Студопедия — Царица саамов 1 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Царица саамов 1 страница






Серо Николаевич Ханзадян

 

ЦАРИЦА АРМЯНСКАЯ

 

Роман

 

Авторизованный перевод с армянского Регины Кафриэлянц

Художник Петр Перевезенцев

 

 

СКАЗАНИЕ ПЕРВОЕ

 

Дед мой отправился в Хайасу, а

отец мой был с ним. Дед достиг Страны

Хайасы, чтобы сразиться с царем

Хайасы Каранни в битве за Куммаху.

 

(Из летописи царя хеттов

Суппилулиума, 1347 г. до н. э.)

 

— Подъезжаем, Таги-Усак?..

И без ответа на свой вопрос царица Мари-Луйс знала, что скоро

завидится высокая башня Нерика. Там предстоит ей деяние, которого не

свершить без крови.

Невозможно прожить безгрешно. Царица откинула полог, защищающий ее от

палящего солнца, чтобы лучше видеть все вокруг. Она восседала на мягком

ложе в колеснице. Обнаженная спина правившего конями Арбок Перча отливала

медным блеском, кожа местами облезла.

Правивший колесницей астролог двора ее величества кивнул головой.

— Подъезжаем, великая царица, — сказал он.

Армянская царица следовала на поклонение к покровителю Нерика богу

Мажан-Армазду, просить, чтобы дал ей силы пообломать когти богу зла

Дживагу, чтобы не вонзались в ребра коней боевых порядков войска ее

супруга.

Мари-Луйс внутренне ликовала, сознавая, что она прекрасна, как весна,

что муж изнывает по ней, как земля по воде. Вот и этого, Таги-Усака, явно

влечет к ней. Да и она словно огнем загорается, невзначай прикоснувшись к

нему. Но полно, неужто и ее тоже влечет к этому человеку, который взирает

на нее со сдержанной покорностью, но взглядом, пронзающим душу?..

Вспомнился муж. Высокий, поджарый, темнолицый и черноглазый. И борода

у Каранни черная, курчавая. Голос властный, но и покорный, когда он

говорит ей: «О моя царица! О свет моей души!»

Мари-Луйс стала супругой престолонаследника, едва ей исполнилось

семнадцать лет. И оттого, что матери мужа к тому времени не было в живых,

ее провозгласили царицей. Сейчас у нее уже есть ребенок, названный в честь

деда Уганной...

Великий царь нежданно явился во владения ее отца Гегама, властителя

земли Сисаканской.

Еще с носилок он сказал ему:

— Именем богов прошу, представь нам твою старшую дочь!..

Мари-Луйс помнит, как ее привели к царю и как она смело спросила:

— А где же тот, кому боги предназначили меня в жены?

Стоявший на боевой колеснице престолонаследник Каранни набросил на

нее аркан:

— Здесь я, дикая лань! Пади ниц! Покорись!

Облака в небе вдруг рассеялись. Выглянуло солнце. Время близилось к

закату. Дым из их дома-крепости потянулся в небесную высь. Жрецы Сисакана

сочли все это добрым знамением перед венчанием.

В ту ночь Мари-Луйс, развязав пояс девственности, сказала супругу:

— Если бы наше бракосочетание свершалось не волею богов, а только по

твоему желанию, и тогда оно состоялось бы. Боги ниспослали тебя в великую

радость, в усладу мне...

Мари-Луйс еще многое вспомнила, но горечи сожаления при этом не

испытала.

Завиделись группы нерикцев. В коротких одеждах и в островерхих

шапках, почти все рослые, зеленоглазые, они приближались с какими-то

выкриками, словно заговаривая, околдовывая все вокруг. Мари-Луйс брезгливо

передернулась. Особенно неприятными были откровенно вызывающие

телодвижения жриц.

Мысленно она вновь перенеслась ко дням своей свадьбы, будто в них

помощь искала...

На рассвете Каранни повязал на жене ее пояс, который всю ночь

оставался расстегнутым, поднял ее на руки, вынес из покоев, усадил в

колесницу и обратился к прибывшим с ним на свадьбу приближенным и воинам:

— О потомки Мажан-Арамазда и Эпит-Анаит! Исполнилась воля богов, я

женат. И теперь я вижу и вширь и вдаль, как сокол, и могу одним взглядом

охватить все поле боя. И слух у меня отныне как у дикой кошки, могу

издалека услышать ненавистные голоса наших недругов. Я говорю вам, о

храбрецы, что этой ночью великий бог Мажан-Арамазд вознес меня в свои

чертоги и повязал нас пурпурно-огненным поясом.

Он снял с себя белый плащ и набросил его на плечи жены.

— Вот ваша царица! Она — избранница богов и возлюбленная дщерь богини

Эпит-Анаит! Почтите ее!

— Слава нашей царице! — загремело воинство...

Все это было шесть лет назад.

По дороге в Нерик с грохотом катили запряженные быками телеги.

Завидев царскую свиту, возницы поспешили отогнать быков на обочину,

осадить их и прижать к земле. Караван тянулся в горы, к кочевым пастушьим

племенам. Вез им в обмен на мясо сыр, на шерсть и кожу — ячмень, пшено и

глиняную посуду.

Царица проехала мимо возов, не бросив и взгляда на них.

Таги-Усак развернул розовый шелковый балдахин над головой царицы.

Отблески заходящего солнца, просвечивая сквозь шелк, подчеркивали

очарование царицы, прелестный цвет ее лица, огромные черные глаза, тонкие

дуги бровей.

— Ты излучаешь свет, о женщина! — Таги-Усак зажмурился, как

одурманенный. — О боги, как и откуда берется такое! Когда ты вскидываешь

ресницы, из глубин твоих черных зрачков извергается пламя!

Царица помрачнела. «Величием своих деяний ты превзойдешь богиню

Астхиг, но конец твой будет кровавым! — предсказал ей два года назад

прорицатель и добавил: — Потому что благодаря тебе будут развенчаны боги и

погибнет много людей!»

Вот они в провинции каскейцев, что на северо-западе от земли

армянской. Дальше — Верхнее море. Там, говорят, обитают морские чудища.

Хотелось бы их увидеть. Таги-Усак утверждает, что все они пучеглазые и

белогривые. Потрогать бы их... Сердце как солнцем опалено, жарким солнцем,

жаркой страстью.

Земля каскейцев — междуречье Ализона и Галиса в стране хайасов —

обиталище диких быков. Живут тут и люди, и боги со страшными ликами.

Мари-Луйс пожелала убедиться, действительно ли они так сильны, эти

боги, как о них говорят.

Когда ее везли этой дорогой в дом жениха, рабы, несущие носилки,

вдруг сбились с ноги. Не миновать бы ей разбиться на скалах, не подхвати

ее в воздухе один из рабов. То был Арбок Перч.

Царица повелела обезглавить виновников этого происшествия вместе с

проводником каравана.

Добрались до переправы через Евфрат. Жрецы хотели принести человека в

жертву святым водам Евфрата, как это обычно делается. Однако царица

запретила им.

— Но прекрасная царица! — удивился верховный жрец Арванд Бихуни. —

Таков ведь обычай: прежде чем перейти большую реку, надо непременно

принести жертву богине всех морей Цовинар!

— Принесите ей в жертву вина. Да побольше. А человека в жертву не

разрешаю...

И потекло вино из бурдюков в воды Евфрата. Мари-Луйс искупалась в

винном потоке и приказала зажечь костры на плотах.

Богиня Цовинар ненасытна, ей, видишь ли, подавай в жертву только

человека. А царица не подчинилась.

Стоя на плоту, она вдруг вскричала:

— Эй, шлюха Цовинар, ты утоляешь свою страсть, упиваясь человечьей

кровью? Сгинь, треклятая!

Таги-Усак онемел от ужаса.

— Под какой ты звездой родилась, царица наша, Мари-Луйс, что берешь

на себя смелость отказать грозной Цовинар?!

Глаза Мари-Луйс сверкнули веселым смехом.

— Под красной звездой я родилась, астролог! Помнишь, ты сам показал

мне ее, эту звезду, которая на рассвете видна в западной стороне

небосклона?

Таги-Усаку страшно было глядеть на ее красоту. Такая красота порой

пугает не меньше любого уродства...

Навстречу свадебному кортежу с опаской приближались люди армянских

племен, они несли изображение своих богов и гнали впереди себя белых

жертвенных бычков. Одеты кто во что, многие в коротких красных штанах и

безрукавках. Вид у всех воинственный, и особенно у жителей гор, головы

которых украшены ивовыми ветками, кабаньими клыками, разными рогами.

Мари-Луйс дивилась, как много племен населяет страну хайасов.

Пропахшие овечьим духом горцы возглашали: наш бог — баран! Что ж, баран —

это прекрасно. Но царицу огорчало, что единокровные племена пребывают в

постоянной вражде между собой из-за пастбищ, из-за рек. Нет для них ни

законов, ни пределов дозволенного. Вечные распри тяжким бременем давят на

страну, терзают ее...

Кортеж вступил во владения племени зимаров на горе Таримар, с вершины

которой Мари-Луйс увидела наконец Верхнее море.

— С твоей любовью мне теперь все по силам, и я завоюю Верхнее море! —

воскликнул Каранни. — Вся ширь его голубых просторов будет принадлежать

тебе, моя жена!

Мари-Луйс пожелала увидеть город Шамуху.

— Я хочу разрушить пять храмов его пяти богов-покровителей и возвести

из камней их развалин крепость.

— Да простят тебе боги, царица, — ничуть не испугавшись, сказал

Каранни, — неужели ты решишься сокрушить их?

— Нам нужен не ладанный смрад, супруг мой. Нужна крепость, твердыня,

сила!

Она была убеждена в правоте своих слов.

И верно, соседи-хетты — враги. Их царь Мурсилис частенько вторгается

в западные земли Армении. А его отец некогда захватил армянские земли

Торгома. В тамошних полях ячменное зерно родится размером с ягоду

шиповника, и реки полнятся рыбой. Город есть в землях Торгома, Дукамма.

Армяне в нем — серебряных дел мастера, зеркала делают, сосуды разные. И

все это вывозят на продажу в Египет. Хетты захватили Тегарамские земли

армян с городом Тиль-Гаримму. Там добывают белый воск. И женщины много

родят. Надо отвоевать у хеттов все, что они насильственно захватили. Но

царица понимала: чтобы такое удалось, необходимо прежде всего объединить

все разрозненные земли и их родовых владетелей, надо развенчать

бесчисленное множество богов, которым они поклоняются. Пусть чтут

Мажан-Арамазда с его вечной спутницей Эпит-Анаит. «Будьте вы прокляты,

ненавистные хетты! — подумалось царице Мари-Луйс — И да не прольется сто

тысяч лет на ваши пашни ни одного дождя, и девы ваши пусть не познают

мужчин, пока не потеряют способности к деторождению. Лживы твои боги, царь

хеттов Мурсилис, лжив и твой высший бог Тарханатас. И все твои предки

лживы, Мурсилис. Нет у тебя права на эти земли. Ты захватчик и грабитель!

О Мажан-Арамазд, воспылай огнем!»

Юг страны хайасов, землю Митани, населяют племена хурритов. Мари-Луйс

получает дары от старшей жены их царя, трон которого в городе Вашугане,

что на берегу реки Хабур. Хурриты утверждают, что они тоже армяне.

— Подъезжаем, божественная!..

Царица очнулась от дум. Она уже на подступах к городу-крепости

Нерику. Мари-Луйс хочет оттуда разведать, какова ратная сила Мурсилиса.

Над горными кручами то и дело сверкают молнии. Бог Шант* этими

огненными сигналами требует жертв. Чтобы унять его гнев, надо отдать ему

дань. Боги, они такие, не ублажишь их, ничего и не получишь, даже самой

малости. Омерзительны они...

_______________

* Бог грома и молнии. (Здесь и далее прим. переводчика.)

 

— Подъезжаем, божественная!..

— О Таги-Усак, звезда моя путеводная, вечно ты тревожишь мне душу.

Замолчи, слышишь, замолчи!

Вот и крепостные стены Нерика, а под ними кущи деревьев. Это именно

здесь явился навстречу свадебному кортежу верховный военачальник царского

войска Каш Бихуни, волоча за волосы юношу-раба, с намерением бросить его

жертвой в священный огонь.

— Великий воин, отныне в нашей стране более никто из людей не должен

быть приносим в жертву. Таково мое желание. Если хочешь, чтобы у меня, у

супруги Каранни, было много сыновей, прекрати уничтожать людей. Я требую

этого.

Каш Бихуни, низкорослый, седовласый человек, покорно склонился перед

Мари-Луйс.

— Твоя воля священна, великая царица!

Жрецы, и особенно верховный жрец Арванд Бихуни, недовольно зароптали.

В Нерике верховный жрец окрасил ногти ей и Каранни и ввел их в храм.

— Да хранят вас боги! Будьте в радость друг другу.

Верховный жрец остался под сенью колышущихся ветвей деревьев гадать о

том, чем обернется день грядущий...

...И вот снова вступает она в Нерик. Но одна, нет с ней Каранни.

Сопровождающие царицу придворные и слуги имеют отличительные знаки на

одеждах. Арбок Перч умело правит колесницей и высоко держит царское знамя.

— Юноша, спасший меня от падения в бездну, — слышит он вдруг

обращенное к себе слово царицы, — как тебя звать?

— Я Арбок Перч, царица, твой раб и нижайший слуга.

— Отныне ты свободный человек, Арбок Перч! — порешила царица. —

Будешь командовать сотней моих воинов-телохранителей.

Арбок Перч бросился в ноги своей повелительнице:

— Да пребудут вечно с тобою боги, о великая царица!

Город раскинулся на берегу реки Тер Мадон, спускаясь по склону

высокой горы. Стены, окружающие город, являют собой несуразные

нагромождения разноцветных каменных глыб.

Прошли через единственные ворота в стене и поднялись вверх по горной

тропе.

У въезда в город царицу встречали жрецы во главе с властителями

Нерика. Они помогли ей сойти с колесницы на устланный цветистыми коврами

помост, служанки бросились переобувать ее в золоченые коши*. Мамка

незаметно для посторонних глаз осенила царицу своим амулетом, отгоняя от

нее возможное зло и напасти. Жрецы воскурили смесь ладана с кардамоном.

Вдохнув этот чудный аромат, царица даже чихнула.

_______________

* Нарядная домашняя обувь с заостренными носками.

 

Воздев руки к небу, Арванд Бихуни воскликнул:

— Боги милостивы к тебе, царица! Да даруют они тебе столько лет

жизни, сколько листьев на деревьях в лесу, сколько перьев у птиц всей

земли!..

Все двинулись по узкой мощеной улочке. Дома здесь круглые, как шатры,

и наполовину врыты в землю, а входы у них как колодцы. И при каждом доме

особые помещения для содержания скота. И еще сторожевые башни. К улице

обращены глухие стены домов — без окон и дверей.

Перед царицей предстала группа певцов. У многих из них в руках были

трехструнные инструменты, под звуки которых они хором пели протяжную

величальную песню. К ним присоединился и Таги-Усак. Он пел громче других.

 

Армянские горы высокие,

Высоки и брови царицы армянской.

Черный орел парит в небесах,

То — царь Каранни,

Белотелой царицы армянской владыка.

Приди, жертва...

 

И толпа отозвалась ему:

 

Приди, жертва...

 

Это резануло ухо Мари-Луйс. Особенно неприятно ей было слышать

Таги-Усака. «Приди, жертва...» Кого он призывает?..

Двуглавый белокаменный храм высился в самом центре. Врата его

распахнулись, и толпа жрецов вырвалась наружу, как буйволы, сорвавшиеся с

привязи. Белые одежды их развевались, сандалии гремели на брусчатке.

Впереди шествовал Арванд Бихуни. И когда только он успел оказаться в

храме? Верховный жрец был невысок, с крашеными рыжими вихрами, лобастый.

Необычайно ярко одеты были жрецы, но грудь и ноги от самых колен у них

оголены и татуированы. Вид у этих колдуний довольно блудливый.

Одна из них вдруг выкрикнула:

— Этой ночью я видела кровавое пятно на роге Юпитера! Беснуется...

Над горизонтом поднялись крылатые тучи, поплыли навстречу друг другу.

Царице в этом почудилось предвестие беды. Отчего бы? День выдался на

редкость спокойный.

Арванд Бихуни плеснул к ногам царицы ароматной воды.

— Да не ведать тебе недобрых вестей, божественная! День сегодня

прекрасный!..

Входя в храм, царица ощутила запах крови. Неужто жрецы принесли в

жертву человека по случаю ее приезда?! Она поискала взглядом Таги-Усака,

но рядом с ней шел Арбок Перч.

— Прогони страх, великая царица! Я взорву этот храм, если жрецы хоть

в чем-то поступят против твоего желания.

Царица недолго оставалась в храме. Наскоро помолясь, она в

сопровождении властителя Нерика проследовала в его дом. Он без умолку

сыпал льстивые речи:

О великая царица, пока вновь не явит свой свет Эпит-Анаит, да найдет

отдохновение в моей скромной обители твое прекрасное тело!..

Заблудший луч луны играючи скользнул по круглому куполу храма. Улицы

еще полнились запахами ладана и ароматами разных воскурений.

В доме властителя царицу искупали, намаслили благовониями и уложили

спать.

Пробудившись поутру, она очень остро почувствовала чужие запахи. И

все вокруг такое чужое...

Мамка кинулась помогать ей одеться.

Сидя перед зеркалом*, царица увидела свои обнаженные плечи и грудь.

Тайная дрожь пробила ее от сознания своей женской красоты и силы: груди у

нее по-девичьи упругие, шея высокая, стройная, и волосы, ниспадающие на

плечи, густые, блестят. Вспомнилось, как еще до замужества мамка, вот так

же обряжая ее, восклицала: «Богиня Эпит-Анаит своими чарами и красотой

поделилась только с тобой, дочь моя! Ты — чудо! Знай, судьба женщин

определяется звездами, а счастьем и обольстительностью их наделяет богиня

Эпит-Анаит. Почитай и люби ее! И может, только ее...»

_______________

* Зеркалами тогда служили отполированные серебряные пластины.

 

Да, вот так-то! А зачем вообще нужны все другие боги? Никому не

нужны. Пусть все они сольются с сутью породившей их Эпит-Анаит. Всего один

бог! Всего один...

Мари-Луйс вспомнила мужа, и в ней поднялось чувство вины. Она, увы,

не полностью, не без остатка предана ему. Ночами мрачная тень нависает над

ее изголовьем. Бог-сон уносит Мари-Луйс далекими тропками. Иная душа

прельщает царицу. Все замирает в ее околдованном существе. Отчего это так?

Где предел, где ключ к разгадке?..

Часто, очень часто эти думы одолевали Мари-Луйс и пугали ее. Но жажда

наслаждения не знает границ...

Мамка одела царицу, и наряды скрыли всю силу и прелесть ее наготы.

Посвежевшая после сна, Мари-Луйс казалась еще более прекрасной. Но в

глубине души ее угнетала необъяснимая тревога: неужто Эпит-Анаит не

вдохновляет ее?..

В зеркале скользнул чудесный луч...

К вечерней трапезе царицу ждали властитель Нерика, полководец его

войска, правитель дворцового гарема. Тут же были верховный жрец Арванд

Бихуни, старшая жена властителя Нерика и ее дочери.

Вдоль стен зала тянулись устланные звериными шкурами низкие диваны, а

перед ними тоже невысокие столы, заставленные серебряными и золотыми

кувшинами и столовой утварью. Языки пламени факелов и светильников,

отражаясь, зажигали бликами своих отсветов стекло сосудов, полнящихся

винами и пивом. Над кушаньями курился ароматный пар.

Арванд Бихуни освятил пиршественный стол. Все стоя подождали, пока

сядет царица. Мари-Луйс взяла за руку старшую жену властителя и усадила ее

рядом с собой. Та была очень польщена. Властитель принялся сам разрезать

изжаренную на вертеле косулю и затем положил лучшие куски царице, а уж

после нее и всем другим.

— Угощайтесь! Дом мой беден, но сердце богатое. Возрадуемся

благоволением богов!..

Все безмолвно принялись за еду.

Царице снова вспомнился муж. Отчего бы в такую минуту, когда все

молчат, только челюстями работают? Ей налили вина. Она выпила с именем

Каранни на уме.

В углу у стены смиренно стояли семь юных девиц, и среди них

Таги-Усак. Царица не без удивления подумала: «Почему мужчины не

развлекаются с ними? Может, запрещено это?.. Но почему? Почему человеку

нельзя, как богам, быть вольным в исполнении своих желаний?..»

Мари-Луйс посмотрела на астролога и приметила, что глаза его горят.

Перехватив ее взгляд, он сразу присмирел. «Вот так-то, — смакуя вино,

подумала царица, — смирись, низменное создание, перед тобой царица!» Но,

обуреваемая огнем желания, Мари-Луйс опять глянула в его горящие глаза. И,

кажется, испугалась: «Нет, нет! В небесах один бог — Мажан-Арамазд, а на

земле — мой супруг. И когда только старый больной царь-отец испустит дух,

чтобы мне наконец увидеть своего Каранни на троне?!. И отчего так долго

живут цари-отцы?..»

Камины пылали благовонными сполохами пламени, в светильниках

потрескивало горящее масло. Все вокруг было как бы погружено в дремотную

мглу.

Таги-Усак и юные девы тихо напевали, и пение их словно бы переполняло

кубки с вином и делало его еще более хмельным.

 

Священные воды Евфрата

Твоею волей текут, Мари-Луйс,

Царица ты наша...

 

Царица подняла кубок.

— За наше обильное пиршество, такое достойное и приятное!

Ночь свивала черный клубок.

Тревожная ночь! Звезды сделались совсем маленькими, размером с

маковые зерна, как говорит астролог Таги-Усак. И чего только он не знает.

Песнь Таги-Усака — это искра молнии, рассекающая ночную тьму!

— Вселенная подобна мысли! — журчал напев Таги-Усака. — Нет у нее ни

начала ни конца. Где ни остановись храбрец-воитель, он может метнуть

армянское копье и дальше. И мир, как время, ни начала ни конца не ведает.

Все сущее безгранично. И маковое зерно, столь малое, можно бессчетно

делить, а оно все есть. Все, что существует, неизбывно. Раз в столетие

волшебная птица спускается с тучи и заостряет свой клюв, натачивая его о

скалы Масиса*. И если, делая так, волшебная птица наконец сточит весь

Масис — это будет лишь мгновенье вечности...

_______________

* М а с и с — армянское название горы Арарат.

 

Вот о чем песнь Таги-Усака. И ему тихо подпевают девственницы. А ночь

свивает свой черный клубок.

 

 

* * *

 

Наследный принц Каранни выехал из столицы Куммахи в день начала

праздника бога Мажан-Арамазда. Он объявил, что едет на поклонение в

Тондрак*, испросить у бога огня исцеление больному отцу своему, царю

Уганне, и молить о том, чтоб вечно светилась душа его матери, которую сам

он даже не помнит. Однако цели у него были иные...

_______________

* Т о н д р а к — одно из древних армянских селений, ныне не

существует.

 

Полководец царева войска, верховный военачальник Каш Бихуни советовал

Каранни ехать в Тондрак через Тавруберан, что в центре земли армянской.

Больной отец сказал:

— Боги призывают меня к себе, сын мой, и я готовлюсь передать тебе

свой жезл. Вот этими двумя руками и одним копьем я правил нашей страной.

Но знай, врагами нашими остаются все те же хетты. У царя хеттов Мурсилиса

голова кругом от вражды и противоборства между своими племенами. Момент

сейчас очень благоприятный, сын мой. Собирай войско и выступи против

Мурсилиса, верни земли деда твоего и отца. Я не испущу дух, пока ты не

вернешься. Буду ждать твоего возвращения!..

Страна хайасов не целостна. Племена, ее населяющие, не объединены.

Почти каждое из них живет на свой лад. Среди армянских родов и племен

постоянно толкутся хеттские купцы, жрецы, врачеватели, разного рода

прорицатели и блудницы. Хеттские прелестницы своими телесами и обманными

нежностями дурманят армянских родоначальников, уверяя, будто они

посланницы богов.

Каранни был совсем юн и потому нетерпелив и горяч. Рослый, с черной

копной кудрей, забранных обручем, с трудом удерживающим их обилие, он

временами надевал шлем и начинал поторапливать своих воинов.

— Быстрее, еще быстрее!..

Он держал в руках лук с натянутой тетивой и время от времени пускал

стрелу в стаю стервятников, сопровождающих войско.

— Прочь, прочь, черная тьма!..

Миновали Полун и приближались к Тавруберану с его городом-крепостью

Дзюнкерт. По левому берегу реки Арацани, за лугами, на высокой скалистой

горе, показались толстостенные башни, а затем и невысокие, узкие ворота.

Каранни выслал в Дзюнкерт гонца и, вплотную приблизившись к Арацани,

приказал раскинуть лагерь под сенью диких яблонь и груш.

— Однако родоначальник тавруберанцев не выехал тебе навстречу,

царевич! — заметил верховный военачальник Каш Бихуни. — Не к добру это.

— Твое брюхо — вместилище подозрений, — отмахнулся Каранни.

— Боги так вещают. Это они-то и толкутся у меня в брюхо.

Оба весело засмеялись. Каш Бихуни вынул из кармана горсть жареных

бобов и стал жевать их.

— А может, родоначальник не заметил нас? — предположил Каранни.

— Не думаю, что все обитатели Дзюнкерта разом ослепли.

Каранни, вдруг озлившись, заскрежетал зубами.

— Не иначе как под языком у тебя змея! — бросил он военачальнику.

— Если бобы — это змея, то да.

Со стороны крепости послышался звук рожка.

Каранни хлопнул Каш Бихуни по плечу:

— Слышишь?

— Не глухой, слышу.

— Я не склонен подозревать предводителя Тавруберана Урси Айрука.

— И я не склонен, но...

Каранни скинул с себя одежды, собираясь искупаться. Каш Бихуни

попробовал отговорить его:

— Что ты делаешь, божественный? Вода в Арацани еще холодная.

— Давай лучше тоже выкупайся!

— Я — купаться?..

— Поздравляю, выходит, ты уже совсем старый мерин. — Каранни бросился

в воду с восклицанием: — Помоги мне, богиня Цовинар!

Каш Бихуни только шумно вздохнул.

Каранни очень любил Каш Бихуни, этого несуразного человека, с

огромной, как у волка, пастью, с большими навостренными ушами.

— Твою матушку, видно, волк выкрал, — пошутил он из воды. — Ты

определенно волчий выродок.

Каш Бихуни не обижался:

— О мой повелитель, все мы происходим от животных. Ха-ха-ха!..

Престолонаследника сопровождали со своими отрядами родоначальники

Ангеха Баз Артит, Даранаха Мариаш и Екилисена Арташ, каждый со своим

воинским отличием и знаменем.

В лагере все немного пришли в себя, отдохнули.

Урси Айрук на ходу спрыгнул с колесницы, всадил копье в землю и

опустился в поклоне перед царевичем на колено.

— Да будут в помощь тебе все боги, божественный наш Каранни! Да будет

добрым твое здесь пребывание!

Каранни брызнул в него водой.

— Жены твои плодовиты, Урси Айрук?

— Рожают без устали, божественный...

— И речи их сладостны?

— А иначе я бы повырывал им языки.

— Войди в воду, Урси Айрук, — предложил царевич, — поплавай со мной,

взбодри свои мышцы. Ну, живее!..

Дебелому коротышке Урси Айруку ничего не оставалось, как раздеться и

нырнуть. В воде от холода он весь покрылся гусиной кожей, но, перемогая

себя, подплыл к царевичу.

— Девиц для меня приготовил? — спросил Каранни.

— Девиц? — растерянно осклабился Урси Айрук. — Да... Конечно. Наши

храмы...

— Ну что ж, ладно хоть храмовых блудниц мне предлагаешь, — засмеялся

Каранни, обрывая его на полуслове. — А своих юных прелестниц небось

подальше упрятал, старый бык!

Обхватив голову Урси Айрука сильными ручищами, Каранни окунул его в

воду и, сильно ударив кулаком в висок, отпустил. Тот раза два всплыл над

водой и исчез совсем. Каш Бихуни подмигнул царевичу: мол, правильно

поступил.

Урси Айрука с трудом разыскали и вытащили из воды. Он был уже

бездыханным.

Каранни как бы в досаде всадил в землю меч и воскликнул:

— Какая беда приключилась, а, люди?! Затмилось мое солнце! Я потерял

своего хорошего друга, увы...

Сопровождающие его родоначальники принялись наперебой утешать

престолонаследника... И Каш Бихуни умильно изрек:

— Такова воля богини Цовинар, мой повелитель! Что тут можно

поделать...

Утопленника подняли на колесницу, обложили его оружием, цветами,

зелеными ветками и повезли в Дзюнкерт. У самых ворот Каранни спешился.

«Мой отец относился с терпимостью к смутьяну Урси Айруку. Но тому это было

только во вред...»

Каранни оборвал свои размышления и приказал всем, кто его

сопровождал, прикрепить к знаменам черные ленты.

Траурное шествие обрастало народом. Тут уже были все жены и наложницы

Урси Айрука, его сыновья и дочери. Плач и причитания делались все громче и

громче.

А царевич тем временем высматривал в толпе юношей, намереваясь







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 445. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия