Студопедия — ЖМ 6 курсына интерндерге «Клиникалық электрокардиография» элективті пәні бойынша емтихан тестілері 2014-15 110 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЖМ 6 курсына интерндерге «Клиникалық электрокардиография» элективті пәні бойынша емтихан тестілері 2014-15 110 страница






Затем Прабхупада использовал пример свого здоровья для другого: чтобы объяснить концепцию варнашрама-дхармы. Он сравнил брахманов с головой, кшатриев с руками, вайший с животом, а шудр с ногами.

— Если все они в хорошем состоянии, значит, со здоровьем все в порядке, — сказал он. — В настоящий момент я страдаю, у меня не работает живот. Ни одной частью тела пренебрегать нельзя. Все части должны быть на месте, взаимодействовать друг с другом и быть здоровыми. Такова цель этого Движения, и долг правительства оказать нам защиту.

Шрила Прабхупада упомянул, с какими трудностями недавно столкнулись преданные в Майяпуре, и попросил губернатора о содействии.

— Мы непременно сделаем это, — пообещал губернатор Патвари. — Завтра я встречаюсь с премьер-министром, и мы обсудим этот вопрос.

Губернатор признал, что пресса представила факты в ложном свете. Он заверил, что в Мадрасе есть все условия для религиозной деятельности и упомянул нескольких свами, которые делают хорошее дело. Об одном из них он сказал:

— Он повсеместно пропагандирует «Гиту» самым замечательным образом.

— Многие пропагандируют, — откровенно ответил Прабхупада. — Но если вы не против, я скажу, что всем этим людям не ведом истинный смысл «Гиты».

«Бхагавад-гиту», сказал он, следует понимать как она есть, и прежде всего ее должны принять раджариши, правительственные лидеры.

Губернатор вновь сказал, что было бы замечательно, если бы Прабхупада приехал в Мадрас, и тот, казалось, принял его предложение всерьез и поблагодарил губернатора. Наконец, Прабхупада попросил о содействии в получении разрешения на постоянное проживание в Индии для нескольких своих учеников.

— Они никогда не сделают ничего плохого, — пообещал он. — Они никогда не будут участвовать в политике.

— Я знаю, — сказал губернатор. — Знаю.

— Пожалуйста, постарайтесь помочь, — попросил Прабхупада.

Позднее, когда Прабхупада упомянул, что уже почти решил отправиться в Мадрас, он и его слуги начали обсуждать все за и против поездки в Мадрас и другие места на планете. Хотя сейчас без посторонней помощи он не мог переместиться даже на несколько метров, но если на то будет желание Кришны, он готов отправиться в путь.

* * *

 

В июле 1977 года началась чатурмасья – особое для благочестивых индусов время. В это время жители Вриндавана уделяют больше времени чтению Священных писаний и посещению святых мест. В конце месяца, когда деревья и кустарники покрылись новым зеленым нарядом, во Вриндаван и в Кришна-Баларам-мандир устремились толпы паломников. Грязь и дождь не мешали их ликованию; люди облегченно вздохнули после изнурительной жары и с нетерпением ждали Джхулана-ятры — праздника, во время которого Радху и Кришну качают на качелях. Джхулана-ятра — самый большой праздник во Вриндаване, и в 1977 году он пришелся на середину августа.

Местные газеты регулярно печатали сообщения о состоянии здоровья Шрилы Прабхупады. Жители Вриндавана и окрестных деревень искренне беспокоились о нем, поэтому многие из них приходили в Кришна-Баларам-мандир не только по случаю праздника, но и потому, что волновались за Шрилу Прабхупаду. Те, кто приходил в храм к 9 часам утра, могли видеть его во время утреннего даршана Божеств.

Аппетита у Шрилы Прабхупады по-прежнему не было – последние шесть недель он почти ничего не ел. Он спал, принимал массаж, сидел и переводил, уже не соблюдая никакого режима. Чувствуя приближение кризиса, он разрешил преданным во всех храмах ИСККОН читать простую молитву: «О Господь Кришна, если Тебе будет угодно, исцели, пожалуйста, Шрилу Прабхупаду». Каждое утро он представал перед Божествами. В темных солнцезащитных очках, он сидел в кресле-качалке, выпрямившись и молитвенно сложив ладони, а двое слуг, — один впереди, другой сзади, — осторожно несли качалку из его комнаты в храм. Сначала они ставили кресло перед Господом Чайтаньей и Нитьянандой, потом – перед Кришной и Баларамой, а затем — перед Радхой и Шьямасундарой. После этого они выносили его на середину внутреннего дворика, под дерево тамала, и опускали кресло на черно-белый мраморный пол.

Шрила Прабхупада сидел лицом к Кришне и Балараме, а преданные рассаживались вокруг него и начинали киртан. В начале киртана двое мальчиков из гурукулы вставали, подходили к нему и, подняв руки, начинали танцевать, так, что их хлопчатобумажные чадары развевались в такт танцу. Обычно Прабхупада ничего не говорил и даже не улыбался, но через некоторое время он снимал с себя гирлянды и отдавал какому-нибудь преданному, а тот надевал их на шеи танцоров. Затем выходили два других мальчика, и тогда первые надевали на них гирлянды, которые дал им Шрила Прабхупада, а сами садились на место. Танец и пение продолжались в течение получаса. Вокруг собирались гости, пришедшие в храм, и многие из них клали деньги к стопам Прабхупады, покоившимся на расшитой шелковой подушке.

 

Решимость Шрилы Прабхупады отправиться на Запад крепла с каждым днем. Один из астрологов сказал, что где-то в районе четвертого сентября, предварительно показавшись врачу, Шрила Прабхупада может совершить путешествие — но только с целью лечения.

— Я отправлюсь на нашу ферму в Пенсильвании, — решил он, и в нем, казалось, проснулась надежда. Он не принимал заключения астрологов как бесспорные; он советовался с ними больше из любопытства. Астрология – тоже часть ведического знания, но расчеты современных астрологов зачастую весьма сомнительны. Когда из Дели приехал Абхирама, с прогнозом от очередного астролога, Шрила Прабхупада выслушал его, продолжая внимательно и безмолвно повторять на четках мантру.

— Его главная мысль, Шрила Прабхупада, — сказал Абхирама, — что проблемы у вас будут еще шесть месяцев, особенно в первую неделю сентября, а затем – в некоторых числах октября и ноября. Продолжительность вашей жизни – восемьдесят два года, пять месяцев и одиннадцать дней, то есть закончиться она должна 28 февраля 1978 года. Это по времени рождения и расположению звезд. Но он определенно сказал, что по милости Кришны всё может измениться. И если вы переживете 1978 год, то он ясно видит впереди еще четыре-пять лет жизни.

Когда Абхирама закончил, Шрила Прабхупада молчал несколько минут, а затем сказал:

— По всем подсчетам моя жизнь закончилась. Это не важно. Если мой конец настанет сейчас, это будет славная смерть.

— Но если вы будете жить, это тоже будет достойно славы, — добавил Тамала-Кришна.

— Да, — согласился Шрила Прабхупада. — Посмотрим, чего хочет Кришна.

Другие гороскопы тоже говорили о предстоящем неблагоприятном периоде, связанном со входом Сатурна в восьмой дом. Для Шрилы Прабхупады это был знак, что состояние его находится в самой критической своей точке. В любом случае, предначертана судьба звездами или Кришной – кто в силах ее изменить? Все в руках Кришны. Но Шрила Прабхупада по-прежнему склонялся к поездке на Запад.

— Если я смогу поработать еще немного, — говорил он, — наше Общество станет гораздо сильнее. Я хочу получше укрепить фундамент ИСККОН.

Однако разговоры Прабхупады о поездке совпали с ухудшением его состояния. Он стал меньше говорить. Когда Тамала-Кришна попробовал было побудить его взяться за перевод, Прабхупада ответил:

— Я возьмусь за него, когда у меня будет настроение. Не пытайся меня принуждать. Сейчас мне тяжело и тревожно. Перевод не делается механически.

 

Паломники, собравшиеся на Джхулана-ятру, в большинстве своем были крестьянами из Раджастхана. И мужчины, и женщины были одеты в яркие, разноцветные одежды, руки и босые ноги женщин украшали тяжелые золотые и серебряные браслеты, позвякивавшие при ходьбе. В городе прибавилось нищенствующих садху. Покрытые пеплом или глиной, с ярким тилаком, они стали привычным зрелищем на улицах Вриндавана. Ямуна во многих местах разлилась, и течение ее стало таким быстрым, что мало кто отваживался в ней купаться. Каждый день тысячи посетителей приходили в Кришна-Баларам-мандир, который стал одним из самых популярных храмов Северной Индии. На вечернее арати в Кришна-Баларам-мандире собиралось столько народу, что живущие там преданные не могли даже войти в храм. Им приходилось стоять в самом конце двора, за многолюдной толпой. Мальчики из гурукулы, встречая гостей, предлагали им журнал «Обратно к Богу» на хинди, и каждый из них за вечер продавал по двести-триста экземпляров, что очень радовало Шрилу Прабхупаду.

 

С Запада приехали несколько учеников Шрилы Прабхупады, желая побыть с ним и надеясь оказать ему какое-нибудь скромное служение. Прабхупада сидел на постели в своей темной, прохладной комнате. Один из прибывших, Мадхудвиша, более чем на год уходил из сознания Кришны, но теперь он стоял перед Прабхупадой с обритой головой и тилакой вайшнава.

— Не оставляй нас, — с чувством попросил Прабхупада. — Ты можешь стать грихастхой, но не оставляй нас.

Сатсварупе Прабхупада сказал:

— Мне понравился твой журнал («Назад к Богу»), особенно статья «Шрила Прабхупада свидетельствует».

Шрутакирти, прибывший с Гавайев, показал Прабхупаде свечи, которые они производят и продают, чем очень его рассмешил.

— У вас, жителей Запада, — сказал Прабхупада, — нет недостатка в деньгах. Но я научил вас тому, как ими распоряжаться.

Более получаса Прабхупада с любовью общался с учениками.

Затем Тамала-Кришна сказал преданным, что, похоже, в зависимости от того, кто окружает Прабхупаду, и какие новости ему сообщают, планы его постоянно меняются; он объявил, что Прабхупада хочет поехать на Запад.

В тот же вечер Шрила Прабхупада позвал к себе «Тамалу и остальных», и преданные собрались и поднялись к нему на балкон, не зная, чего и ожидать. Шрила Прабхупада лежал в постели.

— Сядьте, — попросил он. — Я просто хочу посмотреть на всех вас. Это придает мне жизненных сил.

С любовью и добротой он посмотрел на рассевшихся вокруг него преданных, а воздух тем временем наполнялся ароматом ладана, что раздувал в горшке с углями Упендра, чтобы отгонять комаров. В храме началось вечернее арати, и до маленького балкона доносились звуки киртана. Один за другим собравшиеся ученики начали растирать тело Прабхупады. Шрутакирти и Сатстварупа массировали ему ноги, а Тамала-Кришна — голову. Еще один преданный обмахивал его веером. Прабхупада лежал на спине, умиротворенно закрыв глаза.

— Все вы вайшнавы, — произнес он. — Будьте милостивы ко мне.

 

Шрила Прабхупада открыто выражал свое желание слышать только хорошие новости. Это вдохновляло его не останавливаться. Он не хотел слушать ничего другого. Днем секретарь читал ему письма, и Прабхупада позволил присутствовать при этом и другим преданным. Однажды, когда они вошли к нему в комнату, он сказал:

— Если в этом мире есть хотя бы один вайшнав, он может освободить весь мир.

— Вы и есть тот самый один вайшнав, Шрила Прабхупада, — сказал Сатсварупа.

— Вы станьте вайшнавами, — ответил он. — Каждый из вас. Почему нет?

— Мы можем попытаться, — сказал Гуру-крипа Свами.

— Да, пытайтесь, — сказал Шрила Прабхупада. — Но следуйте. Не подражайте.

— Сегодня у нас есть письмо о распространении книг, — прервал их Тамала-Кришна, — отчет за месяц.

— Это поистине хорошие новости, — сказал Прабхупада и очень внимательно стал слушать, как Тамала-Кришна зачитывает сводку Би-би-ти. Это радовало и увлекало его. Слушая о достижениях своих учеников, время от времени он покачивал головой и улыбался. Затем он выслушал длинное письмо Гханашьямы о его триумфальном распространении книг в Восточной Европе, а письмо от Туласи-даса, который развивал фермерскую общину сознания Кришны в Южной Африке, он прокомментировал:

— Когда я слушаю это письмо, грудь моя раздувается от гордости за то, что у меня есть такие ученики, и они выполняют такую работу.

В другом письме преданный написал молитву, в которой говорил, что все его духовные браться молятся за Прабхупаду, и выражал надежду, что Кришна ответит на их молитвы.

— Непременно, — сказал Прабхупада. — Я и живу-то только вашими молитвами. Последние шесть месяцев я ничего не ел, поэтому я, должно быть, и живу лишь за счет ваших молитв.

Узнав из письма из Южной Африки, что преданные молятся за него, он сказал:

— Думаю, мне придется остаться. Кришна очень добр. Он бхакта-ватсала. Столько преданных молятся, их ожидания не могут не оправдаться. Думаю, именно в этом причина моего вдохновения отправиться в путь. В таком состоянии обычно готовятся к смерти, но я собираюсь в путешествие. Не думаю, что это просто чувства. Кришна действительно присутствует в Движении сознания Кришны. Куда бы я ни поехал, посещая наши храмы, Вриндаван не покидает меня.

Панчадравида Свами написал, что готов обменять свою молодость на старость Шрилы Прабхупады.

— Мы одного возраста, — сказал Прабхупада. — Тело не имеет ничего общего с атмой. В мире Вайкунтхи мы одного возраста. Жизнь там всегда нова, мальчики всегда остаются молодыми — нава-яувана. Внешняя одежда не влияет на душу.

Продолжая отвечать на письмо Панчадравиды, Прабхупада продиктовал:

— Пусть Кришна дарует тебе долгую жизнь. Проповедуй сознание Кришны. Ты наша надежда на будущее.

Преданные, которые не видели Прабхупаду вот уже несколько месяцев, теперь могли, как в старые добрые времена, сидеть с ним и слушать, как он отвечает на письма, как учит их одерживать победу в сознании Кришны. Слушая его речь, они успокаивались. Но когда они покидали его комнату, он тихо произнес:

— Это мои последние дни.

 

Однажды, получив особенно захватывающий отчет со Шри Ланки, от Хамсадуты Свами, Тамала-Кришна решил рано утром принести его Шриле Прабхупаде. Прабхупада только что принял омовение и сидел на балкончике, готовясь в девять тридцать получить в храме даршан. На нем были две гирлянды: одна из туласи, от Кришна-Баларамы, а другая – из свежих цветов. Он облокотился на мягкий валик и слушал.

В своем письме Хамсадута сообщал о диспуте, произошедшем между ними и известным в Коломбо атеистом, д-ром Ковуром. Тамала-Кришна начал читать письмо, но Прабхупада сразу же захотел услышать ответ д-ра Ковура. Тогда Тамала-Кришна достал вложенную в письмо газетную вырезку и зачитал: «Дас и Свами спросили, могут ли ученые создать из пластикового яйца курицу. Не знаю, известно ли им, но ученые создали около десяти элементов, таких как фермий, плутоний, эйнштейний…»

— Негодяй, — прервал Прабхупада. — Ты только сотрясаешь воздух. Где курица, мошенник? Курица даже лучше ученого. Она каждую неделю откладывает яйцо, а ты просто мелешь, и мелешь, и мелешь чепуху, только и всего. Какой от тебя толк? Мы считаем, что никакого. Даже курица важнее тебя.

Тамала-Кришна продолжал: «Мы создали более десяти элементов, которые даже Бог…»

— Да кому нужно ваше создание? — снова перебил Прабхупада. — Яйца откладываются и без него!

— Нет, он говорит, — Тамала-Кришна продолжил читать, — что «даже Бог не мог создать их, потому что Ему неизвестна технология их создания».

— Плевать Бог хотел на твою болтовню, — ответил Прабхупада. — Не нуждается Он в твоем творении. Он и без твоего творения может сделать все. Достанется же тебе от Бога по зубам за то, что городишь несуразицу! Так ему и скажите.

— Я уверен, Хамсадута это уже сказал, — ответил Тамала-Кришна. — Скоро мы прочитаем его ответ. Так или иначе, этот ученый продолжает: «Известно ли этим двум людям об успехе ученого со Шри Ланки, д-ра…»

Прабхупада: Кому какое дело до этого ученого?

«Лауреата Нобелевской премии за синтез аминокислот…»

— Лауреат Нобелевской премии, — саркастически усмехнулся Шрила Прабхупада. — Еще один мошенник получил Нобелевскую премию. Получил от другого мошенника. Сури-сакши матта. В винной лавке свидетель — пьяница. Если в винной лавке произойдет инцидент, и владелец магазина приведет нескольких свидетелей, то какой от них толк? — все они пьяны. Как только поймут, что ты пьян, выставят за дверь.

Прабхупада прерывал чтение письма почти на каждом предложении. Уже много недель преданные не видели его в таком возбуждении. Когда Тамала-Кришна прочитал ответ Хамсадуты, Прабхупада остался доволен, увидев, что ученик его прибегает практически к тем же аргументам, что и он сам.

— Он выдвигает очень сильные доводы, — сказал Прабхупада. — Это проповедь!

 

Шрила Прабхупада пребывал в нерешительности по поводу своей поездки на Запад. Тому было две причины: формальности с паспортом и американским видом на жительство, а также неуверенность, вызванная предсказаниями астролога. Разумеется, основной причиной было здоровье, но порой он, казалось, был готов махнуть на все рукой и приказать своим слугам везти его в Лондон. Он уже послал Абхираму в Калькутту, чтобы тот решил проблемы с его документами. Срок его вида на жительство в США истек, а для продления ему требовалось лично явиться в делийское консульство. Паспорт и временная виза Прабхупады должны были быть готовы через четыре-пять дней. Один из аюрведических врачей, иногда навещавших Прабхупаду, сказал ему, что он должен подождать еще с неделю, но для того не было ничего мучительнее, чем постоянно откладывать путешествие, на которое ему с таким трудом приходилось собирать свою волю. Узнав, что консул США настаивает на собеседовании — что казалось практически неосуществимым — он не мог найти себе покоя. Пролежав несколько часов, он, наконец, позвал Тамала-Кришну и сказал:

— Я хочу поехать. Сможете меня понести? Как, я не знаю, но постарайтесь, доставьте меня. Я не вижу резона оставаться здесь. Психологически я в полной готовности. Не бойтесь. Я не боюсь. Умру я здесь в храме или там — все это Вайкунтха.

Тамала-Кришна попросил Шрилу Прабхупаду сначала обсудить это с несколькими из присутствующих членов Джи-би-си, но когда днем преданные собрались в комнате Прабхупады, тот сказал:

— Обсуждать тут нечего. Я всё решил. Немедленно собирайтесь в дорогу.

Но на этом трудности не закончились. Врач попросил Прабхупаду подождать еще неделю, да и сам Прабхупада не хотел покидать Индию без вида на жительство в США. Он послал Бхавананду в Калькутту, чтобы тот попытался получить нужные документы. Все эти нерешенные проблемы не давали Прабхупаде сделать выбор — отправляться в Англию или подождать.

— Я планирую остаться в Америке, — сказал он. — Я не вернусь, пока не закончу «Бхагаватам». И кроме того, я хочу там все организовать. Американские ребята такие замечательные. Если я укреплю фундамент, Движение выдержит испытание временем. Отправляемся. Врач так и будет говорить, что нужно подождать четыре дня, пока не подействует лекарство, а затем еще немного подождать... Таков их метод.

 

Наконец, Абхирама сообщил из Калькутты, что паспорт Шрилы Прабхупады готов, и американское консульство в Калькутте поможет ему получить вид на жительство в США. Тамала-Кришна побежал наверх, чтобы сообщить об этом духовному учителю:

— Хорошие новости!

Шрила Прабхупада лежал в постели, но, услышав это известие, медленно захлопал в ладоши и сказал:

— Принеси мне хорошую весть, и ты продлишь мне жизнь!

Мыслями он был уже в Лондоне.

— Там такие красивые Божества! — сказал он. — Радха-Лондон-ишвара — невинный мальчик, вот кто Он такой.

Тамала-Кришна напомнил Шриле Прабхупада, как они заполучили эти Божества.

— Да, — сказал Прабхупада, — никто не ожидал. Я было отчаялся, но Кришна сказал: «Вот Я. Забери Меня».

Шрила Прабхупада вспомнил Бхактиведанта-Мэнор:

— Там под окнами моей комнаты такая чудесная лужайка! Я думаю, грядут хорошие времена. Мадхудвиша вернулся, и Гаурасундара вернулся — блудный сын. Это благоприятные знаки.

Голос Прабхупады, поначалу тихий и слабый, постепенно набирал силу.

— От ошибок никто не застрахован, — сказал он, имея в виду падение некоторых своих учеников. — Но их можно исправить, а в будущем быть очень внимательным, чтобы их не повторить. Кришна никогда не забывает того, кто оказал Ему пусть даже небольшое служение.

— Вы тоже никогда не забываете, Прабхупада, — сказал Тамала-Кришна.

— Как я могу забыть? Вы помогли мне исполнить миссию Господа Чайтаньи и моего Гуру Махараджа! Я все время прошу Кришну наделить вас силой. Я незначителен. Я ничего не могу. Но я молюсь Кришне о том, чтобы Он даровал вам силу.

Прабхупада вспомнил о том, чтo он думал, когда установливал Божества в Австралии: «Как эти млеччхи и яваны будут обращаться с Божеством?» Но, приехав в следующий раз, он увидел, как хорошо его ученики Им поклонялись.

— Старайтесь делать все хорошо, — сказал он, — и Кришна вам поможет. Во всех своих делах я опираюсь на этот принцип. Я просто пытаюсь в меру своих способностей выполнять все, чему научил меня мой Гуру Махараджа.

Шрила Прабхупада, уносимый волнами духовных эмоций, продолжал говорить, увлекая за собой своих любящих учеников.

— Когда я отправляюсь в Америку, — сказал он, — особенно в Лос-Анджелес и Нью-Йорк, то чувствую себя как дома.

Вспомнив Нью-Йорк, он погрузился в воспоминания о своих первых днях в Америке.

— Я был словно уличный мальчишка, — рассказывал он. — Я гулял то тут, то там, рассматривая достопримечательности. Это был Нью-Йорк. Однажды утром я увидел, что все стены стали белыми. «Почему они побелели? Кто побелил их?» — подумал я. Я спустился по лестнице и увидел, что все завалено снегом. Я спустился с зонтиком и пошел под снегопадом покупать пакет молока. Тогда я жил на чердаке. Там все время было темно. Но меня это не волновало. Трудности меня не волновали. Я хотел лишь проповедовать. Иногда люди трогали меня, например, бродяги на Бауэри, но никто не был настроен враждебно. Все относились по-дружески. Даже бродяги. Когда я пытался пройти в свое здание, бездомные, которые лежали у меня на пути, вставали и пропускали меня. Я не видел разницы между друзьями и врагами.

Прабхупада рассказал, в каком шоке был один из его друзей, когда услышал, что он переезжает в Бауэри. «О, Свамиджи, — сказал он, — вы переехали на Бауэри? Это жуткое место!»

— Я прошел через много опасностей, — продолжал Прабхупада, — однако я никогда не думал: «Здесь опасно». Где бы я ни находился, я считал это место своим домом.

Шрила Прабхупада вспоминал случайные подробности о своих первых усилиях в проповеди на Второй авеню, 26.

— Я трудился изо всех сил, — сказал он. — Читал лекции в семь утра и в семь вечера. Я готовил прасад и угощал всякого, кто ко мне приходил. Помнишь, Сатсварупа? Ты приносил манго и другие фрукты. Ты каждый день приходил. Те дни прошли. Теперь я счастлив, вспоминая их. Помните того парня, Стрьядхишу? Он съедал столько чапати… Ему всегда было мало. Каждый раз, когда он просил добавки, я давал ему сразу по четыре штуки. Киртанананда, Ачьютананда. Семьдесят пять человек приходили на воскресный пир!

Прабхупада вспомнил первый храм в Сан-Франциско, первый храм в Лос-Анджелесе, поездку в Сиэтл, вспомнил, как он понуждал Гаурасундару отправиться на Гавайи, как получил письмо с Гавайев от Говинда-даси, которая писала, что идет сезон манго, и как Прабхупада приехал туда, и «это был сезон крыс, и всю ночь они бегали по стропилам»…

— Сознание Кришны — это новая жизнь, — сказал Шрила Прабхупада. — В этом нет сомнения.

Он вернулся к предстоящему путешествию и сказал, что мог бы спать на трех стоящих в ряду сиденьях самолета. Но он предупредил преданных смотреть в оба, чтобы по приезде в Америку его не похитили. Раньше он считал, что Кришна, возможно, препятствует его поездке в Америку, чтобы оберечь его от нападок демонов, но теперь он поедет в любом случае.

Прабхупада готов был покинуть Индию, но проволочки и беспокойства продолжались. Из Калькутты вернулся Балаванта, но Прабхупада вовсе не обрадовался ему и строго спросил, почему тот вернулся без Абхирамы? Балаванта сказал, что просто хотел побыть со Шрилой Прабхупадой и подумал, что Абхирама и без него справится с последними формальностями в получении вида на жительство. Прабхупада отругал Балаванту, сказав, что служить гуру куда лучше, чем просто быть с ним.

Затем Тамала-Кришна поехал в Дели за билетами. Двумя днями позже узнав, что, возможно, Тамала-Кришна и другие американцы смогут покинуть Индию лишь через несколько дней, Шрила Прабхупада сказал, что готов выехать немедленно, не дожидаясь их, взяв слугой одного лишь Шрутакирти.

Потом Прабхупада узнал о забастовке в лондонском аэропорту, а затем, в ночь накануне запланированного отъезда, его состояние снова ухудшилось. Многие преданные убеждали его не ехать. Но, как это ни удивительно, из Дели привезли его паспорт и билеты, и в полночь 28 августа, после шестимесячного пребывания во Вриндаване, Шрила Прабхупада и его группа на нескольких машинах выехали из главных ворот Кришна-Баларам-мандира по направлению к Дели.

Когда они отъезжали, к Прабхупаде подошел его вриндаванский друг, Бисан Чандра Сетх, и принялся громко протестовать:

— А если, случись что, ты оставишь тело за пределами Вриндавана? Что в этом хорошего?

Прабхупада сказал г-ну Сетху, что ученики очень любят его, и потому он не может так легко отказать им в их просьбе. Но если путешествие это станет слишком трудным, он тут же вернется. Он сказал, что просто полагается на Кришну.

В дороге Прабхупада лежал на матрасе на заднем сиденье своей машины. Через два часа езды по дорогам, сильно пострадавшим от наводнения, они прибыли в аэропорт Дели. Шрила Прабхупада ждал в машине. Стояло теплое раннее утро, и преданные приоткрыли двери. Бхавананда Госвами, которого только что выпустили из тюрьмы в Бенгалии, приехал как раз вовремя, чтобы успеть повидать Шрилу Прабхупаду. Он подошел к машине и приложился головой к его стопам.

— Как ты? — спросил Прабхупада. Бхавананда сообщил, что в Майяпуре все налаживается. Все местные жители, включая садху, на стороне ИСККОН и против напавших на храм разбойников.

Перед регистрацией Шрилу Прабхупаду перенесли в зал ожидания. Его и его группу провожали около десяти преданных. В группе Прабхупады было четыре человека: Тамала-Кришна, Упендра и Прадьюмна со своей женой Арундхати. Шрила Прабхупада сел прямо на диванчик в зале, молча перебирая в своем мешочке четки. Его руки и босые ноги, обутые в сандалии, немного опухли. Он осмотрелся и едва заметно кивнул каждому ученику в знак признания.

Преданные чувствовали, что Шрила Прабхупада не хочет ни о чем говорить. Они испытывали восторг и полное удовлетворение просто от того, что они – с ним рядом. Он уже все сказал им в своих книгах и отдал им всего себя без остатка. Поэтому они пели и с любовью смотрели на него до самого последнего момента, когда он въехал на каталке в салон самолета.

ГЛАВА ПЯТЬДЕСЯТ ТРЕТЬЯ

Великий воин Кришны

 

Всё время продолжительного перелета Шрила Прабхупада был серьезен и молчалив. Во Вриндаване слуги еще могли как-то облегчить его тяжелое положение, но сейчас они были беспомощны. Их окружали сигаретный дым, громкая болтовня и пьяный смех. Тамала-Кришна, при всем своем желании, не знал, что сделать для Шрилы Прабхупады, о чем его спросить. Шрила Прабхупада не любил, когда его спрашивали о самочувствии.

Слуги Прабхупады понимали, что не способны до конца понять мысли своего духовного учителя, да и Писания не советуют пытаться постичь мысли Вайшнава. Но они знали, что служение их — всячески помогать духовному учителю: обеспечивать тишину, омывать и одевать его, носить в храм на даршан Кришны-Баларамы. Однако сейчас они были лишены возможности делать все это. Теперь, более чем когда-либо, Шрила Прабхупада находился в руках Кришны. За несколько месяцев до этого, в Бхуванешваре, он сказал, что, несмотря на все свое желание, ученики не в силах избавить его от беспокойств, причиняемых старостью. Он привел пример: даже когда он доберется до своих роскошных апартаментов в поместье Бхактиведанты, это не значит, что там ему не придется терпеть неудобства. Однако Тамала-Кришна, будучи очень опытным и чутким к желаниям Прабхупады слугой, несколько раз подходил к своему духовному учителю и заговаривал с ним.

— Шрила Прабхупада, — говорил он, — когда вы приедете в Лондон, преданные будут очень рады вам.

— Да, — отвечал Шрила Прабхупада, — хорошо, что мы едем...

Однако большую часть времени Шрила Прабхупада молчал и размышлял о Кришне и о том, как нести миру любовь к Кришне.

Полет оказался на редкость изнурительным. В Риме рейс задержали на четыре часа, и Шриле Прабхупаде пришлось все это время ждать в зале аэропорта. Когда же, наконец, они подлетели к Лондону, первый пилот сообщил, что посадка невозможна из-за забастовки, поэтому самолет еще несколько часов кружил над городом. Наконец, спустя двадцать часов после вылета из Дели, самолет приземлился в аэропорту Хитроу.

Сотрудники таможенной и иммиграционной служб, а также наземная команда авиакомпании «Бритиш Эйруэйз» позволили Шриле Прабхупаде, сидящему в кресле-каталке, быстро пройти все формальности. Вскоре его уже окружала толпа восторженных учеников, и, сев в белый «роллс-ройс», он направился в Бхактиведанта-Мэнор.

Какой контраст — после мирной и духовной атмосферы Вриндавана оказаться в Лондоне с его аэропортом и ведущими в город переполненными магистралями! Но Шриле Прабхупаде не в новинку было внезапно покидать Индию, с ее климатом и духовной культурой, и лететь на Запад. Уже несколько лет он почти регулярно перемещался с Востока на Запад, с севера на юг, из одной страны в другую; он оказывался то среди снегов, то в тропиках, то в городах, то в джунглях; среди людей с белой кожей, людей с темной или желтой кожей. Он не был индуистским деревенским гуру, которого могут привести в изумление сотни несущихся по шоссе автомобилей, дымящие заводские трубы, небоскребы и люди-мясоеды, бешено гонящиеся за богатством и успехом. Шрила Прабхупада не переживал никакого «культурного шока».







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 342. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия