Размышляя над этим критерием, д-р Хопкинс спросил о положении Шри Ауробиндо, который, казалось, был выше имперсонализма. Прабхупада согласился.
— Он говорил, что помимо философии Майявады есть кое-что еще, — объяснил Прабхупада. — Бхакти. Но Ауробиндо не понимал, что это такое, ибо не обучался этому у осознавших себя душ. Он все хотел понять сам. Д-р Хопкинс: То есть его проблема заключалась в том, что он хотел достичь этого своими усилиями? Прабхупада: Да. Он не пошел путем гуру-парампары. Поэтому путь его будет долгим. Наконец, д-р Хопкинс сказал, что ему пора, и поблагодарил Прабхупаду за то, что тот уделил ему время и поделился знанием. — Почему бы вам тоже не присоединиться к нам? — спросил Прабхупада. — К нам присоединяется все человечество. Д-р Хопкинс ответил, что является давнишним другом преданных и подозревает, что это может закончиться тем, что в конце концов он примет санньясу. Прабхупада сказал, что человек становится санньяси не когда меняет одежду, а когда все посвящает Кришне. * * * Июля 1975 года Из Филадельфии Шрила Прабхупада вылетел прямым рейсом в Сан-Франциско. Прабхупада и Упендра летели в первом классе, а Брахмананде Свами, Харикеше и Прадьюмне достались места в классе для туристов. С ними летела Вишакха-деви-даси, которая фотографировала Шрилу Прабхупаду. После того, как самолет поднялся на крейсерскую высоту, из кабины самолета вышел мужчина в форме. Он сразу же заметил Шрилу Прабхупаду, который сидел у окна, и подошел к нему. Когда он наклонился к Прабхупаде и спросил, как тот себя чувствует, Прабхупада почувствовал, что человеку хочется поговорить, и попросил Упендру встать и уступить место мужчине. — Вы старший пилот? — предположил Прабхупада. — Нет, — ответил мужчина. — Я инспектор полетов, слежу за пилотом и командой. Могу я задать вам философский вопрос? Прабхупада кивнул, явно довольный желанием инспектора. — Действительно ли все сотворено Богом? — Да, — сказал Шрила Прабхупада и процитировал «Веданта-сутру»: джанмадй асья ятах. — Все сущее изошло из Бога. — Тогда что такое зло? — спросил инспектор. — Это тоже творение Бога? — Для Бога нет ни добра, ни зла, — объяснил Прабхупада. — Все есть добро. Добро — это грудь Бога, а зло — Его спина. Грудь и спина одинаково важны. Если у меня заболела спина, я точно так же обращаю на это внимание, как если у меня заболит грудь. Хотя это спина, она не менее важна, чем грудь. Значит ли это, что между злом и добром нет никакой разницы? Нет. Для Бога не существует зла. Как, например, для солнца не существует тьмы. Это только мы воспринимаем и тьму, и свет. Если вы повернетесь к солнцу спиной, вы увидите тьму. Если повернетесь лицом — тьма исчезнет. Мы сами создаем тьму, как только меняем свое положение. Если вместо того, чтобы стоять к Богу лицом, я отворачиваюсь от него, меня окружает тьма. В противном случае, тьмы бы не было. На самом солнце темноте нет места. Поэтому Бог всеблаг. Но для нас, когда мы забываем о Боге, наступает тьма. А когда мы постоянно находимся в сознании Бога, тогда все становится добром. Вы довольны ответом? Инспектор сказал, что все понял и полностью согласен с ответом. Он хотел было задать следующий вопрос, но тут к ним подошел прилично одетый, но изрядно подвыпивший пассажир и стал что-то бормотать. Шрила Прабхупада посмотрел на него и спросил: — Вы боитесь смерти? Пьяный запнулся, протрезвел и отошел. Инспектор полетов вернулся к своим вопросам. Он понимал, что встреча с Шрилой Прабхупадой была редкой возможностью. — Не могли бы вы сказать мне, как обрести покой? — спросил он. Шрила Прабхупада процитировал «Бхагавад-гиту»: бхоктарам ягья тапасам…, и жестом попросил Вишакху принести «Гиту». Преданные пошептались между собой и выяснилось, что «Гиты» ни у кого с собой не было. Услышав об этом, Прабхупада рассердился, но в присутствии гостя сдержал свои чувства. Он объяснил инспектору, что человеку необходимо понять, что Бог является верховным повелителем, верховным наслаждающимся и лучшим другом каждого; только тогда он сможет обрести мир. — По глупости своей, — сказал Прабхупада, — мы заявляем, что земля принадлежит нам. Поэтому нам нет покоя. На самом же деле, всем владеет Бог.
|