Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Комплексно-ориентированные модели теоретического обоснования социальной работы




Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рассмотрим, однако, с о б с т в е н н о - к о м п л е к с н ы е модели теоретического обоснования социальной работы. К ним мы относим прежде всего когнитивную, социально-педагогическую и виталистскую модели.

Все более известной становится к о г н и т и в н а я (познавательная) модель теоретического обоснования социальной работы. Строго говоря, при оценке данного подхода к теоретическому обоснованию социальной работы следует говорить о целом ряде когнитивных теорий, которые заявили о себе в последние одно-два десятилетия, в первую очередь благодаря работам X. Гольдштейна [40, 41, 42], который не только предложил свой вариант когнитивной теории, но и активно пропагандировал иные.

Все они при известном тяготении к психолого-ориентированным моделям теоретического обоснования социальной работы в главном являются комплексными, опирающимися на междисциплинарный взгляд при понимании природы социальной работы. И это при всем том, что когнитивная теория в целом занимается человеческим мышлением, его влиянием на поведение человека, решением индивидуальных и социальных проблем человека.

Когнитивная теория сочетает психосоциальные, социологические, поведенческие и социальные элементы в подходе к осмыслению и решению проблем социальной работы. Представляя развитие рационального мышления человека в отношении защиты им своих индивидуальных и социальных интересов через оптимальное поведение, когнитивные теории ориентируют клиента и соционома не только на изменение себя, адаптацию к среде, но и на совершенствование последней, оптимизацию своего социального окружения.

Обычно в рамках когнитивного подхода выделяются несколько важнейших моментов, составляющих его главную особенность:

1. Люди могут быть лучше всего поняты, когда они ищут или стремятся к определенной цели, преодолевая препятствия в личной и общественной жизни.

2. Люди создают спои собственные модели действительности в соответствии с тем, что они узнали, поняли.

3. Человек приобретает уверенность в жизни посредством адаптации к социальным реальностям, в процессе которой они изменяют эти реальности, изменяясь сами.

4. На процесс адаптации человека и среды воздействует воспринимающее Я - наше представление о себе, а также способ его воздействия на характер восприятия и др.

Таким образом, когнитивный подход, ориентируясь на рациональные аспекты поведения человека и обустройства среды его обитания, подходит к решению задач социальной работы более или менее комплексно. При этом делается акцент на рациональные аспекты индивидуальной субъектности личности, что нередко побуждает относить эту модель теоретического обоснования социальной работы к психологоориентированным или социально-педагогическим.

Существенно значим и весьма показателен с о ц и а л ь н о - п е д а г о г и ч е с к и й подход к обоснованию теории социальной работы. Оценивая специфику социально-педагогического подхода к теоретическому обоснованию социальной работы, следует иметь в виду, что в России в начале 90-х годов активизировалась дискуссия о соотношении социальной педагогики и социальной работы, соответственно и об объекте и предмете, методах той и другой наук. Акценты в этой дискуссии оказались расставленными в диапазоне от фактического отождествления социальной педагогики и социальной работы до их противопоставления как наук, различных отраслей знания и даже - как науки и практики.

Между этими крайностями расположились не менее категоричные утверждения о том, что социальная педагогика - это часть социальной работы либо, наоборот, социальная работа - часть социальной педагогики. В большинстве случаев, однако, констатируется как сходство, так и различия между социальной работой и социальной педагогикой [58, 59].

Социальная педагогика чаще характеризуется как наука, исследующая влияние социальных факторов среды на социализацию подрастающего поколения, разрабатывающая и реализующая эффективную систему мероприятий по оптимизации воспитания на уровне личности, группы и территории с учетом конкретных условий социальной среды. Она ориентирует человека в мире социальных ценностей, помогая ему адаптироваться к определенной среде обитания,

Определяя специфику социально-педагогической модели социальной работы, следует учитывать тот факт, что социальная педагогика как наука, предмет преподавания и отрасль педагогической практики ставит перед собой задачу многоуровневой социализации подрастающего поколения, населения в целом. Но она - не только адаптация личности к условиям социальной среды, но и участие в преобразовании этой среды с учетом решения педагогических проблем.

С этой точки зрения можно выделить два взаимосвязанных момента в развитии социальной педагогики - социализация и ресоциализация личности, с одной стороны, и педагогизация окружающей среды, т.е. собственно социальная педагогика как педагогика, нацеленная на преобразование социальных отношений, среды обитания личности. При этом она учитывает необходимость компенсации негативного влияния среды путем создания альтернативных институтов. Возможна и оценка влияния возникающих институтов социализации с целью их педагогической коррекции, укрепления и повышения социального здоровья населения.

Такой подход к социально-педагогическому осмыслению социальной работы предполагает включение в нее, как минимум, двух типов социальных педагогов. Один из них призван решать задачи социализации и ресоциализации на уровне личности, другой - на уровне влияния в этих процессах социальных компонентов среды, выделения системообразующих факторов, способствующих или препятствующих социализации и ресоциализации с учетом требований морали и социальных ценностей, потребностей практики общественного развития. Таким образом, оказывается доминирующим именно комплексный подход в обосновании моделей социальной работы в контексте социально-педагогической традиции ее рассмотрения,

В и т а л ь н о - о р и е н т и р о в а н н у ю модель комплексного осмысления социальной работы мы рассматриваем как одну из наиболее эффективных. И не только потому, что она дает хорошие основания для опоры на специфически акцентированные теории социальной работы, но и в силу использования генетического подхода к жизнеосуществлению человека как биосоциального существа, эволюция, поддержка жизненных сил которого составляет объект забот социальной работы [60, 61]. Концепция жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности человека как теоретическая модель комплексного видения социальной работы при этом играет узловую роль.

Конечно, имея в виду давнюю традицию существования различных школ витализма4, их борьбы, достижений и неудач, следует учесть опасность дробления теоретических оснований данной модели комплексного осмысления социальной работы [62, 65, 64]. Это требует принятия за исходные ряда положений, которые позволяли бы, по крайней мере в рамках принятого подхода представлять рассматриваемую модель теоретического обоснования социальной работы непротиворечиво.

Во-первых, констатируем важность трактовки человека как биосоциального существа, обладающего способностью творчески отражать объективную реальность и творить ее в соответствии с идеальными моделями, а также располагающего и в определенной мере использующего различные системы социокультурных символов, информации (науки, морали, искусства, религии, права и т.д.). При этом всегда сохраняют свое фундаментальное значение естественные биофизиологические основы жизни человека.

Во-вторых, отметим факт формирования и осуществления жизненных сил человека в процессе удовлетворения потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования, развития этих потребностей от поколения к поколению в конкретной социальноисторической среде обитания людей,

В-третьих, подчеркнем факт постоянного сосуществования и взаимодействия определенного жизненного пространства и жизненных сил человека, живущего в конкретных исторических условиях.

4 В текущем столетии витализм традиционно характеризуется как идеалистическое направление в биологии, объясняющее специфику жизненных явлений присутствием в живых телах особых нематериальных, непознаваемых сил [65]. Данная точка зрения сегодня обычно подвергается критике. Зачатки такого понимания проблемы, как правило, относят к древности - идеям Платона о бессмертной душе, "психике" Аристотеля - о существовании особой нематериальной силы, "энтелехии", управляющей явлениями живой природы. В-четвертых, существенно важно иметь в виду сосуществование различных уровней организации жизненного пространства и жизненных сил человека - от индивидуального, семейного и группового до регионально-государственного и международного.

Наконец, в-пятых, нельзя не учитывать сосуществование и взаимодействие духовных и материальных сил, которыми располагает человек, материальную, предметно-вещественную и духовно-культурную среду обитания людей, их способность к экстрасенсорике, включенность в биоэнергетический обмен, осуществляющийся в природе.

Жизненные силы человека понимаются нами в качестве его способности к воспроизводству и осуществлению жизни как биосоциального существа, способности к эффективному удовлетворению потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования во всех сферах жизни общества, уровнях его организации. Жизненные силы человека представляются как единство индивидуальной и социальной субъектности. Индивидуальная субъектность понимается как способность человека удовлетворять и развивать свои многообразные потребности индивидуально-личностными средствами. Социальная субъектность трактуется в качестве способности людей удовлетворять и развивать свои интересы и потребности с помощью социальных институтов, учреждений и организаций общества. При этом индивидуальная и социальная субъектность рассматриваются и в контексте различий служения человека достижению индивидуальных и общественно значимых, коллективных целей, определенных смысложизненных ориентации, индивидуальной и социальной поли человека к достижению этих целей.

Социальная работа в этой связи понимается как процесс, деятельность по содействию оптимальному формированию, осуществлению и реабилитации жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности человека. Это позволяет рассматривать ее в единстве структурной и психосоциальной работы, во взаимопересечении традиций психолого-ориентированных и социолого-акцентированных теорий социальной работы. Иначе говоря, комплексный подход к социальной работе и здесь является доминирующим.

На этой основе разрабатываются стратегические направления социальной работы, корректируется взаимодействие, сопряжение различных ее технологий, формируются новые практико-ориентированные подходы в социальной защите жизненных сил, благополучия людей. Очевидно, однако, что всеобъемлющая разработка и реализация такой модели социальной работы по многом пока - дело будущего.

Модель практической деятельности в рамках данной концепции связывается прежде всего с решением следующих задач: во-первых, с преодолением обостренной реакции клиентов на негативные оценки своих возможностей преодолевать трудности обеспечение способности клиента видеть себя вполне готовым практически решать (участвовать в решении) своих проблем; во-вторых, с локализацией и упразднением блоков торможения позитивного развития ситуации клиента, усиления поддержки успешного решения его проблем; в-третьих, следует учесть необходимость повышения информированности, осведомленности клиента по поводу возможностей решения его проблем, прежде всего - о нравах, создающих основу для этого; в-четвертых, решается проблема убежденности клиента в способности социального работника оказывать нуждающимся реальную помощь. Наконец, в-пятых, принципиальное значение имеет достоверная оценка развитости умений клиента индивидуально-личностными и социальными средствами удовлетворять и развивать свои интересы и потребности, а также определение соответствующих стратегий деятельности социальных работников.

В рамках р а з р е ш а ю щ е й модели социальной работы обосновываются следующие роли социономов:

консультация по ресурсам, "привязка" клиентов к ресурсам оказания помощи, создание условий улучшения самооценки клиентов, их способностей решать свои проблемы;

помогать клиентам приобретать знания о себе, о социальном устройстве окружающей среды;

социальный работник выступает как учитель и воспитатель, наставник, способный обучить клиента навыкам решения проблем, определенной практической деятельности.

Разрешающая модель в целом ориентируется на использование специфических методов социальной работы, имеющих целью ослабить или упразднить отрицательные оценки и условия разрешения проблем клиентов из числа тех, что формируются влиятельными группами в обществе по отношению к отдельным его членам и слоям. Особенно полезным бывает обращение к данной модели в работе с семьями, группами по интересам. Это существенно расширяет возможности учреждений социальной работы, где определен профиль деятельности, заданы некоторые функции.

3 . Профессиональная этика социального работника
Социальная работа как особый вид профессиональной деятельности обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм пове-
дения специалистов. Будучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе неповторимые ситуации, противоречия, которые приходится разрешать в самом процессе деятельности. Это обстоятельство вызывает необходимость придерживаться в деятельности особых, более жестких моральных принципов и норм. В своей практической деятельности специалисты нуждаются не только в нравственных ориентирах, определяющих общее, основное направление их деятельности, но и в правилах повседневной деятельности, без соблюдения которых невозможно реализовать моральные нормы и принципы. Поэтому в этических нормах социальной работы отражаются основные требования и критерии поведения и действий социального работника, которые при всем их разнообразии продиктованы специфическими условиями и содержанием его труда. Социальная работа – деятельность, которая требует управленческого
профессионализма, педагогических, юридических, психологических и культурологических знаний, изучения социальной философии и этики. Наряду с этим носитель этой профессии должен обладать высокими морально-
нравственными устоями, которые не позволят ему поддаться соблазну манипулировать людьми в корыстных целях. Социальный работник – профессия не новая, но весьма востребованная, отмечал на съезде социальных работников в своем выступлении президент РФ Д. Медведев. В нашей стране насчитывается более 500 тысяч социальных работников. «Это люди особые, люди, которые в силу своих убеждений, психологической настроенности способны работать с очень непростым контингентом людей, с нашим старшим поколением, причем работать зачастую в крайне непростых условиях…»7. Это ответственная работа, которая требует серьезной душевной мобилизации. Социальная работа, являясь специфическим видом социальной деятельности, охватывает практически все стороны общественного бытия. Поэтому социальная работа – одно из важнейших условий и одновременно средств развития и совершенствования человека и общества, реализации их устремленности к благу. Следовательно, чтобы помочь нуждающемуся, специалист такой гуманистически направленной профессии должен сам быть высоконравственной личностью, ориентированной на общечеловеческие ценности. Ведь ценностные ориентации – та основа, на которой строятся ценностные отношения к различным социальным явлениям. Согласно этим утверждениям цель деятельности социаль-
ной работы состоит в том, чтобы предоставить возможность людям развивать свой потенциал, предотвращать дисфункции. Социальная работа – взаимосвязанная система ценностей, теории и практики. Специалисты в сфере профессиональной социальной работы являются агентами перемен в обществе и жизни индивидуумов, семей и сообществ, которым они служат. Следовательно, социальные работники должны заниматься социальной практикой. При всей очевидности это один из фундаментальных принципов профессиональной деятельности. В настоящее время из-за недостаточной разработанности квалификационных характеристик можно обнаружить преобладание той или иной отрасли научных знаний (психология, социальная педагогика, социальная медицина, социология). И именно указанный принцип ориентирует соцального работника, с одной стороны, делать только то, что ему разрешено законом, реализуя навыки и умения, полученные в процессе обучения, а с другой стороны, он фиксирует содержание, цели и задачи социальной практики как феномен нашего общества, наличие профессиональной деятельности определенной группы специалистов. Социальная работа не ограничивается ситуативным вмешательством для разрешения проблемных ситуаций, а является механизмом социального воздействия, способным сориентировать человека в социальноценностном пространстве взаимоотношений, так как сама основывается ного воздействия, способным сориентировать человека в социальноценностном пространстве взаимоотношений, так как сама основывается на гуманистических принципах и выступает в качестве совершенного этического образца. Выстраивая субъект-субъектные отношения, носящие доверительный характер, социальный работник превращает клиента в
партнера. Такое общение, построенное на профессионально-этических принципах, предполагает коммуникативную деятельность в форме диалога и способно корректировать поведение человека. Сегодня социальная работа старается выработать различные программы, направленные на повышение уровня социального здоровья населения, на укрепление смысложизненных ценностей. Следовательно, социальная работа как идеальное образование может «…играть роль ориентира не только для специалистов как представителей профессиональной группы, но и для социума в целом, поскольку отражает одно из наиболее приоритетных направлений развития общества – достижение блага каждым человеком и всем обществом»8.

В практике социальной работы на протяжении ее истории происходили значительные перемены, но социальные работники продолжали придерживаться определенного комплекса ценностей, в котором хотя и произошли
некоторые изменения, но ключевые элементы сохранились. Социальная работа направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно «слабых» социальных групп, испытывающих нужду в процессе
своей жизнедеятельности. Поэтому, основываясь на гуманизме и нравственности, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющихся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории – благополучие людей, социальная справедливость, достоинство индивида. Это означает, что подход к жизни каждого индивида как высшему ценностному измерению дополняется пониманием того обстоятельства, что сама эта жизнь должна быть достойной человека. Каждый человек ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать. Наиболее известная декларация о ценностях этики, которой руководствуются все современные социальные работники, это Кодекс этики Национальной ассоциации социальных работников, принятый в США в 1997 г. Принципы, содержащиеся в Кодексе, являются как предписывающими, так и запрещающими. «Принцип» определяется как основная истина, исходное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения. Практические принципы не являются правилами, которым следует слепо или немедленно подчиняться. Профессионалу положено знать, когда, как и в какой мере могут
быть сделаны исключения из правил. Но существует профессиональная обязанность действовать насколько возможно в соответствии с принципами профессиональной деятельности. В Кодексе сформулированы принципы, формирующие личность социального работника, его специфический подход к овладению профессией, и принципы, касающиеся его отношений с от к овладению профессией, и принципы, касающиеся его отношений с отдельными людьми или группой. Этические кодексы социального работника отражают специфику этого вида деятельности, выделяя этику социальной работы как особую форму профессиональной морали. В результате социального, политического, экономического развития общества изменялись социальные проблемы, которые призваны помочь решить социальные работники. Например, появление новых медицинских технологий внесло новые этические вопросы о праве жить, умереть и т. п.; компьютер – тайна, конфиденциальность; биоэтика – искусственное оплодотворение, пересадка органов и т. п. Этика профессиональной социальной работы включает три важных взаимосвязанных аспекта.
1. Зависимость ценностной базы профессии от ее социальной роли, целей и приоритетов.
2. Внедрение этических стандартов профессии.
3. Этические дилеммы, с которыми встречаются социальные работники при выполнении профессиональных обязанностей.

Этика социального работника – это вид профессиональной морали, которая представляет собой кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают
из требований к профессиональной деятельности и профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность представляет собой широкий информационный кругозор по избранной профессии; аналитический склад ума, способный устанавливать соответствия между практическими и познавательными принципами;

знание общих естественно-научных законов и свойств природных материалов.
Несмотря на всеобщий характер моральных требований и норм поведения человека в обществе, для определенных видов профессиональной деятельности существуют специфические нормы поведения.
Таким образом, объектом изучения этики социального работника выступает профессиональная мораль специалистов. Предметом изучения профессиональной этики социального работника являются возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и этические действия социальных работников, а
также закономерности функционирования и развития нравственных отношений личности и группы, личности и общества, межличностных отношений в процессе социальной защиты населения.
Цель этики социальной работы – обеспечение социально одобряемого содержания профессиональной деятельности.
Задачи профессиональной этики выражаются в нормативной регламентации отношений, поведения и действий представителей профессиональной группы и их объединений, оформлении соответствующего этического сознания специалистов социальной сферы. Рассматриваемые основные этические категории социальной работы
представляют собой профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг специалистов.

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 1198. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия