В прощальном письме профессору Котовскому Прабхупада попытался побудить его продолжить с ним переписку.
Вы хотели посмотреть конспекты моих лекций, поэтому я приложил к письму список тем, и, если хотите, я буду рад послать вам статьи по этим темам. Ведический взгляд на социализм и коммунизм. Научная оценка бесклассового общества. Знание в авторитетной традиции. В письме Тамала-Кришне Прабхупада коротко рассказал о своем визите в Москву. Город хорошо спланирован. Большие дома, широкие дороги. Днем на улицах много автобусов и машин, а метро гораздо лучше, чем в Америке и Англии. На станциях метро очень чисто. Улицы также моются каждый день. Но здесь трудно найти вегетарианские продукты; мы по-прежнему готовим пищу в моей многоярусной кастрюльке, которая спасает нам жизнь. Мы говорили с одним маститым профессором, г-ном Котовским, а Шьямсундар встречался со множеством известных писателей и музыкантов. С нами сотрудничают двое юношей; один индиец, другой русский. Есть хорошие перспективы для открытия центра, хотя атмосфера здесь не очень благоприятна. Посольство не помогает. Итак, наш визит в Москву оказался не очень успешным, но на будущее есть надежда. Завтра я на один день отправляюсь в Париж, затем на Ратха-ятру в Сан-Франциско, а потом вернусь в Лондон. * * * Париж Июня 1971 года. Только что приехав из аэропорта Орли, Шрила Прабхупада лежал на кушетке в конференц-зале индийского туристического агентства. Кроме него, в комнате были еще двое учеников — Арадхана и его жена, Шантану, которые приехали с ним на такси. Поскольку вскоре должна была начаться пресс-конференция, Прабхупада сказал, что хочет отдохнуть, и закрыл глаза. В аэропорту парижские иммиграционные служащие долго не выпускали Прабхупаду. Все это время его с нетерпением ждали около тридцати европейских преданных, которые никогда его прежде не видели. Они заметили его, когда он шел от самолета в здание аэропорта — он нес свою данду, к которой был привязан зонтик. Он помахал им рукой, в которой держал мешочек с четками, но затем скрылся из поля зрения преданных за тонкой перегородкой и только через два часа иммиграционная служба его пропустила. Парижские преданные не догадались подготовить для Прабхупады машину, поэтому, когда он спросил о ней, несколько преданных бросились ловить такси. Когда такси нашлось, Прабхупада вместе с Арадханой и Шантану поехал в индийское туристическое агентство. Остальные преданные остались — они подъедут позже. Открыв глаза после короткого отдыха, Прабхупада увидел перед собой Арадхану, Шантану и Шьямасундару. С минуты на минуту ожидалось прибытие репортеров и остальных преданных. Когда Прабхупада сел, Шантану предложила ему манго, и Шрила Прабхупада улыбнулся. Йогешвара: Я сидел за дверью перед комнатой Прабхупады и ел то, что он оставил — кожуру от манго. Сердце в моей груди бешено колотилось. Я не представлял, что будет дальше. Я получил посвящение полтора года назад, но еще ни разу не встречался лично с духовным учителем — но теперь он был здесь, прямо за дверью! Вдруг дверь приоткрылась и из нее показалась голова Шьямасундары. Заметив, что я сижу снаружи, он повернулся назад и сказал: — Здесь сидит какой-то преданный. Может, пригласить его, Шрила Прабхупада? Я заглянул за дверь. Шрила Прабхупада, отдохнувший и исполненный царственного величия, сидел на диване, а рука его покоилась на колене. Отвечая на вопрос Шьямасундары, он жестом руки пригласил всех войти. Впервые в жизни я увидел его жест — само совершенство! Я вошел и сразу же растянулся в поклоне на полу. Вот тогда я понял: «Сейчас я с духовным учителем!» Постепенно из аэропорта начали подъезжать преданные, и комната заполнилась. Пока Прабхупада тепло беседовал со своими учениками, вдохновляя их продолжать проповедовать и рассказывая им о недавней поездке в Москву, подъехали журналисты. Практически никто из преданных не встречался раньше со своим духовным учителем, и Лочанананда начал одного за другим представлять их Шриле Прабхупаде. Хари-виласа: Я подъехал поздно и когда вошел, испытал смешанное чувство удивления, радости, самодовольства и изумления оттого, что встретил чистого преданного Господа. Я вошел вместе с Гханашьямой, который начал переводить некоторые книги Прабхупады на французский. В комнате почти не было свободного места и Гханашьяма сразу же сел где-то сзади. Тогда я был президентом храма и очень этим гордился. Поэтому через всю комнату я протиснулся к тому месту, где находился Прабхупада и сел прямо перед ним. Я посмотрел на него, ожидая, что он посмотрит на меня, улыбнется, окажет какой-нибудь знак внимания, но он словно меня не замечал. Лочанананда представлял Прабхупаде всех преданных. Он сказал: — Это Гханашьяма, переводчик. — Где? — спросил Прабхупада, и все обернулись, чтобы посмотреть на Гханашьяму, сидящего у стены. — Пожалуйста, попросите его встать, — сказал Прабхупада. Гханашьяма встал. Прабхупада посмотрел на него, улыбнулся и сказал: — О, спасибо тебе большое. Я сразу же почувствовал себя немного неловко и подумал: «Что я наделал? Я пролез вперед всех и жду, что меня заметят». Затем Лочанананда сказал: — А это Хари-виласа. Он президент храма. Прабхупада даже не посмотрел на меня. И я понял: да, я совершил большую ошибку. И поскольку он сразу указал мне на мой серьезный недостаток, я начал понимать: «Это мой духовный учитель». Журналисты задавали вопросы, и, несмотря на то, что подчас они были поверхностными, Прабхупада видел в них возможность пролить свет на философию сознания Кришны и терпеливо отвечал. Конференция продолжалась целый час. Выйдя из Индийского туристического агентства, Прабхупада обнаружил, что опять никто не позаботился о машине, чтобы отвезти его в храм. Пока преданные бегали по улице, пытаясь поймать такси, Прабхупада ждал, стоя на тротуаре, перед кафе. Полагая, что после напряженной пресс-конференции и долгого перелета из Москвы Прабхупада устал, кто-то из преданных предложил: — Шрила Прабхупада, не желаете ли присесть? — и выдвинул из-под столика кафе один из стульев. — Что это за место? — Летнее кафе, — ответил преданный. — Что люди здесь делают? Курят и пьют? — Да, Шрила Прабхупада, это кафе. Здесь подают алкогольные напитки. — Нет, — ответил Прабхупада. — Гуру не должен сидеть в таком месте. Приехав в храм, Прабхупада омылся и принял прасад. Завтра он должен был лететь в Лос-Анджелес, поэтому его однодневный визит в Париж был заполнен публичными мероприятиями. После короткого отдыха он снова выехал на проповедь. Преданные арендовали театр «Олимпия» - огромный зал вместимостью более двух тысяч мест. Но из-за того, что преданные начали рекламировать лекции Прабхупады лишь за два дня до программы, пришло всего сорок человек. Но Прабхупада, как ни в чем не бывало, прочитал лекцию и провел киртан. После этого он отправился на телестудию, чтобы дать интервью. Когда Прабхупада вернулся в храм, был уже час ночи. Шьямасундара сказал преданным, которые весь день ездили с Прабхупадой, что те должны отдохнуть шесть полных часов. Но на следующее утро Прабхупада встал как обычно, и в пять утра потребовал объяснить, почему не проводится мангала-арати. Он послал своего слугу разбудить преданных, и когда те заторопились в алтарную, чтобы начать утреннее поклонение, Прабхупада вышел на утреннюю прогулку. На прогулке Прабхупаду сопровождали Шьямасундара, Аравинда и Хари-виласа, президент парижского храма. Весеннее утро было солнечным и Прабхупада, шагающий со своей тростью, казался очень величественным. — Шьямасундара, — спросил Прабхупада, — почему все домохозяева в майе? Так и не дождавшись от Шьямасундары ответа, Прабхупада ответил сам: — Это нормально. Таково их положение — находиться в майе. Он сказал, что когда приехал в Америку, то сначала хотел давать посвящение в санньясу. Но, увидев, что на Западе юноши и девушки свободно общаются друг с другом, он решил сначала позволить своим ученикам жениться и завести ребенка, после чего жена могла уехать с ребенком во Вриндаван, а муж - принять санньясу. Рассмеявшись, Прабхупада сказал, что, погрязнув в семейных делах, мужчина все больше привязывается к дому, банковскому счету, скоту и многому другому.
|