Студопедия — Царица саамов 2 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Царица саамов 2 страница






пообещать каждому, кто пойдет к нему воином, трех невольников и надел

поливной земли.

 

 

* * *

 

Урси Айрука похоронили с почестями. Даже Каранни сказал прощальное

слово. Верховный военачальник Каш Бихуни мысленно торжествовал, что вот-де

будет у Страны Армянской суровый и сильный царь.

После поминок Каранни уединился с Каш Бихуни. Пантерой метался он по

комнате из конца в конец.

— Никому ничего не прощу! Пусть хоть под семью замками скрывают свою

непокорность, от меня ничего не упрячешь. Каждому смутьяну не миновать

кары моего небесного покровителя.

— Похвальна твоя решимость, царевич, — сказал Каш Бихуни. — Тот, кто

слишком добр с подвластными себе, не может быть царем.

— Как считаешь, кого из отпрысков умершего назначить

родоначальником? — спросил Каранни.

Каш Бихуни, смиренно сложив руки на груди, напомнил:

— Но ведь родоначальника избирает его племя и его воинство...

Каранни так и взвился.

— Что, что?! — воскликнул он.

— Но это принято. Так было во времена твоих дедов, то же и теперь,

при твоем отце. Обычай свят.

— Так было, но больше не будет! — срываясь на крик, бросил Каранни. —

Не должно так быть. Моя отныне воля решать. Только моя! Вот так-то!..

И он снова заметался по комнате.

— Что за порядок, мой бог Мажан-Арамазд! Почему все считают, что они

вправе советовать мне, вмешиваться в мои дела — и чернь, и жрецы, и воины?

Почему?!

Каш Бихуни закашлялся.

— Боги должны вытравить из памяти людей имя Урси Айрука и весь его

род извести. И корень его, и все потомство — все должны обратиться в прах!

И немедля! — Каранни вплотную подступил к Каш Бихуни: — Ты не ответил на

мой вопрос.

— А что я могу сказать, божественный? Ты владыка страны во все четыре

конца света... Старший сын Урси Айрука не ладил с отцом...

— Позови его!

Верховный военачальник вышел. Каранни исподлобья глянул ему вслед и

раздраженно подумал: «Хорошо бы, коли страна была моею во все четыре конца

света. Но до этого пока далеко... Дух Мурсилиса еще не изгнан из владений

моих предков, из земель Тегарама и Торгома, к тому же надо добиться, чтобы

и митаниец Тушратта возвратил нам наши владения Хубушкук и Нижнюю

Наири...»

Каш Бихуни ввел старшего сына покойного Урси Айрука, высокорослого

широкоплечего юношу. Каранни испытующе поглядел на него, позволил пасть на

колени и облобызать ему ноги. Подумалось: «Хоть и в трауре этот дикий

кабаненок, но рад, что родитель отошел в мир иной».

— Печально! — произнес он вслух. — Бог смерти забрал твоего отца

волею грозной Цовинар. Ничего не поделаешь. Твое имя Урси Айрук!..

— Это имя моего отца, государь, — проговорил распростертый у ног

властителя юноша.

— И твое тоже. По праву любви, которую я питал к твоему отцу, и по

своей воле я передаю тебе отары его овец, все его стада и пастбища, его

жен. Отныне зовись его именем, бери в руки его посох, правь его родом,

племенем и всею землею. Отныне ты должен быть решителен. Наделенный

властью, ты должен править и своими братьями, указывать им.

Новоявленный родоначальник снова облобызал ноги властителя.

— Благодарение богам! О благодетель наш! О всемогущий!..

По распоряжению Каранни собрались все мелкие родоначальники

Тавруберана, старшины, все братья нового Урси Айрука, все военачальники.

Пригласил престолонаследник, правда, без особого желания, также и жрецов и

при всех объявил о том, что назначает юного Урси Айрука родоначальником

Тавруберана. В церемонии участвовал и полк царского двора в полном

вооружении, что привело жрецов в замешательство.

Оставшись один на один с Урси Айруком, Каранни сказал:

— Избавься от страха, не думай, что твой отец живым лежит в могиле.

— Да, да, божественный. Отец мой мертв. Я сам видел, висок у него был

пробит. Удар у Цовинар крепкий.

— Вот так-то. Ветер дует с юга, родоначальник Урси Айрук.

Каранни отпустил юношу, велев, чтобы готовился ехать с ним в

Васпуракан. Намерений своих царевич не открыл, не сказал, что решил пройти

южным берегом моря Наири, а затем свернуть на восток и вступить в

Айраратскую землю.

Каш Бихуни получил приказ распорядиться, чтобы верховный жрец

Дзюнкерта принес буйвола в жертву владыке подземелий богу Вишапу, дабы тот

вел себя спокойно и не сотворил землетрясения...

Итак, это Тавруберан, земля отца, часть его царства. Легенды

повествуют о том, что здесь был вскормлен прародитель армян Гайк. Гайк,

который не внял богам пустыни, отказался остаться здесь и, взбунтовавшись,

отправился на поклонение к морю Наири. Он еще не достиг берегов моря,

когда с небес вдруг сошел бог Орион и голосом грома и молнии изрек: «О

сотворенный из моих жил, из моего семени, преславный Гайк, я для тебя, для

армянина, приготовил большое и плодородное обиталище, где ты к тому же

обретешь богоданную воду. Спеши туда с детьми своими и женами, со всеми

домочадцами. И призови меня в гости, чтобы я сам приложил твою длань к

тамошней земле и к хлебу, ко всему, что я уготовил тебе во владение...»

Такая легенда передается из уст в уста среди здешних армян. И еще

рассказывают, что Орион нарек главным божеством Тавруберана Ваагна

Драконоборца. (Мари-Луйс настаивает на том, что бога Ваагна тоже надо

низвергнуть. Но жалко. Очень он тут для всех привычный.) Орион сказал

родоначальнику Гайку: «Если Ашшур, бог-покровитель города Ашшура, нашлет

на тебя своего злонравного сподвижника бога Бела, присоединись к Ваагну

Драконоборцу и без страха смело выступи против Ашшура».

И почти то же самое сказала Каранни супруга: «Не страшись, смело

сразись в поединке с вором Мурсилисом. Мой дух, что дан мне от бога, будет

в помощь тебе, и ты одолеешь нашего врага».

Убив злого Бела, сыновья Гайка провозгласили отца своего богом, и так

всеми считается и по сей день. Мари-Луйс тоже мечтает провозгласить со

временем богом своего Каранни.

«Так будет легче противостоять злым силам и злонамеренным богам и

объединить всех армян, сделать Страну Хайасу большой, сильной и единой

страной единого народа!» — утверждает прекрасная жена Каранни.

Каш Бихуни, когда речь заходит об этом, воздев руки к небесам, знай

твердит:

— Да свершится!..

 

 

* * *

 

Каждое утро с рассветом хеттские жрецы во главе со своим верховным

жрецом Кама Варашем являлись к царице с визитом, с богатыми приношениями.

Потом они пили с ней освященное вино, без устали вознося хвалу. Кама Вараш

все воспевал бога-покровителя Нерика Шанта и как бы между прочим внушал

ей, чтобы позволила принести человека в жертву этому самому Шанту.

— Он грозен и неистов, благословенная царица. Это ведь и ваш бог, бог

армян. Ежегодно в определенный день мы приносим Шанту в жертву человека,

чтобы он своим бичом не извел вконец все человечество. Разреши нам, о диво

небесное!..

Царица, милостиво улыбаясь, тем не менее очень упорно отказывала

жрецам в их просьбе. А однажды утром она вдруг попросила:

— Кама Вараш, приведи ко мне вывезенную из города Хаттушаша хеттскую

девушку, хочу узнать у нее, какова воля богов.

Делать было нечего, пришлось Кама Варашу отдать царице хеттскую

девушку, которой он уготовил участь жертвы.

 

 

* * *

 

Обосновавшись в Нерике, Мари-Луйс почти каждую неделю отправляла

лазутчика в пределы владений хеттов. Ей надо было знать обо всем, что там

делается.

Но, увы, все эти лазутчики исчезали бесследно. Между тем вокруг

носились все более и более тревожные слухи. И хотя по ее личному

распоряжению единственный въезд в Нерик охранялся преданными людьми, в

городе заметно прибавилось и хеттских жрецов, и разного сброда, якобы

пришедшего на поклонение в храм бога Шанта.

В тревоге пребывал и чудом обретший свободу Арбок Перч. Он осмелился

посоветовать царице изгнать из Норика хеттских жрецов и всех явившихся на

поклонение.

Мари-Луйс, однако, уклонялась от прямых столкновений с хеттами в

пределах границ их владений. Каранни со своим войском далеко. Царь Уганна

стар и немощен. Что она может сделать одна с немногочисленным полком своей

охраны? В иные моменты думалось: уж не отдать ли Кама Варашу хеттскую

девушку, почти подростка, которую она взяла под свое покровительство? Но

это было бы поражением. К тому же и материнский инстинкт не позволял ей

обречь на гибель безвинное существо. Она стала догадываться, что хетты

озабочены вовсе не тем, чтобы принести человека в жертву богу Шанту. Цель

у них иная: захватить Нерик — вот о чем они мечтают. Эта догадка, отрезвив

царицу, прибавила ей решимости. Она послала Таги-Усака к старейшине

медников города, к вольному человеку Минаю, разведать, можно ли на него

понадеяться, сумеет ли он в нужный час помочь им, собрать отряд

ополченцев. У Миная несколько сотен мастеровых, они тоже могли бы быть

полезны в случае опасности...

Царице доложили, что с визитом к ней пожаловал верховный жрец Арванд

Бихуни.

— Тревоги твои напрасны, божественная, — склонившись в почтительном

приветствии, начал он. — Ты выставила у въездных ворот Нерика охрану с

приказом не впускать в город хеттов. К чему это?

— А тебя не беспокоят толпы хеттов, кишмя кишащие в нашем городе?

— Нисколько! — уверенно ответил верховный жрец. — Это абсолютно

безопасный, мирный люд. Они приходят сюда на поклонение. Не сомневайся,

великая царица. Храм бога Шанта — святилище их идола. Это и приводит их

сюда. Не подозревай в дурном невинных людей, божественная...

Арванд Бихуни всячески пытался заверить царицу, что никакая опасность

не грозит ни ей, ни городу. И Мари-Луйс отчасти успокоилась, но охраны у

ворот не сняла. И более того, снова отправила Таги-Усака к старейшине

нерикских медников, чтобы тот еще раз подтвердил свое намерение быть им

помощником.

Таги-Усак был принят в доме медника Миная как желанный гость. Дверь

ему и на этот раз отворила единственная дочь медника Нуар.

— Отец дома?..

— Какой ты скучный человек, — засмеялась Нуар, — все с одним и тем же

вопросом входишь. Хоть бы сначала богов восславил, а уж потом...

— Боги со мною в ссоре.

Девушка преградила ему путь, горячо дохнув в лицо.

— Что случилось? Несчастье какое-нибудь?

— Должно быть...

— Отец, отец! — встревоженно позвала Нуар. — Иди сюда, отец.

Послушай, с чем пришел этот злоязычный человек!..

Еще при первом знакомстве Таги-Усак заметил, что привлек к себе

внимание Нуар, но не придал этому значения, посчитал, что огонь не

сильный, прогорит, как костер из сухих веток. Однако в глубине души

подумал: девушка ведь может и всерьез увлечься, похоже, кровь у нее

горячая...

Пока медник Минай не появился, Таги-Усак решительно сказал:

— Не плутай в хаосе незнакомых дорог, Нуар. Наши с тобой боги далеки

друг от друга.

Нуар нахмурилась.

— Из гордости я не должна признаваться, что ты пришелся мне по

сердцу. Я не таскаюсь по храмам, не кичусь своей девственностью. Но знай,

люблю тебя, и никто, слышишь, астролог и доверенный человек царицы, никто

не властен запретить мне любить. И не спеши торжествовать, что отделался

от меня. Ты либо будешь моим, либо ничьим. Это свыше предрешено!..

Вошел Минай. Приложив руку к груди, он поклонился и спросил:

— Что привело тебя в такой час, друг мой?

Таги-Усак знал, что медник — человек набожный, понимал, что оторвал

его от молитвы.

— Прости за беспокойство, брат, но город переполнен хеттами, — сказал

он.

— Я знаю.

— Возможно, что в большинстве это смутьяны и заговорщики?

— Очень возможно. Пусть царица прикажет...

— Надо вооружить твоих людей, брат Минай.

Хозяин дома провел гостя в молельню. До полуночи они оставались там

вдвоем...

Провожая Таги-Усака, Нуар сказала:

— Не с целью угрозы, а только из желания просветить тебя хочу

рассказать об одном случае, связанном с великой матерью-богиней

Эпит-Анаит. Заметь себе, что это было еще до нас с тобой. Как-то, когда

она еще была земной и пристанище ее располагалось у истоков Евфрата,

встретился ей юный красавец Хатис и завладел ее сердцем. Эпит-Анаит

приблизила к себе юношу, стала непомерно возвеличивать, а он тем временем

увлекся нимфой Нуар из моря Наири. Все кончилось тем, что Хатис помешался,

ушел в горы и там порешил сам себя. Вот так-то, слыхал?

— Слыхал.

— Хорошо, что слыхал. Гнев женщины страшен, знай это.

Таги-Усак приостановился.

— Может, мне не приходить больше к вам, Нуар?

— Почему же? Приходи, пожалуйста, когда тебе угодно. Просто я вижу,

мне от этого радости ждать не следует...

Таги-Усак ласково погладил ей руку и удалился.

Отец попросил, чтобы Нуар пригласила к ним всех их работников.

Исполнив поручение отца, Нуар незаметно исчезла из дома. Под сенью

темноты она проникла в жилище храмовых кудесниц и разыскала там свою

жрицу-покровительницу.

— Ноги у тебя быстрые, матерь-кудесница? — спросила Нуар.

— И крылья есть в помощь.

— Препроводи меня в Тавруберан, к престолонаследнику Каранни.

Жрица засмеялась:

— Хочешь подарить ему свою девственность?

— Царица в беде. Мой долг известить ее супруга. Я поклялась исполнить

это. Поспешим.

Жрица-кудесница выбралась из своей каморки и посмотрела на небо.

— Что ж, можно трогаться.

Небо было яснозвездным.

 

 

* * *

 

Ночью Урси Айрук прислал царевичу совсем еще юную девушку. Она была

изрядно намаслена благовониями. Каранни сердито посмотрел на смело

стоявшую перед ним девушку.

— Ты по своей воле здесь?

— Да, я этого хотела. Иначе никто не смог бы меня заставить.

— Горда, видно, очень?..

— Я этого хотела! — повторила девушка. Губы у нее дрожали, а в груди

будто голуби бились. — Сама хотела, божественный... Ведь, предаваясь тебе,

я общаюсь с богами!..

Каранни засмеялся.

— Кто ты? — спросил он.

— Меня называют дочерью Миная, божественный.

Каранни не захотелось думать о жене. Коли боги послали ему дщерь

свою, зачем же их гневить?

— Смотри, не сотвори злого, — сказал он мрачно. — Ночь для

наслаждений. А что ты сделала со своей провожатой колдуньей?

— Отправила обратно, божественный.

— Расплатилась с ней?

— Такие, как она, без оплаты и бога не помянут.

Снаружи время от времени доносились голоса ночных охранников.

Утром девушка спросила:

— Теперь мне уйти, божественный?..

— Останься.

 

 

* * *

 

Каранни начал готовиться к отбытию из Дзюнкерта, но тут неожиданно

прибыл Тамбер, родоначальник провинции Хорер. Царевич с галереи увидел,

как тот сошел с боевой колесницы, повернулся в сторону храма, молитвенно

склонил голову и затем приказал подвести поближе привезенных в дар

царевичу рабов и стадо быков и сгрузить дары с возов.

Каранни, глянув в небо, весело подумал: «Если хорерский родоначальник

смиренно явился ко мне с дарами, значит, тетива в луках хеттов ослабла».

Дочь Миная пододвинула царевичу низкий мягкий пуфик. Он сел, заложив

ногу за ногу. Тамбер приблизился к нему на коленях, биясь в поклоне

головою о пол. Наконец остановившись, он резанул себя ножом по пальцу и

кровью начертал на полах одежды Каранни нечто вроде креста.

— Хорерские боги благословляют тебя, о Каранни, о божественный

престолонаследник Страны Хайасы!

Каранни встал, помог ему подняться и расцеловал. Он знал, что Тамбер

располагает сильными боевыми отрядами. И мысленно представил, как эти

отряды вместе с его войском совершают набеги на города Мурсилиса,

взбираются на крепостные стены, все выше и выше...

— Ты всегда будешь пользоваться моей благосклонностью, Тамбер. По

воле богов и по своему желанию я передаю тебе родовой престол Хора, сына

Гайка. Владей им в свое удовольствие.

Тамбер разложил перед Каранни все привезенные ему подарки, показал на

площадь, где толпились дарованные престолонаследнику рабы и сбилось стадо

быков. Каранни поблагодарил.

Спустя день прибыл глава рода Цул, худой, длиннющий армянин, с

копьем, удержать которое однако же было бы не по силам и двум богатырям.

Главным богом того рода был Цул. Каранни хотел посоветовать им, чтоб они

вместо Цула поклонялись Мажан-Арамазду, но передумал. Пусть почитают кого

хотят, только бы дали ему войско в помощь.

Каранни велел забить девять белых телок в честь бога Цула. И люди

рода Цула стали славить престолонаследника.

— О, ты по-божески справедлив, наш царевич! Мы будем вечно верны

тебе.

Прибыл в Дзюнкерт также и старшина рода Вараж, совсем еще юноша.

Приблизившись к престолонаследнику, он зарделся, засмущался, заговорил

несвязно, запинаясь. Каранни приказал Нуар попотчевать гостя пивом, чтоб

пришел в себя.

— Если пожелаешь, — сказал он юному старшине, — я построю тебе в

Куммахе, в престольном городе моего отца, хороший дом с башней, сочетаю

тебя браком с самой красивой из семи сестер Мурсилиса. А захочешь, можешь

остаться со мной. Мои боги возлюбили тебя.

Юноша облобызал полы одежды царевича.

— Я покорен твоему желанию, о божественный Каранни! Останусь при

тебе!

Каранни довольно подмигнул Нуар. Как ему было не радоваться,

свершалось желаемое, его войско множилось. Не бесполезны боги.

 

 

* * *

 

Ночами Каранни иной раз выходил прогуляться по крепостным

ограждениям. Он шел от башни к башне. Его сопровождали верховный

военачальник и юный Урси Айрук. Царевич сердился на Каш Бихуни.

— Ты осел, Каш Бихуни, Мажан-Арамазд тому свидетель.

— Как знаешь, — не обижаясь, отзывался Каш Бихуни. — Осел? Пусть так

и будет, если ты этого хочешь, мой повелитель. Только не всяк на меня

сядет!..

Каранни заливался веселым смехом. Откуда военачальнику знать, что

царевич ждет старшину Аршамуника и что, если тот не явится, Каранни

обрушится на его владения всем своим войском и будет беспощаден во гневе.

Люди Аршамуника причиняют много беспокойства роду Цула.

В ночной тиши Каранни подолгу смотрел на Арацани, которая протекала

под самыми стенами Дзюнкерта, неся свои воды в сторону Хойта. А дальше

высились Симские горы и за ними вершина Таркуш. Урси Айрук объяснил, что

это все владения его отца — провинция Аспакуни.

— Выходит, ты несметно богат, Урси Айрук?

— Не беден, божественный, — смиренно согласился родоначальник. — А

вон виднеются поля Муша. Там на горе Барк обитель богини Иштар...

Словно гром грянул: Каранни рванул Урси Айрука за ворот.

— То есть как это?! Чужого идола приютили у себя? Вражьего бога? Надо

думать, за этот-то грех и покарала смертью твоего отца богиня Цовинар. И

она была права. Чужие боги в наших пределах — это огонь и меч в нашем

доме! Убрать поганую Иштар!..

И он бегом ринулся к своему войску, разбудил всех родоначальников.

Никак не мог уняться, словно чужая богиня Иштар душила его. Ударив ногой

оземь, он почти закричал:

— Скажите, Страна Хайаса наша или нет? Отвечайте?

Ни у кого не хватило духу даже глянуть на царевича. Все стояли молча,

опустив глаза долу. Урси Айрук мысленно проклинал память отца.

— Убрать! Разрушить! Сокрушить чужих богов! — с суровой

непреклонностью приказал Каранни покорно стоявшим перед ним

родоначальникам. — Только армянские боги угодны нашей Стране Хайасе! И то,

и то...

Он разослал войска во все провинции Тавруберана с требованием

уничтожить всех чужеродных идолов, разрушить храмы чужих богов!

Дочь Миная с нежностью гладила руки царевича.

 

 

* * *

 

Забрав с собой всех родоначальников, Каранни выехал в Вахевах. По

пути завернул в крепость Авдз. Воины Урси Айрука криком и гвалтом

встретили престолонаследника и своего нового родоначальника еще на

подступах к крепости.

— Люди Авдза вместе со своими жрецами не дали нам уничтожить чужого

идола, как было приказано. Жрецы закидали нас камнями и выдворили из

крепости.

И тогда Каранни отдал приказ разрушить самому крепость Авдз, а жрецов

и всех, кто там с ними есть, сжечь на костре и прах их развеять по ветру,

чтобы никто из смутьянов не обрел упокоения в земле.

Дочь Миная попробовала было смягчить его гнев, но как унять ураган?..

От крепости Авдз остались только руины и следы пожарища. Узнав обо

всем там случившемся, обитатели крепости Мцур, вопреки их сопротивляющимся

жрецам, поспешили разрушить все, что связано с чужими богами, — и идолищ,

и храм. Ветер донес к ним пепел Авдза. Так поступили с чужими богами и в

крепости Вогакан, узаконив впредь только культ своего бога — прародителя

Гайка.

Вот такая буря пробушевала над Таврубераном.

Верховный военачальник тем временем торопил Каранни:

— Надо отправляться в путь, божественный. Дорога у нас долгая.

— Ну что ж, действительно пора, — решил наконец Каранни. — И возьмем

с собой Урси Айрука и всех примкнувших ко мне родоначальников и старшин с

их воинскими соединениями и вошедшими в возраст сыновьями.

Родоначальник Тавруберана вдруг спросил:

— А кто же будет оборонять наши дома, наши владения, наших людей?

Ведь мы окружены врагами, божественный? Мурсилис, стоит ему прознать, что

мы беззащитны, тут же обрушит свои войска на нас.

— Не беспокойся, родоначальник. Отныне и твои владения и твоих людей

будет защищать наше объединенное войско. Как только появится хоть малейшая

угроза твоему роду, я сам приду к тебе на помощь со своим войском. Такова

воля богов, чтобы каждый род, каждое племя Армении — все были объединены.

Урси Айрук вспомнил смерть отца. Их верховный жрец вчера намекнул

ему, что отца убил Каранни. Страшно стало при этом воспоминании. «Жрец

может разнести это повсюду. Надо удавить его» — так думал Урси Айрук, а

вслух стал угодливо восхвалять престолонаследника.

— Сам бог Ванатру послал тебя нам, мудрый царь, отважный Каранни! Ты

говоришь его устами, и я согласен с тобой. Если ты того пожелаешь, я с

радостью предпочту ночную тьму дневному свету. В тебе воплощен сам

Мажан-Арамазд, мой повелитель! Как же мне не поклоняться тебе, когда я

понял, что без тебя я — ничто!..

За завтраком Каранни сказал Урси Айруку:

— Доведи численность своего войска до тысячи человек.

Урси Айрук хотел было что-то ответить, но Каранни знаком велел ему

молчать.

— Оплата войска, оружия и снаряжения — все за счет царской казны.

Каждому, кто пойдет в ратники, я дам надел земли и трех рабов в придачу. И

воду получат из рек моего отца.

Такое расточительство престолонаследника было не очень-то по душе

верховному военачальнику, но вслух он не высказался, догадался о главной

задумке своего господина: надо лишить родоначальников права над воинством,

объединив его под единым государевым знаменем. «А ты мудр, Каранни!..»

На рассвете следующего дня Каранни отдал приказ выступать по

направлению к Васпуракану. В это время ему доложили, что прибыл посол царя

Мурсилиса и просит принять его. Престолонаследник про себя возрадовался,

но постарался скрыть это от окружающих. «Ага, туго тебе приходится,

Мурсилис? Извиваешься?» Хотел спросить у жрецов-провозвестников, каково

будет указание небес, но потом сам решил:

— Пусть послы Мурсилиса подождут!

И остался доволен своим решением. Он примет послов Мурсилиса, но

только в поле. Пусть увидят, какое он сколачивает войско, какую обретает

силищу.

 

 

* * *

 

Только через три дня, когда царские полки и объединившиеся с ними

воинские соединения родоначальников племен раскинули в горной долине

лагерь для отправления обрядов, Каранни вспомнил о Мурсилисовом

посольстве.

— Где люди Мурсилиса? — спросил он.

— Следуют за нами.

— Привести их!

Каранни приготовился принять послов под палящим солнцем перед строем

своего войска. По обе стороны от себя он поставил главу рода Ангех Баз

Артита, родоначальника Даранага Мариша, арташашского и других

родоначальников, по степени старшинства и значимости.

Воинских жрецов Каранни на прием послов не пригласил, уж очень они

ему неприятны в своих бабьих хламидах. В раздражении царевич ни с того ни

с сего вдруг обрушился на Баз Артита:

— Что ты стоишь расслабленный, как курица с обвислыми крыльями! Будь

мужчиной, покажи свою мощь, перед тобой послы из страны хеттов!

Урси Айрук тем временем привел старшего из хеттских послов, за

которым следовали и все прибывшие с ним люди. Лицо посла выражало

подчеркнутое недовольство тем, что престолонаследник заставил его столь

долго дожидаться приема. Он почтительно, но с явно подчеркнутым чувством

собственного достоинства опустился на колено, а его люди подобострастно

распластались на земле, чуть поодаль за ним.

Не дожидаясь слов приветствия от посла, Каранни накинулся на него:

— Почему вы явились не к моему царствующему отцу?

— Мы явились к царю, отцу твоему, — поспешил оправдаться посол. — Но

он сказал, что всеми делами страны теперь управляешь ты, о божественный и

достославный Каранни. А ты в Дзюнкерте нас не принял.

— Я постился! — сурово сказал Каранни. — Сорок дней молился богу

Ангеха Торку. Всяк, кто помешает молящемуся, прогневит богов. Ну, так

говори, посол, что просит у меня мой брат царь Мурсилис?

Хетты сочли себя оскорбленными тем, что совсем еще юный армянский

престолонаследник именует царя Мурсилиса братом, а не отцом, как это

принято. Но недовольство свое посол скрыл за вымученной улыбкой. Заговорил

он с подчеркнутой почтительностью:

— В начале года из нашей страны несколько тысяч человек перебежали в

пределы твоей земли, божественный. Наше солнце, наш царь Мурсилис и

прислал меня сказать, чтобы ты вернул его людей.

Каранни громко засмеялся, оттягивая время и обдумывая, как лучше

ответить. Вторя ему, залились смехом и родоначальники. Только Каш Бихуни

сидел на земле хмурый, с высоко поднятой головой.

Каранни вдруг посерьезнел и в упор уставился на посла. Действительно,

из страны хеттов бежит много мастерового люда и рабов тоже. Все они

находят приют в Армении. И еще его отец царь Уганна приказал, чтобы все

родоначальники и старшины принимали беженцев и помогали им устраиваться на

новом месте. Каранни все это знал. Но, притворившись несведущим, он,

мрачно насупясь, сказал:

— Я только недавно молился, досточтимый посол, как же можно совершить

неугодное богам? Возвращайся домой и скажи моему брату Мурсилису, что если

люди бегут из вашей страны, значит, им плохо. Изгнать нашедшего прибежище

в нашей стране было бы действием, противным воле богов. Вот если беглец

сам пожелает вернуться к твоему царю, препятствовать ему не стану. А

насильно никого выдворять ни в коем случае не буду. Так и передай своему

царю.

Посол решительно всадил в землю золоченый трезубец своего посоха.

— Мы не уедем отсюда ни с чем, божественный. Наше солнце царь

Мурсилис обращается к тебе с миром. Неужто не соизволишь и ты откликнуться

миром?

— А разве я не с миром откликнулся? — гневно спросил Каранни.

Посол протянул ему три глиняные таблички, на которых была начертана

грамота Мурсилиса. Каранни передал таблички военачальнику Каш Бихуни.

— Прочти! — приказал он.

Каш Бихуни проверил подлинность царевых печатей, удостоверился, что

все в порядке, прокашлялся и начал читать:

— «Одиннадцать лет, как царствую я, царь-солнце Мурсилис! Я властелин

четырех частей света, иду покорять город Тибиа, а посему приветствую царя







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 403. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия