Студопедия — Социальные процессы на Востоке
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социальные процессы на Востоке






Вторая половина столетия была отмечена резким убыстрением социального развития стран Востока. Речь шла не только о зарождении новых соци­альных слоев, классов, прослоек и категорий, но и об изменении качества самого общества. Печать модернизации и даже «вестернизации» все более отчетливо определяла социальный облик Востока, тем не менее оставшийся пестрым и многообраз­ным. Если можно себе представить западное общество в виде об­разца геометрически правильных форм и четких прямых линий, то восточное общество напоминает скорее сложный и прихотливый орнамент с асимметричностью и внешней алогичностью разнотип­ных узоров. Поэтому, наряду со все более часто встречающимся в социальных структурах Востока, особенно в конце XX в., запад­но-восточным синкретизмом, сохраняется и безусловное различие между обществами Запада и Востока, причем — не только в куль-турно-цивилизационном измерении.

Оставаясь многоукладным, пестрым и многообразным в социаль­ном отношении, восточное общество качественно менялось. В его со­ставе увеличивалась доля современных, модернизированных струк­тур и соответственно уменьшалась доля традиционных, архаичных. Модернизация любого восточного социума (сельской общины, ре­гиона или землячества, города или отдельного его квартала, этно-конфессии или входящего в нее религиозного братства) шла либо через «капитализацию», т.е. развитие частного предпринимательства и рынка, либо через насаждение государством «сверху» более совре­менных методов хозяйствования, политической и производствен­ной культуры, новейшей технологии и организации труда. Обыч­но сочетались оба канала модернизации. Но первый преобладал там, где инициатива принадлежала иностранному капиталу (почти во всех колониях или бывших колониях) или где успел заявить о се­бе национальный капитал (например, в Индии, Турции, Египте до 1952 г. и после 1970 г.). Второй канал имел преимущество в странах с военными или революционными режимами, в частности, в Бирме, Индонезии, Египте 1952—1970 гг., Сирии). Но и во втором случае огосударствление экономики всегда было неполным и объективно преследовало цель защищать слабую национальную экономику от внешних конкурентов, дав крышу и помощь местному предприни­мательству, находившемуся в трудной стадии становления.

Капитализм на Востоке стал развиваться во второй половине XX в. намного быстрее, чем в первой. Но шло это развитие разными путями и потоками, при­нимало разные формы и питалось из разных источников. Оно при­вело примерно в 1970—1980-х годах к образованию нескольких ка­питалистических укладов. Из них важнейшим следует признать мо­нополистический капитализм, представленный предприятиями транснациональных корпораций (ТНК) — наиболее крупными и современными, оснащенными новейшей техникой и непрерывно ус­ваивающими самую передовую технологию, использующими самую квалифицированную и высокооплачиваемую рабочую силу. Одна­ко господство ТНК ограничивалось в основном наиболее прибыль­ными (например, нефтедобывающими) или технически авангард­ными (например, электронными) отраслями. Кроме того, и в этих отраслях их стали теснить национальные монополии государств Востока, наиболее характерные вначале для Японии, Индии, Егип­та, Южной Кореи.

Южнокорейские «чеболи», т.е. монополии семейно-кланового типа, стали возникать уже в 1950-е годы. В 1980 г. полсотни «чебо-лей» давали до 10% ВВП страны, а в 1990 г. — до 16%. Объем их продаж тогда составил 130 млрд. долларов, причем 60% этой сум­мы пришлось на 5 «чеболей» во главе со знаменитым Самсунгом, крупнейшим концерном в сфере электронной, тяжелой и нефтехи­мической промышленности. Его владелец Ли Кун Хи за счет по­стоянного внедрения новейших научно-технических достижений добивался роста производительности труда в отдельные годы на 25—27%, неуклонно наращивая объемы производства и продаж, а также создавая свои филиалы за пределами страны. В частности, сборку телевизоров осуществляют его предприятия в 20 странах, включая Словакию. Концерн Дэу, уступая Самсунгу по объему про­даж (26 млрд. долларов против 49 млрд. в 1991 г.), охватил более широкий круг отраслей, включая машиностроение и автостроение.

Его продукция теснит продукцию известных японских «дзайбацу» (монополистических трестов) на рынках самой Японии! Кстати, все «чеболи», сотрудничая и с «дзайбацу», и с западными ТНК, посто­янно стремятся занять второе после японцев место. В 1995 г. из 100 крупнейших компаний Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), наряду с американскими и японскими было 6 южнокорейских, но 13 — тайваньских. Тайвань благодаря своим банкирам, судовладель­цам и коммерсантам стал вторым после Японии крупнейшим кре­дитором в мире. Он является крупнейшим инвестором практичес­ки во всех странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии.

В Индии буржуазия, пожалуй, первой на Востоке достигла ста­дии монополистического капитала. Межкорпоративные инвести­ции, переплетение интересов различных фирм, власть «контроли­рующих семей» над множеством предприятий самого разного профиля превратили элиту индийской буржуазии в своеобразного «коллективного монополиста». Уже в 1960-е годы в экономике страны ведущее место заняли 75 монополистических групп во гла­ве с богатейшими семействами Таты, Бирлы, Мафатлала, Тхапара, сохранившими и даже усилившими свои позиции к 1990-м годам. Семи из этих групп принадлежали 3/4 индийских инвестиций за рубежом, в том числе 40% из них — группе Бирлы, заграничные активы которой превышали ее активы в Индии. Таким образом, де­ятельность монополий Индии, так же как японских монополий или корейских чеболей, имела международный характер, распространив­шись от Бирмы и Малайзии до Африки. В то же время есть примеры активности египетских монополистов (в частности, Османа Ахмеда Османа) в Индии и Юго-Восточной Азии. Монополии Индии свя­заны и с западными ТНК: в лидировавшей в 1993—1996 годах ком­пании страны «Хиндустан Левер» 51% акций — у англо-голландс­кой ТНК «Юнилевер». Вместе с тем индийские монополии теснили везде на Востоке своих конкурентов за счет дешевизны рабочей силы, оплата которой в 1990-е годы составляла, например, около 5% оп­латы работников соответствующей квалификации на Тайване.

Помимо монополистической буржуазии, повсюду на Востоке чрезвычайно сильна бюрократическая буржуазия. Финансово-экономическая мощь монополий (как ино­странных, так и национальных) позволяла им ставить себе на служ­бу значительную часть государственной бюрократии. Ее предста­вители во главе предприятий госсектора (достаточно сильного в боль­шинстве стран Востока) были, как правило, связаны с частным капиталом и на деле обычно увязывали свои действия с интересами крупной, особенно монополистической, буржуазии. В 1960-х годах в Индии из 339 высших управляющих госсекторы 136 представляли крупный бизнес, а 55 сочетали (несмотря на формальный запрет) го­сударственную службу с частным предпринимательством. Высокие оклады верхушки бюрократии (уже в 1960-е годы они превосходили минимальную зарплату в госсекторе Египта в 30 раз, в Индии — в 64 раза, в Пакистане — в 40 раз, в Бирме — в 32 раза) с учетом всех льгот, добавок и дополнительных выплат составляли огромные суммы. Уже в 1960-е годы доход среднего предпринимателя в Индии составлял 1—4 тыс. рупий в месяц, а у министра или высшего бюрократа — от 5 до 7 тыс. рупий. Кроме того, крупные бюрократы, помимо прямых хищений из казны и взяток, ухитрялись фактически торговать раз­личными лицензиями, льготами, разрешениями, патентами, выда­чей госкредитов, освобождением от налогов и т.п.

Обращая все свои законные и незаконные доходы в капитал, бю­рократия превращалась в бюрократическую буржуазию, концент­рировавшую в своих руках и власть, и богатство. Этот паразити­ческий слой, не заинтересованный, в отличие от буржуазии в «чистом виде», в развитии производства, так как это требовало реинвестиции хотя бы части прибылей, более того — опасавшийся любых перемен, способных ослабить его господство, неизбежно тяготел к коррупции и стагнации, к консерватизму и реакционнос­ти. Сотни и тысячи менеджеров госсектора в Индии, Индонезии, Малайзии, Пакистане, Тунисе, Турции в 1960—1980-е годы либо были, либо становились на деле представителями бюрократичес­кого капитала, неотделимого от фаворитизма, застоя и черного рын­ка. По некоторым подсчетам, подобная «паразитическая» буржуа­зия уже в 1960— 1970-х годах присваивала до 30% национального дохода Индонезии и до 40% — в некоторых арабских странах. Мно­гие главы государств — Садат в Египте, Сухарто в Индонезии, Мар­кое на Филиппинах — активно стимулировали процесс обуржуазива-ния бюрократии. Головокружительно быстрое обогащение этих, как их называли в Египте, «жирных котов» привело к наличию в этой стране в 1980-е годы около 500 семейств, каждое из которых владе­ло собственностью не менее чем в 10 млн. египетских фунтов.

ВИндонезии кабиры (капиталисты-бюрократы) с 1970-х годов стали переходить к чисто предпринимательской деятельности, а их место стали занимать родственники президента Сухарто и свя­занные с ним выходцы из военной и чиновничьей элиты, наде­лившие правившего более 30 лет президента титулом «отец разви­тия». Все возглавляемые ими 12 монополистических групп были тесно связаны с капиталом местных хуацяо, меньше — с японским или американским капиталом. На Филиппинах подобное же поло­жение заняли «крони», т.е. «дружки» из окружения многолетнего президента — диктатора Маркоса. В Малайзии так называемая го­сударственная, или «политическая», буржуазия была образована в основном выходцами из малайской аристократии и бюрократии, при поддержке государства старавшихся вытеснить ранее захватив­шую экономическое господство крупную буржуазию хуацяо. В Та­иланде тем же самым занялась «королевская» буржуазия, тесно свя­занная с семьей монарха. Но силу китайского капитала в этой стране в основном поставила себе на службу верхушка армии, образовав­шей своеобразную военно-бюрократическую буржуазию.

Военные фракции бюрократической буржуазии возникли в дру­гих странах — Южной Корее, Индонезии, Пакистане, Бирме, Егип­те, Ираке. Они также задавали тон в Южном Вьетнаме и других стра­нах Индокитая в 1964—1975 гг. Военная бюрократия при этом постепенно эволюционировала в частнопредпринимательскую бур­жуазию (как в Таиланде, Индонезии, Египте), либо в администра­тивную и партийно-политическую бюрократию (как в Сирии и Ал­жире, Бирме и Ираке). Тем более, что военно-бюрократические режимы нередко терпели крах либо вследствие военного поражения (в Юж­ном Вьетнаме), либо по экономическим причинам (в Индонезии).

В еще сохранившихся кое-где на Востоке монархиях — в Марок­ко, Иордании, Иране (до 1979 г.), в Брунее и арабских государствах Персидского Залива возникла особая социальная общность — ФБК (феодально-бюрократический капитал). Это, пожалуй, наиболее мощная группа правящих элит, сочетающих одновременно исполь­зование методов экономического и внеэкономического принужде­ния, преимущества знатного происхождения и наследственного правления, патриархально-кланового и религиозного авторитета, освященного обычаем и традицией. Прослойка ФБК наиболее ярко представлена феодальными семействами Марокко, которые одно­временно составляют ядро элиты бюрократии и верхушки бизнеса. Примерно то же относится к правящему Саудовской Аравией клану Саудидов из 7 тыс. эмиров и 5 тыс. принцесс, большинство которых сочетает свою принадлежность к знати с выполнением администра­тивно-управленческих, хозяйственных, военных и предпринима­тельских функций (в том числе — в качестве представителей ТНК и прочих иностранных фирм). ФБК доминирует также в Кувейте, Катаре, Омане, Объединенных Арабских эмиратах и некоторых других странах.

Как правило, феодалы на Востоке (за исключени­ем лишь некоторых государств, вроде Афганиста­на, Непала) сохранили социальное влияние лишь в составе более широких общностей вроде ФБК, феодальной бюрократии или духовенства. В социально-хозяйственном отношении феодалов, как я «чистого» феодализма, на Востоке уже нет. Однако феодальные структуры и отношения, феодальные представления и обычаи, фе­одальные традиции и мышление еще сохранились, как правило — в тесном сплетении с другими категориями — патриархальными, буржуазными и прочими.

Важной чертой социальных процессов второй по­ловины XX в. на Востоке была ускоренная урба­низация. Если в 1950 г. среди 10 сверхкрупных го­родов мира были лишь 3 восточных (Токио — 6,7 млн. человек, Шанхай — 5,3 млн., Калькутта — 4,4 млн.), то в 1990 г. их было уже 5 (Токио — 18,1 млн. человек, Шанхай — 13,3 млн., Калькутта — 11,8 млн., Бомбей - 11,2 млн., Сеул - 11 млн.). В 1950-1985 гг. городское население стран Азии и Африки росло ежегодно на 3,6— 4,2% (при 2-2,5% естественного прироста). В городах Азии к 1990 г. проживало 975 млн. человек, т.е. треть населения континента. На западе Азии (в 1990 г.) в городах проживало 63%населения, на се­вере Африки — 45%.

В основном, население городов увеличивалось за счет мигран­тов из деревень, преимущественно разорившихся бедных кресть­ян, которые и в городе, как правило, не находили работы, ибо про­цесс распада традиционных сельских структур и коллективов обгонял процесс становления современных новых отраслей эконо­мики. Этим отраслям и не требовалось так много свободной рабо­чей силы, к тому же -неквалифицированной. Наплыв сельских миг­рантов в города поэтому, сливаясь с разорением и обнищанием коренных горожан (ремесленников, мелких торговцев, потерявших работу наемных работников), приводил к разрастанию городского «дна», т.е. низших слоев горожан-люмпенов и пауперов. Даже тем из них, кто не потерял надежду вернуть себе прежнее положение и не утратил профессиональных трудовых навыков, было почти не­возможно возродиться к новой жизни.

Экономика Востока в течение всего второго полустолетия XX в. никак не могла стать на ноги ввиду ее постоянного обескровлива­ния. Довольно быстро почти у всех молодых государств Востока образовалась колоссальная задолженность либо бывшим метропо­лиям, либо крупным международным банкам, либо государствам-кредиторам (Японии, Тайваню, США и другим). Наращивавшиеся с каждым годом грабительские проценты все более отдаляли перс­пективу освобождения от долговой кабалы. В большинстве стран Востока постоянная нехватка капиталов (их было вообще мало, да и выгоднее было их инвестировать в экономику развитых стран), ресурсов (которые было более прибыльно продать) и квалифици­рованной рабочей силы (ее проще было импортировать, чем обу­чить) не давала возможности развернуть ускоренное экономичес­кое развитие. Ввиду этого лишь отдельные группы и элементы населения (в основном — эмигранты в Западную Европу и Север­ную Америку) могли вырваться из состояния отсталости и приоб­щиться обычно — при участии иностранного капитала или в рам­ках госсектора, к модернизации и даже «вестернизации». Уделом же основной массы оставались безработица, нищета и полная бес­перспективность. По разным данным, пауперы и люмпены, а также прочие социальные низы (главным образом городские) составля­ли в I960—1980-х годах от 20% до 40% населения Азии, Африки и Латинской Америки. Образовав мощный (от 1/5 до трети всех горожан) пласт городского населения афро-азиатского мира, пау­перы и люмпены не столько были под влиянием более высокораз­витых классов и слоев (кадрового пролетариата, интеллигенции), сколько сливались воедино с другими обездоленными группами — беднейшими ремесленниками, наиболее низкооплачиваемыми слу­жащими, неквалифицированными рабочими. Всем им, вместе взя­тым, были свойственны отчаяние, озлобление и склонность к край­ним формам социального протеста.

Это имело самые важные последствия для жизни Востока. Во-первых, низшие слои города давили снизу на всю социальную пи­рамиду, искажая нормальные отношения между ее «этажами», т.е. классами и слоями, размещавшимися на разных ступенях социаль­ной иерархии. Во-вторых, городские низы составили основу всех массовых экстремистских движений второй половины века. Доста­точно привести в качестве примера события 1978—1979 гг. в Ира­не, где только в крупных городах тогда насчитывалось до 1,5 млн. маргиналов (т.е. лиц, выброшенных из экономической, социальной, иногда — просто из более или менее человеческой жизни). Именно они составили базу «исламской революции» Хомейни, изгнавшей шаха и учредившей в Иране исламскую республику. В Египте, где даже в столице сельские мигранты, в основном ставшие городски­ми маргиналами, составили в 1970-е годы более половины (56%) жителей, они образовали обширную питательную среду религиоз­ного экстремизма, остающегося именно поэтому важнейшим фак­тором социальной жизни.

В середине XX в. маргиналы были также основой левого экстре­мизма, анархизма, троцкизма, коммунизма, преимущественно — в фор­ме маоизма. Их влияние было значительным, естественно, в Китае и в основной массе хуацяо, среди таких угнетенных народов, как пале­стинцы и курды, среди некоторых фракций турецкой и иранской оппозиции, а также — по всей Юго-Восточной Азии. Однако после разгрома в 1965 г. крупнейшей в ЮВА компартии Индонезии и отхода от лево-экстремистов основной части хуацяо в Малай­зии, Таиланде, на Филиппинах и в странах Индокитая, после ос­лабления в ходе многочисленных расколов комдвижения в Индии маргиналы в основном сменили ориентацию и перешли от лево-эк-стремизма к реакционному консерватизму, преимущественно — ре­лигиозного характера. Начиная с конца 1970-х и начала 1980-х годов они стали главной опорой исламских фундаменталистов Ирана, Сирии, Ливана, Бангладеш, Турции, Туниса, Алжира и других стран.

Конечно, кроме формирования монополий, ФБК и разных групп бюрократического капитала, а так­же помимо разорения и обнищания, порождавших маргинализацию восточного общества, афро-азиатский мир переживал и другие со­циальные процессы. В частности, отмечался рост наемного труда. В 1970—1990-е годы уже до 40-50% жителей Востока работали по найму. К началу 1990-х годов только в Азии насчитывалось 190 млн. наемных работников (до 30% самодеятельного населения), в том числе — около 50 млн. рабочих в промышленности, строительстве и на транспорте. Однако на 20-30% они были заняты на мельчай­ших предприятиях неформального (т.е. неорганизованного, нецен­зового) сектора и представляли собой нефабричный, т.е. малоква­лифицированный, низкооплачиваемый пролетариат, в социальном отношении более близкий к маргиналам, нежели к своим братьям по классу. Лишь 25-34% (в зависимости от конкретной страны) промышленных рабочих были квалифицированными профессио­налами. Но эта своеобразная верхушка рабочего класса весьма до­рожила своим положением и высокой оплатой, как правило, не вы­ступая поэтому против работодателя (государства или частного предпринимателя, не важно — иностранного или «своего»). Так что было бы неверно считать рабочий класс и рабочее движение на Во­стоке второй половины XX в. единой и самостоятельной обществен­ной силой. Рабочие низы были скорее наиболее активной частью маргиналов и руководствовались в своих совместных с ними выс­туплениях (когда они были) не столько классовыми, сколько об­щенациональными, религиозными, этнообщинными, кастовыми (в Индии и сопредельных странах) и прочими «непролетарскими» соображениями. А рабочие верхи, как правило, стремились к соци­альному консенсусу, к соглашению с государством и частным ка­питалом, во многом занимая позицию не пролетариата, а средних слоев, к каковым они, в конкретных условиях восточного общества фактически и принадлежали и по уровню доходов, и по уровню культуры (в том числе — по степени модернизированное), и по реальному положению.

Что же касается средних и промежуточных слоев Азии и Африки, то их путь в рассматриваемые пол­века был более извилист и непрост. Прежде всего, под средними слоями понимаются лица, не владеющие средствами производства, но обладающие образованием, знаниями и квалифи­кацией, необходимыми для организации, ориентации и удовлетворения потребностей экономической и духовной жизни современ­ного общества. В основном — это интеллигенция, служащие, офи­церство, студенчество и другие жители как города, так и деревни, органически связанные с городом, школой, университетом, СМИ и т.д. В отличие от них промежуточные слои — это мелкие и мель­чайшие владельцы средств производства, в социально-экономичес­ком смысле категория переходная, расположенная между наемным трудом и бизнесом. В эту категорию входит прежде всего хозяй­ствующие крестьяне и городские мелкие собственники. Они как бы составляют социальную подпочву национального капитализма, имея тенденцию «врасти» в него снизу. Вместе с тем, в конкретных условиях многоукладности восточного общества, именно промежу­точные слои наименее модернизированы и наиболее связаны с тра­дицией, общинностью, патриархальщиной, с ограниченностью эт­нического, конфессионального и регионалистского характера.

Политическое и социальное развитие Востока в рассматривае­мый период постоянно стимулировало рост средних слоев. Их нехватка на первых порах компенсировалась инонациональными и приезжими кадрами. Например, в Египте в 1947 г. 18,6% лиц с высшим образованием составляли иностранцы (а среди всего населения страны иностранцев было менее 1%). В Алжире даже в 1966 г. иностранцев среди высших технических кадров было в 5,5 раза больше, чем алжирцев. В дальнейшем, однако, удельный вес иностранцев неуклонно снижался как в общей численности жителей любой страны Востока, так и в средних слоях. В то же время наблюдался бурный рост почти всех категорий средних слоев. В Египте только за период 1960—1976 гг., т.е. за годы наиболее интенсивной индустриализации, численность лиц сво­бодных профессий и технических специалистов увеличилась с 224 тыс. до 725 тыс. человек (т.е. с 3,2% до 7,5% всего самодеятельного населения), количество административно-управленческих кадров — с 35 тыс. до 109 тыс. человек (с 0,5% до 1,1%), конторских служащих — с 324 тыс. до 704 тыс. человек (с 4,7% до 7,3%). Иными словами, доля средних слоев (преимущественно городских) возросла в Египте за 16-17 лет с 8,4% до 15,9%, т.е. почти вдвое. Соответствующие темпы роста средних слоев были характерны и для других стран Востока. В Иордании число лиц с высшим образованием в 1953—1967 гг. увеличилось впятеро — с 3163 до 15657 человек и в дальнейшем продолжало неуклонно расти. В Марокко только госаппарат в 1956—1970 гг. возрос с 35 тыс. до 200 тыс. человек, вследствие чего количество чиновников здесь в полтора раза превысило количество квалифицированных рабо­чих. В Алжире число служащих госаппарата в 1961—1970 гг. увеличилось с 30 тыс. до 285 тыс. человек, в Сирии (в 1960—1989 гг.)— со 128 тыс. до 431 тыс. человек. Улучшение качества образования и потребности развивающейся экономики определили ускоренный рост численности специалистов самого разного профи­ля практически всюду в Азии: в Индии в 1971—1981 гг. с 4834 тыс. до 7094 тыс. человек на 47%), в Индонезии (в 1971-1980 гг.) с 884 тыс. до 1917 тыс. человек (на 72%), в Иране (в 1966-1976 гг.) - с 203 тыс. до 557 тыс. человек (на 174%), в Малайзии (в 1970-1979 гг.) — со 129 тыс. до 246 тыс. человек на 89%), на Филиппинах (в 1970-1980 гг.) - с 284 тыс. до 559 тыс. человек (на 97%).

Конечно, не все эти лица могут считаться представителями со­временных средних слоев, в частности — проживавшие вне городов. Например, «чистых» горожан среди них в 1970-е годы в Индонезии было не более 700 тыс., на Филиппинах — около 300 тыс., в Таилан­де — около 150 тыс., в Малайзии — до 90 тыс. человек. Однако, сель­ский учитель или врач среди них был, пожалуй, более «современен», чем встречавшиеся и среди горожан представители духовенства, раз­личных семейств знати, феодальные идеологи и вероучители, главы сект, братств, тайных обществ и т.п., причисляемые обычно к тради­ционной интеллигенции консервативного типа Безусловно, к сред­ним слоям относится научно-техническая интеллигенция (2328 тыс. человек в Индии к концу 1970-х годов, 1218 тыс. в Индонезии, 1084 тыс. на Филиппинах, 708 тыс. в Турции, 218 тыс. в Иране, 101 тыс. в Пакистане, 20 тыс. в Таиланде). Однако при этом надо помнить, что в конкретных условиях афро-азиатского мира инженеры и фи­зики, врачи и адвокаты, учителя и студенты не отделены китайс­кой стеной от мира традиций, религии, национальной мифологии, племенных обычаев и клановых связей. Тем более, что почти во всех странах Востока сохранились так называемые традиционные социальные общности, не имеющие аналогов на Западе.

Наиболее типичны из них касты в Индии, существующие также среди индийцев за рубежом и даже среди мусульман Пакистана и Бангладеш. Профессиональный характер каст (с ориентацией на разные занятия — ткачество, забой скота, исполнение музыки и т.п.) ныне во многом дополняется (и заменяется) взаимоподдер­жкой, сплоченностью, материальной, финансовой и прочей взаи­мопомощью. В Индии и Пакистане только в 1960-е годы насчиты­валось до 14 торгово-ростовщических каст, позволявших их богатой верхушке объединять вокруг себя, особенно — через кредитные и жилищные кооперативы, сеть фондов, школ и больниц до 15 млн. человек, в основном — лавочников и служащих. В то же время низ­шие касты и хариджаны (неприкасаемые) составляли от 2/3 до 3/4 жителей деревни, постоянно пополнявших городские низы. Освященность тысячелетней традицией их приниженного положения не­сколько смягчало, обуздывало их социальное недовольство, с од­ной стороны, стимулировало верность кастовой солидарности — с другой, независимо от положения человека в нетрадиционной, мо­дернизированной структуре современных секторов общества.

Традиционными общностями являются и сохра­нившиеся во многих странах Азии и Африки пле­мена, мелкие этносы или этноконфессиональные общины, сословные группы и социокультурные коллективы. Пе­чать их влияния, особенно — на менталитет и психологию людей, даже экономически и организационно давно живущих вне тради­ционных отношений, еще прослеживается всюду на Востоке — от Марокко и Сенегала до Китая и Филиппин. В Марокко историчес­ки сформировавшееся в XIII—XVII вв. сословие «фаси» (из потом­ков мусульман, изгнанных из Испании) постепенно образовало эко­номическую и духовную элиту страны, в XX в. сблизившись также с арабской аристократией и составив верхушку бюрократии и бизнеса. С 1930-х гг. им противостоят «суси» — выходцы из берберов южной области Сус, разрушающие монополию «фаси», но преобладающие пока что в средних и низших слоях буржуазии, чиновничества и ин­теллигенции. И те, и другие имеют свои политические партии, куль­турные ассоциации, органы печати и рычаги влияния на монарха.

Этнонациональный вопрос — один из важнейших на Востоке. Берберы в Алжире и Ливии, курды в Турции, Сирии, Ираке и Ира­не, азербайджанцы в Иране, туркмены, узбеки и таджики в Афга­нистане, патаны (пуштуны) в Пакистане, многочисленные мень­шинства в Мьянме (Бирме), монголы, тюрки и тибетцы в Китае, хуацяо по всей Юго-Восточной Азии, тамилы в Шри Ланке, так же как арабы на западе Африки, а индийцы на ее востоке и юге — все они еще ждут решения своего этнического существования в рамках новых государств Востока. Но решение этнической проблемы еще более осложняется наличием проблемы конфессиональной, наиболее ярко иллюстрируемой положением южан в Судане, коптов в Египте, христиан по всему Ближнему Востоку, шиитов — в Лива­не и Ираке, исмаилитов — в Афганистане и Таджикистане, мусуль­ман и сикхов — в Индии, мусульман — в Китае и на Филиппинах.

Весь этот традиционный груз социальной и социо­культурной архаики во многом мешает процессам модернизации Востока, особенно — процессу фор­мирования и развития «демократического капита­ла», т.е. мелкого и среднего предпринимательства удачливых мелких торговцев, разбогатевших ремес­ленников, зажиточных крестьян и даже бывших рабочих., особен­но часто сколачивавших состояние во время эмиграции в Европу или в зону Персидского залива, где нередко встречались палестин­цы и египтяне с пакистанцами и южнокорейцами. Мелкие и сред­ние предприятия всегда преобладали на Востоке, несмотря на ги­гантоманию, которой страдали многие индустриализирующиеся страны. В Египте в 1960—1970-е годы 94% предприятий имело ме­нее 10 работников каждое. В Сирии 97% предприятий были мелки­ми, в Ливане - более 99%, в Индии - до 75%. Во многих странах, тем не менее, предприятия этого растущего снизу «демократического ка­питала» давали до 50% всей промышленной продукции и объединя­ли под своей эгидой до 39% всех занятых в промышленности.

Долгое время одной из главных коллизий социального разви­тия Востока была борьба между «демократическим» и «бюрокра­тическим» капиталом. Это объяснялось многими причинами:

1. Засильем иностранной буржуазии, особенно ТНК, подчиняв­ших себе афро-азиатскую бюрократию и связанные с ней парази­тические и компрадорские группировки;

2. Привычкой бюрократических элит, особенно — связанных с феодалами и военными, управлять самовластно и произвольно;

3. Наконец, своекорыстием бюрократической буржуазии, стре­мившейся все держать под своим контролем и довольно эффектив­но перекрывавшей все пути роста национального предприниматель­ства снизу путем высоких налогов, искусной политикой различных льгот и субсидий.

Лишь подрыв или устранение влияния триединого блока ТНК, инонационального (или компрадорского) капитала и местных бю­рократических групп прозападного толка открывали возможности роста «демократического капитала». В ряде стран (Марокко, Алжир, Сирия) правящие элиты в 1960—1970-е годы сами скорректировали курс государственной политики, начав поощрение мелкого и сред­него предпринимательства.

Картина социальных процессов на Востоке будет неполной, если не обозначить, хотя бы приблизи­тельно, тенденции социально-экономического развития на бывшем советском Востоке, в част­ности — в республиках СНГ. Эти новые постсовет­ские государства, как бы «возвращаясь» на Восток, с которым они оставались связаны в историческом, цивилизационном и социо­культурном отношении, за годы политико-идеологической «разлу­ки» с ним в чем-то зарубежный Восток обогнали, а в чем-то от него отстали. Безусловно, они ушли вперед в плане модернизации, ур­банизации, образования, а также — по многим экономическим по­казателям. Однако распад экономического пространства СССР и кризис всего постсоветского общества круто изменил положение. Негативно сказался также отток русского и русскоязычного насе­ления, составлявшего значительную (в некоторых отраслях — пре­обладающую) часть местных квалифицированных кадров. Этот отток продолжается и не может не влиять на положение, ибо около трети населения в восточных республиках СНГ всегда было неко­ренным, а только русские составляли в 1991 г. 7% жителей Грузии, 3% -Армении, 8% — Азербайджана, 41% — Казахстана, 13% — Тур­кмении, 11%-Узбекистана, 22% — Киргизии, 10% — Таджикистана. Уходит и население прочих некоренных национальностей, ибо вспыхнувшие еще до 1991 г. этнические конфликты дополнитель­ным бременем легли и на экономику, и на социальную обстановку, и на духовный климат постсоветских государств. В них повсемест­но наблюдается снижение роли ранее традиционно уважавшейся интеллигенции, выдвижение на первый план новых властных элит (этнократий) и ранее запретной идеологии — национализма (по­рой доходящего до ксенофобии), возрастание роли местных воору­женных сил и мафиозных клик. Все эти социальные явления полу­чили свое концентрированное и законченное выражение в Чечне, где в 1990-е годы образовался взрывоопасный синтез таких факто­ров как слияние воедино клановых (тейпы) и конфессиональных (вирды) структур, семейных и мафиозных связей, криминализации бизнеса и крайнего обострения социальных проблем (безработицы молодежи в первую очередь), резкого взлета этноцентрализма и по­пулярности харизматического лидера Дудаева, выбравшего удач­ный момент для отделения от переживавшей кризис и поглощен­ной своими внутренними проблемами России.

Определенную роль сыграло и некоторое социальное отстава­ние постсоветского Востока от остального Востока. Для мусульман­ских регионов СНГ (включая российский Восток) характерно бо­лее глубокое влияние суфийских братств, которые в советские времена частично выполняли роль «исламского масонства», т.е. тай­ной системы сохранения исламского наследия. Отсюда и опреде­ленная самостоятельность братств и их ответвлений, в первую оче­редь — на Кавказе и в Центральной Азии, более высокий, чем за рубежами бывшего СССР, авторитет суфийских наставников — устазов, вакилей, ишанов и т.п. Вместе с тем сохранению здесь в более консервативных формах типичных для традиционного об­щества отношений личной зависимости, внеэкономического при­нуждения, патриархальной коллективности и земляческой близо­сти способствовал низкий (раза в 2-3 по сравнению с русскими и русскоговорящими) уровень миграции в города. Для среднеази­атских и кавказских сельчан в целом всегда были показательны тяга к сельскому укладу жизни в «большой семье», неприятие индуст­риально-урбанизированной модели развития и неизбежного разру­шения в городе внутрисемейных и внутриобщинных норм. Эконо­мически это подкреплялось также широким распространением личного подсобного хозяйства (формально — в рамках колхозно-совхозных порядков), которое давало очень большую долю дохо­дов как в деревне, так и в городе. На остальном Востоке это было редким явлением, ибо даже после аграрных реформ 1960—1970-х годов в большинстве стран Азии и Африки сохранялись малоземе­лье и аграрное перенаселение, толкавшее к миграциям. А в районах интенсивного и высокодоходного земледелия вне СНГ, как прави­ло, господствовало плантационное и фермерское хозяйство, также стремившееся избавиться от «лишних людей».

В целом экономическая, технологическая и социо­культурная модернизация Востока во второй поло­вине XX в. шла повсеместно, хотя и неравномерно. Она протекала более стабильно на Дальнем Восто­ке и в Юго-Восточной Азии в силу сочетания ряда обстоятельств (исторически выработанных, в том числе — в русле религиозных учений синтоизма, буддизма, даосизма, конфуцианства, таких качеств как дисциплинированность, лояльность, трудолюбие, нетребовательность) и внешних факторов (сильного влияния США, «экономического чуда» Японии, энергии хуацяо). Она гораздо ме­нее гладко, но все же эффективно шла в странах, отличившихся большей многоукладностью и межцивилизационной контактнос­тью (в Малайзии, Таиланде, Индонезии), еще сложнее — в странах Южной Азии, особенно в Индии, где модернизация наталкивалась на кастовость, коммунализм (засилье общин), сословность, этничес­кое, религиозное и языковое многообразие. В разных и еще более сложных вариантах то же наблюдалось в Пакистане, Бангладеш и Шри Ланке, которые, к тому же, были зоной повышенной конф­ликтности в этноконфессиональном плане.

Особый регион Азии представляют Китай, Монголия, Северная Корея, Вьетнам, Лаос, Камбоджа. Ныне это государства с централь­но планируемой экономикой, доказывающие (за исключением КНДР) возможность «рыночного» варианта подобного централиз­ма. История пока не дала окончательного ответа на вопрос, может ли существовать в конкретных условиях Востока подобная модель общества, хотя успехи его развития несомненны.

Наконец, модернизация наиболее трудно идет на Ближнем Вос­токе и в Северной Африке. Причин тому много. На Западе главной из них считают ислам как религию, наиболее полно регулирующую и контролирующую жизнь верующих, к тому же — более тысячи лет активно враждующую с Западом и, естественно, с «вестерниза-цией». Значительная доля истины в этом есть. Но можно вспом­нить о том, что в Малайзии и Индонезии ислам не стал препятстви­ем для модернизации. Очевидно, не менее важной причиной является географическая близость Ближнего Востока к Европе и традиционность противостояния с ней, а также — более непосред­ственная и более остро ощущаемая угроза миру ислама со стороны военно-политической, экономической и культурной экспансии За­пада. Необходимость сотрудничать с ним является лишь дополни­тельным источником раздражения. При этом страны Дальнего Во­стока и Юго-Восточной, да и Южной Азии сумели превратить это вынужденное сотрудничество в мягкую форму полуконкуренции — полупартнерства, полусоглашательства — полукритики, ибо чув­ствуют себя более уверенно в экономическом отношении. Этого не может чувствовать Ближний Восток, более болезненно, к тому же, реагирующий на любое умаление роли ислама и любое подчерки­вание Западом своего военного, финансового или технологическо­го превосходства. «Политизация» ислама и другие формы исламо-экстремизма являются логичным выражением этой реакции. Кстати, переадресование России многих упреков (например, в ко­лониализме), ранее направлявшихся лишь Западу/объясняются, по­мимо метаморфоз постсоветской эволюции, еще и сближением Рос­сии с Западом, начиная с 1989—1990 гг.

Таким образом, неоднородность и неравномерность процесса модернизации Востока во многом определяется, искажается и «подправляется» как различием условий в разных регионах Востока, так и воздействием на них политики Запада, действий Японии и Китая, а также — сложных процессов на постсоветском пространстве.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 793. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия