Студопедия — Политическое и идеологическое развитие стран и народов Востока
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Политическое и идеологическое развитие стран и народов Востока






Развитие государственности и становление современных политических структур в странах Востока имеют принципиальные отличия от западных мо­делей. В свою очередь эти отличия во многом были обусловлены разнообразным характером развития капиталистических отношений в метрополиях (За­пад) и зависимых странах (Восток).

Во-первых, на Востоке эволюция традиционного Способа про­изводства прервалась вследствие насильственного воздействия внешнего фактора: прямого — чужеземного завоевания (классичес­кий колониальный вариант) или косвенного — угроза завоевания, ограничение-суверенитета и экономическая экспансия (полуколо­ниальный подвариант). В результате традиционный способ произ­водства и уклад жизни постепенно оттеснялся на периферию об­щества, часть же его принудительно вовлекалась в синтез (качественно при этом модифицируясь) с иностранным капитали­стическим укладом. При этом синтез возникал в результате не внут­ригосударственной эволюции, а межгосударственного столкнове­ния и принудительного ориентирования способа производства в буржуазном направлении капиталистическими элементами ино­странного происхождения.

Нельзя, конечно, утверждать, что на Западе фактор чужеземно­го насилия не играл никакой роли в трансформации и синтезе об­щественных структур. Наоборот, нередко можно отметить решаю­щую роль военного завоевания в генезисе феодализма либо роль наполеоновских войн и французской оккупации для ускорения ка­питалистического развития некоторых территорий Европы. Вмес­те с тем особенность колониальных завоеваний заключалась в том, что они привели к возникновению таких всемирно-исторических феноменов, как колониальная система, колониальный синтез и свя­занное с последним разделение труда в мировых масштабах. В ре­зультате было блокировано общение и взаимодействие восточных обществ в их естественной регионально-культурной среде, в кото­рой имелись свои центры и периферии, очаги развития и стагна­ции в рамках существовавших там добуржуазных отношений.

Во-вторых, колониальный синтез отличался тем, что он начи­нался сверху, т. е. с надстроечного политического этажа общества. Колониальная администрация или опутанная сетями неравноправ­ных договоров местная власть не только сами выступали в каче­стве первых проявлений синтеза, но и были главными орудиями и стимуляторами в реализации процессов синтеза в других компо­нентах общественной жизни: в экономической и социальной жиз­ни, в области культуры и идеологии.

В-третьих, колониальный синтез отличается особой пестротой и многоплановостью. Если в странах Западной Европы переход от феодального общества, раздробленности и междоусобиц к абсолю­тистской централизации сопровождался формированием более или менее однородных по национально-этническому составу и уровню общественно-экономического развития государств, то в большин­стве стран Востока в период вовлечения их в колониальную систе­му картина была иной. С одной стороны, между странами Востока были значительные различия в уровне их развития. С другой — гра­ницы конкретных колониальных владений также охватывали тер­ритории с неодинаковым уровнем развития (от первобытнообщин­ного строя до позднего феодализма) и значительными этническими различиями. К этому следует добавить то своеобразие, которым от­личалась политика колониальных администраций, а также формы иностранного предпринимательства разных метрополий. Все это и обусловило многоликость восточных обществ и путей формирова­ния государственности в постколониальный период.

В-четвертых, генезис колониального синтеза, а также все после­дующие сколько-нибудь значительные трансформации его вплоть до независимости определялись в первую очередь метрополией. Если переход метрополий в фазу промышленного капитализма выз­вал потребность в окончательном оформлении колониального син­теза с его специфической формой разделения труда между колонией и метрополией, то переход на стадию монополистического капита­лизма и вывоза капитала вызвал к жизни прямые промышленные инвестиции в колониях, т.е. современные формы предприниматель­ства (синтез иностранного предпринимательства и местной рабо­чей силы), национальное предпринимательство, мелкобуржуазные формы торгово-промышленной деятельности, национальную ин­теллигенцию, современные формы общественно-политических дви­жений и тому подобные явления, так или иначе влияющие на по­литическое и государственное становление.

Все эти особенности образования и развития синтеза имели сво­им конечным следствием формирование комбинированного или мно­гоукладного общества, состоящего из многих компонентов. В разных странах Востока соотношение этих компонентов комбинированно­го общества накануне независимости было весьма неодинаковым, что также имело важное значение для особенностей будущего го­сударственного и политического становления того или иного вос­точного общества.

Достижение политической независимости страна­ми Востока стало важной исторической вехой в их развитии. Однако вопреки надеждам многих наци­ональных лидеров и чаяниям масс сама по себе по­литическая независимость не стала, да и не могла стать панацеей от вековой отсталости и всех прочих бед, связанных с колониальным прошлым.

Политические национально-освободительные революции и ут­верждение национальной государственности являлись решающи­ми предпосылками, без которых невозможно было даже приступить к решению задачи преодоления комбинированного характера об­ществ на современном Востоке. Но при этом надо учитывать, что ни политическая революция, ни установление национальной госу­дарственности не могли сами по себе устранить комбинированный характер общества, что решение этой задачи составляет содержа­ние целой исторической эпохи.

Что представляет из себя комбинированное общество? Это — об­щество, характеризующееся весьма слабой внутренней интегриро-ванностью тех компонентов его структуры, которые разнородны формационно или типологически. Взаимосвязь между этими ком­понентами обеспечивается лишь: а) внешними по отношению к ним самим силами (относительно автономная политическая надстрой­ка или политическое насилие), б) общностью территориально-гео­графического фактора — совместным местоположением в рамках одного государства и в) несущественными или вторичными обще­ственными связями, т.е. такими, разрыв которых не нарушает их внутренней сущности (например, если традиционный и иностран­ный сектор очень слабо связаны между собой и сосуществуют в ка­честве автономных укладов, то прекращение их частных и случай­ных связей не приводит ни к закрытию иностранного предприятия, ни к разрушению внутренней жизни традиционного сектора).

В момент обретения независимости скрепляющий фактор коло­ниального политического насилия сменяется фактором морально-политической сплоченности вокруг национального руководства, фокусирующим в себе разнородные по сути своей, но единые в сво­их внешних антиколониальных устремлениях силы многоукладного общества. Эта сплоченность может действовать по инерции еще некоторое время после достижения независимости, но отнюдь не беспредельно. Центробежные тенденции, имеющие своими истока­ми разнородность, разноформационность компонентов комбиниро­ванного общества, оживают в период его независимого развития. Это побуждает национальные правительства задумываться над раз­работкой стратегии национально-государственной интеграции, це­лью которой стало бы превращение комбинированного общества в национально-целостное, т.е. в такой общественный организм, где все его компоненты однородны в общественно-экономическом и со­циально-политическом плане, причем все основные связи между ними существенные.

История ряда стран Востока показала, что были национальные руководители и правительства, которые пытались решить указан­ную задачу (а за одно и проблему своей собственной легитимнос­ти) лишь при помощи системы законодательных и идейно-пропа­гандистских мер. Национальное руководство практически всех стран Востока, развивавшихся по пути капитализма, стремились создать (по собственной инициативе или по подсказке бывшей мет­рополии) современное буржуазное государство. Национально-ин­тегрированное общество, по сути дела, декларировалось, и миф этот поддерживался шумными пропагандистскими кампаниями. Одна­ко реальное, многоликое общество требовало конкретных свиде­тельств способности своих правительств выражать многоплановые интересы. Но так же как ранее почти во всех европейских странах после первых буржуазных революций, современные страны Восто­ка с первого дня независимости столкнулись с феноменом несоот­ветствия реального многоукладного общества рамкам официально провозглашенной национально-государственной общности. В этом по сей день заключается одна из основных проблем абсолютного большинства стран Востока.

Становление современных буржуазных государств Запада яв­лялось логическим результатом естественноисторического процесса зарождения и развития элементов будущего буржуазного граждан­ского общества еще в недрах феодализма и дальнейшей его эволю­ции в условиях первой фазы капитализма. В результате складыва­лись национально-интегрированные гражданские общества: на определенном этапе в целом совпадали рамки реального и граж­данского обществ, когда основная масса реального общества осоз­навала себя в первую очередь гражданами данного государства, в то время как принадлежность к более узким и местным обществам и группам отходила на второй план, а в некоторых случаях и исче­зала вовсе. В результате между гражданским обществом и его есте­ственным результатом — буржуазным государством — возникает соответствие, относительная функциональная гармоничность, когда имеющиеся противоречия разрешатся в повседневной жизни на ос­нове консенсуса.

Иначе обстояло дело на Востоке, где традиционно государство было всем, а гражданское общество находилось в аморфном состо­янии. Современные буржуазные государства в странах Востока (не­зависимо от конкретных их форм) явились хотя и не с неба, но все же сверху — либо в результате политических национально-освобо­дительных революций, либо благодаря сделке бывших метрополий с верхушкой господствующих классов. Сразу же после достижения независимости эти государства оказались на совершенно неадек­ватном базисе комбинированного реального общества, в котором если и содержались отдельные, преимущественно потенциальные, элементы современного, буржуазного, гражданского обществ, то их в большинстве случаев было недостаточно для обеспечения ста­бильности, прочности и эффективной деятельности подлинно со­временного государства. Законодательно утверждающаяся буржу­азная государственность в освободившихся странах Востока не могла быть ни чем иным, как заимствованным извне каркасом — формой без соответствующего сущностного содержания.

Дело в том, что в общественной структуре современных стран Востока, наличествуют по существу два разных типа традиционно­го. Это — колониальный синтез и архаичное, т.е. доколониальное, исконно традиционное. Казалось бы, что структуру колониального синтеза не совсем правомерно относить к традиционному. Ведь и ко­лониальный синтез является результатом проникновения иност­ранного капитала, т.е. буржуазных отношений, и соответствующей трансформации некоторой части местных элементов. Стало быть его «логичнее» было бы рассматривать в качестве современного. Так, очевидно, и обстояло бы дело, если бы процесс воздействия метрополии на колонии и полуколонии сводился лишь к обычной вестернизации, т.е. к буржуазной модернизации по западному об­разцу. Но вестернизация в данном случае была необычной и осу­ществлялась в колониальной форме. Иными словами, эта колони­альная модель вестернизации стимулировалась и вообще была всецело связана с чужеземной эксплуатацией. Вот почему с момен­та появления национального уклада колониальный синтез, несмот­ря на его внутреннюю буржуазную ориентированность, не мог уже рассматриваться, как «современное», а в качестве последнего ему противостоял теперь национальный капиталистический уклад.

И именно для расчистки путей развития этого современного обще­ства потребовались, в частности, антиколониальные освободитель­ные политические революции.

Ко второму архаическому типу относятся все те общественные структуры, которые были традиционными еще до времени форми­рования колониального синтеза. В основном они сохранились до независимости, так как метрополии не смогли (а часто и не хотели) перемолоть все традиционные уклады колоний и полуколоний.

Поэтому официальному государству приходится, как говорит­ся, бороться на два фронта: а) против традиционного, из которого оно непосредственно выросло, т.е. колониального синтеза; б) про­тив архаичного традиционного, которое сохранилось еще с доколо­ниальных времен и которое лишь под давлением изменяющейся об­становки вовлекается в процессы модернизации.

Таким образом, конечная цель одна — буржуазная модерниза­ция и национально-государственная интеграция, но процессы син­тезирования, при помощи которых эта цель достигается, протекает в двух разных руслах. Все это и обуславливает особенно значитель­ную роль государства в современных странах Востока. Оно призва но играть активную формирующую или созидательную роль прак­тически на всех этажах общества в экономическом базисе (в том числе в качестве непосредственного агента производственных от­ношений, выполняющего функции организации и управления про­изводством), в национально-этнической ситуации, в социальной структуре, во всей системе политической надстройки (в том числе в плане достраивания и перестраивания собственного гражданского и военно-полицейского аппарата).

Вся эта активная и разносторонняя деятельность необходима для преодоления сил многоукладности и включением населения жившего в рамках архаичных традиционных секторов и традици­онного колониального синтеза, в рамки современного гражданс­кого общества. Причем отсутствие всеобщей, скрепляющей и це­ментирующей гражданской жизни национальные правительства и лидеры пытались и пытаются компенсировать внедряемой сверху политической жизнью.

В целом процесс становления гражданского общества в совре­менных странах Востока и его взаимосвязи с официальным госу­дарством после достижения независимости существенно иные, чем были в соответствующий период в Западной Европе. Там форми­рование гражданского общества стало предпосылкой формирова­ния современного буржуазного государства. Процесс его становле­ния начался еще в фазе абсолютизма, поэтому сразу же после политических буржуазных революций современное государство и последующая эволюция его исторических форм от традиционной авторитарности к современной буржуазной демократии в основе своей определялись уровнем развития этого гражданского обще­ства, процессами консолидации и т.д.

Таким образом, в Западной Европе процесс развития шел в об­щем и целом снизу — от экономического базиса и социальной струк­туры к политической надстройке. В абсолютном большинстве стран Востока национальный капиталистический уклад к моменту дос­тижения независимости был необычайно слаб, чтобы суметь само­стоятельно выполнить системообразующую функцию. Поэтому сразу же после достижения независимости инициативная, стиму­лирующая и направляющая роль в становлении гражданского об­щества принадлежала надстроечным элементам, прежде всего эли­тарным слоям госаппарата (ядро современного государства). Иными словами, процесс формирования гражданского общества здесь начался в основном сверху. И лишь по мере укрепления и оформления гражданского общества оно могло начать оказывать все возрастающее давление на официальное государство, вынуж­дая его к дальнейшей эволюции (процесс, который сопровождает­ся нередко кризисными и революционными ситуациями).

Из сказанного вытекает, что в странах Востока у заимствован­ного на Западе современного государства -парламентской респуб­лики — не оказалось адекватной экономической и социальной базы, национально-этнической структуры и даже достаточных элемен­тов для конструирования собственного (т.е. государственного) ап­парата. Там, где такое государство было создано, а формально — это большинство колониальных стран Востока (за исключением ав­торитарных, социалистических и монархических), очень скоро вы­явилось несоответствие официальной формы этого государства обществу, над которым оно возвышалась.

Формирование новых форм государственности в таких услови­ях не означало установления его всеобщего и реального контроля над традиционными секторами общества Огромные пласты тради­ционных структур продолжают жить своей, относительно замкну­той жизнью и руководствоваться в ней иными ценностными ориен-тациями, чем те, что предписываются официальным государством. Лояльность социальных групп этого рода долго еще ориентируется либо на колониальный синтез, либо на архаичные уклады жизни. Именно этим объясняются многочисленные оппозиционные и даже сепаратистские движения во многих развивающихся странах, воз­никающие там сразу же по достижению независимости. В сущности этих движений лежат либо колониальный синтез, либо архаичные традиционные уклады.

Неоколониализм пытается использовать эти движения в своих узкокорыстных интересах. На практике эти два оппозиционных по­тока могут выступать разрозненно, совместно или даже друг про­тив друга. В последнем случае некоторые традиционалистские дви­жения могут нести в себе антиколониалистский заряд и временно блокироваться с современными национальными общественными силами.

После достижения независимости молодыми госу­дарствами сложившееся колониальное разделение труда нельзя было уничтожить одним махом по субъективной воле кого бы то ни было. Но его мож­но было ликвидировать в течение довольно дли­тельного переходного периода (на путях капиталистической или социалистической ориен­тации) посредством преобразовательной деятельности правитель­ства и всего общества. Эта деятельность в странах, идущих по капиталистическому пути развития, начиналось, прежде всего, с процесса дальнейшей модификации колониального синтеза.

Главное изменение, которое привносит независимость в процес­сы модификации синтеза, заключается в ликвидации колониаль­ной администрации, как составной части политической надстрой­ки метрополии, т.е. ликвидации политического механизма насильственной ориентации политического развития в антинацио­нальном направлении. Вместо этого появляется новый механизм — национальная государственность. Бывшая «двунациональная» (метрополия — колония) государственность оказалась разорванной и колониальный синтез пребывал теперь не внутри единой госу­дарственности имперского типа, а между двумя типами политичес­ки самостоятельных государств. Уже этим политическим актом было положено начало модификации традиционного колониально­го синтеза в неоколониальный.

На первых этапах независимого буржуазного развития проис­ходили важные изменения, связанные с утверждением националь­ной государственности. Они заключались в перегруппировке струк­турных компонентов комбинированного общества. Национальный уклад (государственный и частный) приобретал господствующее положение. Конечно в этот период для большинства развивающихся стран еще не было возможности полностью отказаться от привле­чения иностранного капитала. Однако по мере укрепления нацио­нального капиталистического уклада и общего изменения соотно­шения сил происходил процесс вынужденной перестройки иностранного капитала. Он все чаще соглашался на более выгодное для молодых национальных государств и условия функциони­рования: ликвидация колониальной системы, создание смешанных компаний с преобладающим участием национального капитала, вне­дрение более прогрессивных подрядных форм и т.п. Он все более вынужден был считаться с национальной стратегией развития со­ответствующих стран.

Во многих отношениях аналогичным образом обстояло дело в сфере политической (а также культурной) национализации. Од­нако, можно было создать, например, «национальный» госаппарат или армию, но если ключевые посты или реальное право принятия важнейших решений все еще принадлежало иностранным советни­кам и лицам проимпериалистической ориентации, то вряд ли в та­ком случае можно говорить о завершении национализации госап­парата. Или другой пример. Если вся работа «национального» информационного агентства базировалось на западных источниках информации и соответствующих методах ее обработки и подачи, то нельзя, очевидно, говорить и о полной национализации службы информации. При всем своеобразии вопроса сказанное выше во многих аспектах относилось и к привнесенной колонизаторами хри­стианской религии. Процесс ее национализации включал в себя не только национализацию конфессиональных кадров, языка, литургии, но прежде всего, содержательную переориентацию всей церковной деятельности с обслуживания интересов бывшего колониального синтеза на защиту национально-государственных интересов.

Итак, сущностные элементы колониального синтеза сохранялись и проявляли себя даже через новые национальные границы. Одна­ко независимость дала начало длительному процессу модификации и трансформации синтеза, а в конечном счете ликвидации через по­элементное изменение его структуры. Этот процесс может быть на­зван отмиранием колониализма или, что одно и тоже, изживанием неоколониализма.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 652. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия