Санньяси заверил лорда Шетланда, что, разумеется, может, но при условии, что тот откажется от мяса, одурманивающих средств, азартных игр и незаконного секса.
— Это невозможно! — воскликнул лорд. Тот санньяси решил, что точно так же ответят и остальные европейцы, и, заключив, что вайшнавизм никогда не приживётся на Западе, вернулся в Индию. Но Бхактиведанта Свами верил, что его ученики непременно добьются успеха и помогут ему основать центры ИСККОН в Европе, так же как они сделали это в Северной Америке. Безусловно, успех этот несказанно обрадует Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати. Свамиджи рассказал ученикам притчу о человеке, который подобрал на дороге тыкву, а чуть позже нашел палку и струну. Сами по себе эти вещи были бесполезны, но, соединив их вместе, человек сделал вину и заиграл на ней прекрасную музыку. Точно так же, Бхактиведанта Свами, приехав на Запад, обнаружил там отверженных молодых людей, при том, что и сам он в Нью-Йорке тоже никому не был нужен. Но по милости Кришны их союз оказался удачным. Если его ученики сохранят искренность и будут следовать его указаниям, в Европе их ждет успех. Три молодые пары — Мукунда и Джанаки, Шьямасундара и Малати (со своей грудной дочкой Сарасвати) и Гуру-даса с Ямуной — приехали в Монреаль, горя желанием отправиться в Лондон. Эти супружеские пары основали храм в Сан-Франциско, где им довелось близко общаться со Свамиджи. Они помогли ему познакомить с киртаном, прасадом и Ратха-ятрой хиппи с Хэйт-Эшбери, а теперь им не терпелось помочь ему начать Движение сознание Кришны в Лондоне. Прабхупада попросил их пару недель побыть с ним в Монреале, чтобы научиться искусству киртана. Пение «Харе Кришна» — не театральное представление, а выражение преданности, и вести его как следует смогут только чистые преданные, а вовсе не профессиональные музыканты, но, если ученики Бхактиведанты Свами хорошо овладеют техникой, лондонцам будет гораздо легче по достоинству оценить сознание Кришны. Мысль о том, что его ученики поедут проповедовать в Англию, приводила Свами Бхактиведанту в восторг. Выступая с киртанами, они добьются гораздо большей популярности, чем йоги с их гимнастикой и медитацией на пустоту. Когда стало ясно, что проповедь в Лондоне - не такая уж пустая затея, Прабхупада стал делиться с учениками своими дальнейшими планами. Казалось, у него есть сотни готовых программ, как распространить сознание Кришны по всему миру — были бы только энтузиасты, которые согласятся ему помогать. На ежедневных репетициях Свамиджи учил преданных петь Харе Кришна и другие песни преданности, сначала медленно, а потом постепенно наращивая темп. Он часто останавливал их и просил начать сначала. Внимательно слушая, как поет Ямуна, он время от времени прерывал ее и поправлял произношение. Проведя в Монреале две недели, группа проповедников собралась на последнюю встречу со своим духовным учителем. Стремясь исполнить мечту Бхактисиддханты Сарасвати, Свамиджи посылал их в Лондон, чтобы открыть там проповеднический центр. Он рассказал ученикам, что санньяси, которых посылал в Англию Шрила Бхактисиддханта Сарасвати, лишь прочитали несколько лекций в разных местах, сфотографировались на память с лордами и леди, а затем вернулись в Индию. Но Прабхупада хотел, чтобы ученики его смело шли и пели Святое имя, вдохновляя на это других - ведь именно так поступал Господь Чайтанья, когда путешествовал по Южной Индии! «Чайтанья-чаритамрита» говорит, что каждый, кто видел Господа Чайтанью, наполнялся экстазом, начинал петь Святое имя и умолял об этом же других. И когда люди видели его, переполненного счастьем, их сердца также наполняло блаженство, и так волны экстатической любви к Кришне поднимались и расходились по всем сторонам света. Прабхупада предсказывал, что, услышав как преданные поют «Харе Кришна», лондонцы сами станут преданными и начнут учить других, и сознание Кришны будет расширяться. Требовалось только одно — чтобы пение было чистым, лишенным всяких корыстных мотивов. Прабхупада всех заражал своим энтузиазмом, и с каждым сказанным словом вдохновение все больше и больше наполняло сердца его учеников. Когда Мукунда спросил у Прабхупады, есть ли у него какие-то конкретные, практические указания, тот в ответ рассказал историю. В юности он как-то видел фильм с участием Чарли Чаплина. Действие происходило на торжественном балу, на открытом воздухе. Неподалеку от танцевальной площадки располагались аллеи со скамейками, на которых сидели и отдыхали влюбленные парочки. И какие-то озорные мальчишки намазали одну из скамеек клеем. А один молодой человек и его подруга взяли и уселись на эту скамейку. — Когда этот молодой человек встал, — смеясь рассказывал Свамиджи, — фалды его фрака разорвались. Не подозревая о том, что произошло, парочка вернулась на бал, но теперь взгляды всех танцующих были прикованы к ним. Не понимая, почему он вдруг оказался объектом всеобщего внимания, молодой человек зашел в комнату для переодевания и в зеркале увидел, что фалды его фрака разорваны. Тогда он разорвал надвое весь фрак, до самого воротника, вернулся к партнерше и закружил ее в бурном танце. Затем, словно не желая отстать от моды, разорвал свой фрак и другой мужчина и со своей партнершей тоже присоединился к танцу. А после этого, разорвав свои фраки, за ними устремились все танцующие. К концу истории преданные хохотали как безумные. Постепенно смех утих, и все разошлись. Но только приехав в аэропорт, Мукунда, беседуя со Шьямасундарой, начал понимать, с какой гениальностью ответил Бхактиведанта Свами на его вопрос. Своей смелой, вдохновенной и уверенной проповедью они, несомненно, будут привлекать людей, но, как и в этой комедии, сразу «вольются в танец» не все. Возможно, поначалу на преданных будут смотреть, как на сумасшедших, но несмотря ни на что они будут нести людям сознание Кришны — величайший и редчайший дар, и разумные люди, которые сначала насмехались над ними, постепенно его оценят. В отличие от духовных братьев Бхактиведанты Свами, с их «мирной» тактикой, ученики его, следуя наказу духовного учителя, будут действовать совсем иначе — они будут устраивать в Лондоне публичные киртаны; и если духовные братья Бхактиведанты Свами во многом копировали англичан, то сам он хотел, чтобы англичане начали подражать вайшнавам. Чтобы появиться на улицах Лондона с обритой головой и в дхоти, нужна была смелость. Но сама мысль о том, что они будут петь, выполняя наказ Господа Чайтаньи, воодушевляла ребят. Люди последуют за ними — медленно, но верно, ибо такова воля Господа Чайтаньи. * * * Визит Бхактиведанты Свами в Монреаль выпал на начало лета 1968 года, шесть месяцев спустя после его возвращения в Америку. Живя в Индии, с июля по декабрь 1967-го он восстанавливал свое здоровье, а четырнадцатого декабря вернулся в Сан-Франциско. Пробыв там несколько недель, Свамиджи отправился в Лос-Анджелес, где небольшая группа его учеников открыла храм, взяв в аренду помещение магазинчика в квартале, где жили негры и испанцы среднего достатка. Магазинчик был пуст, а сам дом стоял на отшибе. Свамиджи пробыл там два месяца: читал лекции и проводил киртаны, давая своим ученикам силы и вселяя в них вдохновение. Шум в голове по-прежнему мешал ему работать, но в теплом, солнечном климате Южной Калифорнии он чувствовал себя превосходно и продолжал переводить «Шримад-Бхагаватам» — надиктовывать его текст на магнитофонные ленты и пересылать их в Бостон, чтобы там их перепечатали на машинке. Однажды на квартиру к Бхактиведанте Свами пришел корреспондент журнала «Лайф» и взял у него интервью для очередного номера. Статья называлась «Год Гуру». Вышедшая статья представляла Бхактиведанту Свами и его Движение наряду с другими гуру, и, хотя там была напечатана его большая цветная фотография и приводился положительный отзыв одного репортера о посещении нью-йоркского центра ИСККОН, Свамиджи остался недоволен тем, что его поместили в один ряд с псевдо-гуру, которые учили вымышленным формам йоги и медитации. В мае, через несколько месяцев после отъезда из Лос-Анджелеса, Прабхупада впервые посетил центр ИСККОН в Бостоне, где несколько его учеников также обосновались в помещении бывшего магазинчика. Он прочитал много лекций в местных университетах, включая Гарвард и Массачусетский технологический институт, где, обратившись к аудитории, состоявшей из студентов и преподавателей, бросил вызов: — Где в этом университете факультет, на котором преподается наука о различии живого и мертвого тел?
|