Вопрос № 1. Метод «мозгового штурма».
Вопрос № 1. Метод «мозгового штурма». Разработан Александрой Осборн, представляет собой метод генерации новых идей. Это наиболее известный и популярный способ решения творческих, исследовательских, практических задач и проблем Идея метода заключается в значительном расширении поиска решений путем специальных психологических и организационных техник. Основной целью при этом является наработка максимально большого объема идей - от самых прямолинейных и тривиальных до «безумных». Характерно, что ведущий начинает дискуссию словами: «Помните, мы хотим получить как можно больше идей, и чем они безумнее -тем лучше. Прошу вас воздержаться от каких-либо оценок». Причем, как свидетельствует практика, именно идеи, тяготеющие к «безумным», при последующем тщательном анализе оказываются наиболее плодотворными и практически эффективными. Чтобы охватить как можно более широкое поле идей, затронуть самые разнообразные аспекты проблемы исследования, на первый взгляд не связанные с основной задачей, в группу мозгового штурма привлекаются люди различных специальностей, практического опыта, темперамента, интересов, владеющие и применяющие в своей повседневной практике собственные методики исследовательской работы. Важным моментом мозгового штурма является запрет на генерации идей - каждый волен выдвигать любые предложения, что раскрепощает исследовательскую фантазию, активизирует творческий потенциал членов группы. Сама методика разделяется на два этапа. Первый включает в себя формирование группы, в которую на основе специальных анкет и индивидуальных бесед эксперты отбирают наиболее на их взгляд творческих людей, с развитой интуицией, интеллектуально раскованных, не боящихся высказывать свое мнение, ориентированных на практическое применение идей, обладающих научным скептицизмом. Как видно из этого перечня, достаточно трудно подобрать специалиста, в полной мере совмещающего в себе столь разносторонние качества. Поэтому в группу включаются люди, дополняющие друг друга по этим критериям. Как уже говорилось, в процессе генерации идей категорически запрещено критиковать, а также обосновывать выдвигаемые предложения. Важным моментом создания творческой атмосферы в группе является жесткий лимит времени на выдвижение идей. Ограниченность времени на внутреннее обдумывание, самокритику, обоснование возникшей, но еще невысказанной идеи позволяет усилить фактор эвристичности, творческого озарения, интуиции человека, снять неуверенность, психологическую закомплексованность. При «мозговом штурме» намеренно генерируется групповой стресс, отключающий ограничивающие схемы обыденного или строго научного мышления. Наиболее распространенной и эффективной методикой выстраивания новой идеи является деконструкция исследуемого объекта на функциональные составляющие и попытка радикально изменить их свойства. В качестве гипотетического примера можно привести проблему разработки новой организационной формы корпорации. Часто проблемы, возникающие на предприятии, связаны с системой управления - она может быть излишне громоздкой, излишне бюрократизированной и т.д. Радикальной и «безумной» идеей, достойной быть высказанной при «мозговом штурме», может стать предложение вообще ликвидировать управление фирмы, передав ее функции либо сторонним корпорациям, либо на уровень самих исполнителей. И в том, и в другом случае достигается значительная экономия за счет сокращения затрат на управленческие службы, максимально ускоряется прохождение управленческих решений - они реализуются самими же исполнителями. В результате мы получаем идею так называемых сетевых и оболочеч-ных фирм. Первые характеризуются тем, что единый технологический процесс «разъят» среди небольших предпринимательских фирм с универсальным оборудованием, высококвалифицированными, как правило, рабочими, чей управленческий аппарат представлен самим владельцем-предпринимателем. Оболочечные фирмы сохраняют управленческие функции, но при этом ликвидируется собственное производственное звено, чья роль передается различным субподрядчикам. Важным моментом в рассмотрении идей любого рода является то, что одна идея способна привести к другим, которые в итоге могут послужить основой для создания совершенно нового типа продукции или даже новой области производства. На втором этапе «мозгового штурма» все выдвинутые идеи подвергаются практическому анализу. Здесь также важно соблюдать жесткое правило - ни одна «безумная» идея не должна быть отброшена. Все идеи должны быть классифицированы и обобщены. Затем наступает этап отбора идей, наиболее соответствующих цели исследования, имеющимся ресурсам, реальности. Участвующим в обсуждении специалистам, хорошо разбирающимся в проблематике, необходимо особенно тщательно и корректно подходить к оценке проектов, предложенных «дилетантской» частью группы. Часто бывает, что именно идея неспециалиста может наиболее изящно решить поставленную проблему. Поэтому здесь важно придерживаться принципа позитивизма - искать не слабые стороны, недостатки и недочеты, а ценные, рациональные и конструктивные аспекты выдвинутых предложений. Этап завершается построением концепции, программы действий, возможна выработка нескольких альтернативных направлений разрешения проблемы. Хотя формально как таковой «мозговой штурм» завершается и группа расформировывается, наработанный материал, «не пошедший в дело», может быть еще раз проанализирован, возможно, с помощью других диверсифицированных методов исследования уже индивидуального характера. Итак, кратко перечислим принципы, положенные в основу метода «мозгового штурма». Первый этап (этап генерации идей): 1. Принцип формирования группы на основе способности к творческому мышлению, интеллектуальной раскованности, разнообразия знаний и позитивного скептицизма. Профессиональная разносторонность участников, разумное сочетание «специалистов» и «дилетантов» в поставленной проблеме. 2. Принцип строгого запрещения критики и обоснования выдвигаемых идей. 3. Принцип регламента времени на генерацию идей. Второй этап (этап анализа идей): 1. Принцип полноты анализа и обобщения всех выдвинутых в процессе генерации идей. 2. Принцип четкости критериев отсева неподходящих идей, позитивный подход к каждому предложению. 3. Принцип доводки и конкретизации перспективных идей. 4. Принцип конструктивизма - доводка отобранных идей до стадии практической применимости для решения поставленной проблемы. Можно указать на несколько модификаций данного метода исследования. Метод «обратного мозгового штурма» характеризуется тем, что в процессе обсуждения группа выявляет проблемы при оценке ситуации, а не ее решения Дело в том, что при исследовании часто возникает задача распознавания проблемы, а уже затем - поиска путей ее решения. При методе «двойного мозгового штурма» создается параллельная группа экспертов, которая отслеживает и профессионально оценивает выдвигаемые идеи. В заключение приведем наилучший, по мнению западных специалистов, сценарий «мозгового штурма» - метод 1-G-1 (индивид - группа - индивид). К участникам штурма обращаются с просьбой разработать исходные творческие идеи. Для этого в одной комнате собираются 4-7 человек. Участникам не разрешено разговаривать друг с другом - вначале идет индивидуальная работа. На первом этапе участники получают два указания: 1) выдавать количество, а не качество и 2) выдать не менее 10 решений, при этом на каждое дается не более 15 минут. Ведущий собирает изложенные на бумаге идеи и воспроизводит их на экране проектора или на доске. Далее начинается этап группового обсуждения по следующему сценарию: каждый автор кратко представляет свою идею, а остальные участники высказывают замечания и пытаются соотнести каждую новую идею с теми, которые уже были заслушаны. После группового обсуждения участники вновь переходят к самостоятельной работе и голосуют за ту идею, которую считают лучшей. Все имеют равное право голоса. В итоге выбирают несколько лучших идей. Можно оценивать их по порядку 1,2,3 и так далее до наименее интересной. Получившие наивысшую общую оценку идеи будут переданы на реализацию и тестирование Обсуждение по такому сценарию займет не более двух часов. Если потребуется много творческих идей, рекомендуется повторить процедуру I-G-I с новыми участниками. Метод синектики. В определенном смысле метод синектики, разработанный Уильямом Гордоном, представляет собой вариант основной идеи предыдущего метода - добиться раскрепощения исследовательской и творческой активности, максимально снизить влияние «внутреннего цензора» - тривиальных и готовых схем мышления. Основное отличие метода заключается в еще большем абстрагировании от обыденных стратегий генерации идей, в значительном потенциале творческого мышления, где важно не сформулировать идею индивидуально, а «подпитать» процесс коллективного решения проблемы нерациональной информацией, метафорами, образами, ощущениями, которые в конечном счете активизируют интуицию, способствуют преодолению стандартов и позволяют генерировать остроумные решения. Важные аспекты - вовлечение в процесс интеллектуального размышления эмоциональной сферы участников синектической группы, отход от обыденной цепочки последовательного обоснования каждого шага решения к «ощущению» правильности данного направления. Залогом успешного решения проблемы становится уверенность в том, что группа ощущает верную стратегию, не перебирает логически все возможные решения, а интуитивно выбирает наиболее точное и эффективное. В данном методе критически важно правильно сформировать «группу синекторов», включить в нее наиболее подходящего эксперта, чья роль в процессе выработки решения заключается, в зависимости от ситуации, в информировании группы о наиболее существенных чертах проблемы, критике выдвигаемых идей, понятий, образов. Его задача двуедина - не погасить критикой творческий потенциал группы, а вносить «возмущение» в творческое «поле» «синекторов», провоцируя их на новые идеи. В процессе работы синектическая группа должна пройти определенные стадии психологических состояний, что усиливает творческий потенциал «синекторов». Это состояния отрешенности - вовлеченности, откладывания - осторожности, размышления - раскованности, достижения -удовлетворенности. Первое состояние характеризуется переходом от дистанцированнос-ти, отчужденности от проблемы к постепенному вхождению в ее суть, содержание, особенности. Это повторяет обычный творческий процесс начала ознакомления с проблемой - знакомство с литературой, мнениями, важностью и актуальностью ее решения. Только в данном случае этап сжат по времени и стимулируется специальными приемами. Второе состояние проявляется в осторожности в суждениях, отказе от дилетантских выводов, появлении сдержанности в оценках. Проблема обретает яркость, рельефность, нередко приходится ее переформулировать, так как заданная формулировка может не отражать важные для «синекторов» аспекты. Опять же проведем параллель с нормальным процессом творчества, когда исследователь начинает осознавать глубину поставленной задачи, ее многогранность. На смену отчужденности приходит в некоторой степени страх - что нового можно здесь открыть, предложить на фоне колоссального массива уже существующих наработок, готовых схем и методологий. Поэтому важно преодолеть этот этап с ощущением уверенности в оригинальности собственных подходов, уверенности в возможности решения проблемы более необычным и эффективным путем. Третий этап должен проходить под знаком раскованности творческой фантазии, обыгрывания различных вариантов и направлений решения. Здесь необходимо абстрагироваться от «бремени» существующих наработок, не повторять их, не «изобретать велосипед», а предложить нечто свое. На четвертом этапе должна прийти уверенность в близости рационального решения, удовлетворенности от проделанной работы. Наработаны подходы и идеи, которые позволяют решить проблему и в то же время не повторяют уже существующие. Создан новый интеллектуальный продукт, То, что у индивидуального исследователя порой растянуто на продолжительный период времени, где каждый шаг подкрепляется «мнением авторитетов», а короткие мгновения творческой активности перемежаются продолжительными перерывами рутины, в методе синектики спрессовано во времени и пространстве. Каждый член группы «вводится» определенными действиями психофизиологической активизации в своеобразный творческий «экстаз». Среди этих действий можно назвать следующие: 1. Анализ понятий, их значений, определений, преобразование проблемы, ее переформулирование, представление в ином, подчас непривычном виде. 2. Попытка отрицать очевидное, обыденное, тривиальное. Критическое отношение к устоявшимся мнениям, к выявленным закономерностям и принципам. 3. Поиск аналогий в других сферах, образное выражение проблемы, превращение ее из неизвестной в известную, и наоборот. Главное в синектике - превратить бессознательные механизмы творчества в сознательные и используемые тогда, когда это необходимо. Этому можно научиться и научить.
Технология синектики включает следующие этапы ее осуществления: 1. Превращение неизвестного в якобы известное - сведение проблемы к чему-то известному, решение ее в рамках обыденных и привычных схем. 2. Превращение известного в якобы неизвестное - переосмысление этих готовых схем, их критика, сомнение в действенности и идентификация, структурированное описание неизвестного. 3. Идентификация, структурированное описание неизвестного. При этом используются специальные операторы синектики: - прямая аналогия - рассматриваемый объект сравнивается с более или менее аналогичным объектом из другой отрасли знания, или с объектом из живой природы; - личная аналогия - напрямую связана с театром эмоций (метод эм-патии), решающий задачу человек вживается в образ совершенствуемого объекта, пытаясь выяснить возникающие при этом чувства в стиле «я - дерево, я - белая ворона, которая хочет окраситься»; - символическая аналогия - обобщенная абстрактная аналогия, предмет ассоциируется с самым главным признаком, остальные отбрасываются; - фантастическая аналогия - в решение задачи вводят сказочные элементы - маленьких человечков, «живую» воду, саламандр, демонов Максвелла. Со временем у них появляются названия из реальности. Разберем подробнее на некоторых примерах из практики управления каждый из этих операторов. Но прежде отметим, что человек в своей творческой и исследовательской деятельности сознательно или интуитивно их использует. Метод синектики позволяет более осмысленно подойти к техникам генерации идей. Личная (субъективная) аналогия сводится к образному перевоплощению исследователя в элемент исследуемого процесса или ситуации, в противоречия, в противодействующие аспекты проблемы. Отметим, что образный язык присущ любому исследованию - достаточно ознакомиться с научными статьями по интересующей проблематике, чтобы убедиться - у хороших исследователей естественная сухость изложения «разбавлена» живыми образами, аналогиями из обыденной жизни, и это не только «оживляет» работу, но и генерирует какие-то новые подходы, направления. Например, наиболее распространенной аналогией распределения информации внутри системы управления является образ потока (поток информации), реки, каналов. Чрезмерная информационная насыщенность, привлечение излишних массивов информации вызывает наводнение, не облегчает принятие решений, а парализует его. Информация (поток) может быть «замусорена» неточностями, ошибками, для чего необходимо «возведение» информационных фильтров, отстойников, накопителей, плотин. Идя в обратном порядке от такой «гидрологической» аналогии, можно подыскивать организационные воплощения всем этим «фильтрам» и «дамбам», задуматься над стратегией поиска и отсева информации и т.д. Прямая аналогия позволяет шире взглянуть на проблему, привлечь к ее решению наработки из смежных или совершенно иных областей деятельности. Узкая специализация «зашоривает» воображение, и прямая аналогия - эффективный инструмент «объемного» видения Наиболее известные аналогии - перенос свойств биологических объектов на предметы техники, организационные структуры. Например, идея эволюционного развития, естественного отбора широко используется при построении различных моделей развития организации, конкуренции. Многие ана логии берутся из математики - например, модели неравновесных систем применяются для анализа фондового рынка, теория фракталов воплощается в современных организационных структурах западных компаний. Ярким примером символической аналогии является ассоциация управления и насилия или управления и сотрудничества. В зависимости от выбранной аналогии формируется та или иная модель управления в организации. Если управление - это насилие, то, что его поддерживает? Какой тип работников стимулирует применение насилия в управленческой практике? Здесь открывается широкое поле для выхода на прямые аналогии из истории, животного мира. При символической аналогии важно выделить наиболее важную функцию исследуемого объекта и проинтерпретировать возникший символ, распутать его, дать толкование. Отметим, что символические аналогии лежат в основе магических систем (гадание на картах и рунах, астрология), а также такого вполне «респектабельного» направления психологии, как психоанализ. Уже исходя из этого, можно говорить о громадной популярности данного подхода, его древности и распространенности. Фантастическая аналогия отличается предельной раскованностью в оперировании образами, символами. Основным ориентиром в решении проблемы здесь становится образ желаемого будущего, пока недостижимого в реальности, противоречащего объективным законам, которые «мешают» найти решение. Например, неудовлетворенность излишне забюро-кратизированной структурой управления может навести на мечту об организации вообще без системы управления, где все соответствующие функции переданы на уровень непосредственных исполнителей, что находит свое постепенное воплощение в уже упомянутых нами сетевых фирмах. Так как метод синектики является групповым, особое значение приобретают формирование и деятельность синектических групп. Синектичес-кая группа - это коллектив людей, которые по своему составу, индивидуальным качествам и при определенной организации совместной деятельности способны включать механизмы творчества, интуиции, фантазии и находить оригинальные решения сложных, неординарных проблем. Группа должна формироваться в несколько этапов и работать на постоянной основе в организации. Этапы формирования: - отбор по потенциалу знаний, образования и опыта. Группа должна содержать специалистов из разных отраслей знаний, а уровень образования - соответствовать сложности решаемой проблемы. Необходимо, чтобы в группу входили люди разных возрастов (преимущественно от 25 до 50 лет), в меру амбициозные, готовые и умеющие работать в команде, не боящиеся брать на себя ответственность за предлагаемые решения;
- отбор по потенциалу творчества (тип мышления, эмоциональный строй, система ценностей). Здесь важно отобрать людей со способностью к образному, метафорическому мышлению, к ярким эмоциональным переживаниям, людей, склонных к риску, к парадоксам, способных оценить потенциальную применимость «бредовых» идей. Особую важность имеет способность кандидатов к обобщениям, умению увидеть целостную картину; - отбор по потенциалу коммуникативности. Как правило, в группы синекторов отбираются люди с развитой координацией движения, что свидетельствует об отсутствии внутренней зажатости, присущей людям неуклюжим, медлительным. Человек также должен быть ответственным, отождествлять свою деятельность с общим успехом группы, быть целеустремленным на поддержку выдвигаемых идей и решений, активно вовлеченным в процесс в различных ролях - от генератора идей до практика, воплощающего предложенные решения в реальность. В процессе работы группы следует остерегаться возникновения симптомов неуверенности. Рано или поздно эффективность решения проблем у синектора падает. В это время необходимо произвести «подпитку» каждого синектора свежей информацией. Это не обязательно должно быть что-то относящееся непосредственно к сфере деятельности синектичес-кой группы, а относиться к сфере культуры или вообще к отвлеченным специальностям. Рекомендуется чтение книг, прослушивание популярных лекций, посещение музеев и т.п. Если синектор не видит своих реальных результатов в течение года, у него наступает разочарование. Поэтому каждый год ему необходимо несколько раз «погасить пожар», т.е. решить несколько острых, неотложных проблем. Метод проектирования концепций. Данный метод продолжает ряд специальных методик исследования, основывающихся на сознательном применении интуитивных инструментов творчества. Только если в предыдущем случае интуитивные, часто неосознаваемые приемы «вытаскивались» в сознательную сферу, то здесь используется «инверсионный» подход - сознательные, конструктивные методики применяются к выработке новых идей и концепций. Работа исследователя отождествляется с работой проектировщика, который с помощью алгоритмизированных процедур вырабатывает новые концепции решения проблем. Если говорить о концепциях управления, то они отражают подходы к управлению, систему ценностей, на основе которых выбирается то или иное решение, осуществляется отбор факторов практического анализа ситуаций и т.д. Среди известных управленческих концепций можно назвать концепцию качества, концепцию человеческого капитала, концепцию организационной культуры управления, концепцию неформального общения. Таким образом, концепция управления может быть объектом научно обоснованного проектирования. В качестве базовых методов построения концепции выступают методы интеграции и проектирования. На этапе интеграции используются: - метод дивергенции - метод расширения границ предмета исследования, которое необходимо для обеспечения достаточного пространства поиска эффективного решения. Его применение наиболее эффективно при неустойчивой, неопределенной цели исследования, т.е. работа системы управления не удовлетворяет организацию, но пока не удается внятно сформулировать, что именно требует своего улучшения. По сути это этап «свободного блуждания» в проблематике. Среди приемов дивергенции - обобщение литературы, визуализация проблемы (построение графиков, схем, таблиц), обсуждение, анализ формулировок, инвентаризация точек зрения и подходов, анкетирование; - метод трансформации - изменение проблемы и представление ее в том виде, который наиболее приемлем для исследования, наиболее отвечает его потребностям и целям. Здесь проблема структурируется, представляется в виде ясной схемы содержания и особенностей исследовательской задачи. На этапе трансформации строится модель решения проблемы, выделяется главное содержание исследования. Проблема «разлагается» на последовательные этапы решения, выбирается соответствующий инструментарий, формулируются ключевые понятия. Метод включает в себя приемы классификации, смещения ограничений, ликвидации тупиковых направлений, определения новых свойств, проектирования исследования, установления взаимодействий, уточнения структуры проблемы, морфологического анализа, выбора критериев, ранжирования; - метод конвергенции - метод практической конкретизации, выбора оптимального варианта, расчета и количественного анализа, ресурсно-стоимостного анализа, концептуального упорядочения, установления взаимодействий, обсуждения практической ценности решений. Больший эффект данному методу придает метод переключения стратегий исследовательского мышления. Под стратегией мышления понимается связь истоков (причин, побуждений, возбуждающих факторов) и направленности (целей, предполагаемых результатов, ожиданий) мыслительного процесса. Обычно источниками мышления становятся спонтанные, случайные факторы деятельности человека, и задача состоит в том, чтобы подчинить их общему процессу исследовательского мышления. С другой стороны, нельзя полностью отказываться и от спонтанного мышления - новые и оригинальные решения очень часто приходят к нам случайно, и важно обращать на них самое пристальное внимание, не забывать, не отбрасывать, а тщательно анализировать. Совмещение спонтанного и организованного стилей мышления и составляет суть метода переключения стратегии мышления. Ярким примером использования методов проектирования концепций является реинжениринг бизнеса. Реинжениринг основан на выявлении и ликвидации устаревших правил и фундаментальных допущений, на которых строится работа организации.
Метод Мэтчета. Метод Мэтчета основывается на умении управлять собственным образом мыслей, корректировать его в соответствии с характером исследования и поставленных проблем. При этом исследователь должен научиться сознательно менять режимы мышления - сознательную организацию мыслительного процесса в соответствии с характером решаемой проблемы. Первый режим мышления заключается в выделении основных элементов мысли, в мышлении по основным элементам («тэтчемам», как назвал их автор метода) - своеобразным алгоритмам процесса творчества. Мэтчет рекомендует структурировать тэтчемы по семи группам. А. Варианты подходов: - Потребность в исследовании. - Ключевая категория исследования. - Предварительная гипотеза. - Подход (парадигма исследования). - Переключение. Б. Варианты суждений: - Предположить. - Взвесить(оценить). - Сравнить (суждения, подходы и пр.). - Экстраполировать. - Оставить без изменений. - Предвидеть. В. Варианты стратегий: - Продолжить в избранном направлении. - Продолжить и расширить круг проблем. - Изменить направление. - Сопоставить с прошлым. - Сопоставить с будущим. -Изучить детали. - Обобщить. - Искать противоречия. - Продолжить более интенсивно. - Прекратить. Г. Варианты тактик: - Оценить риск. - Определить последствия. - Развить идею - Сравнить с аналогичными ситуациями. - Разделить действия. - Приспособить к объяснению известное. - Сосредоточиться на частичном. - Разложить на компоненты (декомпозировать). - Установить причины. - Оценить возможность нового подхода. - Заменить решение на обратное. - Сравнить варианты Д. Варианты взаимодействий: - Накапливать и хранить решения. - Выявить зависимости. - Отложить принятие решения. - Проверить на избыточность. - Проверить на соответствие. - Соотнести с известным. - Сообщить идею. Е. Варианты формулирования понятий: - Использовать понятие. - Изменить ракурс абстракции. - Использовать схему стратегии. - Изменить точку зрения. - Сравнить с существующей ситуацией. - Сравнить с возможной ситуацией. Ж. Варианты препятствий: - Обойти препятствие. - Разрушить препятствие. - Устранить препятствие. - Начать деятельность с нуля. - Начать новый этап деятельности. - Действовать одновременно в разных направлениях. На основе вышеперечисленных тэтчемов необходимо правильно выстроить стратегию и технологию собственного мышления, чтобы провести исследование и решить поставленную проблему. При построении технологии исследования большую роль играют конструктивные вопросы, отражающие последовательность развития исследования, приводящего к решению задачи. В качестве примера можно привести следующий перечень вопросов: 1.Зачем необходимо исследование? Какова цель и потребность? 2.Ч
|