Студопедия — Говорят, что трагедии могло не случиться, если бы на буксире не струсили, - когда паром стал крениться, его просто отцепили, предоставив тем, кто на ней был, спасать себя самим.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Говорят, что трагедии могло не случиться, если бы на буксире не струсили, - когда паром стал крениться, его просто отцепили, предоставив тем, кто на ней был, спасать себя самим.






Еще через год, к лету 1958 года ленинградские архитекторы построили подвесной мост, по которому без всякого риска для жизни можно было перейти с одного берега на другой, на пляж (сейчас от него остались лишь одни опоры).

О произошедшем ни по радио, ни в газетах не было сказано ни слова.

Владимир Коржов, писатель

Начало Сибирского театра. Театр есть школа народная

Из всех сибирских городов Барнаул имеет самую старинную историю театрального искусства, своими корнями уходящую в середину XVIII века.

К этому времени – концу царствования Елизаветы Петровны и началу «Екатерининского века» - восходят истоки всех культурных начинаний в молодом сибирском «царском имении», на Колывано-Воскресенских заводах, центром которых являлся Барнаул. Элементы театра чрезвычайно оживляли светский быт города: маскарады, балы, фейерверки, музыкальные и литературные вечера, “живые картины”, которые в качестве праздничных развлечений устраивались в домах барнаульских сановников.

Екатерина Великая признавала за театром высокое воспитательно-образовательное значение. Достоянием всех прописей стало известное изречение императрицы:

«Театр есть школа народная; она должна быть непременно под моим надзором, я старший учитель в этой школе, и за нравы народа мой первый ответ Богу».

Идея светского театра шагнула в сибирский горный город с самой молодой и просвещенной российской сцены, выпестованной самой императрицей, - ученической сцены Санкт-Петербургского Кадетского корпуса.

Начало театральным традициям в Барнауле было положено в начале 1760-х гг., когда на Алтай прибыл горный командир Андрей Иванович Порошин, назначенный императрицей Екатериной Великой еще в 1753 году, но несколько лет управлявший Колывано-Воскресенскими заводами из Санкт-Петербурга. Во исполнение сенатского указа «для обучения в горных науках молодых дворян небогатых и доброго состояния», Порошин привез с собой группу молодых кадетских сержантов, набранных в Петербургском Кадетском корпусе и Московском университете. Хорошо знакомые с традициями столичной «учебной сцены», порошинские кадеты явились инициаторами и устроителями первых светских театральных представлений в Барнауле. Эти представления поначалу носили чисто любительский характер и не были регулярными, но со временем театральное любительство в Барнауле все более «профессионализировалось».

«Театральный дом» в Барнауле

Барнаульский «Театральный дом» был построен в 1776 году. Это было первое в Сибири и одно из первых в российской провинции специально возведенное для театра здание. По аналогии со столичным, «екатерининским» театром, его называли еще «Оперным домом».

Деревянное одноэтажное строение театра, срубленное из половинных бревен и крытое тесом, было около 30 метров длиной и шириною – 13 метров. Внутри здание имело квадратную, со стороною 6,4 метра, сценическую площадку, приподнятую от пола на 0,7 метра, и зрительный зал, площадью около 100 кв. метров. В зале были установлены в два ряда скамьи для публики и имелись специальные кресла для знатных особ. Вместимость первого барнаульского театра была не менее 100 человек. При сцене имелась комната для переодевания актеров – «горенка убиральная», помещения для театрального гардероба, различных сценических принадлежностей и декораций. В здании была установлена кирпичная печь, отапливающая и небольшое зрительское фойе с гардеробом, и зрительный зал со сценою.

Строительство и начало деятельности «Театрального дома» осуществлялось в бытность начальника Колывано-Воскресенских заводов А.А. Ирмана. Новый горный правитель, также как и его предшественник, Порошин, был направлен на Алтай волею императрицы Екатерины II, и вместе с собой тоже привез целую команду молодых выпускников Санкт-Петербургского Горного Кадетского корпуса, которые активно поддержали местные театральные традиции.

Труппа первого барнаульского театра была набрана из «охотников играть комедии», добровольных актеров-любителей из числа младших горных офицеров и солдат Колывано-Воскресенского горного батальона, и составляла не более 10 человек. По традиции «кадетского» театра женские роли в спектаклях исполняли юноши. Известно даже имя одного из «актиоров» барнаульского театра – Афанасий Волков, сержант горного батальона, «27 лет от роду, из заводских детей Барнаульского завода». Сержанту горного батальона Ивану Пузину было поручено «смотрение» театра, то есть осуществление хозяйственной стороны представлений. Управлял делами театра и ведал его художественной частью в 1780-е гг. капитан Николай Олин, асессор воинского суда, учрежденного при Колывано-Воскресенском горном батальоне.

В ведении капитана Олина находился и военный оркестр, числившийся в штате Колывано-Воскресенского батальона. Оркестром руководил капрал Степан Иванов, создавший в Барнауле первую музыкальную школу. Оркестр был непременным участником всех театральных представлений, кроме того, давал на сцене «Театрального дома» концерты и музыкальные вечера.

Спектакли устраивались обычно в праздники: на святки и масленицу, а также в воскресные и «викториальные» дни. Исключались, в соответствии с указом 1783 года, для «играния комедий» семь недель Великого поста, пасхальная неделя и две недели поста Успенского, а с 1790 года деятельность театра была сокращена еще на три недели Рождественского поста.

Барнаульская труппа за зимний театральный сезон могла давать 20-30 спектаклей, а за летний – 8-10. Таким образом, «охочие комедианты», в свободное от основной службы время, в течение года готовили не менее 30 новых пьес и опер.

Спектакли были платными, и приносили неплохой доход, позволяющий содержать большой и дорогостоящий театральный гардероб, изготовлять приличные декорации и бутафорию.

С уверенностью можно сказать, что «Театральный дом» в Барнауле явился первой сибирской моделью екатерининского «кадетского» театра – «школы народной», предназначенной для воспитания и «полирования» молодых людей. Об этом говорит и уникальная запись в Книге ведомостей казенных строений Барнаульской горной конторы за 1780 год, раскрывающая «назначение» «Театрального дома»:

«Во оном производится разного звания молодым людям обучение или разговоры от светских гисторий, для чего оный дом только и состоит».

Основной целью театрального заведения в Барнауле было просвещение молодой развивающейся части барнаульского общества, воспитание верноподданеческих и патриотических традиций, благородных чувств и стремлений, посредством представления на сцене в качестве своеобразных «уроков», нравственно поучительных «разговоров от светских гисторий», «гисторических и людских комедий, трагедий и всяких разных интермедий».

Находился Барнаульский «Театральный дом» рядом со зданием архива горнозаводской конторы (по улице Ползунова). В 1794 году здание архива было разрушено наводнением. Пострадал и театр. Но в ближайший год «оперный дом» был отремонтирован и просуществовал еще около двух десятилетий. В 1817 году, когда П.К. Фролов принимал должность начальника Колывано-Воскресенских заводов, в представленной ему «Ведомости городских строений в Барнауле» театральное здание значилось «ветхим», и представления в нем, очевидно, уже не устраивались.

Роль и значение «Театрального дома» в истории культуры Барнаула трудно переоценить. Достаточно значим сам факт первой не только в Сибири, но одной из первых в российской провинции, попытки организовать театр не как «великосветскую затею», а с целью просвещения и воспитания молодой и активной части общества, от которой в дальнейшем зависели все судьбы культурного развития города.

А знаете ли Вы, что...

ПЕРВЫМИ В РОССИИ

 

На сценах театров Барнаула впервые увидели свет рампы 13 пьесбарнаульских драматургов: «Ползунов», «Так добывалась правда», «Голубая дама», «Сказ о беглеце Сороке» Марка Юдалевича, «Угол и овал»,«Чудак-человек», «Товарищ Икс», «Высоко в синем небе» и «Кругом шпионы» Льва Квина., «Лисицы в развалинах», «Дивертисмент», «Якутия», «Долгая жизнь дождя» А. Строганова.

На сцене Алтайского краевого театра музыкальной комедии начали свою театральную жизнь в России музыкальные комедии «Верю в тебя» Б. Троцюка, «Принцесса из Марьиной рощи» Н. Богословского, «Настоящие мужчины» В. Баснера, музыкальные сказки «Стойкий оловянный солдатик» С. Баневича, «Король и брадобрей» С Пожлакова, родился спектакль «Человек из легенды» В. Рубашевского по пьесе артиста театра Э. Овчинникова. Первым в России театр осуществил постановку балета по симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк».

Со сцены Алтайского краевого театра драмы шагнула в жизнь пьеса известного российского драматурга М. Ворфоломеева «Лето красное».

На сцене Алтайского краевого театра кукол была создана первая кукольная опера для детей «Жили-были Дед и Баба» Н. Бурой, впервые были инсценированы для кукольного театра поэма А. Блока «Двенадцать», созданы первые в России кукольные спектакли для взрослых по повести Н.В. Гоголя «Шинель», произведениям «Декамерон» Дж. Боккаччо и «Тиль Уленшпигель» Гр. Горина.

Имя Василия Макаровича Шукшина значилось на барнаульских театральных афишах 12 раз! Шукшинскую повесть для театра «Энергичные люди» Алтайский краевой театр драмы поставил в 1975 году одним из первых в России. Самым «ажиотажным» шукшинским спектаклем стал в 1978 году студенческий спектакль режиссерского отделения Алтайского государственного института культуры «До третьих петухов». По произведениям В.М. Шукшина в театре драмы были осуществлены спектакли «Здравствуйте, люди!», «До третьих петухов» и «Верую… Верую! Верую…», в театре музыкальной комедии – «Сладка ягода» и «А поутру они проснулись», в театре кукол – «Точка зрения», в ТЮЗе – «Ванька, смотри!..». В 2009 г., объявленном на Алтае Годом Шукшина к юбилею писателя поставлены еще два спектакля - «Сила сердечная, боль заповедная»в Алтайском краевом театре драмы им. В.М. Шукшина и «Праздники детства» в Молодежном театре Алтая.

Я назвал его Сибирскими Афинами

Благородный любительский театр горных офицеров

Носителями самых стойких театральных традиций были в Барнауле «благородные любители» из среды горных офицеров и чиновников. Любительский театр Алтайского горного округа, просуществовавший более 100 лет, снискал Барнаулу славу «Сибирских Афин».

В. Соколовский, характеризуя общество барнаульских горных офицеров в своем романе «Двое и одна или Любовь поэта», писал, что молодежь этого города «посвящала свой досуг музыке, пению и театру»; что «тамошние дамы находили удовольствие говорить или о последнем спектакле, или о концерте, который давали накануне» и проводили время за разгадыванием шарад, чтением повестей, музицированием и пением; что «молодые горные офицеры, люди образованные, «бредили театром» и соперничали с дамами своими талантами».

Сформировавшаяся к началу XIX века любительская театральная труппа состояла из горных офицеров, «благородных любителей», посвящавших свой досуг театральному искусству.

Сцена была устроена в помещении Алтайского горного собрания – двухэтажном здании «высокой архитектуры», которое было построено в конце 1820-х гг., в «эпоху» самого просвещенного горного правителя Алтая Петра Козьмича Фролова. В его бытность установилась традиция устраивать в Горном собрании благотворительные вечера, балы и обеды, сопровождавшиеся литературными чтениями, концертами и спектаклями. Попечением П.К. Фролова были созданы в Барнауле прекрасный оркестр и хор, и немалой его заслугой явилось рождение Благородного любительского театра Алтайского горного округа.

Расцвет театральной жизни Барнаула был особенно очевиден в середине XIX века. К этому времени Барнаул был уже признанной столицей горного дела в Сибири, самым культурным и просвещенным городом региона. Приезжавшие для изучения Алтая и останавливающиеся в Барнауле знаменитые путешественники, говорили о нем как об «оазисе в пустыне», «тихом уголке Санкт-Петербурга», не переставая удивляться «западноевропейскому образу жизни», духовному и культурному облику города, затерянного в глухих сибирских местах.

В своих мемуарах известный русский путешественник П.П.Семенов-Тянь-Шанский, проживавший зиму 1856-1857 гг. в Барнауле, писал:

«Эстетические наклонности горных инженеров Алтайского горного округа проявлялись не только в устройстве их комнат и изящных одеждах их дам, но и в их знакомстве как с научной, так и с художественной литературой, и, наконец, в процветании барнаульского любительского театра, который имел даже свое собственное здание. … Одним словом, Барнаул был в то время, бесспорно, самым культурным уголком Сибири, и я прозвал его Сибирскими Афинами…».

Страстный поклонник и знаток театрального искусства, П.П. Семенов говорит о театре Алтайского горного собрания в самой превосходной степени, особо отмечая те «замечательные сценические дарования, которыми выделяются многие из членов барнаульского общества».

«Многие из горных инженеров, - пишет он, - постоянно принимая участие в любительских спектаклях, выработали из себя тонких, образованных артистов, между которыми в моей памяти остались горный инженер Самойлов, брат знаменитого актера Самойлова, а в драматических ролях молодой горный инженер Давидович-Нащинский. В женских же ролях две из жен инженеров были также очень выдающиеся артистки».

На Алтае служили два брата – Сергей Васильевич и Иван Васильевич Самойловы. Сергей Васильевич был помощником управляющего Локтевского сереброплавильного завода, а его младший брат Иван Васильевич - приставом надворных работ. Оба они были отпрысками знаменитой актерской семьи Самойловых, родоначальники которой - оперные артисты В.М. и С.В. Самойловы - подарили русской сцене первую актерскую династию: 10 своих детей и 4 внуков, каждый из которых вспыхивал звездой на театральном небосклоне Санкт-Петербурга. В истории русского театра особенно прославлено имя Василия Самойлова (кстати, тоже горного инженера по образованию), который 40 лет прослужил на сцене Императорского Александринского театра в Петербурге. Его сестры, знаменитые актрисы Вера и Надежда Самойловы, также блистали на «александринской сцене». Немного менее известны Мария и Любовь, Николай, Александр и Михаил Самойловы – тоже петербургские драматические артисты. До недавнего времени самыми малоизвестными в истории театра оставались имена родных братьев всей этой замечательной актерской когорты - Сергея и Ивана, алтайских Самойловых, хотя на генеалогическом древе династии они были отмечены как актеры-любители.

Самойловы-старшие, предназначая всех своих детей сцене, все же заботились о получении ими блестящего образования. Сергей Васильевич окончил Санкт-Петербургский Горный институт, а Иван Васильевич, единственный из братьев Самойловых, имел театральное образование, пусть и незаконченное. В формуляре Барнаульской горной конторы имеется запись: «Обучался в Санкт-Петербургском театральном училище, но курс наук не закончил по случаю увольнения».

В 1855 году Сергею Васильевичу исполнилось 40 лет, из них 20 лет он прослужил на Алтае. Иван Васильевич был на шесть лет моложе брата, на Алтай прибыл «по прошению» в 1840 году. Исправно служа горному делу, оба брата вовсе не чуждались семейных традиций и были в числе самых талантливых актеров Благородного любительского театра горных офицеров. Преданность алтайских Самойловых театральному искусству была выше всех похвал еще и потому, что связана была для них с немалыми лишениями, и, возможно, значительными расходами: от Локтевского завода, где служили братья, до Барнаула (а спектакли устраивались именно в Барнауле) было 300 верст. Правда, в апреле 1857 г. С.В.Самойлов был назначен управляющим Сузунским медеплавильным заводом, и с ним туда же переехал младший брат, но от Сузуна до Барнаула путь тоже был не близкий - 128 верст.

 

Неосуществленный замысел Достоевского

 

Братья Сергей Васильевич и Иван Васильевич Самойловы оказались в числе первых алтайских знакомых Федора Михайловича Достоевского, который не раз приезжал на Алтайские горные заводы и в Барнаул из Семипалатинска, где отбывал ссылку. Как просвещенный петербуржец, Достоевский в молодости был поклонником театра, хорошо знал и любил петербургскую актерскую семью Самойловых. Мало того - кумиром молодого Достоевского был не кто иной, как старший брат его алтайских знакомых - знаменитый Василий Васильевич Самойлов, спектакли с участием которого на сцене Александринского театра в Петербурге, Достоевский старался никогда не пропускать.

Широкому кругу почитателей Достоевского мало известен тот факт, что первым сибирским произведением писателя, созданным им в сибирской ссылке, была комедия «Дядюшкин сон», вполне возможно, предназначавшаяся именно для барнаульской сцены. Главную роль в этой комедии мог сыграть именно Сергей Васильевич Самойлов, бывший, по свидетельству того же П. Семенова – Тянь-Шанского, «совершенно первоклассным комиком, даже превосходившим своим природным сценическим талантом своего знаменитого брата». И хотя Ф.М. Достоевский впоследствии изменил свой первоначальный замысел и переделал начатую им комедию в комическую повесть, «Сибирские Афины» могут гордиться тем, что вдохновили писателя на первую и единственную, серьезную попытку написать для театра. Более в своем творчестве Достоевский для театра не писал. Глубокое сожаление об этом выразил в 1879 г. в своем письме к великому писателю выдающийся русский актер Василий Васильевич Самойлов:

«Милостивый государь Федор Михайлович! Читая Ваши произведения, я всегда был поражен тонкостью вашего наблюдения и в каждом из созданных Вами лиц, психологически разработанных, я видел живых людей, с их слабостями и достоинствами. И мне, право, грустно, что в протяжении всей моей сценической деятельности мне не удалось воспроизвести ни одного из Ваших личностей, именно потому, что Вы, обладая таким правдивым талантом, не хотели оставить память о себе на сцене, о чем я очень сожалею, как для публики, так и для себя, который мог бы прибавить одну из лучших ролей своего репертуара...».

В своем ответном письме Ф.М. Достоевский горячо благодарит актера. «Ваши слова, - пишет он, - слова великого психолога, производившего во мне восторг еще в юности и отрочестве моем, когда вы только начинали свой сценический подвиг, дороже мне всех речей, обо мне сказанных».

Остается и нам глубоко сожалеть, что барнаульской сцене не удалось отличиться в истории театра первой постановкой комедии Достоевского.

ЛЕГЕНДАРНЫЕ СПЕКТАКЛИ ПРОШЛОГО

ПОЧТИ СТО ЛЕТ ХРАНИТ ИСТОРИЯ ПАМЯТЬ О СПЕКТАКЛЯХ:

«На дне» М. Горького.

Спектакль был поставлен в Барнауле на сцене Народного дома объединенными силами Любительского театра Общества попечения о начальном образовании и Кружка любителей драматического искусства 21 марта 1903 года, всего лишь четыре месяца спустя после знаменитой премьеры Станиславского и Немировича-Данченко во МХТ.

Спектакль прозвучал с огромной обличительной силой и имел выдающийся успех. Даже песня горьковских ночлежников «Солнце всходит и заходит», звучавшая в спектакле, надолго стала самой популярной у барнаульцев.

«Князь Серебряный» по роману А. Толстого.

Этот спектакль Кружка любителей драматического искусства 8 ноября 1904 года стал триумфом театрального сезона. Для спектакля специально изготовлялись декорации, были заказаны «настоящие» исторические костюмы, привлечен оркестр, созданы хор и танцевальная группа, в массовые сцены на роли слуг и опричников приглашены были ученики Барнаульского реального училища Императора Николая II.. Своим «размахом» и профессиональным мастерством этот спектакль не уступил бы и столичной сцене.

Наибольшее количество раз на барнаульской театральной афише появлялось имя великого русского драматурга А.Н. Островского. С середины XIX века и по наши дни в театральной истории города зафиксировано 42 названия пьес Островского (из 47 им написанных), выдержавших более 1500 постановок. Дипломом первой степени на Всероссийском фестивале драматургии А.Н. Островского в 1983 году был награжден спектакль Алтайского краевого театра драмы «Бешеные деньги» (постановка режиссера В.Л. Черткова).

Самой репертуарной в истории краевого театра драмы оказалась пьеса «Последние»А.М. Горького. Театр обращался к этой пьесе пять раз! Впервые она была поставлена в 1928 году, затем – в 1937 году, 1955, 1968 и 1988. Причем постановка 1968 года стала лауреатом на Всероссийском фестивале горьковской драматургии.

Самым большим по продолжительности спектаклем (более 5 часов!) был «Отелло» В. Шекспира, шедший в пяти актах с четырьмя антрактами на сцене драматического театра в 1946 году.

Самой первой пьесой местного драматурга, получившей свое воплощение на барнаульской сцене, была пьеса в стихах «Ползунов» Марка Юдалевича, Спектакль, поставленный в 1954 году в Алтайском краевом театре драмы режиссером Борисом Вахрушевым, явился к тому же и первым обращением театра к истории своего города.

Самым «агитационным» детским спектаклем оказался в 1962 году тюзовский спектакль «Мальчишки из Гаваны» В. Чичкова, рассказывающий о героической борьбе революционной Кубы. Барнаульские мальчишки так горячо сочувствовали юным героям кубинской революции, что сразу после спектакля группами сговаривались бежать на Остров Свободы.

Самую горячую дискуссию у барнаульских подростков вызвал в 1965 году спектакль Алтайского краевого ТЮЗа «Они и мы» по пьесе Н. Долининой, поднимающий острые проблемы взаимоотношения «отцов и детей».

Самым знаменитым спектаклем «производственной темы» стал в Барнауле «Человек со стороны» И. Дворецкого, поставленный на сцене Алтайского краевого театра драмы в 1971 году. Этот спектакль собрал наибольшее количество зрительских отзывов, причем из среды рабочих и ИТР барнаульских предприятий. На всех заводах и фабриках города были проведены зрительские конференции, спектакль обсуждали даже на заседаниях партбюро.

На сцене Алтайского краевого театра музыкальной комедии были поставлены первые в истории театрального искусства Алтая профессиональныебалеты («Корсар» А. Адана и Л. Делиба и «Эсмеральда» Ц. Пуни) и опера (Дж. Верди «Травиата»).

Самой нетеатральной постановкой стал в 1980 году спектакль Алтайского краевого театра юного зрителя по произведению Л.И. Брежнева «Малая земля».

Самым впечатляющим и роскошным по художественному оформлению был спектакль «Зимняя сказка» В. Шекспира, поставленный в театре драмы в 1973 году.

Самым фантазийным и богатым спектаклем современного репертуара является постановка Государственного Молодежного театра «Любовь к трем апельсинам» по сказке К. Гоцци.

Самым романтическим и волшебным спектаклем Алтайского краевого театра драмы был «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира.

Самым впечатлительным и трогательным спектаклем для барнаульского зрителя был спектакль «Поминальная молитва» по произведениям Шолома-Алейхема.

Самый большой переаншлаг выпал на долю спектакля «Дети Арбата» по роману Рыбакова, поставленного Алтайским краевым театром драмы в 1989 году. В течении полугода спектакль шел при переполненном зрительном зале.

Ирина Свободная, театровед

О Сироткиных и тайне золота Демидова

Фамилия Сироткиных на Алтае ведет свой род от Акинфия Демидова, и всех их можно назвать родственниками по несчастью.
Известно, что Акинфий Никитич Демидов, создатель первой в России эталонной коллекции руд и минералов, основатель горнозаводской промышленности на Алтае, в том числе Колывано-Воскресенского (1729 год) и Барнаульского сереброплавильного заводов. По преданиям, несколько лет месторождения разрабатывались тайно, в секретных мастерских Акинфий Демидов чеканил золотую и серебряную монету в масштабах, сопоставимых с бюджетом страны. Императорский кабинет до поры до времени не имел об этом ни малейшего понятия.

Когда императрица прознала про незаконную деятельность Демидова, она позвала его на карточную партию. А выиграв, спросила у Акинфия Демидова с намеком: «Чьи деньги ты сегодня проиграл мне?» (По одной из легенд, на вопрос императрицы: «Чьи деньги ты проиграл - свои или мои?», заводчик ответил: «Так ведь все мы твои, матушка, и все, что у нас есть – все твое» - от редакции сайта). Промышленник выкрутился, но был с того момента начеку. Царица взялась ревизии на алтайские заводы отправлять - одну за другой. Но Демидов и это предусмотрел. Получив от своего доверенного человека в кабинете министров информацию об очередной проверке, он просто открывал систему секретных шлюзов - под водой быстро исчезали и начеканенная монета, и работники. Концы, что называется, в воду, и только по весне к берегам речной волной прибивало трупы утопленных.
Заводские знали об этом, страшные истории передавались шепотом, из уст в уста. С тех пор пошла традиция - детям, оставшимся без кормильцев, давать фамилию Сироткиных.

Акинфий Никитич Демидов умер 5 августа 1745 года, так и не побывав ни разу на Алтае - всем своим алтайским хозяйством он управлял через назначаемый им директорат, как сказали бы сейчас, «удаленным доступом».

Марк Юдалевич, писатель

Есть такой посёлок…

Есть в Индустриальном районе такой посёлок – КУЕТА. Когда слышишь это название впервые, оно вызывает реакцию недоумения, мол, что за нецензурные выражения..

Или: «Где-где это»))))

На самом деле, основанное в 1937 году, поселение имело аббревиатурное название КУИТУ – Краевое управление исправительно-трудовых учреждений… Свидетельством чего является стела в центре поселка – «Основан в 1937г.»

Так и говорили раньше: «Я поехал в КУИТУ». Но для удобства произношения имя со временем сменилось на «Куета», а история забылась..

Много есть и былей и легенд об этом таинственном месте… Но следующие факты достоверны… Остался ров, в настоящее время окружающий поселок, а в прошлом окружавший мужской монастырь, основанный в 1896 г. совладельцами Иткульского спиртзавода. Остались фрагменты огромного фруктового сада в виде библейской надписи, которую можно было видеть с высоты пролетающих «кукурузников». Что же на самом деле было написано, не ответят теперь и немногочисленные старожилы... Позже там располагался детский дом и швейная мастерская для нужд армии. Вдоль кромки леса в 1954г. по решению администрации учреждения убрали последние надгробные плиты монахов…

Мистических же историй, дополняющих общую картину, достаточно для отличной экскурсии… но это совсем другие приключения…

Ольга Озерова

 

Дню России посвящается. Георгиевское знамя Барнаульского пехотного полка

Хорошо известны подвиги барнаульцев в годы Великой Отечественной войны. Однако у горожан есть все основания гордиться другими, ныне почти забытыми, воинскими подвигами наших земляков. Героизм солдат и офицеров в тех сражениях не смог компенсировать неумение и просчеты высшего командования, но от этого не стал менее значимым.

В Русско-японскую войну из жителей Барнаульского уезда был сформирован 12-й Сибирский Барнаульский пехотный полк. Полк вернулся с войны с высшими знаками отличия Российской армии – Георгиевским знаменем и Георгиевскими серебряными трубами. Наград были удостоены многие офицеры и нижние чины. Наши земляки показали себя на сопках Манчжурии настоящими героями. На всю Россию полк прославился боем у станции Дашичао и участием в сражениях при Ляояне и Мукдене.

Сражение под Дашичао описывал в «Истории русской армии» историк А.А. Керсновский.

Против всей армии генерала Ясукаты Оку мы ввели только 19 батальонов несмотря на то, что могли бы ввести главные силы. Но и эти силы отразили японцев, причем особенно лихо действовал Барнаульский полк.

К вечеру в атаку на русские позиции пошли главные силы армии Оку. Первый удар японцы нанесли по расположению Барнаульского пехотного полка, рассчитывая именно здесь прорвать оборону. Но барнаульцы, истинные герои боя под Дашичао, сумели отразить залповым огнем в упор с дистанции в 500 – 600 метров одну за другой 4 вражеские атаки. Особо отличились полковые охотничьи команды, которые заходили во фланг атакующим цепям японской пехоты и открывали продольный ружейный огонь.

На следующий день японцы возобновили атаки, но вновь безуспешно.

Ляоянское сражение было одним самых кровопролитных в Русско-японской войне. Командование армии вновь оказалось не на высоте, как впрочем в ходе всей войны. Это не помешало нашим землякам вновь продемонстрировать доблесть и мужество.

17 августа 1904 г., как писал А.А. Керсновский, маршал Ояма планировал окружить русскую армию или по крайней мере вынудить ее отойти на более слабую позицию.

Главный удар был нанесен по позициям 1-го Сибирского корпуса в направлении станции Шахэ и города Ляоян. Сибирские полки залповым ружейным огнем отбили все попытки вражеской пехоты сблизиться с ними.

В 10 часов утра противник захватил деревню Чжуцзяпунцы и стал закрепляться в ней. Однако подошедший из армейского резерва 12-й пехотный Барнаульский полк с двумя полковыми батареями атакующим ударом выбил японцев из деревни.

В память о тех событиях Коряковская улица нашего города, на которой располагались казармы, в 1911 году была переименована в улицу 12-го Барнаульского полка (с 1927 года улица стала Партизанской). Аналогично называлась и площадь перед полковым Никольским храмом. Именем командира полка С.Добротина был назван один из городских переулков - Добротинский (ныне Трудовой).

Подвиги барнаульцев отмечены и в более позднее время. Высокую доблесть и мужество на полях сражений Первой мировой войны проявили наши земляки из 39-го Томского пехотного полка, 44-го стрелкового полка (бывшего 12-го Сибирского пехотного Барнаульского), 492-го Барнаульского и 608-го Алтайского пехотных полков.

Дню России посвящается. Награда не нашла Героя дважды

Окончив перед войной Барнаульский аэроклуб, Геннадий Александрович Воров в 1943 году выпустился из Омского летного училище.

Воевал он в составе 162-го Гвардейского полка резерва главного командования. Полк летал на пикирующих бомбардировщиках Пе-2 и выполнял самые ответственные боевые задания: уничтожал важные объекты противника.
Геннадий Александрович совершил 102 успешных боевых вылета. Он заживо горел в самолете, пять раз его сбивали. Два раза его самолет таранили фашистские асы.

Один из самых жестоких боев особо запомнился ветерану – бой над Кривым Рогом, где двумя группами бомбардировщики бомбили скопление танков. Уцелел только его самолет, радист и штурман погибли. Изрешеченный снарядами и осколками бомбардировщик Воров дотянул до аэродрома, где базировались истребители (как пелось в песне тех лет – на честном слове и на одном крыле), дозаправился и перелетел на свой аэродром.

Его отстранили от полетов. Начались допросы особистов…

Только благодаря усилиям генерал-лейтенанта Полбина, командира корпуса (легендарный летчик Великой Отечественной войны, автор «полбинской вертушки», атаки, при которой «пикировщики» шли один за другим, прикрывая впереди летящие самолеты от огня зенитной артиллерии и атак истребителей), он был вызволен из особого отдела и допущен к боевым полетам.

В последний раз самолет Геннадия Александровича Ворова подбили над Берлином 2 мая 1945 года - еле дотянул до расположения дивизии А.И. Покрышкина.

Самый трудный день за время войны выпал на долю Геннадия Александровича 9 мая 1945 года. Все ликовали, встречая Победу, ему же пришлось вылететь на боевое задание – уничтожить артиллерию, обстреливающую Прагу. За выполнение этого задания он был награжден чешской медалью «За храбрость», вручил ее генерал Людвиг Свобода.

12 мая 1945 года в освобожденной Праге встретил Геннадий Воров победу.

Самое удивительное в биографии Г.А. Ворова то, что его дважды представляли к званию Героя Советского Союза, но оба раза награда не нашла героя. На встрече ветеранов 162-го Гвардейского полка командир полка полковник Новиков недоуменно спросил: «Гена, а почему ты без Звезды Героя? Я сам подписывал представление». Только на этой встрече жена Геннадия Александровича узнала, что муж ее представлялся к этой высокой награде.

был отмечен на карте, не повредив опор, как и предписывалось заданием. Следом полетел самолет-разведчик, чтобы сфотографировать результат. Но немцы в таких случаях наводили мосты ударными темпами, и поезда практически следовали без перерыва.

Так что, когда прилетел самолет-разведчик, поезда уже следовали по только что разбомбленному Воровым мосту, и звание Героя Советского Союза ему не было присвоено. Второй раз к высокому званию Геннадий Александрович представлялся за уничтожение большого скопления танков. Но в этот раз погиб летчик, доставляющий почту, где было и представление на него.

Демобилизовавшись, Геннадий Воров вернулся в родной Барнаул. Он и в мирное время оставался командиром. Работал командиром авиаотряда Барнаульского аэроклуба. Под его руководством были подготовлены сотни курсантов, которые затем служили в ВВС страны, трудились пилотами в Аэрофлоте.
Он заслуженно стал одним из первых мастером спорта по самолетному спорту.
С 1963 года Геннадий Александрович стал работать в Барнаульском аэропорту диспетчером службы движения, а затем руководителем полетов.

Геннадий Воров – славная легенда авиации Барнаула.

 

Дню России посвящается. Наши земляки защищали Россию под Смоленском, Бородино, Севастополем,

проявили героизм в десятках других судьбоносных для Родины сражениях

Первым полком, ушедшим из нашего города защищать родную землю, был Томский мушкетерский полк, который был расквартирован в Барнауле с 1798 по 1808 годы. Почему мушкетерский? Да потому, что в России, да и в других странах основным оружием военнослужащих мушкетерских полков были кремневые ружья – мушкеты. Шпага или другое холодное оружие мушкетерам нужны были в ближнем бою.

С 1811 г. упоминание про мушкеты из названия воинской части исчезло, оно стало более привычным – Томский пехотный полк. На алтайский период пришлась пора формирования и становления полка. Он нес охрану Барнаульского сереброплавильного и Колывано-Вознесенского заводов, территорию до нынешней Поспелихи, Чарыша и Колывани.

В 1812 году наши земляки в составе полка героически сражались за Смоленск, стояли насмерть в Бородинском сражении, защищая знаменитую батарею Раевского. В самый критический момент сражения, когда французы ворвались на русские позиции, батальон Томского полка в отчаянной штыковой атаке отбил укрепления, изменив судьбу битвы. За мужество и героизм, проявленные в ходе Отечественной войны 1812 года, многие офицеры и низшие чины полка были удостоены высоких боевых наград.

Наши героические предки приняли участие и в последующей военной истории нашего Отечества. За подвиги, проявленные в русско-турецкой войне 1828 -1829 гг., воинам полка были пожалованы знаки на кивера с надписью «За отличие». За мужество и героизм, проявленные солдатами и офицерами при обороне Севастополя, полк был удостоен высшей коллективной награды русской армии - Георгиевского знамени. С 1864 г. к наименованию полка добавился номер и стал он называться 39-й Томский пехотный полк. Высокую доблесть и мужество полк проявил на полях боев Первой мировой войны, сражаясь вместе с 44-м стрелковым полком (бывшим героическим 12-м Сибирским пехотным Барнаульским полком), 492-м Барнаульским, 608-м Алтайским пехотными полками.

В годы Великой Отечественной войны в Барнауле были сформированы 8 воинских соединений, 4 из которых получили почетное наименование гвардейских: 74-ая отдельная добровольческая бригада (впоследствии 56-ая гвардейская Смоленская Краснознаменная стрелковая дивизия), 87–ая кавалерийская дивизия (впоследствии 64-я гвардейская стрелковая дивизия), 80-ая гвардейская Уманская ордена Суворова стрелковая дивизия, 372-ая Новгородская Краснознаменная орденов Суворова и Кутузова стрелковая дивизия, 42-ая отдельная стрелковая бригада (в конце войны 226-ая Глухово-Киевская Краснознеменная ордена Суворова отдельная дивизия), 315-ая Мелитопольская Краснознаменная стрелковая дивизия. В числе первых в Советском Союзе гвардейское знамя получила 5-ая гвардейская Городокская Краснознаменная орденов Ленина и Суворова стрелковая дивизия.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 448. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия