заваленные съестными припасами и хозяйственной утварью, Алмат входит в большую комнату, обставленную по степному просто: глиняный пол застелен кошмой, мебели никакой нет, только столик на низких ножках да пара кованых сундуков по углам. В стенных нишах стоит посуда из обожжённой глины, под низким потолком висит керосиновая лампа, на одной из стен на красном коврике поблескивает старая дедовская сабля дамасской стали.

На кошме, на стопке курпачей лежит Канатик. Он в одной рубашке, глаза его закрыты, лоб в испарине. Канатик в беспамятстве. Вокруг него четыре СТАРУХИ в тёмных одеждах и в высоких белых тюрбанах. Стоя на коленях, они, шепчут заклинания и время от времени, набрав из большой миски в рот воды, опрыскивают тело мальчика с ног до головы. Одна из старух размахивает кустиком тлеющей травы исрык, и сизый, терпкий дымок окутывает Каната. Сняв с плеча ружьё, Алмат вешает его на стену рядом с саблей. Подходит к изголовью мальчика и опускается на кошму.

В комнату входит Зурра.

Алмат, прикоснувшись ладонью к влажному лбу мальчика, спрашивает её:

 

АЛМАТ

(Зурре)

Доктор был?

 

Сглатывая слёзы, Зурра кивает. Лицо Алмата мрачнеет.

Слышен стук в стекло. Алмат поднимает голову. За стеклом видна заглядывающая со двора в комнату обеспокоенная морда поскуливающего пса Караташа.

Старуха с исрыком поворачивает голову к окну. Увидев Караташа, она замирает, о чём-то задумавшись. Потом придвигается к Алмату, и что-то шепчет ему на ухо. Алмат непонимающе смотрит на неё, потом отводит взгляд.

 

 

Сцена № 9

ИНТЕРЬЕР. ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - ДОМ АЛМАТА - НОЧЬ. ЛЕТО

За окнами темно. Зурра склоняется над сыном, прикладывает к его лбу смоченную в воде тряпицу и тихонько причитает:

 

ЗУРРА

Ой-бай, Канат... Ой-бай, Канат...

 

Хмурый, поникший Алмат сидит в окружении старух, и они, все вчетвером, шёпотом уговаривают его на что-то. Алмат не отвечает.

 

 

Сцена № 10

ЭКСТЕРЬЕР. ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - ДВОР АЛМАТА - НОЧЬ. ЛЕТО

Яркий костёр полыхает во дворе Алмата. Пламя гудит, рассыпая искры. Из глубины двора появляется Алмат, ведущий за ошейник Караташа.

Над камышовой изгородью возникает из темноты любопытное лицо кривоглазой, тощей соседки ШОЛПАН. Она наблюдает, как Алмат трижды обводит пса вокруг костра.

 

 

Сцена № 11

ИНТЕРЬЕР. ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - ДОМ АЛМАТА - НОЧЬ. ЛЕТО

Старуха с исрыком по-прежнему окуривает Каната. Зурра и три старухи приподнимают мальчика, снимают с него влажную от пота рубашку и выходят.

 

 

Сцена № 12

ЭКСТЕРЬЕР. ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - ДВОР АЛМАТА - НОЧЬ. ЛЕТО

Окружив Караташа, старухи и Зурра натягивают на него рубашку, просунув лапы в рукава, а голову в ворот.

Любопытных стало больше. За камышовой изгородью, рядом с кривоглазой Шолпан стоит её муж, СЕРЖАНТ милиции - толстяк в майке, в подтяжках и форменной фуражке на голове, а рядом его отец, КРИВОНОГИЙ СТАРИК с двустволкой за плечами. На противоположной стороне улицы виднеется ещё одна фигура: тощий, взъерошенный человек в круглых очках и с велосипедом. Это ДОМУЛЛА, единственный учитель местной школы.

 

 

Сцена № 13

ЭКСТЕРЬЕР. КОМПЛЕКСНАЯ ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - УЛИЦА ПЕРЕД ДВОРОМ АЛМАТА – НОЧЬ - ЛЕТО

Алмат выводит Караташа из ворот на улицу, следом спешат старухи и Зурра.

Помедлив, Алмат вдруг резко толкает пса вперёд, в темноту.

 

АЛМАТ

(псу)

А ну пошёл! Пошёл прочь!

 

Караташ отпрыгивает в сторону и застывает на месте, непонимающе глядя на хозяина.

Старухи хватают с земли камни и начинают швырять в Караташа.

 

СТАРУХИ

(псу, наперебой)

Уходи! Уходи отсюда! Навсегда уходи! И пусть с тобой уходит болезнь! Куф-суф, астафурулла!

 

Камни и комья земли попадают в Караташа. Он жалобно скулит, вертится, но не уходит. Стоявшая неподвижно Зурра хватает большой камень и с криком запускает его в Караташа. Пёс жалобно взвизгивает и исчезает в темноте.

Оглушительно грохочет гром, и налетает резкий порыв ветра. Из степи, освещаемой трепетными вспышками молний, стеной идёт дождь. Он накрывает улицу и двор. На опустевшей улице остается один Алмат. Он стоит под дождём, опустив голову.

 

 

Сцена № 14

ЭКСТЕРЬЕР. КОМПЛЕКСНАЯ ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - АУЛ - НОЧЬ. ЛЕТО

Под оглушительными раскатами грома раскалывается небо. В блеске молний, словно огромная свеча, устремлённая в небо, взблёскивает минарет, по изразцовым плиткам которого струятся потоки дождя. Заливая аул, косыми потоками хлещет ливень. Где-то мычит корова, тревожно блеют овцы в кошарах. Дождевая вода скапливается у дворовых построек, затекает под стены. Потоки воды обрушивают изгородь, подхватывают и несут камышовые связки.

 

 

Сцена № 15

ИНТЕРЬЕР. ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - ДОМ АЛМАТА - НОЧЬ. ЛЕТО

Грохот грома сотрясает дом.

Зурра, горестно причитая, укрывает неподвижно лежащего сына тёплым одеялом.

 

ЗУРРА

Ой-бай, Канат! Ой-бай, жаным!

 

Она поворачивается, чтобы подать сыну воду, и вдруг вскрикивает. Алмат оглядывается. В свете молнии за окном видна жалобная морда насквозь промокшего Караташа.

Алмат сдёргивает со стены двустволку и выбегает из комнаты.

 

 

Сцена № 16

ЭКСТЕРЬЕР. КОМПЛЕКСНАЯ ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - УЛИЦА ПЕРЕД ДВОРОМ АЛМАТА - НОЧЬ. ЛЕТО

Ливень не затихает ни на мгновение.

Вид Караташа жалок. Намокшая детская рубашка прилипла к собачьей шерсти. Пёс скулит, мечется по двору и моляще смотрит на хозяина.

Грозными окриками Алмат выгоняет Караташа со двора.

 

АЛМАТ

Прочь! Пошёл прочь!

 

Пёс отбегает и останавливается в мокрой полыни. Алмат вскидывает двустволку. Пёс неподвижен. Два ствола ружья направлены прямо в голову Караташа. Большой палец Алмата взводит курки. Пёс замер. Алмат чуть приподнимает стволы ружья над Караташем, и нажимает спусковые крючки. Гремят два выстрела.

Караташ, отпрыгнув, исчезает в темноте.

 

 

Сцена № 17

ЭКСТЕРЬЕР. ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - ДВОР АЛМАТА - НОЧЬ. ЛЕТО

Опустив ружьё, Алмат идёт через двор к дому.

Чудовищной силы разряд молнии раскалывает небо пополам, и всё вокруг озаряется ослепительным светом.

От этой вспышки Алмат зажмуривает глаза. И тут же оглушающий удар грома будто сотрясает всю вселенную. Алмат инстинктивно зажимает уши, и поднимает голову к небесам.

Из сияющего разлома на небе, из-за облаков, за пеленой дождя стремительно падает с неба что-то бесформенное, светлое, трепещущее на лету и с тяжёлым ударом проламывает камышовую крышу кошары. Кошара взрывается испуганным ржанием лошадей и овечьим блеянием.

Алмат бросается к кошаре.

 

 

Сцена № 18

ИНТЕРЬЕР. ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - КОШАРА - НОЧЬ. ЛЕТО

Распахнув дверь, Алмат решительно входит в кошару и сразу видит огромный пролом в камышовой крыше, через который хлещет поток дождя.

Выругавшись сквозь зубы и разбрасывая в стороны мечущихся у него под ногами овец, Алмат шагнул к пролому и вдруг, перекрывая шум дождя и испуганное блеяние овец, что-то огромное, светлое забилось, задёргалось перед ним на полу кошары. Это было нечто, похожее на невероятно огромную птицу. Инстинктивно выставив вперёд ружье, Алмат попятился назад, выскочил из кошары.

 

 

Сцена № 19

ЭКСТЕРЬЕР. ДВОР АЛМАТА – НОЧЬ – ЛЕТО

Алмат захлопнул ворота кошары, подпёр их колом и бросился в дом.

 

 

Сцена № 20

ИНТЕРЬЕР. ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - ДОМ АЛМАТА - НОЧЬ. ЛЕТО

Вбежав в комнату, Алмат начинает баррикадироваться от неведомого врага. Первым делом он хватает столик и подпирает им входную дверь. Зурра испуганно вздрагивает, хватает на руки сына и, прижав к себе, отползает к стене. Одним из тяжеленных сундуков Алмат задвигает одно окно, другим - другое. Наваливает на них гору курпачей и одеял. Зурра испуганно следит за ним. Выхватив из патронташа патроны, Алмат быстро заряжает двустволку и опускается на кошму рядом с женой и сыном.

Тишина. Только хлещет ливень за окном, и тревожно блеют овцы в кошаре.

Лицо Канатика почти безжизненно. Он тяжело, часто дышит и тихо стонет.

С плеча Алмата соскальзывает большое белое перо, прилипшее к его рубашке ещё в кошаре и в суете незамеченное им. Перо беззвучно опускается на шею мальчику под одеяло, которым он укутан. Ни Зурра, ни Алмат этого не замечают.

 

 

Сцена № 21

НАТУРА. КОМПЛЕКСНАЯ ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ – АУЛ АЛМАТА - УТРО. ЛЕТО

Над аулом встаёт солнце.

 

 

Сцена № 22

ИНТЕРЬЕР. ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - ДОМ АЛМАТА - УТРО. ЛЕТО

Солнечные лучи проникают в оконце мазанки. Во дворе, за окном прокричал петух.

Алмат и Зурра по-прежнему сидят в забаррикадированной комнате. Они дремлют, тесно прижавшись друг к другу. У Алмата на коленях ружье.

Не спит только Канатик. Мальчик проснулся, высунулся из-под одеяла и, улыбаясь чему-то, играет с большим белым пером.

 

КАНАТ

(напевает)

Жас жигит... кайда барасын...

 

Продолжая напевать, Канат щекочет пером спящего отца. Перо задевает нос. Алмат оглушительно чихает, открывает глаза и видит смеющуюся рожицу сына. Алмат не успевает удивиться и снова оглушительно чихает.

 

 

Сцена № 23

ЭКСТЕРЬЕР. ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - ДВОР АЛМАТА - УТРО. ЛЕТО

Открывается дверь дома, появляется Алмат. С трудом выдёргивая ноги из чавкающей грязи и не выпуская из рук ружья, он пробирается к кошаре.

В кошаре всё тихо. Алмат осторожно приникает к щели в воротах кошары, приглядывается. Через несколько мгновений он отшатывается от щели, на его лице снова возникает страх. Потом Алмат пересиливает себя, снова приникает к щели, вглядывается. Выпрямляется. Теперь в его глазах решимость. Алмат неслышно отступает от ворот, сбрасывает с себя халат, остаётся в нательной рубахе. Потом снимает со стены кошары моток крепкой чабанской верёвки, и, не выпуская из рук двустволки, крадучись, обходит кошару, одним беззвучным рывком взбирается на камышовую крышу.

 

 

Сцена № 24

ЭКСТЕРЬЕР. ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - ДВОР АЛМАТА. НА КРЫШЕ КОШАРЫ - УТРО. ЛЕТО

Алмат заглядывает в пролом на крыше кошары.

Сверху видны дремлющие по углам овцы, втоптанные в грязь клочки соломы, переступающий с ноги на ногу гнедой жеребец с лоснящимися от влаги боками и белая кобылица с жеребёнком.

Алмат разглядывает лежащее в углу на соломе огромное светлое крыло с помятыми, испачканными в грязи перьями. Не отрывая взгляда от этого крыла, Алмат видит, как шевельнулись перья, и из-под них на него уставился большой, тёмный, поблескивающий в полутьме глаз.

Алмат откладывает двустволку на камышовый скат крыши и, не раздумывая, прыгает в пролом. Как барс, изгибаясь на лету, он бросается на неведомое существо.

 

 

Сцена № 25

ЭКСТЕРЬЕР. ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - ДВОР АЛМАТА - УТРО. ЛЕТО

В кошаре несколько секунд слышится возня, глухой стон, тревожное блеянье овец, ржанье коней, потом всё стихает.

 

 

Сцена № 26

ЭКСТЕРЬЕР. ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - ПЕРЕД ДВОРОМ АЛМАТА - УТРО. ЛЕТО

По улочке верхом на лошади рысит сосед Алмата, КРИВОНОГИЙ СТАРИК.

 

АЛМАТ (З.К.)

Ата! Ата!

 

Старик оборачивается. Его окликает Алмат, стоящий у кошары и отряхивающийся от налипшей на одежду соломы.

 

АЛМАТ

Ко мне в кошару залетело какое-то существо с крыльями.

 

КРИВОНОГИЙ СТАРИК

Существо? Какое существо?

 

АЛМАТ

Сам не знаю, человек, не человек, птица не птица…

 

КРИВОНОГИЙ СТАРИК

Сейчас посмотрим...

 

Старик поворачивает коня, въезжает во двор Алмата.

 

 

Сцена № 27

ЭКСТЕРЬЕР. ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - ДВОР АЛМАТА - УТРО. ЛЕТО

Старик приближается к кошаре.

 

КРИВОНОГИЙ СТАРИК

(хвастливо)

Я всех птиц знаю, - и беркутов, и грифов... даже летающего дракона видел.

 

Не слезая с коня, старик въезжает в распахнутые ворота кошары. Алмат остается во дворе и ждёт. Проходит секунда, другая, и Кривоногий старик вихрем вылетает на своем коне из кошары, выносится на улицу и исчезает.

Слышно, как вдали часто и тревожно бьют в рельсу. Алмат оглядывается в сторону центра аула.

 

 

Сцена № 28

ЭКСТЕРЬЕР. КОМПЛЕКСНАЯ ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - ПЕРЕД ДВОРОМ АЛМАТА - УТРО. ЛЕТО

Дрожит земля. По поверхности лужи у ворот проносится мелкая рябь.

Вдали возникает десяток ВСАДНИКОВ, несущихся аллюром. Восемь всадников скачут на лошадях и двое - на верблюдах.

Во главе атаки – Кривоногий старик. Развернувшись в боевом порядке, выкрикивая грозное “Ур! Ур!”, размахивая саблями, пиками и нещадно паля вверх из охотничьих ружей, джигиты стремительно приближаются ко двору Алмата. За джигитами несётся пешая толпа человек в двадцать, вооруженная чем попало.

Первые два джигита сходу перемахивают через изгородь. Следующие за ними разносят её в пух и прах.

 

 

Сцена № 29

ЭКСТЕРЬЕР. ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - ДВОР АЛМАТА - УТРО. ЛЕТО

Осадив коней, джигиты слетают на землю и толпой бросаются к кошаре.

Алмат кидается наперерез. Он перехватывает первого джигита, отшвыривает в сторону, отпихивает второго, останавливает третьего. Слышен его зычный голос.

 

АЛМАТ

Э, э, а ну стой! Назад! Назад, кому сказал! Уберите оружие! Я его и так скрутил! Не лезь, кому говорю!!

 

Толпа джигитов останавливается.

 

 

Сцена № 30

ИНТЕРЬЕР. ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - ДОМ АЛМАТА - УТРО. ЛЕТО

Зурра с беспокойством смотрит в окно, пытаясь понять, что происходит у неё во дворе.

Канатик сидит за столиком, перед ним еда: катык в миске, горячий чай, мёд, молоко, масло. Канат держит в одной руке пиалу с чаем, а в другой перо и, помешивая пером в чае, облизывает его.

Заметив это, Зурра выхватывает перо из его рук, отбрасывает в сторону и снова приникает к окну.

 

 

Сцена № 31

ЭКСТЕРЬЕР. КОМПЛЕКСНАЯ ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - ПЕРЕД ДВОРОМ АЛМАТА - УТРО. ЛЕТО

По улице ко двору Алмата подъезжает старенькая “Победа”. Раздается звук матчиша на национальную мелодию сороковых годов, суетливый ШОФЁР, выскочив первым, распахивает дверцу, и из “Победы” выходит РАИС, председатель аула. Это дородный, представительный человек с солидным животом. На нём белая полотняная фуражка, выцветший китель сороковых годов со значком депутата райсовета на груди и защитное галифе, заправленное в блестящие хромовые сапоги. Одёрнув китель и поскрипывая сапогами, Раис входит во двор.

 

 

Сцена № 32

ЭКСТЕРЬЕР. КОМПЛЕКСНАЯ ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - ДВОР АЛМАТА - УТРО. ЛЕТО

У распахнутых ворот кошары толпится весь аул. Таращит глаза молодка, кормящая грудью мирно посапывающего младенца. Крышу дома облепила детвора. На самом краю крыши, весь подавшись вперёд и выставив старинную подзорную трубу, разглядывает внутренности кошары Домулла, совершенно ошарашенный тем, что он видит. Здоровенный степняк по имени МУСАТАЙ, сын чайханщика, приволок на спине даже своего СТОЛЕТНЕГО ДЕДА, который дремлет, свесившись на бок. Кривоногий старик застыл, держа над головой секиру тамерлановских времён.

Раис подходит к толпе и громко спрашивает:

 

РАИС

В чём дело, товарищи?

 

Толпа оглядывается и слегка расступается. Один из джигитов, потирая ушибленную Алматом челюсть, отвечает:

 

УШИБЛЕННЫЙ ДЖИГИТ

Да вот... поймали.

 

Раис подходит к распахнутым воротам кошары. Из глубины кошары выныривает Сержант и, приложив руку к козырьку, докладывает:

 

СЕРЖАНТ

Так что задержан неизвестный. Документов не имеет.

 

Раис отстраняет его рукой и вглядывается в полутьму кошары. Существо с крыльями лежит в углу кошары, опутанное веревками. Полностью разглядеть его невозможно, но видна длинная прядь седых волос, упавшая на крыло.

Раис, опешив, отшатывается и произносит дрогнувшим голосом:

 

РАИС

Так. Надо звать муллу.

 

 

Сцена № 33

ЭКСТЕРЬЕР. КОМПЛЕКСНАЯ ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - СТЕПЬ - УТРО. ЛЕТО

Недалеко от дома хозяина, в мокрой полыни лежит пёс Караташ. Ему хорошо виден двор Алмата и толпящиеся в нём люди. Караташ не отрывает взгляда от двора и тихо, с негодованием рычит на толпу. Потом, наклонив голову и изворачиваясь всем телом, начинает сдирать с себя детскую рубашку.

 

 

Сцена № 34

ЭКСТЕРЬЕР. КОМПЛЕКСНАЯ ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - УЛИЦА ПЕРЕД ДВОРОМ АЛМАТА - ДЕНЬ. ЛЕТО

Небо очистилось, над аулом сияет солнце. Земля быстро высыхает.

Ко двору Алмата на белом ослике подъезжает МУЛЛА. Это маленький, чистенький, опрятный старичок в бархатном тёмно-синем халате, мягких сапожках с галошами и тёмно-зелёной тюбетейке на голове. В руках он перебирает четки.

 

 

Сцена № 35

ЭКСТЕРЬЕР. ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - ДВОР АЛМАТА - ДЕНЬ. ЛЕТО

Ситуация вокруг кошары изменилась. Ворота кошары закрыты. Возле них на страже стоит Кривоногий старик со своей секирой и прохаживается Сержант с лицом человека при исполнении служебных обязанностей. Остальные джигиты, присев на корточки, окружили вынесенный во двор низенький столик, во главе которого сидит на табуретке Раис и рядом Алмат. Зурра с большим чайником в руке обходит столик и подливает всем в пиалушки чай. Женщины сидят в отдельном кругу, тоже на корточках. Здесь в центре внимания Шолпан, которая рассказывает что-то таинственным шёпотом, размахивая руками и корча страшные гримасы. Женщины в ужасе ахают.

Увидев Муллу, все поднимаются ему навстречу. Раис что-то шепчет ему на ухо. Мулла спокойно кивает, приближается к кошаре и негромко произносит:

 

МУЛЛА

Отворите ворота.

 

Сержант торопливо распахивает ворота. Мулла входит вовнутрь.

У кошары возникает ещё один человек. Это ДОКТОР: сухой, вкрадчивый мужчина с санитарной сумкой в руках. Он молча, осторожно приближается к вновь образовавшейся толпе и через спины людей, приподнявшись на цыпочки, заглядывает в кошару. К нему подходит Алмат.

 

АЛМАТ

(тихо, доктору)

Доктор, вы не осмотрите его? Кажется, он ранен.

 

Доктор бросает взгляд в сторону кошары, раздумывает некоторое время, потом молча кивает Алмату.

Из кошары выходит Мулла. Лицо его недовольно. Алмат и Зурра нетерпеливо ждут его приговора.

 

МУЛЛА

Эта тварь не понимает языка Аллаха и не обучена чтить его слуг.

 

По толпе пробегает взволнованный ропот.

Мулла о чём-то шепчется с Раисом.

Доктор, выждав паузу, негромко спрашивает Раиса:

 

ДОКТОР

Раис-ага, разрешите осмотреть… это… существо?

 

РАИС

Осматривай.

 

 

Сцена № 36

ИНТЕРЬЕР. ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - КОШАРА - ДЕНЬ. ЛЕТО

Одно из крыльев существа, лежащего на полу кошары, действительно повреждено: измятое, грязное, с полузасохшим кровавым потеком, оно безжизненно распласталось на земле. Доктор, скрывая страх, осторожно приседает на корточки и осматривает крыло, потом приподнимает его, заглядывая ниже.

Мулла и Раис молча следят за доктором. Алмат, стоящий чуть позади них, завороженно рассматривает существо. За Алматом видна фигура Зурры, застывшей на пороге кошары. За ней маячит Сержант, отгоняющий зевак.

Доктор открывает свою сумку, достаёт старомодный фонендоскоп, медицинскую ложку, прибор для измерения артериального давления.

Мы не видим деталей тела существа с крыльями, нам видны лишь руки Доктора, которые приподнимают перья, ощупывают суставы, рассматривают органы, измеряют давление. Лицо Доктора уже спокойно, на нём только чисто профессиональный интерес.

 

ДОКТОР

Лимфоузлы увеличены. Нёбо красное...

 

В руках Доктора появляется фонендоскоп, концы его заправлены Доктору в уши. Доктор прослушивает легкие.

 

ДОКТОР

Хрипы в левом лёгком.

 

Доктор убирает фонендоскоп, считает пульс.

 

ДОКТОР

Сердце совсем плохое.

 

Мулла покачивает головой.

 

ДОКТОР (З.К.)

Почки никуда не годятся.

 

 

Сцена № 37

ЭКСТЕРЬЕР. ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - ДВОР АЛМАТА - ДЕНЬ. ЛЕТО

Толпа напряженно ждёт. Стараясь разглядеть то, что происходит в кошаре, Домулла ещё больше подается вперёд и валится с крыши.

Кто-то вскрикивает. Толпа испуганно приседает.

 

 

Сцена № 38

ИНТЕРЬЕР. ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - КОШАРА - ДЕНЬ. ЛЕТО

Склонившись над сломанным крылом, Доктор заканчивает перевязку.

 

ДОКТОР

И вообще, организм крайне изношен. Непонятно, как он еще жив.

 

 

Сцена № 39

ЭКСТЕРЬЕР. ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - ДВОР АЛМАТА - ДЕНЬ. ЛЕТО

Алмат выходит из кошары, приостанавливается рядом с Зуррой.

 

АЛМАТ

(Зурре, негромко)

Мне кажется, я его уже видел. Только не могу вспомнить где.

 

ЗУРРА

(тоже негромко)

Знаешь, мне он тоже кого-то напоминает...

 

АЛМАТ

Кого?

 

ЗУРРА

(не сразу)

Не знаю.

 

Из кошары появляются Мулла, за ним Доктор. Все напряженно ждут, не сводя с них глаз.

В тишине раздается голос Зурры

 

ЗУРРА

Кто же это?

 

Мулла молчит, а Доктор разводит руками.

Слышен громкий голос Домуллы.

 

ДОМУЛЛА

А я знаю! Это Ангел!

 

Все поворачиваются к Домулле и поражённо приоткрывают рты.

 

ДОМУЛЛА

Да, Ангел!

 

В глазах Муллы зажёгся гнев.

 

МУЛЛА

(жёстко)

Не надо делать поспешных выводов. Крылья - еще не доказательство, что это ангел.

 

Мулла обращается уже ко всей толпе.

 

МУЛЛА

Хочу вас всех предостеречь. Шайтан часто меняет обличье, чтобы обмануть простофиль.

 

Мулла поворачивается и смотрит в упор на Домуллу. Их взгляды встречаются. Домулла храбро смотрит в глаза Мулле, принимая вызов и готовый пойти на костёр за свои убеждения. Мулла первый отводит взгляд.

 

МУЛЛА

И только Аллах знает истину. Рано или поздно он подаст нам знак.

 

Мулла вздымает руки и проводит ими по лицу.

 

МУЛЛА

Ля-илляхи-иль-алла ва Мухаммадин расуль улла!

 

Все повторяют этот молитвенный жест. Алмат и Зурра следуют общему примеру.

Раис чешет затылок.

 

СЕРЖАНТ

(Раису)

Ангел, не ангел, а документов у него нет.

 

РАИС

Правильно. Надо доложить в город начальству.

 

 

Сцена № 40

ЭКСТЕРЬЕР. КОМПЛЕКСНАЯ ДЕКОРАЦИЯ НА НАТУРЕ - УЛИЦА ПЕРЕД ДВОРОМ АЛМАТА - ДЕНЬ. ЛЕТО

Под звуки игривой восточной мелодии по безлюдной улице вышагивает ХАНУМА. Это яркая, пышная женщина в пёстром платье, в туфлях на высоких каблуках и с огненно-красным зонтом над головой. Каждый её шаг отдаётся звоном и бренчанием многочисленных браслетов, серёжек и подвесок, украшающих её руки, грудь, уши и даже ноги.

Насмешливым взглядом встречает её Зурра.

Из двора Алмата выскакивает Шолпан и ещё одна из женщин, АЙША. Они подбегают к Хануме, пристраиваются к ней и что-то горячо рассказывают ей на ходу, перебивая друг друга. Сразу видно, что это приближённые Ханумы. Ханума, не сбавляя шага, подходит ко двору Алмата и только тут уточняет:

 

ХАНУМА

А он молодой?

 

ШОЛПАН И АЙША




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проблема ценностей в христианстве | Внимание: Не продолжай чтение, если тебе нет 18 лет!!!

Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 274. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия