Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Типы инвесторов 90 страница





Больше всего ему нравилась сцена из фильма «Тяжелые времена», где Чарли Чаплин сидит за столом с ножом и вилкой, и собирается съесть ботинок.

 

* * *

Сан-Диего

27 июля 1975 года

В предрассветных сумерках автомобиль со Шрилой Прабхупадой мчался по автостраде в направлении Сан-Диего. Прабхупада спешил на праздник в парке Бальбоа. Дорога пролегала через Сан-Клементе, где в то время проживал экс-президент Америки Ричард Никсон. Прабхупаде было известно о разоблачении Никсона и его отставке, и он часто упоминал об этом в лекциях – иногда для того, чтобы проиллюстрировать, что даже самые могущественные люди не застрахованы от беспокойств и потерь, а иногда – чтобы показать, насколько необходимо правильно обучать людей обязанностям четырех естественных сословий общества.

Кто-то из преданных заметил, что Никсон живет здесь как изгой, презираемый согражданами.

— Тогда вы должны попытаться проповедовать ему, — сказал Шрила Прабхупада. — Если он потерял все, и ему остается только сокрушаться, возможно, он сможет услышать послание Абсолютной Истины.

Аналогичный подход Прабхупада пытался применить и к Махатме Ганди.

В Парке Бальбоа Прабхупада с удовлетворением увидел установленные преданными палатки и разноцветные тенты, а также сцену, которую соорудили на лужайке. Но стоило ему начать лекцию перед большой толпой народа, как из толпы раздался мужской крик. На вопрос Прабхупады, чего хочет этот человек, один из преданных ответил:

— Он говорит, что ему мало секса раз в месяц, Шрила Прабхупада.

— Он нарушает порядок, — сказал Прабхупада в микрофон.

После нескольких напряженных мгновений, Прабхупада продолжил лекцию.

— Неудивительно, что этот человек заговорил о сексе – весь мир околдован сексом.

Прабхупада решил построить речь вокруг неожиданно поднятой проблемы. Он процитировал утверждение Прахлады Махараджи, что все хитросплетения материальной жизни берут свое начало в сексуальном удовольствии, которое, в сравнении с духовным наслаждением, убого и отвратительно.

— Подлинное счастье, — заверил Прабхупада, — лежит за пределами чувств. Любое наслаждение грубых органов чувств носит временный характер, тогда как вечное наслаждение находится за пределами материального мира.

— Итак, этот человек, — продолжал он, — говорит, что хочет секса хотя бы раз в месяц. Это дозволено. Через пять дней после окончания у жены месячных супруги могут вступить в связь ради зачатия благочестивых детей.

Чтобы описать процесс очищающих половых отношений в браке, Прабхупада употребил специальный ведический термин гарбхадхана-самскара. Преданные поразились, что перед толпой сексуально раскрепощенных жителей Южной Калифорнии Прабхупада заговорил о том, что секс допустим только в браке и предполагает ответственность. Как правило, если он и касался этой темы, то только в письмах к домохозяевам. Но, уж коль скоро американцы помешаны на сексе, Прабхупада против него не возражал. Он лишь настаивал, чтобы семейные люди ограничивали половые отношения и брали ответственность за появившихся в их результате детей, ибо безответственный секс приводит к страданиям.

— Мы не отвергаем половую жизнь, — объяснял он, — но следует подходить к ней ответственно. В противном случае, человек ввергается в бездну греховных деяний. Секс дозволяется только раз в месяц – таково предписание Вед, поскольку менструации у женщин происходят один раз в месяц. Половые отношения предназначены для зачатия достойных детей, а не для чувственного удовольствия. Лишь в том случае, если люди упорядочат свою сексуальную жизнь, мир не превратится в ад. Секс никто не отменяет, но только его регулируемая форма приводит к рождению здорового потомства и счастливой жизни.

Сейчас особое время. Если вы способны воспитать сознающих Кришну детей, вы исполните великое служение: мы нуждаемся в поколении людей, сознающих Кришну. Иначе мир превратится в ад. История знает великие империи — Римскую, Греческую, позднее империю Моголов и Британскую. Знает Наполеона, Гитлера и Муссолини. Но все эти могучие государства и великие люди пришли и ушли. Остались лишь имена. Я приехал в Америку, потому что слышал, как прекрасна ваша страна. Она и в самом деле прекрасна — ваши города, здания… и ваша молодежь. Большинство из моих последователей — уроженцы Америки. И они помогают мне расширять наше Движение.

Я хорошо изучил американцев. У вас доброе сердце. Единственное, чего вам не хватает – это сознания Кришны. За неимением его, при всех своих богатствах вы не чувствуете удовлетворения. Я слышал, что один из трех американцев регулярно обращается к психиатру. Почему? Почему вы несчастны? Почему вы должны быть несчастны? Вам дано все — пища, земля, деньги, разум — всего в достатке. С чего бы вам быть несчастными? Вы должны попытаться найти причину. А причина — в отсутствии сознания Кришны, сознания Бога, без которого никому не обрести счастья.

Аудитория притихла и слушала с большим вниманием. Прабхупада говорил минут сорок, касаясь разных аспектов философии сознания Кришны и под конец призвал американцев тесно сотрудничать с Движением сознания Кришны и тем самым обрести счастье. Его проповедь была встречена аплодисментами, а преданные весь оставшийся вечер продолжали петь, танцевать и угощать гостей прасадом.

 

Один индийский гость объяснял Прабхупаде, почему Индия вынуждена наращивать свое ядерное вооружение и военные силы. Но Прабхупада не принял его доводов. Причина, по его мнению, заключалась в отсутствии прирожденных кшатриев. Мужчины лишились доблести, поэтому у руля стоит женщина.

Газеты того времени пестрели материалами об американском торговом судне «Mayaquez», захваченном без предупреждения в двадцатикилометровой зоне территориальных вод Камбоджи. В ответ президент Форд занял жесткую позицию, отдав американской морской пехоте соответствующий приказ. В ходе операции по освобождению судна погибло пятнадцать морских пехотинцев, пятьдесят были ранены, а ВВС США нанесли по Камбодже бомбовый удар. Прабхупада поддержал тактику американского правительства по защите своих граждан за рубежом:

— Да, Америка должна быть сильной, — подтвердил он. — Но в первую очередь ей нужно принять сознание Кришны. Если бы американцы действительно были нацией, сознающей Кришну, то могли бы заявить: «Если хоть один волос упадет с головы нашего гражданина, мы применим силу».

Шрила Прабхупада говорил уверенно, делясь своим видением могущественной Америки, ведущей весь остальной мир в сознании Кришны. Эти слова пробуждали в преданных чистые патриотические чувства, подобные тем, что были присущи людям древней ведической культуры, когда миром правили лидеры, сознающие Бога.

 

Следующим утром, перед выездом в аэропорт, Шрила Прабхупада отправился на прогулку в Парк Бальбоа.

— Вот счастливчики, — произнес он, наслаждаясь пением птиц, — клюют плоды, да распевают по утрам.

Рамешвара: Когда мы объясняем людям, что в следующем рождении они могут получить тело птицы или животного, они не имеют ничего против – ведь эти создания явно счастливее людей.

Прабхупада: Просто вы, негодяи, не знаете, что, вернувшись домой, к Богу, можно стать куда более счастливым! Вы не знаете об этом.

Преданным нравилось подсказывать Прабхупаде темы для обсуждения и выслушивать его комментарии. Перескакивая с предмета на предмет, преданные то приводили ужасающие примеры деградации современного общества, то выступали в роли агностиков, чтобы рассеять собственные сомнения, а то и просто обращали внимание своего духовного учителя на какие-нибудь виды или звуки. Но, о чем бы ни заходила речь, Прабхупада неизменно учил преданных тому, как воспринимать окружающий мир с духовной точки зрения, и тем самым являл им собственную чистоту и человеколюбие. Когда один из преданных сказал, что Бальбоа был первым человеком, увидевшим Тихий океан, Прабхупада сначала удивился, а потом усмехнулся.

— Здесь и до него были люди. Они просто этого не знают. Тихий и Атлантический океаны упоминаются в «Кумара-самбхаве», книге Калидасы-Кави. И Тихий, и Атлантический. Но эти глупцы — полные невежды. Они заявляют: «Я — первооткрыватель»! Как будто до них никого не было. Ишь ты!

Прабхупада похвалил преданных за организацию фестиваля в парке и предложил им проводить такие программы каждый день.

— Вы так богаты, — посмеиваясь, говорил он, — вы сможете. Устройте нескончаемый праздник. Скажите людям: «Приходите. Отведайте прасад. Пойте “Харе Кришна”». Как, например, — как это называется? кто мне сказал? — постоянный массаж.

Тамала-Кришна Госвами: Да, есть салоны, где массаж делают круглосуточно.

— Круглосуточно, — рассмеялся Прабхупада, — вот так и у нас должно быть: бесплатный прасад, круглосуточно. Заходите. И не потому, что люди голодны.

Прогуливаясь по лугу, преданные увидели человека, стоящего на голове.

— Это кто-то из наших? — спросил Прабхупада.

— Нет, это йог, — рассмеялись преданные.

— Он хочет стать бессмертным, — пояснил Рамешвара.

— Нет, они так поддерживают здоровье, — уточнил Прабхупада.

Тамала-Кришна: Это полезно для здоровья?

Прабхупада: Да. Это называется ширшасана, стойка на голове. Есть много разных асан — ширшасана, падмасана, йогасана.

Тамала-Кришна: Мы их не практикуем.

— Да. Нам некогда. Мы слишком много спим, — язвительно заметил Прабхупада, рассмешив преданных. — Но в общем-то, занятия йогой — дело неплохое. Благодаря йога-асанам можно поддерживать хорошее здоровье.

Удивленный лестным отзывом Прабхупады о хатха-йоге, один из преданных задал вытекающий из всего вышесказанного вопрос:

— А если у нас будет свободное время, можем мы это делать?

Прогулка тем временем подошла к концу и Прабхупада с учениками вернулись к машинам. Шрила Прабхупада хмыкнул, как бы признавая, что ученик своим вопросом поймал его на крючок.

— Харе Кришна, — сказал он, и, садясь в машину, добавил: — Нет нужды.

 

Даллас

28 июля 1975года

— Свами, какова цель вашего визита? — спросил Прабхупаду корреспондент в аэропорту.

— Это мой дом, — ответил Шрила Прабхупада. Его ответ очень обрадовал учеников.

— Здесь много моих детей и внуков. Я приехал их навестить.

О гурукуле в Далласе Прабхупада упоминает даже в комментарии к «Шримад-Бхагаватам». Он пишет, что в собственной школе в Далласе, штат Техас, Движение сознания Кришны готовит юное поколение вайшнавов. На тот момент в ней проходили обучение более сотни мальчиков и девочек, и Шрила Прабхупада в своих поездках по Америке очень любил туда заезжать. Это был один из тех проектов ИСККОН в Штатах, в осуществление которых Прабхупада почти не вмешивался. Однако во время своих визитов он встречался с учителями, у которых всегда были вопросы. Поскольку это была первая подобная школа на Западе, а преданным очень хотелось, чтобы она действовала именно так, как того хотел Прабхупада, они советовались с ним об учебной программе, методах преподавания, правилах гигиены, досуге и т.д.

В 37-градусную жару мальчики ходили без рубашек, и Шрила Прабхупада включил в своей комнате вентилятор. Едва прибыв в свои апартаменты, Прабхупада пригласил к себе всех детей, вместе со взрослыми. Один за другим они входили в комнату, протягивали руку, а Прабхупада давал каждому по большой расагуле.

Вечерами он усаживался в кресло-качалку на газоне за храмом, и преданные обмахивали его большим опахалом из павлиньих перьев, а в листве деревьев громко стрекотали цикады. Он сидел среди цветущих туласи, в окружении учеников, и слушал чтение книги «Кришна». И для учителей это был не менее значимый урок по управлению гурукулой, чем все его ответы на их сложные вопросы. Вся жизнь гурукулы должна быть основана на повторении и слушании о Кришне.

Когда Брахмананда Свами читал историю о спасении Кришной своей возлюбленной Рукмини, Прабхупада неожиданно прервал его, сказав, что когда они взошли на колесницу, и на них напали царевичи, Рукмини взяла в руки вожжи и сама управляла колесницей. Тем временем Кришна стрелял из лука и так разгромил врагов. Преданные были поражены. Многие из них хорошо знали книгу «Кришна» — но о подобных деталях в ней не упоминается. Никогда прежде они не слышали, что Рукмини сама управляла колесницей, и совершенно не представляли ее себе в такой роли. Но Прабхупада подтвердил, что она действительно бесстрашно правила колесницей на протяжении всего боя.

Слушая Прабхупаду, Даянанда, директор гурукулы, попытался сесть поудобнее и вытянул вперед ногу. Прабхупада повернулся к нему и строго сказал:

— Не клади ноги рядом с туласи. Она — чистая преданная.

Когда Брахмананда читал молитвы, описывающие Кришну как создателя материальных элементов, Прабхупада вставил:

— Если мы не верим, что небо сотворил Кришна, тогда кто это сделал?

Синее небо Техаса уже темнело в вечерних сумерках. Гости и преданные взглянули на него и вновь повернулись к Прабхупаде.

— Согласно «Бхагавад-гите», — сказал он, — Кришна сотворил небо — бхумир апо ‘нало ваюх кхам. Мы должны изучить это — ахам сарвасья прабхавах. Небо — величайшая в материальном творении стихия, и его создал Кришна. Постигайте Его в этой ипостаси. Не увлекайтесь отношениями Кришны с гопи — вы только запутаетесь. Но чем лучше вы поймете Кришну, тем более стойким Его последователем вы сможете стать. Неавторитетные толкователи никогда не изображают Кришну созидающим небо. Их интересует только Кришна, танцующий с гопи. Так они пытаются найти оправдание собственной похоти.

 

Две далласские газеты поместили репортаж о приезде Прабхупады. «Даллас-таймс-геральд» опубликовала фотографию сидящего Прабхупады в гирлянде из роз, указательный палец его правой руки назидательно поднят. «Босоногий свами собирает восхищенную толпу последователей Кришны», — гласил заголовок.

Помимо упоминания о том, что Шрила Прабхупада был босой (на самом деле он носил обувь, но снимал ее, когда садился «по-турецки»), статья сообщала о полемике, развернувшейся вокруг преданных Кришны в Далласе. Это было связано с нотой протеста ИСККОН против руководства аэропорта Далласа, наложившего запрет на распространение книг и сбор пожертвований на его территории.

— Полезная литература. Пусть продолжают в том же духе, — прокомментировал Прабхупада, ознакомившись со статьей. Читая ее, люди наберутся разума и будут знать свои конституционные права. В противном случае, они останутся мишенью для правонарушителей и не будут знать, что делать.

Больше всего интереса у Шрилы Прабхупады вызвало сообщение о том, как газетчики перефразировали его ответ на вопрос об индийских политиках.

…по словам Свами «госпожа Ганди склонна к духовности, и если она полностью ее разовьет, то положение улучшится.

От демократии не будет большой пользы, если те, кто стоит у руля общества, лишены духовных ценностей. Махатма Ганди был, по сути, диктатором, но в то же время — человеком высоких моральных качеств, поэтому люди приняли его. И диктатура может быть полезной, если во главе ее стоит духовно развитая личность».

Шриле Прабхупаде много раз приходилось отвечать на вопросы об Индире Ганди. Американское руководство критиковало ее новый правительственный курс, а комментаторы (в частности, в Чикаго) пытались истолковать высказывания Прабхупады в отношении женщин как критику премьер-министра Ганди. Но и в Чикаго, и в Далласе Прабхупада подчеркивал, что не проявляет большого интереса к политике, и дал понять, что без Кришны политика бесполезна.

Стремясь установить с индийским правительством дружеские отношения, Прабхупада избегал публичной критики политических лидеров Индии. Он неоднократно говорил о своем желании встретиться с премьер-министром, чтобы заверить госпожу Ганди в том, что Движение сознания Кришны делает доброе дело, направленное на благо Индии и всего мира, и просить ее содействия. Преданным всегда было трудно получать индийские визы. Им постоянно приходилось прерывать свое служение и покидать страну, чтобы открыть новую визу и вернуться обратно. Это требовало серьезных расходов. Отдельным преданным (главным образом из района Майяпура) было предложено вообще выехать из страны по причине обострения отношений с Америкой, недовольной политикой правительства Индиры Ганди. Недавно преданные из Дели сообщили Прабхупаде, что готовят его встречу с премьер-министром. Поэтому Прабхупаде понравился хороший отзыв об Индире Ганди, помещенный в «Даллас-таймс-геральд», и он попросил сохранить эту статью.

 

Утром в день отъезда в Новый Орлеан Прабхупада с учениками гуляли по берегу озера Уайт-Рок. В какой-то момент Прабхупада отстал от основной группы преданных и сказал слуге:

— Мне что-то нездоровится.

Несколько санньяси заботливо обступили его.

— И вчера я чувствовал себя неважно, — добавил Прабхупада.

— Может быть, это от жары, Шрила Прабхупада?

— Не знаю, от чего, но сейчас у меня болит голова и спазмы.

— Может, стоит отложить поездку?

Прабхупада промолчал. Он не исключал, что сильная жара могла ослабить пищеварение, но на вопрос, доволен ли он пищей, ответил:

— Не совсем. Повара постоянно меняются, и это нехорошо.

Брахмананда высказал предположение, что другая причина болезни Прабхупады — постоянные перелеты из города в город. Но когда он вновь предложил отменить визит в Новый Орлеан, Прабхупада сказал:

— Нет, нет, — и продолжил прогулку.

 

* * *

31 июля

По пути в Новый Орлеан разразилась буря. Шрила Прабхупада и Упендра, летевшие в салоне первого класса, смотрели в окно, когда за десять минут до предполагаемого времени посадки объявили: «Пристегните ремни!»

Неожиданно самолет резко пошел на снижение. Пассажиры вцепились в подлокотники кресел. Упендра, от страха лишившийся дара речи, подумал: «Даже если я погибну, ничего – ведь Прабхупада рядом». Падение лайнера прекратилось столь же внезапно, но теперь он стал раскачиваться с боку на бок. Ящики для багажа, расположенные над креслами, сами собой раскрылись и на пол и на головы пассажиров посыпались их вещи.

— Почему так трясет? — спросил Прабхупада Упендру.

— Буря, — ответил Упендра. Он видел, что Прабхупада спокоен – точнее, слегка раздражен — не более, чем если бы задержался его обед.

Под проливным дождем пилоту все же удалось посадить самолет, избежав катастрофы. Всеобщий вздох облегчения сменился одобрительными возгласами пассажиров и аплодисментами. Шрила Прабхупада был все так же невозмутим и спокойно спросил Упендру, далеко ли до храма.

 

Под проливным дождем Шрила Прабхупада с сопровождающими его учениками подъехал к большому поместью на бульваре Эспланады. Нитьянанда, президент новоорлеанского храма, за две недели предупрежденный о приезде Прабхупады, наскоро перекрасил и привел в порядок все здания – как на территории поместья, так и на ферме у Миссисипи. Он объехал все рынки города, но так и не нашел горькую дыню, которую, как ему сказали, Прабхупада каждый день ел для улучшения пищеварения. Поэтому он обратился к одному из секретарей Прабхупады с просьбой привезти из Далласа несколько дынь. Как Нитьянанда, так и все новоорлеанские преданные были уверены, что как нельзя лучше подготовились к приезду Прабхупады.

Пока, опираясь на трость, Прабхупада медленно поднимался по широкой мраморной лестнице, преданные бросали вниз с третьего этажа лепестки цветов. Весь путь от машины до подножья вьясасаны, длиной в 75 метров, был устлан белой тканью в метр шириной. Прабхупада склонился перед Божествами Гаура-Нитай, Радха-Радхаканты и Господа Джаганнатхи и уже сел было на вьясасану, но, подумав, что утро закончилось, решил не начинать лекцию, а отправился к себе на квартиру, в соседнее здание.

Едва Прабхупада вошел в приготовленные для него апартаменты, как ему представили чиновника муниципалитета, который от лица мэрии Нового Орлеана пришел его поприветствовать. Прабхупада с благодарностью принял символический ключ от города и свиток с приветственным посланием высокому гостю. Воспользовавшись благоприятной возможностью, он тут же начал проповедовать своему гостю, видя в нем, однако, не представителя власти, а одну из обусловленных душ.

Когда приветственная суматоха утихла и Прабхупада смог, наконец, совершить омовение, принять прасад и немного отдохнуть, он пригласил к себе Нитьянанду. Тот вошел и поклонился. Грудь Прабхупады украшала свежая гирлянда, а лоб его был умащен сандаловой пастой. Оставшись с духовным учителем один на один, Нитьянанда испытывал смущение и трепет. Прабхупада взял со своего стола альбом с фотографиями фермы на Миссисипи:

— А знаешь, — сказал он, — я ведь приехал специально, чтобы увидеть вашу ферму.

 

На следующее утро перед рассветом Шрила Прабхупада выехал на ферму. Опять шел дождь. Дорога занимала два часа. К вечеру он собирался вернуться в Новый Орлеан, а на следующий день лететь в Детройт.

Полоса дождя закончилась только в районе Кэрриера (шт. Миссисипи). Из окна автомобиля Прабхупада смотрел на простиравшуюся перед ним холмистую местность. Ферма ИСККОН представляла собой чистый участок земли на возвышенности, окруженный сосновым бором. Прежний владелец использовал свои угодья под ранчо для разведения лошадей. Все постройки были в хорошем состоянии: современный кирпичный дом из четырнадцати комнат, большой амбар и несколько сараев. Прабхупаде место понравилось: оно напоминало Бенгалию.

Желая пообщаться со своим духовным учителем, на ферму устремились большинство преданных Нового Орлеана. Все они столпились в храмовой комнате, ожидая лекции по «Бхагаватам». Но, стоило Прабхупаде заговорить, как в комнату налетели тучи мух, которые с жужжанием стали садиться ему на голову и на тело. Кто-то из преданных пытался отогнать их чамарой, но безуспешно.

— Подойди ближе, — сказал Прабхупада. — Чамара специально предназначена для отпугивания мух. И ничего страшного, если она коснется тела.

К концу лекции Прабхупада заговорил о сельскохозяйственной общине.

— У вас хорошее место, хотя конечно, я видел не все. Грихастхи могли бы приезжать сюда, строить небольшие дома, выращивать злаки и овощи и получать от коровы молоко. Так вы сможете производить натуральные продукты и экономить время. Зачем ездить за сотни миль в город, а потом обратно и принимать на себя столько хлопот, без которых вполне можно обойтись? Оставайтесь здесь, сами выращивайте себе пищу, сами изготавливайте одежду. Живите мирно. Экономьте время и повторяйте «Харе Кришна». Вот настоящая жизнь, а не эти огромные суматошные города, где у людей ни на что нет времени. Чтобы увидеться с другом, надо проехать пятьдесят километров, чтобы посетить врача — восемьдесят, а чтобы добраться до работы — сто пятьдесят. Это что, жизнь? Конечно нет. Довольствуйтесь необходимым. Жизнь преданного — это прайоджана. Пользуйтесь лишь тем, что действительно необходимо, не создавая искусственных потребностей.

Шрила Прабхупада протестовал против чрезмерного использования механизмов: «Повсюду машины, машины, машины…» Он просил преданных показать практический пример простой жизни и прогресса в сознании Кришны. Если это удастся, люди будут стараться следовать за ними.

Хотя Нитьянанда и другие преданные жили на ферме уже много месяцев, слова Прабхупады стали для них руководством к действию и высветили цель всего проекта, точно вдохнув в него новую жизнь.

После лекции Прабхупада отправился к себе в комнату. Туда же пришли Брахмананда Свами, Сатсварупа-дас Госвами, Харикеша, Джагадиша и Упендра. Когда разговор зашел о варнашраме, Прабхупада послал за Нитьянандой.

— Попытайтесь не использовать машин. Делайте все сами, с помощью животных, — посоветовал он ему.

На вопрос Нитьянанды, должны ли домохозяева трудиться сообща или только своими семьями, Прабхупада ответил:

— Конечно, они должны работать вместе. Иначе какой смысл жить общиной?

Объясняя Упендре, как использовать молоко, Шрила Прабхупада рассказал об индийской деревенской традиции:

— Подобно Махарадже Нанде, многие жители в деревнях Индии занимаются разведением коров. Все надоенное за день молоко они сливают в большой котел, стоящий на медленном огне. Вся семья может пить молоко вволю. Все молоко, оставшееся к вечеру, сквашивают в йогурт и на следующий день используют для разных нужд. Оставшийся йогурт сохраняют про запас. Когда накапливается избыток старого йогурта, его сбивают в масло. Остающаяся после сбивания жидкость называется пахта. С ней вместо дала можно есть чапати. Это вкусно и очень полезно. А масло они перетапливают в гхи. Ни капли отходов.

Шрила Прабхупада сказал, что все могут пить столько молока, сколько нужно, а гхи можно поставлять в рестораны ИСККОН в крупных городах. Еще фермы могут снабжать рестораны творогом для приготовления сандеша, расагул и других блюд. Прабхупада подчеркивал, что ферма должна быть хорошо организованна, и в ее жизни должны участвовать представители всех сословий: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Лень и праздность недопустимы.

— В противном случае, — сказал он, — люди будут осуждать нас за то, что мы уходим от реальности, чтобы есть и спать.

— Значит, использование техники нужно немедленно прекратить? — спросил Нитьянанда.

— Мы не против техники, — стал объяснять Прабхупада, — вы можете ею пользоваться. Но нельзя допускать, чтобы из-за техники люди оставались без работы. Вот в чем дело. Вы можете использовать механизмы, но в первую очередь обеспечьте работой каждого человека. Если у вас много рабочих рук, зачем вам техника?

В ведической культуре, объяснил Прабхупада, кшатрии взимали налоги и защищали жителей, а шудры трудились на полях и занимались ремеслами. Женщины готовили пищу, пряли, ткали и делали молочные продукты. А мясо разрешалось есть только людям низкого социального статуса, например сапожникам, использующим шкуры мертвых коров.

— Не так, что профессор такой-то-такой-то питается мясом. Вот до чего докатилось современное общество! Учитель — значит «брахман», а он мясо ест! Это ужасно! — негодовал Прабхупада. — Итак, делайте как я сказал, и организуйте все как надо. Я могу что-то подсказать, но жить мне осталось недолго. Если вы сумеете это осуществить, то сможете изменить весь мир. Если сможете изменить Америку, изменится весь мир.

Шрилу Прабхупаду переполнили эмоции, глаза его наполнились слезами.

— Это наш долг, — сказал он. — Чайтанья Махапрабху так объяснял пара-упакару: «Спасайте людей! Если не можете спасти всех, помогите, кому можете». Таково предназначение человеческой жизни. Это и есть сознание Кришны — выводить блуждающих во тьме к свету. Но не думайте: «Сознание Кришны — моя профессия. Она дает мне пищу и кров». Такие представления бытуют среди индийцев. Этого не должно быть. Это пара-упакара, сознание Кришны. Тогда Кришна будет очень доволен. Ведь Он Сам нисходит на землю, чтобы дать это благо людям – так насколько же больше Он будет доволен, если это будете делать вы! Например, когда я объезжаю свои центры и вижу, что мои ученики делают успехи, и все идет хорошо, насколько же я доволен! Ведь тогда я смогу сохранить силы и посвятить остаток жизни написанию книг! Подобным образом, Кришна будет очень доволен вами, когда увидит, что, действуя от Его имени, вы пытаетесь спасти этих негодяев. Главное качество вайшнава — это пара-дукха-дукхи. Ему больно видеть страдания других. Таков истинный вайшнав.

С этими словами Прабхупада поднялся и покинул комнату.

 

Когда Харикеша сказал, что на то, чтобы приготовить обед, ему потребуется два с половиной часа Прабхупада ответил:

— Ты просто не умеешь готовить. Я тебе покажу — управлюсь за час.

— За час? — недоверчиво переспросил Харикеша. — Быть такого не может!

Прабхупада снял курту и вошел в маленькую кухню. Преданные столпились в дверях и заглядывали внутрь. Прабхупада посмотрел на часы и засек время:

— Итак, сейчас двенадцать.

Он воспользовался своей «трехэтажной» латунной кастрюлей – той самой, которую привез в Америку еще в 1965 году. В нижнюю секцию Прабхупада налил воды и положил бобы мунг, в среднюю насыпал рис, а верхнюю заполнил нарезанными овощами: зеленым горошком, кусочками кабачка, картофеля и цветной капусты. Поставив пароварку на слабый огонь, он налил в сковороду немного гхи и тоже поставил ее на плиту. Затем нарезал баклажаны и обжарил их в горячем гхи, предварительно обваляв в куркуме и соли. Потом он замесил тесто и принялся раскатывать чапати. Время от времени он посматривал на часы, и через сорок пять минут снял с кастрюли крышку и перевернул ее вверх дном, чтобы в дальнейшем использовать как маленькую сковородку. Он налил в нее гхи, поджарил горькую дыню, а затем ловко бросил по щепотке кумина, аниса, чили и асафетиды. В конце Прабхупада слегка полил тушеные овощи лимонным соком. Через несколько минут обед был готов.

Прабхупада снова взглянул на часы.

— Прошел всего час, — сказал он, — а мы приготовили девять блюд. С этими словами он покинул кухню, а слуги принялись сервировать его поднос. Прабхупада попросил угостить прасадом всех, кто наблюдал как он готовит.

 

К пяти вечера Прабхупада отправился осматривать ферму. В коровнике он увидел телят, которые сосали молоко.

— А как вы используете быков? — спросил он.

— Чтобы пахать? — неуверенно, как ученик у доски, предположил Нитьянанда.

— Правильно, — подтвердил Прабхупада, — для вспашки земли и перевозки грузов. Каждый плуг могут тянуть два быка, и занимайте обработкой земли больше людей.

Пройдясь по сенокосным лугам, Прабхупада спросил, почему скошенная трава до сих пор не убрана. Нитьянанда объяснил, что сено не просохло после дождя. Прабхупада предостерег преданных, что дожди могут испортить сено, и его нужно побыстрее убрать. Зайдя на делянку сахарного тростника, площадью в гектар, они прошли один ряд и углубились в густые заросли, возвышающиеся на метр над их головами. Перейдя на другую сторону поля, преданные вышли на опушку соснового бора.







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 429. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия