Студопедия — О НЕПОСТОЯНСТВЕ НАШИХ ПОСТУПКОВ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О НЕПОСТОЯНСТВЕ НАШИХ ПОСТУПКОВ






 

 

Величайшая трудность для тех, кто занимается изучением человеческих

поступков, состоит в том, чтобы примирить их между собой и дать им единое

объяснение, ибо обычно наши действия так резко противоречат друг другу, что

кажется невероятным, чтобы они исходили из одного и того же источника. Марий

Младший [1] в одних случаях выступал как сын Марса, в других - как сын

Венеры. Папа Бонифаций VIII [2], как говорят, вступая на папский престол,

вел себя лисой, став папой, выказал себя львом, а умер как собака. А кто

поверит, что Нерон [3] - это подлинное воплощение человеческой жестокости, -

когда ему дали подписать, как полагалось, смертный приговор одному

преступнику, воскликнул: "Как бы я хотел не уметь писать!" - так у него

сжалось сердце при мысли осудить человека на смерть. Подобных примеров

великое множество, и каждый из нас может привести их сколько угодно; поэтому

мне кажется странным, когда разумные люди пытаются иногда мерить все

человеческие поступки одним аршином, между тем как непостоянство

представляется мне самым обычным и явным недостатком нашей природы,

свидетельством может служить известный стих насмешника Публилия:

 

Malum consilium est, quod mutari non potest.

 

{Плохо то решение, которое нельзя изменить [4] (лат.).}

 

Есть некоторое основание составлять себе суждение о человеке по

наиболее обычным для него чертам поведения в жизни; но, принимая во внимание

естественное непостоянство наших обычаев и взглядов, мне часто казалось, что

напрасно даже лучшие авторы упорствуют, стараясь представить нас постоянными

и устойчивыми. Они создают некий обобщенный образ и, исходя затем из него,

подгоняют под него и истолковывают все поступки данного лица, а когда его

поступки не укладываются в эти рамки, они отмечают все отступления от них. С

Августом [5], однако, у них дело не вышло, ибо у этого человека было такое

явное неожиданное и постоянное сочетание самых разнообразных поступков в

течение всей его жизни, что даже самые смелые судьи вынуждены были признать

его лишенным цельности, неодинаковым и неопределенным. Мне труднее всего

представить себе в людях постоянство и легче всего - непостоянство. Чаще

всего окажется прав в своих суждениях тот, кто вникнет во все детали и

разберет один за другим каждый поступок.

На протяжении всей древней истории не найдешь и десятка людей, которые

подчинили бы свою жизнь определенному и установленному плану, что является

главной целью мудрости. Ибо, как говорит один древний автор [6], если

пожелать выразить единым словом и свести к одному все правила нашей жизни,

то придется сказать, что мудрость - это "всегда желать и всегда не желать

той же самой вещи". "Я не считаю нужным, - говорил он, - прибавлять к этому:

лишь бы желание это было справедливым, так как, если бы оно не было таковым,

оно не могло бы быть всегда одним и тем же". Действительно, я давно

убедился, что порок есть не что иное, как нарушение порядка и отсутствие

меры, и, следовательно, исключает постоянство. Передают, будто Демосфен

говорил [7], что "началом всякой добродетели является взвешивание и

размышление, а конечной целью и увенчанием ее - постоянство". Если бы мы

выбирали определенный путь по зрелом размышлении, то мы выбрали бы

наилучший, но никто не думает об этом:

 

Quod petiit spernit; repetit, quod nuper omisit;

Aestuat, et vitae disconvenit ordine toto.

 

{Он уже гнушается тем, чего добился, и вновь стремится к тому, что

недавно отверг: он мечется, нарушая весь порядок своей жизни [8] (лат.).}

 

Мы обычно следуем за нашими склонностями направо и налево, вверх и

вниз, туда, куда влечет нас вихрь случайностей. Мы думаем о том, чего мы

хотим, лишь в тот момент, когда мы этого хотим, и меняемся, как то животное,

которое принимает окраску тех мест, где оно обитает. Мы отвергаем только что

принятое решение, потом опять возвращаемся к оставленному пути; это какое-то

непрерывное колебание и непостоянство:

 

Ducimur, ut nervis alienis mobile lignum.

 

{Как кукла, которую за ниточку движут другие [9] (лат.).}

 

 

Мы не идем - нас несет, подобно предметам, подхваченным течением реки,

- то плавно, то стремительно, в зависимости от того, спокойна она или

бурлива:

 

nonne videmus

Quid sibi quisque velit nescire, et quaerere semper

Commutare locum, quasi onus deponere possit.

 

{Не видим ли мы, что человек сам не знает, чего он хочет, и постоянно

ищет перемены мест, как если бы это могло избавить его от бремени [10] (лат.

).}

 

Каждый день нам на ум приходит нечто новое, и наши настроения меняются

вместе с течением времени:

 

Tales sunt hominum mentes, quali pater ipse

Iuppiter auctifero lustravit lumine terras.

 

{Мысли людей меняются так же, как и плодоносные дни, которыми сам отец

Юпитер освятил земли [11] (лат.).}

 

Мы колеблемся между различными планами: в наших желаниях никогда нет

постоянства, нет свободы, нет ничего безусловного. В жизни того, кто

предписал бы себе и установил бы для себя в душе определенные законы и

определенное поведение, должно было бы наблюдаться единство нравов, порядок

и неукоснительное подчинение одних вещей другим.

Эмпедокл [12] обратил внимание на одну странность в характере

агригентцев: они предавались наслаждениям так, как если бы им предстояло

завтра умереть, и в то же время строили такие дома, как если бы им

предстояло жить вечно.

Судить о некоторых людях очень легко. Взять, к примеру, Катона Младшего

[13]: тут тронь одну клавишу - и уже знаешь весь инструмент; тут гармония

согласованных звуков, которая никогда не изменяет себе. А что до нас самих,

тут все наоборот: сколько поступков, столько же требуется и суждений о

каждом из них. На мой взгляд, вернее всего было бы объяснять наши поступки

окружающей средой, не вдаваясь в тщательное расследование причин и не выводя

отсюда других умозаключений.

Во время неурядиц в нашем несчастном отечестве случилось, как мне

передавали, что одна девушка, жившая неподалеку от меня, выбросилась из

окна, чтобы спастись от насилия со стороны мерзавца солдата, ее постояльца;

она не убилась при падении и, чтобы довести свое намерение до конца, хотела

перерезать себе горло, но ей помешали сделать это, хотя она и успела

основательно себя поранить. Она потом призналась, что солдат еще только

осаждал ее просьбами, уговорами и посулами, но она опасалась, что он

прибегнет к насилию. И вот, как результат этого - ее крики, все ее

поведение, кровь, пролитая в доказательство ее добродетели, - ни дать, ни

взять вторая Лукреция [14]. Между тем я знал, что в действительности она и

до и после этого происшествия была девицей не столь уж недоступной. Как

гласит присловье, "если ты, будучи тих и скромен, натолкнулся на отпор со

стороны женщины, не торопись делать из этого вывод о ее неприступности:

придет час - и погонщик мулов свое получит".

Антигон [15], которому один из его солдат полюбился за храбрость и

добродетель, приказал своим врачам вылечить его от болезни, которая давно

его мучила. Заметив, что после выздоровления в нем поубавилось бранного

пыла, Антигон спросил его, почему он так изменился и утратил мужество. "Ты

сам, государь, тому причиной, - ответил солдат, - ибо избавил меня от

страданий, из-за которых мне жизнь была не мила". Один из солдат Лукулла

[16] был ограблен кучкой вражеских воинов и, пылая местью, совершил смелое и

успешное нападение на них. Когда солдат вознаградил себя за потерю, Лукулл,

оценив его храбрость, захотел использовать его в одном задуманном им смелом

деле и стал уговаривать его, соблазняя самыми заманчивыми обещаниями, какие

он только мог придумать:

 

Verbis quae timido quoque possent addere mentem.

 

{Со словами, которые и трусу могли прибавить бы духу [17] (лат.).}

 

"Поручи это дело, - ответил тот, - какому-нибудь бедняге, обчищенному

ими":

 

quantumvis rusticus: Ibit,

Ibit eo, quo vis, qui zonam perdidit, inquit,

 

{С присущей ему грубоватостью ответил: пойдет куда хочешь тот, кто

потерял свой кушак с деньгами [18] (лат.).}

 

и наотрез отказался.

Сообщают, что Мехмед [19] однажды резко обрушился на предводителя своих

янычар Гасана за то, что тот допустил, чтобы венгры обратили в бегство его

отряд, и трусливо вел себя в сражении. В ответ на это Гасан, не промолвив ни

слова, яростно бросился один, как был с оружием в руках, на первый

попавшийся отряд неприятеля и был тотчас же изрублен. Это было не столько

попыткой оправдаться, сколько переменою чувств, и говорило не столько о

природной доблести, сколько о новом взрыве отчаяния.

Пусть не покажется вам странным, что тот, кого вы видели вчера

беззаветно смелым, завтра окажется низким трусом; гнев или нужда в

чем-нибудь, или какая-нибудь дружеская компания, или выпитое вино, или звук

трубы заставили его сердце уйти в пятки. Ведь речь здесь идет не о чувствах,

порожденных рассудком и размышлением, а о чувствах, вызванных

обстоятельствами. Что удивительного, если человек этот стал иным при иных,

противоположных обстоятельствах?

Эта наблюдающаяся у нас изменчивость и противоречивость, эта зыбкость

побудила одних мыслителей предположить, что в нас живут две души, а других -

что в нас заключены две силы, из которых каждая влечет нас в свою сторону:

одна - к добру, другая - ко злу, ибо резкий переход от одной крайности к

другой не может быть объяснен иначе.

Однако не только случайности заставляют меня изменяться по своей

прихоти, но и я сам, кроме того, меняюсь по присущей мне внутренней

неустойчивости, и кто присмотрится к себе внимательно, может сразу же

убедиться, что он не бывает дважды в одном и том же состоянии. Я придаю

своей душе то один облик, то другой, в зависимости от того, в какую сторону

я ее обращаю. Если я говорю о себе по-разному, то лишь потому, что смотрю на

себя с разных точек зрения. Тут словно бы чередуются все заключенные во мне

противоположные начала. В зависимости от того, как я смотрю на себя, я

нахожу в себе и стыдливость, и наглость; и целомудрие, и распутство; и

болтливость, и молчаливость; и трудолюбие, и изнеженность; и

изобретательность, и тупость; и угрюмость и добродушие; и лживость, и

правдивость; и ученость, и невежество; и щедрость, и скупость, и

расточительность. Все это в той или иной степени я в себе нахожу в

зависимости от угла зрения, под которым смотрю. Всякий, кто внимательно

изучит себя, обнаружит в себе, и даже в своих суждениях, эту неустойчивость

и противоречивость. Я ничего не могу сказать о себе просто, цельно и

основательно, я не могу определить себя единым словом, без сочетания

противоположностей. Distinguo {Я различаю (лат.).} - такова постоянная

предпосылка моего логического мышления.

Должен сказать при этом, что я всегда склонен говорить о добром доброе

и толковать скорее в хорошую сторону вещи, которые могут быть таковыми,

хотя, в силу свойств нашей природы, нередко сам порок толкает нас на добрые

дела, если только не судить о доброте наших дел исключительно по нашим

намерениям. Вот почему смелый поступок не должен непременно предполагать

доблести у совершившего его человека; ибо тот, кто по-настоящему доблестен,

будет таковым всегда и при всех обстоятельствах. Если бы это было

проявлением врожденной добродетели, а не случайным порывом, то человек был

бы одинаково решителен во всех случаях: как тогда, когда он один, так и

тогда, когда он находится среди людей; как во время поединка, так и в

сражении; ибо, что бы там ни говорили, нет одной храбрости на уличной

мостовой и другой на поле боя. Он будет так же стойко переносить болезнь в

постели, как и ранение на поле битвы, и не будет бояться смерти дома больше,

чем при штурме крепости. Не бывает, чтобы один и тот же человек смело

кидался в брешь, а потом плакался бы, как женщина, проиграв судебный процесс

или потеряв сына.

Когда человек, падающий духом от оскорбления, в то же время стойко

переносит бедность, или боящийся бритвы цирюльника обнаруживает твердость

перед мечом врага, то достойно похвалы деяние, а не сам человек.

Многие греки, говорит Цицерон, не выносят вида врагов и стойко

переносят болезни; и как раз обратное наблюдается у кимвров и кельтиберов

[20]. Nihil enim potest esse aequabile, quod non a certa ratione

proficiscatur {Не может быть однородным то, что не вытекает из одной

определенной причины [21] (лат.)}.

Нет высшей храбрости в своем роде, чем храбрость Александра

Македонского, но и она - храбрость лишь особого рода, не всегда себе равная

и всеобъемлющая. Как бы несравненна она ни была, на ней все же есть пятна.

Так, мы знаем, что он совсем терял голову при самых туманных подозрениях,

возникавших у него относительно козней его приверженцев, якобы покушавшихся

на его жизнь; мы знаем, с каким неистовством и откровенным пристрастием он

бросался на расследование этого дела, объятый страхом, мутившим его

природный разум. И то суеверие, которому он так сильно поддавался, тоже

носит характер известного малодушия. Его чрезмерное раскаяние в убийстве

Клита [22] тоже говорит за то, что его храбрость не всегда была одинакова.

Наши поступки - не что иное, как разрозненные, не слаженные между собой

действия (voluptatem contemnunt, in dolore sunt molliores; gloriam

negligunt, franguntur infamia {Брезгуют наслаждением, но поддаются горю;

презирают славу, но не выносят бесчестья (лат.).}), и мы хотим, пользуясь

ложными названиями, заслужить почет. Добродетель требует, чтобы ее соблюдали

ради нее самой; и если иной раз ею прикрываются для иных целей, она тотчас

же срывает маску с нашего лица. Если она однажды проникла к нам в душу, то

она подобна яркой и несмываемой краске, которая сходит только вместе с

тканью. Вот почему, чтобы судить о человеке, надо долго и внимательно

следить за ним: если постоянство ему несвойственно (cui vivendi via

considerata atque provisa est {Тот, кто размышлял над своим образом жизни и

предусмотрел его [23](лат.).}), если он, в зависимости от разнообразных

случайностей, меняет путь (я имею в виду именно путь, ибо шаги можно

ускорять или, наоборот, замедлять), предоставьте его самому себе - он будет

плыть по воле волн, как гласит поговорка нашего Тальбота [24].

Неудивительно, говорит один древний автор [25], что случай имеет над

нами такую огромную власть: ведь то, что мы живем, - тоже случайность. Тот,

кто не поставил себе в жизни определенной цели, не может наметить себе и

отдельных действий. Тот, кто не имеет представления о целом, не может

распределить и частей. Зачем палитра тому, кто не знает, что делать с

красками? Никто не строит цельных планов на всю жизнь; мы обдумываем эти

планы лишь по частям. Стрелок прежде всего должен знать свою мишень, а затем

уже он приспосабливает к ней свою руку, лук, стрелу, все свои движения. Наши

намерения меняются, так как они не имеют одной цели и назначения. Нет

попутного ветра для того, кто не знает, в какую гавань он хочет приплыть. Я

не согласен с тем решением, которое было вынесено судом относительно Софокла

[26] и которое, вопреки иску его сына, признавало Софокла способным к

управлению своими домашними делами на основании только одной его

прослушанной судьями трагедии.

Я не нахожу также, что паросцы, посланные положить конец неурядицам

милетян, сделали правильный вывод из их наблюдений. Прибыв в Милет, они

обратили внимание на то, что некоторые поля лучше обработаны и некоторые

хозяйства ведутся лучше, чем другие; они записали имена хозяев этих полей и

хозяйств и, созвав народное собрание, объявили, что вручают этим людям

управление государством, так как они считают, что эти хозяева будут так же

заботиться об общественном достоянии, как они заботились о своем собственном

[27].

Мы все лишены цельности и скроены из отдельных клочков, каждый из

которых в каждый данный момент играет свою роль. Настолько многообразно и

пестро наше внутреннее строение, что в разные моменты мы не меньше

отличаемся от себя самих, чем от других. Magnam rem puta unum hominem agere

{Знай: великое дело играть одну и ту же роль [28] (лат.).}. Так как

честолюбие может внушить людям и храбрость, и уверенность, и щедрость, и

даже иногда справедливость; так как жадность способна пробудить в мальчике -

подручном из лавочки, выросшем в бедности и безделье, смелую уверенность в

своих силах и заставить его покинуть отчий дом и плыть в утлом суденышке,

отдавшись воле волн разгневанного Нептуна, и в то же время жадность способна

научить скромности и осмотрительности; так как сама Венера порождает

смелость и решимость в юношах, еще сидящих на школьной скамье, и укрепляет

нежные сердца девушек, охраняемых своими матерями, -

 

Нас duce, custodes furtim transgressa iacentes

Ad iuvenem tenebris sola puella venit,

 

{Под ее (Венеры) водительством юная девушка, крадучись мимо уснувших

хранителей, ночью одна пробирается к своему возлюбленному [29] (лат.).}

 

то не дело зрелого разума судить о нас поверхностно лишь по нашим

доступным обозрению поступкам. Следует поискать внутри нас, проникнув до

самых глубин, и установить, от каких толчков исходит движение; однако,

принимая во внимание, что это дело сложное и рискованное, я хотел бы, чтобы

как можно меньше людей занимались этим.

 

 

Глава II

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 339. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.016 сек.) русская версия | украинская версия