Студопедия — ЖМ 6 курсына интерндерге «Клиникалық электрокардиография» элективті пәні бойынша емтихан тестілері 2014-15 111 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЖМ 6 курсына интерндерге «Клиникалық электрокардиография» элективті пәні бойынша емтихан тестілері 2014-15 111 страница






Шок, однако, пережили его лондонские ученики, которые даже представить себе не могли, что Прабхупада так исхудает и что в таком состоянии человек вообще способен путешествовать. Для преданных встреча в аэропорту оказалась тяжким испытанием. Даже те, кто следил за сообщениями из Вриндавана о состоянии здоровья Прабхупады, эмоционально не были готовы к такой перемене. Прабхупада оставался таким же трансцендентным, как и всегда, даже, пожалуй, более трансцендентным, чем обычно, но, преданные были поражены произошедшей в нем переменой. Теперь он казался могущественным мудрецом, который для блага всего человечества совершал продолжительные аскезы и возвысился над своим телом, хотя все еще в нем пребывал.

Прибыв в Бхактиведанта-Мэнор, Шрила Прабхупада пересел из машины в паланкин и направился в храмовую залу, где его ждали около трехсот учеников и последователей. В последнюю минуту узнав о приезде своего духовного учителя, преданные изо всех европейских центров ИСККОН устремились в Англию. Когда Шрила Прабхупада появился в алтарной, ученики, встречавшие его киртаном, испытали глубокое потрясение, и в первую секунду, когда они увидели его, такого истощенного, в темных солнцезащитных очках, киртан почти смолк. Но в то же время преданные испытывали радость и блаженство, понимая, что он, несмотря на такие трудности, все-таки приехал на Запад, чтобы побыть с ними и вдохновить их. Долгие месяцы они молились за него. Над вьясасаной Прабхупады висел плакат с написанной на нем молитвой: «Мой дорогой Господь Кришна, если Ты так желаешь, пожалуйста, исцели Шрилу Прабхупаду».

Желая выразить свои чувства духовному учителю не только словами, английские преданные вышли на первое в мире место по трансцендентному распространению книг. Когда несколько недель назад они узнали, что Шрила Прабхупада подумывает о том, чтобы приехать в Англию, им трудно было допустить, что в его физическом состоянии подобное возможно. Они слышали, что в любую минуту он может покинуть тело, однако потом им сообщили, что Прабхупаде стало лучше и он едет в Лондон. Но, даже получив подтверждение о приезде Прабхупады, преданные не до конца в это верили. И все же это произошло.

Занавес алтаря был открыт, и Шрила Прабхупада созерцал Радха-Гокулананду. Несколько преданных стояли перед ним, и едва заметным жестом руки он попросил их отойти. Он сидел, не меняя выражения лица и полностью поглощенный созерцанием пышно украшенных Божеств Радха-Гокулананды, которым он дал имя четыре года назад, когда призвал Их низойти и принять поклонение английских преданных.

Не произнеся ни единого слова, Прабхупада отправился в свою комнату наверх, а преданные — все, кто только мог — устремились за ним вслед. Он всегда говорил, что в этих комнатах чувствует себя как дома. Ему приятно было вновь увидеть из своего окна просторную лужайку и озеро с утками. Преданные сели перед ним со сложенными ладонями, понимая всю серьезность этой встречи. Они уже отдали свои жизни Шриле Прабхупаде, и никакое другое облеченное в слова подношение не могло сравниться с их верностью.

Перед Шрилой Прабхупадой поставили большой серебряный поднос с прасадом. Он взял молочную сладость, попробовал ее, затем кусочек манго. Сотня преданных, набившихся в комнату, и те, кто заглядывал в дверной проем, не сводя глаз ловили каждое его движение. Стояла полная тишина. Затем Шрила Прабхупада поднял глаза и улыбнулся.

— Что же, — наконец, сказал он, — у всех все хорошо?

— Джая, Шрила Прабхупада! — последовал теплый ответ.

Напряжение, вызванное переменой во внешности Шрилы Прабхупады, вдруг исчезло, и всем просто захотелось, чтобы Прабхупада чувствовал себя уютно и порадовался их служению.

Остаток дня Шрила Прабхупада провел один. Он отдыхал. Тамала-Кришна в храмовой комнате читал лекцию, рассказывая о том, что даже с таким огромным риском Шрила Прабхупада все же предпочел путешествовать, нежели оставаться инвалидом. Он рассказал, как в связи с забастовкой в лондонском аэропорту кто-то посоветовал Шриле Прабхупаде отправиться в Тегеран, Италию или Францию, но тот ответил: «Я хочу в Лондон». Шрила Прабхупада приехал, чтобы принять у вас прибежище, говорил Тамала-Кришна. Согласно шастре, объяснил он, преданный должен жить во Вриндаване, особенно под конец жизни, но, следуя наказу своего духовного учителя проповедовать на Западе, Шрила Прабхупада, исполненный решимости довести эту миссию до конца, вернулся на Запад.

Преданные были глубоко тронуты тем, что Шрила Прабхупада приехал именно к ним – что было отчасти и в знак признательности за их проповедь. Они решили ответить ему взаимностью и на время его пребывания в Англии организовали марафон по распространению книг, полагая, что если своей проповедью докажут ему свою преданность, то он, возможно, останется у них подольше.

На следующий день в два часа утра в комнату Шрилы Прабхупады вошли Бхагаван и Тамала-Кришна, чтобы поухаживать за ним. Шрила Прабхупада только что проснулся и очень рад был увидеть Бхагавана, одного из своих лидеров из южной Европы. Вот ради этого он и приехал на Запад – побыть в обществе своих проповедников, чтобы в общении с ними черпать вдохновение.

— Тамала привез меня с таким трудом! — рассказывал Шрила Прабхупада. — Но это было правильное решение. Я подумал: какой смысл умирать? Лучше приехать. И Кришна-Баларама вверили меня заботам Радха-Гокулананды.

Бхагаван показал Шриле Прабхупаде несколько только что напечатанных книг: итальянскую «Бхагавад-гиту как она есть», очередной том «Шримад-Бхагаватам» на французском и несколько книг на голландском. По количеству распространенных книг, — сообщил он, — Европа обогнала Америку.

— Тамала, ты слышал? — спросил Прабхупада. — Вот моя жизнь! Подойди сюда.

Шрила Прабхупада погладил Бхагавана по голове, и слезы потекли у него из глаз.

— Нет у тебя никаких проблем, — сказал он Бхагавану.

Как раз в это время, трудясь от имени Шрилы Прабхупады, Бхагаван переживал тяжелый период, но когда духовный учитель сказал ему: «Нет у тебя проблем», — он понял, что, если упорно продолжать, то все будет в порядке. Пока он занят преданным служением, проблем у него нет. Этих слов Прабхупады Бхагавану было достаточно; он уже всей душой принял наказ Прабхупады, но сейчас этот наказ и любовь духовного учителя еще глубже вошли в его сердце. Шрила Прабхупада пребывал в настроении чистой благодарности. Он не делал больше никаких критических замечаний, как это нередко бывало раньше, он просто хотел быть со своими преданными и их вдохновлять.

— Печатайте книги, — говорил Шрила Прабхупада. — Эти книги — целиком и полностью милость моего Гуру Махараджа. Ни один автор мира не написал столько книг — ни Шекспир, ни Мильтон, ни Диккенс. И никакие их книги не пользуются такой же популярностью и признанием.

 

Утром Прабхупада спустился в храм, и все преданные получили возможность побыть в его обществе.

— Все преданные здесь — люди с Вайкунтхи, — сказал Шрила Прабхупада. — Они красивы и опрятны. Гокулананда так прекрасен! Я бы с радостью умер в этой атмосфере — созерцая Гокулананду в обществе преданных.

Преданные обратили внимание, что в своих темных солнцезащитных очках, свежевыглаженных шелковых курте с дхоти, с чистой и четкой тилакой на лбу Шрила Прабхупада выглядит просто великолепно. Он плавно скользил по лестнице в паланкине, который бережно несли двое крепких учеников, затем садился на вьясасану и смотрел, как его ученики проводят киртан Святого имени. Говорил Прабхупада крайне редко, поэтому обмен чувствами между ним и его учениками сводился, главным образом, к тому, что они пели для него киртан, а он был им за это признателен.

Внешне эта признательность Шрилы Прабхупады почти никак не выражалась. Однако те, кто стоял или танцевал рядом, замечали, как на уголках его глаз, прикрытых очками, выступают и бегут по щекам слезы. Все преданные пели и танцевали, радуясь тому, что Шрила Прабхупада просто хочет быть с ними. Они знали, что хотя он чистый преданный, черпавший удовлетворение в самом себе, любовь его учеников очень его вдохновляет. Кто знает, может, своим неиссякаемым энтузиазмом служить и славить Кришну под его началом, они разожгут в нем желание остаться в этом мире и продолжить проповедь!

Преданные потом в один голос рассказывали, что в эти минуты Радха-Гокулананда, казалось, устремляли Свои взоры исключительно на Шрилу Прабхупаду, а он отвечал Им тем же. Некоторые чувствовали, что, глядя на Шрилу Прабхупаду и Радха-Гокуланаду, они видят духовный мир, Кришну и Его чистого преданного. Для этого не нужно было ни слов, ни каких-то особых внешних проявлений – достаточно было того, что давал им Шрила Прабхупада, одаривая их своим присутствием в алтарной.

Каждое утро киртаны нарастали со все большим энтузиазмом. Тамала-Кришна попросил преданных не петь песню гуру-пуджи, поскольку она вызывала у Шрилы Прабхупады слишком сильные эмоции. Поэтому они начинали с мантры Панча-таттвы, а затем пели «Харе Кришна». Через полчаса киртан и танцы бушевали вовсю, и Шрила Прабхупада иногда постукивал в такт большими пальцами рук. Это легкое телодвижение придавало киртану еще больше огня. Затем, подняв один палец, Шрила Прабхупада приводил в состояния экстаза сотни преданных; все начинали прыгать. Преданные чувствовали, что, участвуя в киртане и танце, они молятся за здоровье и долгую жизнь своего духовного учителя. Шрила Прабхупада сидел неподвижно, но преданным были известны его желания, и потому многие из них продолжали подпрыгивать высоко вверх, почти касаясь люстр. После неистового часового киртана, Шрила Прабхупада садился в паланкин и плыл над головами преданных к себе наверх.

Узнав о том, что Шрила Прабхупада получает множество приглашений в Америку, лондонские преданные заволновались. Понимая, что это, может быть, последняя их возможность видеть его, они хотели, чтобы он остался с ними навсегда. Если им удастся распространить невероятное количество книг, тогда, возможно, он проживет еще какое-то время и подольше задержится в Бхактиведанта-Мэноре. Они считали за огромную честь, что из всех остальных храмов Шрила Прабхупада предпочел именно Бхактиведанта-Мэнор и, беседуя между собой, пришли к выводу, что Радха-Лондон-ишвара и Радха-Гокулананда, должно быть, его любимые Божества. Понимая, что сами они не способны помочь Шриле Прабхупаде и оставить его у себя — разве что своим служением и участием в киртанах — преданные чувствовали беспомощность. Несмотря на их усилия, все зависело от Кришны.

 

Шрила Прабхупада как-то поделился со своим секретарем, что мысли об Индии доставляют ему беспокойство, и он не испытывает ни малейшего желания возвращаться туда.

— В Индии правительство чинит препятствия любому моему проекту, — жаловался он. — Мне изо всех приходится сил напрягать мозги.

Он сказал, что Индия утратила свою культуру.

— Теперь они думают, что каждый — Бог, и не понимают бхакти, учения «Бхагавад-гиты». Все, начиная с членов Парламента и кончая бродягами, подозревают меня в том, что я привел с собой ЦРУ. Как они ошибаются!

С тех пор как Шрила Прабхупада приехал в Лондон, эмоции его стали намного более заметны, нежели раньше. Если раньше он сдерживал свои чувства, то теперь либо не хотел, либо не мог. Часто он плакал от экстаза. Из-за переполнявшей его любви к Кришне на глазах его в любую секунду могли появиться слезы — когда он слушал киртан, смотрел на Божества или когда ему рассказывали о служении кого-нибудь из преданных. Слезы стекали по его щекам, делая его лицо еще более прекрасным. Иногда у него вырывался долгий, глубокий стон: «Ммм», — не из-за телесной боли (ведь он говорил, что у него все вполне хорошо), а из-за переполнявших его духовных эмоций, экстаза его любви к Богу.

 

Через несколько дней Шрила Прабхупада получил хорошие известия о том, как идут дела с его видом на жительство в США. Балаванта уехал в Вашингтон и теперь звонил, чтобы сообщить, что отныне Шрила Прабхупада может беспрепятственно продлить срок действия своего вида на жительство. Все служащие, с которыми встречался Балаванта, были настроены дружелюбно и приглашали Шрилу Прабхупаду вернуться. Тамала-Кришна рассказывал об этом, пока Шрила Прабхупада сидел на циновке, а Упендра массировал его слабое тело. Тотчас на глаза Прабхупады навернулись слезы, и прерывающимся голосом он сказал:

— Америка сделала мне столько добра — дала мне деньги, людей, все. Я не отождествляю себя с этой страной, но поскольку они предоставили мне столько возможностей, я не могу не чувствовать себя обязанным. Я хочу сделать их счастливыми, а через них – и весь мир.

Шрила Прабхупада с нетерпением ждал возможности отправиться в Америку, вскоре после дня Джанмаштами, который приходился на шестое сентября, через две недели после его прибытия в Англию.

— Я хочу пожить еще немного, — сказал он, — чтобы довести начатое мною дело до конца.

— Вы намерены вдохновлять преданных своим личным присутствием, — спросил Тамала-Кришна, — или у вас есть какой-то план?

— У меня есть план, — ответил Шрила Прабхупада. — Я хочу ввести варнашраму. На нашей ферме в Пенсильвании главная проблема жизни — пища — уже решена.

 

Шрила Прабхупада вновь и вновь с наслаждением вспоминал письмо Гханашьямы, который проповедовал в Восточной Европе, поэтому, когда тот приехал в Англию, Тамала-Кришна привел его к Шриле Прабхупаде. Подозвав Гханашьяму ближе, Прабхупада легонько шлепнул его по голове.

— Такова система парампары, — сказал он. — Мой Гуру Махарадж подталкивал меня, я подталкиваю вас, а вы подталкиваете других. Как поезд.

На следующий день, по просьбе Тамала-Кришны, Гханашьяма пришел в комнату Шрилы Прабхупады и прочитал ему свой последний — самый длинный — отчет. Он рассказал о некоторых сложностях, с которыми ему пришлось столкнуться в своей проповеди, и о том, как он их преодолевал. Но настроение Прабхупады переменилось, и он напомнил ученику, что своим успехом мы обязаны только Кришне.

Затем прибыл Харикеша Свами, секретарь Джи-би-си по северной и Восточной Европе. Он вошел к Прабхупаде в комнату и распростерся в поклоне. Глаза Шрилы Прабхупады наполнились слезами, он потянулся к своему ученику и потрепал его по голове. Харикеша заплакал.

Харикеша рассказал о том, что открывает свое издательство, чтобы печатать книги Шрилы Прабхупады на европейских языках.

— Очень хорошо, — сказал Прабхупада. — Любому отцу приятно видеть, что его поместьем хорошо управляют, и я не исключение. Находите здания и печатайте книги.

Харикеша Махарадж привез с собой почти всех германских распространителей книг и устроил им отдельную встречу со Шрилой Прабхупадой. Преданные, большинство из которых никогда раньше не встречались со своим духовным учителем, собрались в его комнате, переполненные чувства глубокой признательности за эту возможность. Шрила Прабхупада процитировал стих «яре декха таре каха “кришна-упадеша”» и спросил:

— Так что же значит «кришна-упадеша»?

Сначала все молчали, но затем кто-то из ребят ответил:

— Нужно повсеместно проповедовать.

— Нет, — сказал Шрила Прабхупада, — что значит «кришна-упадеша»?

Снова никто не ответил. На этот раз другой преданный процитировал: «сарва-дхарман паритьяджья мам экам шаранам враджа» (Бг. 18.66) Шрила Прабхупада согласился с этим и несколько минут говорил о предании Кришне. Посчитав это подходящим моментом, Тамала-Кришна достал стопку цветных фотографий, которые только что прибыли из Лос-Аджелеса. Эта был подробный рассказ в картинках о недавно прошедшей в Лос-Анджелесе Ратха-ятре. Фотографии восемь на десять были яркими и красочными. Рассматривая их одну за другой и слушая комментарии своего секретаря, Шрила Прабхупада протяжно и низко застонал, и на глазах у него выступили слезы.

Утром того дня, за несколько часов до этой встречи, Шрила Прабхупада, проснувшись, неожиданно заговорил о Ратха-ятре, которую он, будучи еще ребенком, проводил в Калькутте. А сейчас он рассматривал фотографии величественной процессии и фестиваля, организованных его учениками. Увидев фотографию колесниц, за которыми следовала огромная толпа людей, Шрила Прабхупада поднял брови и сказал:

— Мы никогда еще не видели таких колесниц!

Другая фотография демонстрировала длинные очереди людей, желающих посмотреть на экспозицию «Смена тела» — диораму, изображающую переселение души.

— Я говорил вам, что так и будет! — воскликнул Прабхупада. — Я счастлив видеть это!

Фотографии Ратха-ятры произвели на Шрилу Прабхупаду такое впечатление, что он не стал принимать свой обычный массаж.

— Не сейчас, — сказал он сдавленным голосом, и в безмолвной задумчивости просидел два часа.

 

В день Джанмаштами преданные наняли «роллс-ройс» и отвезли Шрилу Прабхупаду в храм на Бери-плейс в центре Лондона, повидать Их Светлостей Шри Шри Радха-Лондон-ишвару. Прабхупаду на паланкине внесли в здание и поднесли к Божествам. В окружении преданных, поющих его имя и имена Радхи и Кришны, он медленно снял солнцезащитные очки – глаза его были полны слез.

На обратном пути Тамала-Кришна напоминал Шриле Прабхупаде истории о его проповеди в Лондоне.

На следующий день была Вьяса-пуджа, восемьдесят второй день рождения Шрилы Прабхупады. И снова после пробуждения он вспомнил свое детство и то, как дядя назвал его Нандулалом, поскольку родился он на следующий день после рождения Кришны, в тот день, когда Нанда Махараджа раздавал брахманам подарки. Шрила Прабхупада спустился в храм и после ликующего киртана, в котором участвовали сотни преданных, принял, не попробовав ни кусочка, трехъярусный полутораметровый торт. Он заметил, что преданные поставили только восемьдесят одну свечу, поскольку считали его годы по западной традиции, поэтому к торту добавили еще одну свечку. По просьбе Шрилы Прабхупады Тамала-Кришна произнес речь.

На следующий день здоровье Шрилы Прабхупады внезапно ухудшилось и он даже не смог спуститься в храм. Это был первый кризис с тех пор, как он приехал в Англию. Его планы сразу же изменились. Вместо того, чтобы ехать в Америку, как планировалось ранее, Прабхупада попросил, чтобы его отвезли обратно в Индию, в Бомбей.

— Если я проживу еще несколько дней, — сказал он, — то мне хотелось бы присутствовать на открытии бомбейского храма. Мы можем подождать здесь, а потом полететь в Бомбей. Я вложил в этот храм столько сил! Если я увижу его открытие, то смогу умереть спокойно. А если выживу, то снова приеду сюда.

Затем кризис, казалось, миновал, но Шрила Прабхупада уже не чувствовал себя в состоянии лететь в Нью-Йорк. Ему захотелось выслушать мнения астрологов.

— Смеха ради, — сказал он.

Астрологи предсказывали, что несколько последующих дней будут для него самыми трудными.

Узнав о том, что Шрила Прабхупада отказался от поездки в Америку, преданные совсем потеряли надежду на то, что их духовный учитель поправится и проживет еще много лет. Прабхупада чувствовал, что больше не в силах путешествовать и должен вернуться в Бомбей и Вриндаван. В течение нескольких последующих дней, возобновив свои утренние посещения храма, он ожидал от Кришны знака.

Из Африки приехал Брахмананда Свами, и Шрила Прабхупада, улыбаясь от удовольствия и прихлопывая в ладоши, наблюдал как грузный Брахмананда, первый ученик, который танцевал для него одиннадцать лет назад в Нью-Йорке, снова прыгал в экстатичном танце перед своим духовным учителем.

Позже Тамала-Кришна спросил Шрилу Прабхупаду, о чем он молился в то утро, когда так пристально смотрел на Божества. Прабхупада ответил:

— Я молил Радха-Гокулананду занять меня в служении Шри Шри Радха-Расавихари.

Шрила Прабхупада захотел вернуться в Индию, а для слуг его желание было приказом.

— Если я выживу на этот раз, — сказал он, — мы пойдем на парикраму по Вриндавану. Вы можете понести меня в паланкине.

В аэропорту пришлось ждать, и Тамала-Кришна надел на Шрилу Прабхупаду наушники, чтобы тот мог послушать запись киртана. Прабхупада слушал, медленно покачивая головой, пока, наконец, его, сидящего в инвалидном кресле, не пропустили на борт самолета.

* * *

14 сентября

Вместе со своей группой Шрила Прабхупада благополучно прибыл в Бомбей, где его проводили от самолета до ожидавшей его машины и отвезли в «Харе-Кришна-лэнд» в Джуху. На этот раз лифт работал. Оказавшись в своих апартаментах на пятом этаже, Шрила Прабхупада сразу лег отдыхать.

По зову Прабхупады прибежал Гирираджа – прибежал и сел на полу у его постели. Прабхупада рассказал ему, как во Вриндаване г-н Сомаия, очень уважаемый бомбеец, известный им обоим, пришел к его постели и, сочувствуя его положению, заплакал. Затем Прабхупада рассказал Гирирадже о своем счастливом пребывании в Лондоне, особенно упомянув киртаны, которые, по его словам, были замечательны. Когда Гирираджа спросил, не будет ли ему мешать стук зубил и молотков, доносящийся со стройки храма, Прабхупада ответил, что для него это музыка. После этого он лег и уснул.

В конце дня, когда Прабхупада проснулся, Тамала-Кришна спросил, не беспокоил ли его шум.

— Эти звуки нисколько меня не беспокоят, — ответил Прабхупада, — я вижу, что работа подходит к концу. Заметь разницу: в Лондоне я не находил себе места, здесь же все по-другому. Просто мне нравится Бомбей. Из городов Индии он больше всего мне нравится.

Шрила Прабхупада хотел получить от некоторых своих бомбейских учеников-санньяси отчеты. От Гаргамуни Свами он услышал хорошие новости о том, как группа его продает полные собрания «Шримад-Бхагаватам» и «Чайтанья-чаритамриты», а также другие книги в библиотеках и университетах по всей Индии.

— Я посыплю свою голову пылью со стоп всякого, кто проповедует в мусульманских странах, — сказал Шрила Прабхупада.

Локанатха Свами рассказал Шриле Прабхупаде о своих триумфальных путешествиях на воловьей повозке по индийским деревням, чем по-настоящему его обрадовал.

Через пару дней после возвращения в Индию Прабхупада перестал следовать простому режиму, предписанному ему врачом в Англии. По словам врача, Прабхупада был трудным пациентом, а когда Тамала-Кришна попытался доказать, что Шрила Прабхупада изо всех сил старается с ним сотрудничать, врач ответил, что единственное, в чем Шрила Прабхупада согласился уступить — это отложить свое путешествие с четверга на пятницу. Шрила Прабхупада коротко засмеялся и сказал:

— Так я выехал даже раньше — во вторник. Сверх-уступка. Когда он захотел взять анализ крови, я понял, что сейчас начнется аллопатическое лечение.

В течение нескольких последних недель Шрила Прабхупада принимал заменитель пищи «Комплан», но теперь решил от него отказаться.

— Какой прок в искусственной пище, — говорил он, — когда есть естественная? Вам, жителям Запада, нравится консервированная, мороженная, испорченная пища. Вы поедите, а потом храните остатки своей еды по семь месяцев, и вам это нравится. И любите пить холодное молоко. Этот «Комплан» — не свежая пища. Я попробую питаться молоком и фруктовым соком. Больше ничего искусственного!

Шрила Прабхупада планировал остаться в Бомбее еще на пять недель и подождать торжественной церемонии открытия храма, запланированной на день Рама-виджая Дашами. Но сильно окрепнуть он уже не надеялся. Хотя он и высказался в пользу свежей пищи, принимал он на самом деле лишь немного фруктового сока и мунг-джала (воды, в которой вымачивали бобы мунг).

На своих четках для джапы, которые он теперь не снимал с шеи, Шрила Прабхупада начал постоянно повторять Святое имя. Повторял он и во время массажа, безмолвно перебирая четки; и даже когда он спал, четки оставались у него на шее.

Когда Тамала-Кришна спросил Шрилу Прабхупаду о его самочувствии, то получил краткий ответ:

— Кризис.

Через несколько дней он назвал имя одного бомбейского врача и посоветовал привести его, однако, выслушав доводы Тамала-Кришны о том, что сейчас не лучшее время, чтобы приглашать очередного врача, Шрила Прабхупада отказался от этой идеи.

Тамала-Кришна высказал уверенность, что Шрила Прабхупада благополучно доживет до открытия бомбейского храма и затем отправится во Вриндаван. Эти слова, казалось, доставили Шриле Прабхупаде огромное облегчение, и, с любовью погладив Тамала-Кришну по голове, он сказал:

— Да исполнятся твои слова. Благослови меня, чтобы я сосредоточил свой ум.

Тамала-Кришне было приятно видеть, что Прабхупада воодушевился, хотя он не и чувствовал себя достойным благословлять своего святого духовного учителя. Но такого рода отношения, в которых Тамала-Кришне и некоторым другим преданным порой приходилось брать на себя роль советников Шрилы Прабхупады, продолжались уже несколько недель. Ученики чувствовали себя в этой роли неловко, однако, поскольку Шрила Прабхупада сам был инициатором таких отношений, они считали это своим сокровенным служением. Прабхупада открыто говорил: «Вдохновляйте меня», — и во многом полагался на заботу и разум своих учеников. Иногда он превращался в маленького ребенка, который тянул руки к своим ученикам, прося поднять и нести его. Но ученики понимали ситуацию правильно, а если и нет, Прабхупада напоминал им, что сознательно предоставляет им эту возможность лично послужить ему, ибо любовь к Кришне можно обрести только служа чистому преданному Кришны. Такое близкое служение было всецело духовным, но врачам, приходившим по вызову со своими лекарствами и предписаниями, понять этого было не дано.

До последнего дня Шрила Прабхупада учил своих последователей тому, как готовиться к неизбежной смерти. Он учил их высотам преданного служения, проверяя, желают ли они служить не только потому, что их обязывает к этому формальное положение преданных, но из чувства спонтанной любви – любви, которая порой выше правил и ограничений. О присутствии этой любви свидетельствовало, например, желание учеников не смыкая глаз дежурить всю ночь у постели Шрилы Прабхупады, помогая ему отправлять даже самые элементарные телесные нужды; проверялась она и тогда, когда Прабхупада подвергал их суровому испытанию, поручая им решать, должен ли он бороться за жизнь или же ему лучше спокойно умереть. Именно в виду близости этих отношений Тамала-Кришна, неуверенный в том, чтo будет лучшим решением, и привел свои доводы против просьбы Шрилы Прабхупады позвать бомбейского врача. Он был всецело озабочен здоровьем своего учителя, постоянно думал об нем и ради него готов был на все.

Прабхупада всегда сохранял за собой авторитет духовного учителя для всех своих учеников, и они об этом знали. Они могли возражать ему, выдвигать свои предложения – ведь он сам вдохновлял их выходить за рамки традиционного этикета и служить ему от всего сердца, порой даже вынуждая их его бранить. Но когда в том появлялась необходимость, Прабхупада оставлял последнее слово за собой, словно напоминая ученикам о своем высшем и абсолютном положении. Лишь во имя служения его воле жили и действовали его ученики. Шрила Прабхупада говорил, что остается в этом мире только благодаря решимости и полному преданию своих учеников – только потому, что они горячо молятся о том, чтобы он остался с ними, чтобы боролся за жизнь.

Прабхупада продолжал жить в этом мире не благодаря «Комплану» или лечебному воздействию массажа. На самом деле, он был настолько истощен, что массаж уже не был массажем как таковым, но больше был похож на успокаивающую ласку, и делать его могли только верные, преданные слуги. Когда однажды Тамала-Кришна спросил Прабхупаду, не чувствует ли тот, что может остаться еще на пять недель, подождав до открытия храма, Прабхупада ответил:

— Если ты меня вдохновишь.

Несмотря на свое состояние, Шрила Прабхупада всегда оставался самим собой: решительным в проповеди сознания Кришны, чутким к другим, веселым и всецело преданным Кришне. Когда из Англии приехал Абхирам и воскликнул, что апартаменты Шрилы Прабхупады в Бомбее достойны Индры, царя рая, Шрила Прабхупада ответил широкой и продолжительной улыбкой. Когда Тамала-Кришна после нескольких часов отсутствия вернулся к Прабхупаде и объяснил, что просто отдыхал, восстанавливая силы после путешествия, Шрила Прабхупада поддразнил его:

— Ты уже отдыхал в самолете. Ты просто любишь поспать, особенно в машине.

Когда Тамала-Кришна спросил Прабхупаду, не хотел бы тот встретиться с какими-нибудь важными гостями, Прабхупада ответил, что встретился бы разве что с г-ном Бхогилалом Пателем и г-ном Махадевией, если те смогут прийти. Через несколько минут, словно по вызову, явился г-н Махадевия, и его отвели к Прабхупаде. Разговорчивый г-н Махадевия, казалось, был настолько потрясен внешним видом Шрилы Прабхупады, что не мог беседовать свободно, как всегда. Однако по просьбе Прабхупады он рассказал немного о текущей политической обстановке в Индии.

Прабхупада проявил необычайный интерес к словам г-на Махадевии и даже попросил приподнять себя на кровати.

— Они упускают суть, — сказал он. — Весь мир. Это болезнь тела. Одна партия не лучше другой. Это испражнения — не важно, с какой стороны. Что они могут сделать?

Хотя Прабхупада был не в состоянии спускаться в храм, к Радха-Расавихари, каждый день он просил принести ему Их изображение, на которое с любовью смотрел. Еще он слышал киртаны, исполняемые во время арати в храме. Как-то, в один из дней, он попросил прикрепить обрамленную фотографию Радха-Расавихари на столбик своей кровати, чтобы постоянно на Них смотреть.

 

Однажды утром, проснувшись, Прабхупада заявил:

— Страдает каждое живое существо. От Брахмы до муравья — все несчастны.

Произнеся это, он закрыл глаза и снова погрузился в сон. Через какое-то время он опять проснулся и сказал:

— «Даиви хй эша гуна-майи / мама майя дуратьяя» (Б.г. 7.14)







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 340. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия