Новое осмысление военной темы в творчестве современных писателей (К.Воробьев, Ю.Бондарев, В.Быков, В.Некрасов и др.).
«Вторая волна» военной прозы. Повести Г. Бакланова – стремление к психологическому реализму и достоверности. Проза Ю. Бондарева, Б. Васильева, В. Распутина. Проза В. Быкова – уроки войны: человек в экстремальных ситуациях. Своеобразие художественной формы стихотворений Б.Пастернака. Поэзия Б. Пастернака – образец высокой поэтической культуры, вобравшей в себя многие пласты культуры общечеловеческой. Движение от усложненного поэтического языка к «ереси» эстетической «простоты». Соединение вечных тем с отзвуками текущего дня и часа. 24. Лирическое постижение истории в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго»: образы главного героя и времени, авторская концепция истории, философия творчества и ее воплощение в структуре романа. Проза и поэзия. «Доктор Живаго» – роман о судьбе личности в трагических обстоятельствах революции. Образная структура романа: эпическое повествование, построенное по законам лирического самовыражения. 25. Литература русского зарубежья первой волны эмиграции: гнезда рассеянья, имена, произведения, основные тенденции развития (анализ 1-2-х произведений по выбору). Поэзия русского зарубежья 1930-1940-х гг. (творчество М. Цветаевой, В. Ходасевича, Г. Иванова и др. по выбору). Поэтическое мироощущение, особенности художественного стиля, наследуемые традиции. Драматический путь М. Цветаевой в эмиграции и его трагический финал в советском отечестве. Субъективный тонус ее поэзии – воплощенная в слове стихия напряженной, экстремальной душевной жизни, почти не ослабевающий конфликт с окружающим миром и с собой. Черты эстетического новаторства. 27. Романистика В. Набокова: эстетическая позиция писателя, поэтика повествования, герои, проблемы (произведения по выбору). Русскоязычная проза В. Набокова от «Машеньки» до «Приглашения на казнь». Эстетика игры вымыслами, заменяющая реальность блестяще написанными декорациями. Роман «Лолита» как веха творческого пути Набокова. История второй волны эмиграции, имена, произведения. Анализ творчества одного автора по выбору. История третьей волны эмиграции, имена, произведения. Анализ творчества одного автора по выбору. Своеобразие характеров в рассказах В. Шукшина. Проза В. Шукшина: многоликий, противоречивый мир современных русских характеров в его рассказах. Сквозные темы в творчестве В. Шукшина. Сборник рассказов «Беседы при ясной луне». 31. Проблема жизни и смерти в повести В. Распутина "Последний срок". «Деревенская проза» 60-70-х гг. Проблема народного характера. Проза Ф. Абрамова, В. Солоухина, Б. Можаева. Повести В. Белова и В. Распутина: проблема нравственных устоев народа и его исторической судьбы. 32. Тема свободы личности в романе А. Солженицына "Один день Ивана Денисовича". Произведения А. Солженицына 60-х гг. («Один день Ивана Денисовича» и др.). След, оставленный ими в отечественной прозе и общественном сознании. Общественно-историческое и художественное значение «Архипелага ГУЛАГ». 33. Система образов в повести В. Быкова "Знак беды". 34. Нравственные искания героев повести В. Распутина "Живи и помни". 35. Изображение молодого поколения в романе Ч. Айтматова "Плаха". Человек и природа в творчестве В. Астафьева. Творчество В. Астафьева. Осознание ценностей народной жизни на земле и неприятие разрушающих ее сил – войны, насилия над природой, потребительской психологии. «Последний поклон» – структура «эпоса в новеллах». Роман «Прокляты и убиты»: эстетика грубой прозы, художественное освоение действительности «снизу», с ее низшего уровня, выразительно и сильно передающее бесчеловечное, враждебное человеку и народу существо войны и военной машины государства. Своеобразие авторской песни В. Высоцкого. Лирический герой в песенной лирике Б. Окуджавы. Творчество Булата Окуджавы: лирика, претворявшая душевный мир современника в особую поэтическую реальность; создание жанра «авторской песни». Исторические романы Окуджавы – художественное осмысление уроков истории.
|