Монтаж как творческий метод сценария, виды монтажа и их характера.
Монтаж (от фр. "монтаж" - сборка, соединение). Подбор и соединение отдельных частей чего-либо (на основе их сопоставления, сравнения) с помощью использования различных приемов для создания художественного и смыслового единства. В наиболее чистом виде монтаж существует в кинематографе, а поэтому для понимания сути его воспользуемся еще одним определением, которое принадлежит известному советскому кинорежиссеру В.Пудовкину: "Монтаж есть новый, найденный и развиваемый киноискусством метод выявления и показа всех от поверхностных до самых глубоких связей, существующих в реальной действительности'". Этот метод стал одним из главных в пракгикс театрализованных праздничных форм работы. Сама природа праздника (отсутствие явного деления на сцену и зал, на исполнителей и зрителей, активное действие праздничных масс и т.д.) требует соединения очень далеких друг от друга в эстетическом плане явлений. В ряде случаев монтаж понимается лишь как формальный способ соединения материала. Используется самый простой причинно-следственный или хроникальный принцип построения сценария. Более того, при возникновении логичного разрыва между двумя отдельно взятыми фрагментами призываются на помощь так называемые "мостики" (на телевидении и радио - "подводки"), которые полностью уничтожают эффект соотнесения смыслов. Существует несколько разновидностей монтажа. Целесообразно остановиться на четырех. Последовательный. Материал соединяется на основе самых простых причинно-следственных связей, по принципу одно после другого. Контрастный. Материал монтируется таким образом, чтобы столкнуть различные точки зрения на одно и то же событие, сравнить социально-нравственные позиции и ценности. Параллельный. Материал стыкуется как тесно связанные между собой, но самостоятельно развивающиеся смысловые ряды ("неразделимо, но неслиянно"). Ассоциативный (лат. "ассоциацио" - соединение). Материал монтируется на основе соприкосновения ассоциа- * Пудовкин В Собр- соч.: В 3-х т. - М.: Искусство. 1974.
тивных кругов, которые порождают документальные и художественные фрагменты. А теперь вернемся к работе с материалом. Видимо, стоит перечислить, что в данном случае является таковым. Воспользуемся для этого примером из работы над сценарием вечера для ветеранов Южно-Уральской железной дороги, посвященного Дню Победы. Документальный материал: 1. Книжная документалистика: "Железнодорожники в Великой Отечественной войне". - М.: Транспорт, 1985; "Урал ковал Победу". - Челябинск: ЮУКИ, 1993. 2. Музейные и архивные материалы. Газета "Гудок" за 1941 - 1945 гг. 3. Семейные архивы ветеранов, героев вечера. Письма, вырезки из газет, наградные документы и т.д. 4. Предварительные интервью с будущими участниками торжества. Художественный материал: 1. Проза. Роман Ч. Айтматова "Буранный полустанок". Фрагменты о поездах, идущих на запад, и о поездах, идущих на восток. 2. Поэзия. Стихи поэтов военных лет. Публикации местных авторов на страницах той же многотиражки "Гудок". 3. Номера художественных коллективов (хорового, оркестра народных инструментов, хореографического и т.д.). 4. Кинофильм "Как закалялась сталь". Документальный материал делится надвое. Часть его усваивается сценаристом для создания композиционной структуры праздника (содержание эпизодов, сценарный ход, авторские драматические сцены, текст ведущего), а часть образует самостоятельные монтажные единицы. Это, как правило, документы, взятые целиком, без купюр и каких-либо изменений, с названием, датой выпуска и подписью выпускающего. Стиль и лексика этих свидетельств создают ничем не заменимый аромат времени; событие, о котором ведется рассказ, обретает атмосферу достоверности и убедительности. Предпочтение сценарист отдает тем документам, которые, по его мнению, будут интересно стыковаться с другим фактическим материалом, дадут неожиданные рефлексии при встрече с художественными номерами. Так, полностью воспроизведенный газетный анонс в фильме "Как закалялась сталь" (он шел в одном из челябинских кинотеатров в августе 1943 года) помог образно решить эпизод, где рассказывалось о подвиге машинистов, ремонтирующих горячую топку. Хроника этого ремонта сопровождалась кадрами известного кинофильма, ибо все это было в один и тот же день. В результате возникал смысловой стереоскопический эффект. С тем же учетом монтажной отзывчивости сценарист присматривается и к художественному материалу. Круг литературных произведений, попадающих в его поле зрения, определяют тема и сценарный ход, а знание репертуара художественных коллективов города - его профессиональная обязанность. Особая роль в сценарии театрализованного представления отведена поэзии. Поэтическое слово - эмоционально наиболее насыщенное слово. Недаром его родословная восходит к молитве, заклинанию, заговору, плачу. Поставленное в контекст сценария, оно способно оживить смежные тексты, усилить их воздействие на зрителя в силу того, что обращается к самым потаенным уголкам его души. Оно способствует реализации жанра в праздничной драматургии, ибо само по себе является эссенцией чувственных переживаний автора. Звучат начальные строки сценария игровой программы: Средь шумного бала случайно В тревоге мирской суеты Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты. А. Толстой И мы настраиваемся на лирический лад. А стоит услышать торжественно-печальный зачин Р.Рождественского: Через века, Через года Помните! О тех, кто уже не придет никогда, Заклинаю вас, Помните! Как душа откликается на высокую патетику! Не задумываясь, мы начинаем улыбаться веселым ритмам Юлиана Тувима: Кто не слышал об артисте Трулиславе Трулялинском, А живет он в Припевайске В переулке Веселинском. Емкие поэтические формулы, глубокие философские обобщения обогащают и смысловую палитру сценария: В степи мирской печальной и безбрежной, Таинственно пробились три ключа: Ключ юности, ключ быстрый и мятежный, Кипит, бежит, сверкая и журча. Кастальский ключ волною вдохновенья В степи мирской изгнанников поит. Последний ключ - холодный ключ забвенья, Он слаще всех жар сердца утолит. А. Пушкин Разве эти строки не способны помочь осмыслить многие проблемы сегодняшнего дня? Поэтическое произведение, насыщенное тропами, часто подсказывает сценарный ход. Стихотворная метафора создает тот самый дополнительный смысловой ряд, о котором мы уже говорили. "Автографами Победы" назвал поэт Н.Тихонов росчерки советских солдат на стенах Рейхстага, и это поэтическое определение дало ключ к образному решению сценария вечера, посвященного Дню Победы, о котором говорилось выше. Ритмически и звуково организованное, (а значит, резко выделяющееся среди прозаического текста) поэтическое слово, выполняет в сценарии функцию композиционного обрамления. Мы находим его в прологе и в финале, зачастую оно начинает эпизод и венчает его. Поэтическое слово, смонтированное с документом, возвышает, поэтизирует последний, делает его эстетически и смыслово значимым. Вот пример такого рода из сценария, посвященного слету юных изобретателей и рационализаторов России. На экране чередуются портреты ребятишек. В руках у них те самые технические новинки, которым они дали жизнь и за которые получили награды. Слайд-ряд сопровождается фрагментом оды М.Ломоносова: О, вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих. О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. Возвращаясь к способам взаимодействия сценариста и материала, следует сказать еще об одном варианте их отношений. Он возникает при создании литературного монтажа. Речь идет о соединении готовых поэтических, прозаических и документальных текстов. Сам сценарист ничего не сочиняет, ничего не пишет. Чаще всего такая драматургия связана с жизнью и творчеством поэтов. Сталкивать тексты так, чтобы возникали молнии догадок, неожиданных смыслов и ассоциаций, можно только в одном случае: если весь материал постоянно присутствует в сознании пишущего. Стихи надо знать наизусть, прозу -близко к тексту.
|