Студопедия — С МАЯКОВСКИМ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

С МАЯКОВСКИМ






 

Когда встречаешь в творчестве поэта-современника отголоски своих чувств и мыслей, когда писатель говорит за тебя и вместе с тобой, тогда рождается та искра об­щения, без которой не бывает настоящего и большого ис­кусства. Умением говорить за всех нас, живущих вместе с ним, в высокой степени обладал Маяковский.

Маяковский — составное нашей эпохи. Всегда каза­лось, что пришел он в тот день, когда «над Петропавлов­ской взвился фонарь, восстания условный знак...» — вот тут и зашагал Маяковский, прекрасный человек нашего времени.

«Левый марш» — повое слово в поэзии, но в те дни он звенел на улицах Москвы и Петрограда, как народная пес­ня, потому что пришли такие дни, чтобы «Левый марш» звенел. Я был новичком в Москве, но очень явствен­но ощутил, что поэзия Маяковского — неотъемлемая часть жизни всех, кто не намерен оставаться в плену школьных истин, обывательщины, старого, разрушенного мира.

Маяковский — это моя юность, мое становление, мое

прозрение и мое приятие великих исторических дней Октябрьской революции.

Молодое поколение, никогда не видевшее Маяковско­го и не слышавшее его, вероятно, завидует нам, — со­временникам поэта.

Безусловно, мое поколение — первые читатели гени­альных произведений Маяковского: его стихи и поэмы рождались на наших глазах. Разворачивая утренние га­зеты, заходя в книжные магазины, мы встречались с его стихами и поэмами.

«Кто он и откуда?» — в те годы я не думал. Это при­шло позднее. Важнее было другое — что он существует, присутствует среди нас.

Первое произведение, которое я прочел у Маяковско­го, была его поэма с непонятным названием «Облако в штанах». Очень часто, катаясь по Волге па маленькой лодочке или лежа на желтом песке на берегу реки, я смотрел па плывущие облака, и никогда мне но приходи­ло в голову, что облако может быть в штанах. И вдруг поэт так назвал свою большую поэму. Очевидно, что это самое облако в штанах — сам поэт. Я хорошо помню, как многие тогда издевались над Маяковским, главным обра­зом над этим названием его поэмы. Помню, как всякие пошляки несли чепуху и ерунду по поводу этого назва­ния, не давая себе труда подумать над расшифровкой это­го образа, не говоря уже о самой поэме, которую заранее, за глаза считали выдумкой футуриста и галиматьей.

Поразило меня в этом произведении, что тема любви берется не с личных позиций, рассматривается не как частный случай, а как социальная трагедия. Ромео и Джульетта гибнут из-за феодальных предрассудков, из-за распрей между двумя семействами — Монтекки и Капулетти. А в мире капитализма влюбленных разъединяет золото. Характер любви различен, и конфликты в ней ре­шает то время, в какое человек любит. Мне кажется, что есть у нашего поколения заветная мечта, чтобы чувство любви помогало строить, преодолевать трудности.

Поразительно, что Маяковский в предгрозовое время, в предчувствии грядущей революции, далеко загляды­вает вперед. Он решает тему любви как трагедию прежде всего социальную. Поэт вступает в борьбу со старым ми­ром, в котором проблема любви упирается в куплю-про­дажу, где втоптано в грязь такое высокое человеческое чувство, как личное счастье. Значительно позже я убе­дился в правильности первого «прочтения» поэмы Мая­ковского, когда услышал строки его стихотворения «До­мой».

 

«Я ж

с небес поэзии

бросаюсь в коммунизм,

потому что

нет мне

без него любви».

 

И еще одно обстоятельство продолжило мое знаком­ство с творчеством поэта.

В первые же годы после Октябрьской революции Мая­ковский ставит свою «Мистерию-буфф». Пафос «Мисте­рии» дышит необычайной новизной. Как светом прожек­тора, освещены пружины, на которых доселе стоял мир. Поэт строит свою «Мистерию» по древнейшим мотивам, на много столетий обосновавшимся в сознании челове­чества, жившего под знаком христианства. Снова тради­ционный «ногой»: «чистые» и «нечистые» собираются на корабль. История человечества начинается заново. Люди приходят в ад, затем в рай и наконец возвращаются на землю — в коммунизм. Такое решение темы ассоциирует­ся с «Божественной комедией» великого итальянца.

Идя традиционнейшими путями, Маяковский перево­рачивает сюжет вверх дном, утверждая любовь к жизни преобразователя земли — человека. Все было пленитель­но в этом спектакле, и даже фантастичность его приобре­тала пронзительный блеск великолепной реальности. «Мистерия» отразила дерзновенные годы нашей юно­сти — юности революции помолодевшего народа. В ре­альность событий верилось беспрекословно. Я вспоминаю «Мистерию-буфф» потому, что полнота, с какой я ощу­тил тогда Маяковского, и сделала меня в дальнейшем исполнителем его произведений. Это никогда больше не увидевшее сцепы произведение осталось путеводной звездой в моем сознании. После «Мистерии-буфф» у ме­ня появился живой интерес к стихам Маяковского, я на­чал думать об их исполнении.

Имя Маяковского мелькало всюду па больших ли­стах — это означало, что он приглашает нас в гости в По­литехнический музей. Гости съезжались со всей Москвы, очень довольные, что их пригласили.

Вечера Маяковского!

Дремать нельзя, надо спешить!

Политехнический музей раскачивает толпа. Сюда бе­гут, обгоняя лошадей, и протискиваются в открытые двери.

Крутой амфитеатр густо заполнен гостями Маяков­ского — хозяин гостеприимный и разговорчивый. Но у всех особое состояние ожидания: что-то будет?.. И ка­кой он сегодня?.. У новичков замирает сердце. Должен выйти чудо-человек, или гигант, или что-то вроде ко­локольни Ивана Великого — что-то несообразно огромное, разговаривающее с домами.

А выходит поэт — человек, в котором просторно рас­полагаются все человеческие чувства. Он сообщает, что живет с нами в один день, в один час, на одной земле, в одной с нами стране, что он ходит только по солнечной стороне и всегда на виду, что все его мысли и поступки известны нам через его стихи, что он гостеприимный и об­щительный человек. И я понял отлично, что это его ма­нера жить в большом обществе, что так он общается с друзьями. Это был совершенно свой человек — и на короткую ногу со всеми, кто жил в Москве, вокруг Москвы и дальше. Куда бы он ни приехал, он сейчас же пригла­шал к себе в гости. И еще была в нем естественность по­ведения, деловая простота: обращается он к каждому, разъясняет каждому, кто не понял чего, а все потому, что каждому человеку нужен в жизни поэтический образ и стихотворная строчка. Он знает, что без этого никак не проживешь. Оснастить человека, строящего коммунизм, стихом совершенно необходимо. Собрать его в дорогу нужно толково и продуманно. Путь будет не алмазами усеян, особенно в самом начале. Чтобы не растерялся, не заныл и не повернул бы обратно. И поэт собирает нас всех в этот путь. Мы, строители будущего, пришли сюда за напутствием его, за советом, за справедливым деловым стихом.

Собирает он нас в дорогу час, другой, третий... С кру­чи обрушиваются на него аплодисменты, а он продолжает нас оснащать, увлекать, растолковывать. Но попадает том, кто со свиным рылом, вприпрыжку и бочком, с соб­ственным индивидуальным чемоданчиком, напиханным древнейшими рецептами, как на свете послаще пожить, собрался в тот же путь. Он вытряхивает индивидуальные чемоданчики, потрошит до дна и пускает по ветру. Таких задерживает с поличным и билета па проезд в коммунизм в мягком вагоне не дает.

Он пьет чай, снимает пиджак, он работает, засучив ру­кава.

Обработка и проработка правятся: с кручи снова ва­лятся аплодисменты. Они усиливаются, распирают стены. «Погода» крепчает, «погода» хороша. В самый раз тро­нуться в путь, попробовать силы. Ладони в рукоплес­канье бьются в воздухе, как маленькие паруса на ветру. Это те самые руки, что создают все для человека и чело­веку, — это человеческие трудовые руки. Они сегодня ему отвечают, с ним говорят, звенят, трещат, ураганятся в вихре, в буре! А буря веселая и молодая. Уж за пол­ночь, пора по домам. Круча рассыпается, люди скатыва­ются по лестницам, и тогда тихо гаснут лампы.

Все идут и, конечно, еще вспоминают и говорят о нем.

Бывая на его вечерах, я стал, как я уже говорил, его негласным учеником. Смысловая сторона его творчества меня восхищала, стилистическая поражала новизной: своеобразный ритм, интонация, порой разговорная, порой пафосная, приводили и к желанию полнее познать струк­туру его стиха, а этому мог научить только автор.

Его авторские вечера сделались для меня своего рода университетом. Я научился любить не только современ­ную литературу, но и современные искусства: музыку, живопись, театр. С тех пор я стал упиваться его ритмикой, я бы даже сказал, особой, свойственной только ему ме­лодикой, какая звучала в его произведениях. Это очень важное приобретение я сохранил навсегда от выступлений Маяковского.

Откуда у него такое просторное слово в смысле его произносимости и как ото получается в его чтении? — вот чему я удивлялся. Помню с детства, я качался на каче­лях. Упоительны в этом были взлеты в небо и известная закономерность таких взлетов — упругость воздуха, и звон в ушах, — такая в этом была сила, что дух захваты­вало. Есть в стихах Маяковского нечто такое же притя­гательное, задорное и молодое. Его стихотворная строка похожа на дугу, описанную брошенным камнем: камень летит, достигает кульминации, падает — таков строй его стиха.

Или так: лодка взбирается на гребень волны, она скользит с волны на волну, то исчезая, то вновь появляясь, пересекая порой линии горизонта. Подобна лодке его стро­ка, она идет на волнах ритма. Я превосходно уяснил структуру его стихов.

Вспоминается, как-то летним вечером мы с Поповой пересекали Лубянскую площадь, очень взволнованные ра­ботой. Это было в те самые горячие дни, когда мы заду­мали композицию о пятилетнем плане. И работа уже шла полным ходом, и найдено было название: «Торжественное обещание». Мы шли по вечерней Москве. Я люблю Москву летом — влажные, остывающие тротуары и ве­чернюю прохладу улиц. Мне всегда казалось, что, напри­мер, Кузнецкий мост с мягким светом книжных витрин — наша большая комната, может быть, кабинет с библиоте­кой, где можно думать, беседуя вслух. Когда пульс горо­да слабеет, как у засыпающего человека, когда не толь­ко люди, но и дома отдыхают, — в такие часы хорошо вырваться из плена комнаты и чувствовать, что несешь в себе значительно большее творческое напряжение, чем ритм утомленного города с побледневшими сизыми улицами. В такой час город становится нашей большой рабо­чей комнатой, а дома — задумчивыми собеседниками. И вот в такую минуту, когда мы молча шли и думали о своей работе, внезапно прошумел легкий плащ Маяков­ского. На секунду он вырос перед нами, словно охвачен­ный волнением, весь, с головы до ног, в ритме стихов, и, раскланявшись, исчез так же внезапно, — и, казалось, на месте встречи осталась крутая воздушная воронка нашей общей взволнованности: его взволнованности — потому, что он, шагая по улицам, всегда сочинял стихи, а на­шей — потому, что мы только что отошли от своего рабо­чего стола с монтажными листами.

И еще одна картина в памяти.

Маяковский в Крыму. Мы встречаем его на тесных улицах Ялты. Море бросает белую пену на камни набе­режной. Маяковский ходит рядом, кидая широкие плечи в горы, в море. Мы раскланиваемся как обычно, как да­лекие знакомые, как близкие незнакомые. Я смотрю на Ай-Петри, на море, учу стихи. Проходят часы. Крым от­дыхает.

Маяковский дает свои вечера. Мы слушаем его стихи, в перерыве он подошел к нам, спросил, как нам нравится.

Сложилось впечатление, что он присматривается к нашей паре.

После его вечера мы с Поповой сидели в ресторане на открытой площадке одни. Кругом пустые столики. Был свежий вечер. Маяковский ужинал рядом, в закрытой ве­ранде, бросая взгляд на наш одинокий столик.

Как-то мы проходили по садику гостиницы «Ялта» к себе домой. Встретили Маяковского. Он сидел в саду на скамейке. Остановил нас. Спросил, когда идет «Пушкин», и пригласил заходить в гостиницу, почитать ему Пуш­кина. Я заметил, что у него перегоревший от курения рот. Я встретился с глазами, способными смотреть длинно, с бескрайним глубоким горизонтом, обещающим новые не­открытые земли.

Я подумал тогда: как Пушкин в девятнадцатом веке выражал собой в кристально чистой форме цвет своей эпохи, так Владимир Маяковский нес на богатырских плечах своих весь ослепительный размах двадцатого века.

Я встречал его почти каждое утро. Он плыл среди летней нестройной толпы отдыхающих. Все были много короче его. От его присутствия в Крыму становилось как-то праздничнее и веселее, словно он дарил нам свои лучи. Казалось, так и ходит поэт в обнимку с солнцем по ялтинским улицам.

Бывало, идешь по Москве — навстречу Маяковский. Легко постукивая тяжелой палкой, он плавно покачи­вается, как океанский пароход. И вдруг останавливается и спрашивает: «Что делаете, над чем работаете?» Почему он заметил меня, я не знаю, но всегда останавливался и допрашивал — как идет работа? Я понял, что в этом был Маяковский. Он как бы проверял посты: все ли благо­получно и правильно ли налажено дело? Видимо, и меня он считал одним из этих «постов». Я был некая «точка» или «объект», и что-то делал довольно самостоятельное, за этим следовало наблюдать, быть в курсе. Встречи бы­ли короткие, деловые.

Я коротко отчитывался перед ним. Происходило это от его великолепных глаз, от которых немыслимо было уйти. В такие глаза заглядывать время от времени необ­ходимо, чтобы правильнее держать курс, не сбиваться в сторону. Возможно, он знал это и поэтому спокойно и властно выслушивал мои «рапорты». Он был великолеп­ным хозяином и полководцем литературы и искусств.

Маяковского я не преодолевал, не завоевывал, как Пушкина. К Пушкину я шел как бы в глубину лет, шел в девятнадцатый век, а потом, приблизившись к нему, по­смотрев ему в глаза, где-то там прочтя его стихи, я воз­вращался с поэтом обратно — к нам, в двадцатый век. И я знал, что вот именно такой Пушкин нужен нам. А за Маяковским не нужно было уходить в глубь веков, он был весь в двадцатом — наш современник. Учиться пони­мать Маяковского мне было незачем. В своей биографии поэт сказал, что у него не было вопроса «принимать или не принимать революцию. Моя Революция!» Так и у меня не было вопроса, принимать или не принимать Мая­ковского. Революция — моя! Маяковский — мой! Суще­ствуют голоса, которым не только веришь, они не только убеждают, но и воспитывают. Таким поэтическим голо­сом обладал Маяковский.

Выше я говорил, что мое поколение — первые читате­ли Маяковского. Но это еще не все: многие из нас — пер­вые исполнители его стихов, той «слышимой» литерату­ры, рождение которой отметил Маяковский.

Я хочу сказать, что стихи Маяковского с исключи­тельной наглядностью несут в себе черты поэзии «слыши­мой». Его произведения написаны скорее звуком, нежели пером. И следует особо отметить, что перо это отнюдь не лишено тонких ритмических и трудно уловимых полуто­нов, которыми, как многие полагают, отмечена поэзия девятнадцатого века, а не двадцатого.

Я беру на себя смелость утверждать обратное. Я уже говорил о вокальности своего исполнения пушкинских стихов. В поэзии Маяковского вокальность еще явствен­нее, еще шире, свободнее и, как я уже отмечал, простор­нее строй его стиха. Разнообразие ритмов — безмерно; ритмическая структура стихав рождается из самой жиз­ни — иногда из той обстановки, в которой находится поэт, а иногда из тех событий, о которых он пишет.

В статье «Как делать стихи» он говорит, что «ритм — основа всякой поэтической вещи, проходящая через нее гулом. Постепенно из этого гула начинаешь вытаскивать отдельные слова».

А ниже он говорит о рождении ритма: «Ритм может принесть и шум повторяющегося моря, и прислуга, кото­рая ежеутренне хлопает дверью и, повторяясь, плетется, шлепая в моем сознании, и даже вращение земли, которое у меня, как в магазине наглядных пособий, карикатурно чередуется и связывается обязательно с посвистыванием раздуваемого ветра.

Старание организовать движение, организовать звуки вокруг себя, находя ихний характер, ихние особенности, это одна из главных постоянных поэтических работ — рит­мические заготовки».

Из вышеприведенного признания поэта можно сделать интересные выводы: поэт, как тончайше вибрирующий инструмент, отзывается на среду, в которой он нахо­дится. На мой взгляд, это интересно не только поэтам, но и исполнителям. Услышав его стихи, можно сразу сказать: это написано Маяковским, до того его поэзия своеобразна. Попробуем взять два ого стиха и поста­вить рядом, например стихотворение «Мелкая филосо­фия на глубоких местах» и стихотворение «Тропики».

 

Первое:

«Превращусь

не в Толстого, так в толстого, —

ем,

пишу,

от жары балда.

Кто над морем не философствовал?

Вода».

 

Второе:

«Смотрю:

вот это —

тропики.

Всю жизнь

вдыхаю наново я.

А поезд

прет торопкий

сквозь пальмы

сквозь банановые».

 

Явственно слышно, что ритмы этих двух стихов очень различны. В первом случае поэт находится на океанском пароходе. Огромное водное пространство, не видно бере­гов: небо и вода, куда ни глянь. Пароход тихо колышет­ся на зеркальной глади океана. Возникает ритм, соответ­ствующий той обстановке, в которой сейчас находится поэт. Слова медленно ворочаются: «Прев-ра-щусь» — и медленно ложатся друг за другом в цепи строчки.

В них словно слышится медленное покачивание боль­шого океанского парохода.

Во втором примере — Маяковский в экспрессе. Поезд мчит его сквозь тропический лес. В ритме стихов слы­шится стук колес.

А в первом примере строчка почти прозаическая, по­вествовательная, плавная:

 

«Превращусь

не в Толстого, так в толстого,—

ем,

пишу,

от жары балда»,—

 

медленное покачивание вправо и влево.

Вот характер ритма двух строф из различных стихов Маяковского.

Но и внутри стиха, в соответствии с развитием содер­жания и характером повествования, ритмический рису­нок меняется.

Например, в первом еще более замедляется:

 

«Годы — чайки.

Вылетят в ряд —

И в воду —

брюшко рыбешкой пичкать.

Скрылись чайки.

В сущности говоря,

где птички?»

 

Здесь слышится раздумчивая, неторопливая мысль, состояние покоя (поэт засмотрелся).

«Годы (даже самое тире говорит о паузе) — чайки. Вылетят в ряд — (снова пауза)

и в воду

брюшко рыбешкой пичкать.

Скрылись чайки (молчите сколько вам угодно; будет правильное состояние)

В сущности говоря,

где птички?»

Океан смирный, он усыпляет поэта своим покоем. Недаром выше поэт сообщает:

«Вчера

океан был злой,

как черт,

сегодня

смиренней

голубицы на яйцах».

Вот этот присмиревший океан и породил своеобраз­ный и ни с чем не сравнимый ритм.

Правдивостью, точностью состояний и оформлением их в точный ритм стиха поразительно впечатляет поэ­зия Маяковского.

Это качество «слышимой поэзии» очень ценно для исполнителя его произведений.

В другом стихотворении («Тропики»):

«Но прежде чем

осмыслил лес

и бред,

и жар,

и день я —

и день

и лес исчез

без вечера

и без

предупрежденья.

Где горизонта борозда?

Все линии

потеряны.

Скажи,

которая звезда

и где

глаза пантерины?»

 

Поезд явно убыстряет свой бег, перестуки колес уча­щаются, вырисовывается новая мелодия. Она опреде­ляет ритм приведенных выше строчек.

Все это и называет Маяковский — организовать движение, организовать звуки вокруг себя, «находя их­ний характер, ихние особенности». Организует поэт окружающий его мир точным ритмом. У него ритм — это природа явлений. И у каждого стихотворения Мая­ковского свой, особый, единственный ритм.

Дальше Маяковский пишет в той же статье: «Ритм— это основная сила, основная энергия стиха».

Каждая идея, каждая мысль, каждое событие, любое чувство обладают присущим им ритмом.

В каждом стихотворении Маяковского правда мысли и чувства соответствует правде ритма. В этом, можно сказать, единство формы и содержания его поэзии.

Он берет картины, сюжеты из жизни в их неповто­римом естестве, с точным, только им присущим ритмом. Об этом поэт предельно ясно сказал в своем замечатель­ном исследовании «Как делать стихи». И я уверен, что под этими положениями могли бы подписаться все ве­ликие поэты мира.

«Поэт должен развивать в себе именно это чувство ритма и не заучивать чужие размерчики: ямб, хорей, даже канонизированный свободный стих — это ритм, приспособленный для какого-нибудь конкретного случая и именно только для этого конкретного случая годя­щийся», — пишет Маяковский.

Я много говорил о зримости слова. Применительно к поэзии Маяковского можно сказать, что в его стихе жи­вут зримые образы такой силы, что они как бы навсег­да фиксируют тот день и тот час, о которых рассказы­вает поэт.

 

Маяковский умел смотреть и запоминать. Запечатлен­ное в его памяти сохранялось навсегда, чтобы потом во­плотиться в зримом слове.

Маяковский сам неоднократно говорит об этом. Он был на Красной площади в тот день, когда народ про­щался с В. И. Лениным.

«Я знаю —

отныне

и навсегда

во мне

минута

эта вот самая».

В стихотворении «Разговор с фининспектором о поэ­зии» Маяковский подчеркивает эту способность подлин­ной поэзии «возвращать время».

«Через столетья

в бумажной раме

возьми строку

и время верни!»

Этой способностью слышимо и зримо закреплять со­бытия, жизнь своего времени в огромной степени обла­дал поэт.

Маяковский пришел в поэзию из художественных ма­стерских. Он был очень хорошим рисовальщиком и не­плохим живописцем. Найдя себя окончательно в поэзии, он сохранил нерастраченный талант живописца. И этот глаз живописца обогатил его поэзию прекрасным виде­нием мира. Этой особенности творчества Маяковского нельзя исполнителю не заметить. Более того, это нужно также донести до слушателя. Зримое слово Маяковского очень помогало мне в моей работе.

Зримость слова можно найти в каждом его произве­дении. Оно требует особой приглядки: как зримое пере­ходит в звучащее слово? Мы, исполнители, прежде все­го слышим стихи, а уже после видим. Мне приходилось специально развивать в себе чувство видения, только тогда появлялась так называемая «выразительность чте­ния». Живописать надо звуком. Никуда от этого не деть­ся. Звук — это плацдарм нашего искусства. Звуком ри­суешь видимое, слово, звуком чувствуешь, страдаешь, восхищаешься и звуком же рассказываешь о месте дей­ствия, о мире, природе, небе, морях и реках И, конечно же, о людях.

Мы много раз, применительно к творчеству Маяков­ского, говорим: «У него разговорная интонация». А от­куда она берется? На мой взгляд, все оттуда же — из рит­мических характеристик разворачивающихся вокруг не­го событий и его отношения к этим событиям.

Отметим: не только ритм, но и отношение, то есть глаз советского художника.

Таким образом, ритм входит в систему мировоззре­ния поэта. Ритм подчеркивает отношение поэта к явле­ниям. Идейный смысл стиха оформляется ритмом. Одно дело прочесть стихи глазами. А совсем другое — попро­бовать исполнять. У нас особое отношение к звучаще­му слову. Мы знаем, проверив на практике, что звуча­щее слово обладает огромной дополнительной силой. Оно как бы проявляет негатив. Вступают в силу все компоненты стиха в их неразрывном единстве: и содер­жание, и система образов, и ритм.

Тщательная подготовка стиха к чтению, так назы­ваемый застольный период — процесс, чрезвычайно обо­гащающий исполнителя. В этом процессе есть особое, очень близкое общение с автором. Если стих увлекает, производит большое впечатление, то сквозь него всегда начинает просвечивать живой человек — автор. И чем больше увлекаешься стихом, тем он явственнее входит в твое сознание, потому что в стихе прочитываются мысли автора, его чувства. Они обычно — ключ к исполне­нию.

«Чуть вздыхает волна

и, вторя ей,

ветерок

над Евпаторией».

Я постарался пронизать эти стихи солнечными лу­чами и весельем, таким весельем, которое охватывает человека при виде моря: солнце — и море блестит, иг­рает и трепещет в солнечных бликах, — и вот эти блики, эту игру солнца и воды мне нужно положить на слова, нарисовать каждый предмет до его видимости. Здесь может быть разговор о подаче детали. Вы читаете:

«Всюду розы

па ножках тонких».

На первый взгляд, что особенного? Однако отработка детали играет очень важную роль в подаче стиха. Имен­но применительно к такого рода задаче, как работать над штрихом, — можно сказать, что тут-то и возникают так называемые чувство слова и высокое мастерство его подачи. Из таких деталей, собственно, и складывается гармоническая палитра художника-исполнителя. Отсюда, из этой чрезвычайно тонкой палитры, и возникает рас­крытие поэтического образа.

Я лично решал эту задачу так: Маяковский, как мне казалось, с какой-то веселой и нежной гордостью ставит розу на тонкую ножку. У меня эта роза ассоциировалась с онегинскими строчками:

 

«Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

летит, как пух от уст Эола».

 

Почему же именно эти строки приходили в голову? Упругость движения балетной ножки, легкость ее связывались с интонацией Маяковского.

Конечно, трудно передать словами звучание и его рисунок, но слово «розы» я произносил, как бы подбра­сывая вверх и разворачивая все ее лепестки, от этого раскатистое «р» в сочетании с затянутым «о», и затем пауза, как всегда бывает после взлета гимнаста или ба­лерины, то есть полет и приземление. И затем очень насыщенное гордостью «на ножках тонких» — посмот­рите, мол, как она хороша, стройна эта роза!

Отработанная деталь дает яркий штрих, сверкает поверх стиха, запоминается и придает блеск исполне­нию.

Слово — это бесконечно просторное и емкое явле­ние. Со словом надо уметь обращаться, заставлять его работать на свою актерскую задачу. Поэтому понятие «выразительное чтение» как будто ничего и не откры­вает, оно уже примелькалось и потеряло свою весо­мость, а на самом деле оно содержит в себе всю гамму мастерства и умения произносить, и чем выше ото уме­ние, тем выше мастерство исполнителя. Слово — это земля, на которой мастер художественного чтения ра­стит все, что считает нужным, подача деталей играет огромную роль в нашем искусстве. Она тесным образом связана с проблемой интерпретации, то есть с вопросом отношения исполнителя к произведению.

Но в какой же степени художник волен в своих на­мерениях, в какой мере он имеет право привносить в художественное произведение свое «я»? Поговорим об этом подробно.

Я работаю над произведением, читаю его и получаю первое впечатление от автора. Некоторые места меня больше волнуют, а некоторые я как бы опускаю, то есть я их недоглядел. Потом я оставляю произведение. Я еще не знаю его наизусть, у меня лишь общее представле­ние о нем. Но вот я спустя некоторое время снова к не­му возвращаюсь, вторично его читаю, и вдруг то места, которые я недоглядел, которые казались мне второстепенными, — они-то и приводят меня к целому ряду но­вых соображений.

И все-таки, существует ли главное и основное, от чего следует отталкиваться? Есть ли общий ключ к ре­шению задачи? Несомненно, идея произведения являет­ся тем солнечным светом, который должен засиять в ис­полнении художника.

Но путь, которым идешь, когда несешь и растишь в себе идею, — не прост: по дороге встречается очень мно­го препятствий. Задача в том, чтобы найти наикратчай­шую дорогу. Что же такое наикратчайшая дорога и что такое окольные пути в работе над произведением?

Допустим, что идея художественного произведения — «читайте, завидуйте: я гражданин Советского Союза».

Это Маяковский говорит о себе. Вместе с тем — это и обо всех советских людях. Поэт действует в опреде­ленной обстановке. Исполнитель, читая произведение, рассказывает о Маяковском, что он делает:

«...и я

сдаю

мою

пурпурную книжицу».

Поэт гордится своим высоким званием советского гражданина. Он счастлив, он высоко поднимает свой «молоткастый, серпастый, советский паспорт».

С огромным достоинством ведет себя Маяковский в международном вагоне, где хозяйничают грубые руки жандармов и сыщиков. Исполнитель гордится им, ему нравится, как поэт действует и как он разговаривает. Можно и так исполнять, но это я назову окольным пу­тем.

Наикратчайший же путь будет: я гражданин Совет­ского Союза и хочу действовать, как действует поэт. Мне кажется, тогда загорится та искра, появится тот трепет, в котором сливаются сердца: сердце поэта и сердце советского исполнителя. И свет идеи засияет, быть может, еще более ярко, потому что сливаются в единый образ поэт и исполнитель. И тогда стихи Мая­ковского прозвучат с особой силой, ибо это будет соглас­ное биение двух сердец, а когда сердца бьются со­звучно, это не может не отозваться в зрительном зале биением сотен и сотен сердец.

Творчество Маяковского многообразно — не было те­мы, которую бы он не затронул в своих стихах, поэмах. У такого глубочайшего реалиста, как Маяковский, по­разительна струя фантастического начала, пробиваю­щаяся во многих его произведениях. Умение, как гово­рится, стреножить и подчинить фантастическое реаль­ному — удивительно. Он хозяин не только планеты, но и вселенной, гуляет туда и обратно «свободно и раско­ванно», и все ради того, чтобы, например, в «Бане» из коммунизма пришла фосфорическая женщина, чтобы Присыпкина разморозили люди, живущие уже почти в коммунизме, — отчего его пьесы приобретают такой размах мечты и реальности, от которого дух захваты­вает.

Говорят о гиперболичности его поэтических образов, но, кроме этого, существует гиперболический размах его мысли. Маяковский как-то по-особому мыслит. Много и долго можно говорить об оригинальности его ума. Стре­лы его мысли, не считаясь ни с календарем, ни с трех­мерным пространством, разят умно и точно, и на конце стрелы всегда отточенная, ясная, большая идея совет­ского художника. Возьмем «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». К это­му стиху привыкли. В нем все кажется реальным, проще простого, но, помнится, когда я впервые прочел «Не­обычайное приключение», оно ошеломило дерзостью сю­жета и красотой мысли: поэт и солнце — два друга. Од­но — светит, другой — поет. Я уже говорил также о его «Мистерии-буфф». Не буду повторяться.

Вспомним «Про это», где он в последней части описы­вает мастерскую человечьих воскрешений. В его фанта­зии есть тот размах, которым определяется сознание со­временного человека, дерзновенно проникающего в новые области науки, строящего коммунизм.

Мы находим у Маяковского все эти черты новатора-ре­волюционера, потому что в нем велика жажда делами и творчеством приблизить мечту, которую мы осуще­ствляем.

«Грудой дел,

суматохой явлении

день отошел,

постепенно стемнев.

Двое в комнате:

я

и Ленин —

фотографией

на белой стене».

Вот так же стояла передо мной много лет поэма «Владимир Ильич Ленин».

В гениальных поэмах «В. И. Ленин» и «Хорошо!» Мая­ковский — блестящий летописец наших дней — разговаривает как историк. Его «я» выступает здесь от мил­лионов людей, очевидцев и участников исторических со­бытий, здесь бьется многомиллионная боль сердец, по­терявших вождя (поэма «В. И. Ленин»), и здесь пред­ставлена вся история партии, зарождение марксистского учения, развитие капитализма в России, нарастание ре­волюционной борьбы, этап за этапом в их исторической последовательности, и, наконец, эпопея Октябрьской ре­волюции, отраженная и в поэме «В. И. Ленин», и в поэме «Хорошо!». Эти два произведения—гигантский памятник делам Коммунистической партии. Хочется сказать: очень складно получилось, что события, открывшие новую эру в истории человечества, нашли своего поэта. Заговорил действительно гениальный поэт о действительно гениаль­ном времени.

Поэмы «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!» — это как бы первая и вторая части единого эпического произ­ведения, от Маркса и до наших дней.

«...знаю,

Марксу

виделось

видение Кремля

и коммуны

флаг

над красною Москвой».

Страницы этой поэмы, посвященные развитию капита­лизма в России и борьбе рабочего класса, звучат так же торжественно и величественно, как и страницы «Манифе­ста Коммунистической партии». Дыхание гениального произведения Маркса и Энгельса окрасило, положило свою мелодию на строфы поэмы «В. И. Ленин». И каза­лось мне порой, что, не впитав в себя музыкального строя первоисточника, вдохновившего поэта, пожалуй, и не найдешь настоящего ключа к их исполнению. Без знания «родословной» — я имею в виду труды класси­ков марксизма-ленинизма — трудно наживать правиль­ные актерские состояния и решать творческие задачи.

Не мог Маяковский так вот, из воздуха написать эти поэмы, как бы он ни был гениален. Маяковский еще в юности впитывал в себя революционные идеи, читал под­польную литературу, так что, можно сказать, нас с вами он, конечно, обогнал в этом вопросе. Я только в 1925 году прочел впервые «Манифест» и ленинское «Что делать?», а он-то уж, наверное, читал их еще будучи юношей, и, конечно, его ухо поэта уловило высокое поэтическое ды­хание этих произведений революционной мысли. Почему я об этом пишу? Потому что я это проверил на себе — я учуял перекличку и родственность стилей. Интересно по­говорить также о проникновении революционной песни в стихи и, в частности, в поэмы «Владимир Ильич Ленин» и «Хорошо!» Об этом можно написать большое исследо­вание. В статье Маяковского «Как делать стихи» есть такое место: «Из размеров я не знаю ни одного. Я просто убежден для себя, что для героических или величествен­ных передач надо брать длинные размеры с большим коли­чеством слогов, а для веселых — короткие. Почему-то с детства (лет с девяти) вся первая группа ассоциируется у меня с Вы жертвою пали в борьбе роковой...- а вторая — с Отречемся от старого мира... Курьезно. Но честное слово, ото так».

Маяковский, как видите, по-рабочему, с большой де­ловитостью, кратко говорит об этом, но все же этот сек­рет его творческой лаборатории чрезвычайно интересен. Я лично много раз улавливал в ритме, и как бы вторым планом, звучание разных песен; при углубленной работе над стихом это просвечивало. Так, например, исполняя главы из поэмы «В. И. Ленин», в которых поэт описы­вает смерть вождя и всенародное горе, я чувствовал в их ритме присутствие печальных траурных мелодий. При­выкнув к оптимистическим нотам Маяковского, мы, испол­нители, даже здесь, в этих главах, боимся отдаться боль­шому чувству народной скорби, боимся отражать в по­ступи стиха ту медлительность и скорбность движения народных масс, идущих за гробом Ленина. И порой не слышишь в исполнении этих глав простой, сдержанной, но все же большой печали, а без этого разве можно прочесть эти главы Маяковского?

Большая простота нужна, ненаигранность в горе. На­до ронять слова медленно, как слезы, сдержанно и ис­кренне. Конечно, к каждой главе надо найти свой ключ. Тем и замечательно искусство Маяковского, что он всю­ду своим ухом поэта вылавливал характер событий и даже его звуковой фон.

Разве вы не чувствуете порывов ветра в стихах, опи­сывающих взятие Зимнего? Например:

 

«Дул,

как всегда,

октябрь

ветрами, как дуют

при капитализме. За Троицкий

дули

авто и трамы, обычные

рельсы

вызмеив».

 

Здесь фонетический ряд упирается в мощные звуки как бы завывающего ветра:

дул

дули

дуют

Буква «у» во всех трех случаях работает велико­лепно. Дело исполнителя развернуть их до органной звучности.

Маяковский любит паузу. Его разбитая строчка — своеобразный руководитель для исполнителя. Просто чи­тателя она сбивает с толку. Маяковск







Дата добавления: 2015-10-02; просмотров: 646. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия