Языковые выразительные средства как элемент художественности в сценарии ТП.
Слова, имеющие несколько лексических значений, принято называть многозначными. Слово, имеющее одно лексическое значение - однозначным. Многозначные слова бывают среди всех самостоятельных частей речи, кроме числительных. Способность слова употребляться в нескольких значениях называется многозначностью или полисемией (от греч. "поли" - много и "сема" - знак). Эта способность активно используется в праздничной драматургии. Так называемый прием двойного истолкования постоянно фигурирует в сценариях КВН, капустников, игровых программ, рождая неожиданный поворот мысли и острый юмористический эффект. Синонимы (от греч. "синонимос" - одноименный) - различные по звуковой форме, но близкие или одинаковые по значению слова и синтаксические конструкции. Синонимия возникла как результат освоения церковнославянского словаря (уста, десница, чело), заимствования из других языков (воин - русское слово, солдат - немецкое), привлечения областных и окраинных словечек (так, наравне с "метелью" появились "пурга" и "буран"). Эвфемизмы (от греч. "эвфемизмос" - хорошо говорю) - слова или выражения, употребляемые вместо слов или выражений прямого значения. В отечественном литературоведении это понятие постоянно связывают с заменой непристойных или интимных явлений. Антонимы (от греч. "анти" - против и "онима" имя) - слова с противоположным значением. В основе антонимии лежит ассоциация по контрасту, отражающая существенные различия по своему характеру предметов, явлений, действий, качеств и признаков. Слова и выражения, употребляемые в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях, называют тропами (от греч. "тропос" — образное выражение). В сценарии, как и в художественной литературе, использование тропов необходимо для того, чтобы придать изображению пластичность, образность, живость. К тропам относятся: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, аллегория и др. Эпитет (греч. "эпитетон" - приложение) - образное определение предмета или действия. "Эпитет показывает меру понимания художником того или иного явления, природы вещей, души человека. Эпитет - проба на звание мастера. Эпитет, если он точен, становится элементарным исследованием действительности (исследование в одном слове, иногда очень коротком). Это автореферат большой книги о предмете или явлении. Эпитет - информационный центр строки, смысловой узел образных путей. Эпитет - стихотворный трактат, заключенный в пределы одной грамматической единицы - прилагательного. Сравнения помогают более объемно и многосторонне представить описываемый предмет. С этой целью оно используется в монологах ведущего, диалогах сценических героев. В развлекательных программах сравнение помогает объяснить условия конкурса иособенности игрового задания. Метафора (греч. "метафора" - перенос) - перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Чаще всего в сценарии встречаются метафоры, закрепленные языковой традицией. Они возникли давно и по причине постоянного употребления почти не воспринимаются как тропы (нос парохода, спинка стула, ножки стула, крыло здания, хвост поезда и т.д.). Олицетворение ~ наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека: ...Звезда с звездою говорит. М.Лермонтов...Меня деревья плохо видят На отдаленном берегу. Б.Пастернак Олицетворение - разновидность метафоры. Оно используется при описании явлений природы и предметной среды, окружающей человека. Метонимия (греч. "метонимиа" - переименование) — перенос признаков с одного предмета на другой на основании их смежности: Наш язык переполнен метонимическими выраже-нинмм. Названия тканей (бостон), вин (шампанское), оружия (винчестер) метонимия от местностей, где впервые было налажено производство этих товаров. А слова "Брегет", "Калашников", "Смирновская" возникли от имени мастеров и изобретателей. Метонимия не только обогащает язык, но и делает его более экономным. Аллегория (греч. "аллегориа" - иносказание) - выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах. В баснях и сказках глупость, упрямство воплощаются в образе осла, хитрость - в образе лисы, трусость - зайца и т.д. Аллегория интересна как способ создания сценического образа. Так, персонаж по имени ВОЙНА может появиться в театрализованном представлении, посвященном годовщине Великой Отечественной войны, а "память" - в День Победы. Фразеологизм (от греч. "фразис" - выражение) -это устойчивое сочетание слов, используемое для называния отдельных предметов, признаков, действий.
|