Студопедия — ЖМ 6 курсына интерндерге «Клиникалық электрокардиография» элективті пәні бойынша емтихан тестілері 2014-15 62 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЖМ 6 курсына интерндерге «Клиникалық электрокардиография» элективті пәні бойынша емтихан тестілері 2014-15 62 страница






Особое значение Прабхупада придавал активной деятельности. Что он под этим понимал? Проповедь сознания Кришны сама по себе — самадхи, по крайней мере, так это было для Шрилы Прабхупады. Самадхи не ограничивается сидением в уединенном месте. Истинное значение этого слова подразумевает полное погружение чувствами, умом и разумом в любовное служение Кришне. Даже в самадхи можно оставаться активным — путешествовать, проповедовать, распространять журналы «Назад к Богу» и петь на улицах. Всегда думая о Кришне и действуя ради Него, преданный становится лучшим из йогов. То же говорит и Кришна Арджуне: «Всегда помни обо Мне и в то же время сражайся». Шрила Прабхупада был олицетворением «активного» самадхи — слушая и памятуя о Кришне, прославляя Его, и, как солдат, сражаясь за Господа Чайтанью.

Проповедь Прабхупады в Найроби была особенно деятельна. Принеся сознание Кришны в очередной город земного шара, он показал пример Брахмананде Свами, как распространять сознание Кришны на африканском континенте. А Шьямасундара сообщал своим духовным братьям из Джи-Би-Си о потрясающем успехе Прабхупады.

 

Его Божественная Милость со скоростью молнии подготавливает еще одно обширное поле для нашей деятельности. Люди полны любопытства и серьезных вопросов…

 

Как-то, поздно вечером, после очередного проповеднического марафона, Прабхупада попросил поесть: «Видите, я проголодался. Но не давайте мне молчать. В проповеди — вся моя жизнь…»

 

Но Найроби был всего только одним городом, в одной стране, на одном континенте, а Прабхупада мечтал, чтобы сознание Кришны пришло во все города и деревни мира. Успеет ли он за свою жизнь сделать все — объехать все города, напечатать и распространить книги на всех языках, построить величественные храмы? Нет. Но в отпущенный ему срок человеческой жизни он хотел успеть сделать как можно больше, чтобы обеспечить будущее созданному им Движению сознания Кришны. Он критиковал присущее политикам представление, что, стоит им отойти от дел, как все, ради чего они работали, развалится. Такие политики, как правило, держатся за свои места и до последнего вздоха сидят в своих кабинетах. Прабхупада, в отличие от них, не имел личных амбиций, зная, что все плоды его деятельности принадлежат Кришне. Как истинный санньяси, он отринул мир с его бренной славой. Но это отнюдь не сделало Прабхупаду ленивым.

Он выполнял свою миссию, уже находясь на склоне лет, и Господь Кришна вознаграждал его за старание. Прабхупада же, в свою очередь, продолжал распространять Движение сознания Кришны. Зная, что Господь Кришна желает затопить любовью к Богу весь мир, Шрила Прабхупада взялся за дело всерьез, начав с магазинчика в Нью-Йорке. Кришна ответил, послав нескольких последователей и достаточно денег, чтобы внести арендную плату. Всякий раз, когда Прабхупада что-то задумывал, Кришна спешил откликнуться. Так появился второй центр ИСККОН, за ним третий, четвертый… Началось издание книг. Шрила Прабхупада в настроении любовного обмена с Кришной умножал свои усилия.

Но теперь он был уже не один: Прабхупада поручил работу ученикам. И те из них, кто действительно хотели ему помочь, должны были принять тот же дух самоотверженности.

Участвуя в осуществлении широкомасштабных планов Прабхупады, ученики порой становились жертвой сомнений; поддерживать даже единственный храм в городе было труднейшей задачей для горстки преданных, а Прабхупада хотел открыть как минимум сто таких храмов. Он хотел, чтобы начатое им Движение прожило тысячи лет, и был уверен, что до тех пор, пока ученики его хранят чистоту, оставаясь в цепи ученической преемственности, им будет сопутствовать успех.

Хотя нынешняя эпоха Кали – время, когда люди почти не питают интереса к духовной жизни, считается наихудшей из всех, Прабхупада не сомневался в пророчествах ачарьев прошлого, согласно которым сознание Кришны откроет Золотой век и охватит весь мир своим влиянием. Да, это худшее из времен, но под воздействием Святого имени Кришны оно станет лучшим. Пение Святого имени – религия века, и люди Кали-юги смогут обрести освобождение, просто повторяя «Харе Кришна».

Шрила Прабхупада был послан Самим Кришной, о чем свидетельствует вся его деятельность. Это было ясно еще в детстве, когда пятилетним мальчиком он проводил праздники Ратха-ятры. А в 1968-1971 годах, когда он активно расширял Движение сознания Кришны, это уже не вызывало никаких сомнений. Прабхупада сравнивал ИСККОН с Варахой, воплощением Кришны, который сначала был размером с большой палец, но тут же вырос настолько, что заполнил собой половину вселенной.

Бурный рост ИСККОН обеспечили не современные средства связи и передвижения и не организаторские способности ачарьи-основателя. С материальной точки зрения, Прабхупада совсем не был похож на человека, способного управлять международным движением, постоянно разъезжать по миру, писать многотомные труды и вдохновлять тысячи учеников на всех континентах. Он довольствовался простой, упорядоченной жизнью и не проявлял никакого интереса к таким элементам мирской культуры, как музыка, мода, спорт, политика, искусство, еда — всему тому, что не связано с Кришной. Он трудился и путешествовал, движимый одним лишь горячим желанием даровать миру подлинную духовную культуру, посадить саженцы этой культуры там, где простиралась пустыня безбожной цивилизации.

Поэтому, приняв во внимание тот факт, что Прабхупада не был заинтересован ни в чем материальном, нетрудно понять, что его стремление проповедовать по всему миру и развивать духовное движение носило всецело духовный характер. Он действовал, полностью подчинившись воле Господа Кришны, Верховной Личности Бога.

Шрила Прабхупада считал себя всего-навсего незначительным слугой своего духовного учителя, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати, чье послание он старался донести до людей. Это послание, бывшее посланием Самого Господа Кришны, передавалось по цепи ученической преемственности: «Все мы — духовные души, вечные слуги Кришны, Верховной Личности Бога. Мы впали в забытье и вынуждены жизнь за жизнью страдать в материальном мире. Но, повторяя «Харе Кришна», можно возродить утраченные отношения с Богом».

 

Несмотря на первые успехи Прабхупады в Америке, кое-кто из его индийских духовных братьев склонен был принижать проделанную им работу. По их мнению, у Бхактиведанты Свами просто оказался подходящий характер, чтобы возиться с западными молодыми людьми – отбросами общества. В действительности же (и опыт Прабхупады это доказывает), молодые люди, среди которых он проповедовал, не были слишком восприимчивы, и нельзя сказать, что он приехал как раз вовремя и был радушно встречен толпами послушных учеников, жаждавших услышать «Шримад-Бхагаватам». Успех Прабхупады — в его упорстве, безграничном терпении и сострадании.

Успех пришел не потому, что настало время реактивных самолетов (хотя Прабхупада с радостью воспользовался этим преимуществом современной цивилизации), и не потому, что удачно сложились обстоятельства. Нельзя сказать, что Шрила Прабхупада смог принести ведическую культуру на Запад благодаря неким благоприятным социальным или историческим условиям. Нет. Это была воля Кришны и искренность Его слуги.

«Чайтанья-чаритамрита» гласит, что, не имея кришна-шакти, — особой силы, дарованной Господом, — невозможно распространять святое имя.

Кали-калера дхарма — кришна-нама санкиртана

Кришна-шакти вина нахе тара правартхана

«Главная религиозная традиция века Кали —повторение Святого имени Кришны. Не получив от Кришны полномочий, никто не сможет распространять Движение санкиртаны». (Ч-ч. Антйа, 7.11) Этот текст, посвященный Шри Чайтанье Махапрабху, справедлив и в отношении Его слуги, Шрилы Прабхупады. Без воли Кришны Шрила Прабхупада не сумел бы вдохновить повторять «Харе Кришна» такое количество людей.

Личность, наделенная особыми духовными полномочиями (кришна-шакти), согласно ведической литературе именуется шакти-авеша-аватарой. Хотя термин «аватара» чаще относят к воплощениям Самого Господа, словом шакти-авеша-аватара называют тех, кто уполномочен Господом исполнять в этом мире особую миссию.

В ведической литературе описываются разные шакти-авеша-аватары. Так, царь Притху обладал властью управлять государством в сознании Бога; четыре Кумара были наделены энергией духовного знания, а Нарада Муни — энергией преданного служения. Господь Будда, имя и качества которого описаны в «Шримад-Бхагаватам», также был шакти-авеша-аватарой. Более того, ачарьи-вайшнавы признают шакти-авеша-аватарами и наделенных божественными силами святых посланников не-ведической культуры, таких как Христос и Мухаммед.

То, что в 1968-1971 годах сделал Шрила Прабхупада, подтверждает его положение шакти-авеша-аватары, который исполнил пророчества Писаний.

Притхивите ачхе йата нагаради грама

Сарватра прачара хайбе мора нама

 

«Движение Господа Чайтаньи, санкиртана, придет в каждый город и каждую деревню мира».

Даже с точки зрения истории религий, проповедь Прабхупады была исполнением миссии Господа Чайтаньи, пришедшего в Западную Бенгалию за пятьсот лет до появления сознания Кришны на Западе. Ведическая литература и ачарьи вайшнавов сходятся во мнении, что Господь Чайтанья — это Сам Кришна, Верховная Личность Бога, нисшедшая в Кали-югу в облике чистого преданного. Подобно Господу Кришне, явившемуся со Своей полной экспансией, Господом Баларамой, в эпоху Кали Господь Чайтанья пришел с Господом Нитьянандой — воплощением Господа Баларамы. Шрилу Прабхупаду можно рассматривать не только как уполномоченного представителя Бога, но и как особое проявление Господа Нитьянанды. Согласно философии гаудия-вайшнавов, Господь Кришна являет Себя обычным людям через Господа Нитьянанду. Для того чтобы постичь Бога, индивидуальной душе нужна Его помощь. Эта помощь приходит по беспричинной милости Господа Нитьянанды, которого по этой причине именуют изначальным гуру. Хотя Господь Нитьянанда является прямой экспансией Господа Чайтаньи, Его главная роль в служении Господу Чайтаньи — спасение падших душ.

Господь Нитьянанда и Его представитель – духовный учитель – не подвергают изменениям Священные писания или наставления Господа Кришны, но делают их более доступными и понятными людям. Господь Чайтанья благословил Господа Нитьянанду проповедовать Святое имя, стучась в каждую дверь. Эта решительная и сострадательная проповедь, свойственная Господу Нитьянанде, отличала и Шрилу Прабхупаду. Этим же духом Шрила Прабхупада наделил и своих учеников, которые выходили на улицы городов мира, желая поделиться милостью Святого имени Бога с каждым.

Наибольшую славу Господу Нитьянанде принесло спасение двух братьев-пьяниц, Джагая и Мадхая, которые напали на него, когда Он попытался благословить их Святым именем. Однако во времена Господа Нитьянанды — Прабхупада неоднократно подчеркивал это — было всего двое таких грешников: Джагай и Мадхай, тогда как сегодня «джагаями» и «мадхаями» наводнен весь мир. А Прабхупада брал таких джагаев и мадхаев в ученики. В полной мере проявляя сострадание Господа Нитьянанды и презрев опасность, он давал Святое имя, невзирая на лица.

Даже Сам Господь Нитьянанда во время Своего пребывания в Индии не обращался к такому количеству падших душ, находящихся на столь низком духовном уровне и в столь отдаленных уголках мира, как сейчас это делал Прабхупада, Его доверенный представитель. Сейчас Господь Нитьянанда вершил Свои деяния через его посредство. Являясь носителем милости Гаура-Нитай (Господа Чайтаньи и Господа Нитьянанды), Шрила Прабхупада благословлял мир любовью к Господу.

Однако сам он ни публично, ни в кругу учеников никогда не называл себя великим посланником Господа, но всякий раз лишь подчеркивал свою принадлежность к цепи ученической преемственности, передающей авторитетное знание. И учеников он вдохновлял занимать ту же позицию: «Мы хотим подготовить множество чистых преданных, чтобы другие люди получили такое же благо от общения с ними. Так чистых преданных будет становиться все больше».

Прабхупада знал, что проповедь сознания Кришны не может быть бизнесом. В Индии немало профессиональных толкователей и декламаторов «Шримад-Бхагаватам», однако они не способны призвать материалистов к преданному служению Господу. Только чистый преданный может изменить сердце безбожника.

При этом себя Прабхупада никогда не считал чистым преданным, но лишь слугой чистого преданного, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати — своего Гуру Махараджа.

Главной целью Прабхупады, о достижении которой он горячо молил Господа, было успеть создать крепкую семью чистых преданных, которая была бы способна распространить учение парампары и уберечь его от искажений. Он подчеркивал, что все проповедники Движения сознания Кришны могут стать чистыми преданными, если будут исполнять заповеди чистой жизни, избегать греховной деятельности и неизменно повторять «Харе Кришна». Только в этом случае, говорил Прабхупада, преданные смогут менять сердца людей.

 

18 октября 1971 года

Проведя в Африке пять насыщенных событиями недель, Прабхупада приготовился к путешествию в Индию. Он собирался посетить Бомбей, Калькутту и Дели. Дав мощный импульс развитию ИСККОН в Индии — получив землю в Майяпуре, открыв центры в Бомбее, Калькутте и Нью-Дели, — он предусмотрительно оставил несколько групп учеников и в других частях Индии. Проводя фестивали, киртаны и раздавая прасад, ИСККОН быстро завоевывал признание индийцев. Свободные члены предлагали им свое служение и всегда от этого выигрывали — они помогали поддерживать центры ИСККОН, а в награду получали новые книги и журналы.

Но это было только начало. Утвердиться в какой-либо стране – будь то Индия, Африка, Америка или Россия – было само по себе огромным достижением, но одного этого было недостаточно. Хотя для миссии Господа Чайтаньи многое уже удалось сделать, гораздо больше оставалось впереди. Проповедь сознания Кришны — не та работа, которую в какой-то момент можно считать законченной.

Конечно, в каком-то смысле метод этот уже совершенен и полон сам по себе. Проповедь Прабхупады всегда достигала цели – даже в Индии, когда он боролся в одиночку, стараясь донести свое послание через газету «Назад к Богу», «Лигу преданных» и переводы «Шримад-Бхагаватам». Он всегда неуклонно следовал духовному наказу Бхактисиддханты Сарасвати и Кришны, и потому всегда добивался успеха. Движение сознания Кришны было совершенным, и сейчас, по воле его создателя, Господа Чайтаньи Махапрабху, его совершенство стало очевидным. Но деятельность, блаженство, самадхи самоотверженного и бескорыстного служения этой миссии были бесконечны и неисчерпаемы. Сегодня ИСККОН утвердился в Африке, а завтра Прабхупада летит в Бомбей, где Кришна уже обеспечил ему плацдарм. Так, следуя желанию Кришны, он и будет колесить по миру, посылая учеников, распространяя книги и свою миссию, пока не достигнет каждого города и деревни.

Глава тридцать седьмая

«Земля ваша»

 

Калькутта

Март 1971 года

Полночь. Шрила Прабхупада сидит на подушке за низким письменным столом. Преданные давно спят - во всем доме свет горит только у него. Перед ним на столе -диктофон и том «Шримад-Бхагаватам» с комментариями на бенгали. Между двумя вазочками с розами и астрами небольшая фотография в рамке — его духовный учитель Бхактисиддханта Сарасвати. На полу перед столом - широкая циновка, покрытая белой хлопчатобумажной тканью, на которой несколько часов назад сидели преданные и гости.

Сейчас он один. Обычно он ложится в десять, а часа через три или четыре встает и начинает переводить, но сегодня он не отдыхал, его «Бхагаватам» так и лежит нераскрытым, диктофон зачехлен.

Он отправил двух учеников — Тамала-Кришну и Бали-мардану — в Майяпур, чтобы они купили там землю. Прошло шесть дней, а от них – ни слуху ни духу. Он велел им не возвращаться, пока сделка не будет закончена, но шесть дней — срок более чем достаточный. Он уже начал беспокоиться, мысль об этих двух учениках постоянно преследовала его.

Легкий ветерок доносит через открытое окно запах дерева ним. Становится прохладно, и Прабхупада набрасывает на плечи тонкий чадар. Поглощенный своими мыслями, он сидит, откинувшись на круглую белую подушку, и почти не замечает знакомой обстановки комнаты. Рядом — глиняный кувшин с водой для питья и туласи в горшке на низкой деревянной подставке. Электричества почти не бывает ни днем, ни ночью, а сейчас его включили, и мошкара вьется вокруг голой лампочки над головой. Потолок патрулирует ящерица, которая время от времени бросается к лампочке, чтобы схватить какую-нибудь мошку.

Почему Тамала-Кришна и Бали-мардана задерживаются? Дело не в шести днях — он пытается приобрести землю в Майяпуре уже много лет, и на этот раз все складывается как нельзя лучше. Он дал Тамала-Кришне и Бали-мардане четкие и ясные указания, и по его расчетам ребята уже должны были вернуться. Их задержка наводит на мысль о каких-то затруднениях или даже опасности.

Земля, которую они хотят купить, — это участок в 9 бигхов [2,25 га] на Бхактисиддханта-Роуд, в полутора километрах от места рождения Господа Чайтаньи Махапрабху. Братья Сек, фермеры-мусульмане, поначалу запросили очень высокую цену, и лишь недавно одному калькуттскому адвокату, хорошо знающему Навадвипу, удалось договориться с ними о приемлемой цене. Братья Сек согласились на четырнадцать с половиной тысяч рупий, и Прабхупада распорядился снять деньги со своего счета в банке в Кришнанагаре. Затем Тамала-Кришна и Бали-мардана отправились в Майяпур, а Прабхупада остался в Калькутте. Он продолжал заниматься делами, но мысли его то и дело возвращались к ученикам, пропавшим в Майяпуре. Он поручил им очень важную миссию, и, беспрестанно думая о них, своей заботой благословлял учеников.

Прабхупада очень хотел открыть в Майяпуре центр ИСККОН; это желание разгоралось в нем тем сильнее, чем больше становилось его Движение. Сам он без труда мог посещать Майяпур или жить там — это было не трудно. Но чтобы пригласить туда учеников, нужна была земля. Духовный учитель наказал ему проповедовать на Западе; теперь, когда Общество сознания Кришны добилось успеха, западным ученикам нужен был центр в Майяпуре, где они могли бы жить, поклоняться Господу и получать от пребывания в Святой дхаме великое благо. Бхактисиддханта Сарасвати придавал Майяпуру огромное значение, и у некоторых его учеников-санньяси здесь были храмы. Почему бы и Международному Обществу сознания Кришны не принять прибежище в Майяпуре?

Прабхупада с самого рождения знал о величии Господа Чайтаньи и Его дхамы, Шри Майапура. Во-первых, он вырос в Калькутте, где о Господе Чайтанье знает каждый, а во-вторых, отец его, Гоур-Мохан Дэ, был чистым преданным Господа Чайтаньи, и поэтому с детства Прабхупада пел бенгальские песни о Гауре и Нитае и Их играх на земле Гауды. Особенно глубоко он проникся философией и деяниями Господа Чайтаньи в 1922 году, после встречи с духовным учителем.

Господь Чайтанья провел в Майяпуре и Навадвипе первые двадцать четыре года Своей жизни, однако спустя почти пять столетий места Его игр были забыты, место рождения Господа утеряно, а само Его учение стало объектом ложных толкований и злоупотреблений. Несмотря на идущую от Самого Господа ученическую преемственность чистых преданных, движение санкиртаны Господа Чайтаньи и Его чистое учение оставалось в тени, вплоть до Бхактивиноды Тхакура, отца Бхактисиддханты Сарасвати. Бхактивинода Тхакур много писал и проповедовал для того, чтобы восстановить интеллектуальную, нравственную и духовную целостность вайшнавизма Чайтаньи. В поисках точного места рождения Господа он вдоль и поперек исследовал Навадвипу, и, опираясь на свидетельства Вед, доказал, что в Навадвипе в минувшие эпохи являли свои деяния многие воплощения Вишну.

Бхактивинода Тхакур не только документально подтвердил былую славу Навадвипы, но и предсказал ее славное будущее, когда религия, основанная на учении Господа Чайтаньи, распространится по всему миру, и европейские и американские вайшнавы будут огромными толпами съезжаться сюда, чтобы вместе со своими бенгальскими братьями петь «Джая Шачинандана!» Придет время, писал Бхактивинода Тхакур, и на земле Навадвипы, на равнинном берегу Ганги, поднимется величественный храм, возвещающий миру славу Господа Чайтаньи.

Бхактисиддханта Сарасвати, исполняя желание своего отца и предшественника, Бхактивиноды Тхакура, проповедовать учение Господа Чайтаньи и славу Навадвипа-дхамы, основал Гаудия Матх. Он попросил одного своего богатого ученика пожертвовать деньги на возведение храма в месте рождения Господа Чайтаньи и построил зал для киртанов в том самом месте, где проводил Свои киртаны Господь Чайтанья. Сам он также поселился в Майяпуре. Бхактисиддханта Сарасвати построил по всей Индии шестьдесят четыре храма, но главная его мечта состояла в том, чтобы побудить примкнуть к Движению Господа Чайтаньи англо-говорящий мир, поэтому самым важным делом он считал публикацию и распространение литературы о сознании Кришны.

Теперь, сидя в своей комнате в калькуттском храме, Шрила Прабхупада размышлял о том, как осуществить великую мечту Бхактисиддханты Сарасвати и Бхактивиноды Тхакура. Для этого нужно было предпринять ряд практических шагов, и он был согласен начать даже с тех скромных возможностей, что были ему ныне доступны. Преданный не должен строить «воздушные замки», ожидая, что Кришна сотворит чудо и сделает все за него.

Прабхупада не был пассивным мечтателем. Все долгие годы упорного труда в одиночку в Индии он неуклонно стремился на Запад, и Кришна в конце концов исполнил его желание. В Америке Прабхупада проповедовал, довольствуясь теми обстоятельствами и теми скромными возможностями, которые давал ему Господь, и постепенно, шаг за шагом, достиг успеха и воплотил свою мечту, создав всемирное Общество преданных. Он всегда помнил о великой цели, и каждый шаг по направлению к ней приносил ему все более глубокое удовлетворение и приближал его к исполнению Миссии.

Прабхупада рассказывал историю о бедном горшечнике, который мечтал развить свое дело и сказочно разбогатеть. Однажды ему приснилось, что у него много земли, и много домов, и красивая жена. Предположив, что жена, возможно, будет ссориться с ним, горшечник рассердился и сказал: «Если жена будет скандалить, я пну ее!» Дернув во сне ногой, он разбил свои единственные два горшка и остался ни с чем.

Что бы ни делал Прабхупада — писал ли книги, читал или проповедовал — он непрестанно думал о том, как распространить сознание Кришны, исполнив мечту предшествующих ачарьев. Теперь ему не терпелось сделать следующий шаг, именно поэтому он и бодрствовал глубокой ночью, думая о двух учениках и их важной миссии.

Прабхупада сидел, погруженный в размышления, тишину нарушали лишь привычные ночные звуки. Скребется в стене мышь, на веранде храпит какой-то брахмачари, да где-то вдалеке ночной сторож совершает свой обход, стуча по земле палкой. Машины здесь не ездят – только деревянные рикши изредка громыхают по изрытой выбоинами мостовой.

Прабхупада боится, как бы ребят его не ограбили. Отправляя их в Майяпур, он показал Тамала-Кришне, как хранить деньги в самодельном матерчатом поясе. Но сумма большая, а грабеж в Навадвипе — не такая уж и редкость. А может, их задержало что-то другое? Иногда при заключении крупной земельной сделки суд требует, чтобы чиновник зарегистрировал каждую купюру: ее достоинство, серию и номер. А может, поезд сошел с рельсов...

Вдруг на лестнице послышались шаги. Кто-то открыл входную дверь и теперь шел по веранде. В дверь тихонько постучали.

— Кто там?

Вошел Тамала-Кришна и распростерся перед Шрилой Прабхупадой ниц.

— Ну, какие новости?

Тамала-Кришна поднялся и торжествующе посмотрел на него:

— Земля ваша!

Прабхупада со вздохом облегчения откинулся назад.

— Слава Богу, — сказал он. — Можете идти отдыхать.

* * *

Лондон, август 1971 года

Прабхупада попросил верховного комиссара Индии в Великобритании пригласить премьер-министра Индиру Ганди на церемонию закладки первого камня храма ИСККОН в Майяпуре. Прабхупада уже распорядился, чтобы на церемонию прибыли все секретари Джи-Би-Си и попросил преданных пригласить на нее многих известных людей Калькутты. Он написал своим ученикам в Индии, что если Индира Ганди не согласится присутствовать на церемонии, они должны уговорить приехать, по крайней мере, губернатора Бенгалии Шри С.С. Дхавана.

Тем временем в Лондоне Прабхупада встретился с несколькими учениками — профессиональными архитекторами и проектировщиками. Он хотел, чтобы они занялись проектом будущего майяпурского храма. Нара-нараяна строил колесницы для Ратха-ятры и разрабатывал дизайн храмовых интерьеров, Раначора изучал архитектуру, а Бхавананда был профессиональным дизайнером. Но, поскольку Прабхупада уже продумал план застройки Майяпура, ученикам его оставалось только сделать чертежи и макет. Сам он намеревался немедленно начать собирать деньги и обеспечить этому проекту поддержку в Индии. Преданные, которым доводилось слышать о планах Прабхупады, считали их самым грандиозным начинанием ИСККОН.

На утренних прогулках по Рассел-Сквер Прабхупада, указывая то на одно, то на другое здание, спрашивал, какой они высоты. Наконец, однажды утром он объявил, что главный храм в Майяпуре должен быть не менее 90 метров высотой! Наводнения во время муссонных дождей и песчаные почвы Майяпура — все это создаст большие трудности, сказал он. Здание придется строить на специальном фундаменте, наподобие плавучей платформы. Впоследствии это подтвердил и инженер-строитель.

Прабхупада сказал, что в первую очередь необходимо построить большую четырехэтажную гостиницу. Его замысел не укладывался в рамки какого-то определенного архитектурного стиля, но по внешнему виду будущее здание больше всего напоминало строения, характерные для Раджастхана. Он хотел, чтобы оно было розовато-красного цвета, со множеством арок и широкими мраморными верандами на всех этажах, кроме первого. Здание должно было протянуться с востока на запад, по ходу солнца – так, чтобы прямые солнечные лучи никогда не падали на фасад. В летний зной ветер с юга принесет сюда приятную прохладу. В доме должно быть проведено электричество и установлены вентиляторы. Просторные, хорошо проветриваемые комнаты будут оборудованы современными туалетами, душами и обставлены мебелью.

Гостиницу нужно построить как можно скорее, говорил Прабхупада, а затем сразу приступать к строительству других зданий. Он хотел построить жилые помещения на пятьсот преданных, огромный, на несколько тысяч человек, зал для принятия прасада, большую кухню и гошалу для коров, которые будут пастись на окрестных лугах. Со временем ИСККОН приобретет прилегающие участки земли и разобьет там парки с клумбами, деревьями и кустарниками, фонтанами, аллеями и беседками.

Главное сооружение — величественный Майяпур-Чандродая-мандир — будет достигать в высоту более 90 метров и, вероятно, обойдется в десятки миллионов долларов. Своими масштабами проект Прабхупады поразил как архитекторов, так и преданных: будущий храм затмит американский Капитолий и Собор Св. Петра в Риме. В центральном куполе храма разместится трехмерная модель Вселенной, в основу которой ляжет описание, взятое из Вед. Модель будет изображать не только материальную Вселенную, но и духовный мир.

Войдя в главный зал и взглянув наверх, человек увидит планеты, расположенные в соответствии с описанием, приведенным в «Шримад-Бхагаватам»: сначала низшие, затем средние, к числу которых относится и Земля, затем райские, и, наконец, Брахмалоку — высшую планету материального мира. Над Брахмалокой посетители увидят обитель Господа Шивы, а над ней — духовное небо, брахмаджьоти. В духовном сиянии брахмаджьоти парят излучающие свет планеты Вайкунтхи, на которых живут вечно освобожденные души. А на самом верху будет высшая планета, Кришналока, где Господь в Своей изначальной вечной форме наслаждается играми со Своими ближайшими спутниками.

В храме также будет сооружен миниатюрный дворец, где среди шелков и колонн, украшенных серебром, золотом и драгоценными камнями, будут стоять Божества Радхи и Кришны. Майяпур-Чандродая-мандир и город Майяпур станут штаб-квартирой ИСККОН.

Но почему это невиданное архитектурное чудо должно появиться в такой глуши? Потому, объяснял Прабхупада, что Майяпур — вовсе не глушь. Он лишь кажется глухим и удаленным местом. Материалистам все важное представляется чем-то далеким и незначительным. Душа и следующая жизнь кажутся им необыкновенно далекими, а тело и сиюминутные чувственные наслаждения — самым важным и существенным. Построив Храм Ведического планетария в Майяпуре, Шрила Прабхупада привлечет внимание людей, зараженных болезнью материализма, к истинной основе бытия.

Любой непредубежденный гость будет очарован красотой города ИСККОН в Майяпуре и ощутит, что попал в духовный мир. А живущие в Майяпуре преданные, благодаря постоянному пению Святых имен и обсуждению философии сознания Кришны, смогут убедить любого мыслящего посетителя в том, что учение Господа Чайтаньи Махапрабху – высшая истина. Преданные расскажут гостям о философии Абсолютной Истины, и те смогут соприкоснуться с подлинным духовным знанием, не ограниченным узкими рамками сектантской религиозной догмы. Более того, непрерывные киртаны, пение «Харе Кришна» и светящиеся радостью лица преданных, занятых разнообразным служением Господу, убедят их в том, что бхакти-йога – самый простой и естественный метод медитации на Верховную Личность Бога. Даже короткого пребывания в городе ИСККОН в Майяпуре будет достаточно, чтобы человек стал преданным Господа и начал в экстазе петь Святые имена и танцевать.

Шрила Прабхупада хотел показать, как с помощью бхакти-йоги можно одухотворить мир, связав материальные ценности с Верховной Личностью, Кришной. Так почему бы этому духовному проекту не затмить все достижения материалистов?







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 370. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия