Охарактеризуйте основные тенденции развития культурно-просветительной работы с 1956 по середину 70-х гг.
Основные тенденции развития культурно-просветительной работы с 1957 года по 70 гг. заключались в следующем. Во-первых, происходило укрепление системы культурно-просветительных учреждений и увеличение их количества. В 50-х годах началось активное строительство учреждений культуры в колхозах, совхозах, организациях и на предприятиях. Они становились балансосодержателями этих учреждений культуры. В 1956 году началось движение по благоустройству сел, смысл которого заключался в создании на селе комплекса культурно-воспитательных и бытовых учреждений (клубы, библиотеки, школы, детские сады, магазины, бани). С 1965 началось преобразование сельских клубов в Дома культуры с приданием им головного статуса, а в 60-х годах в пределах сельского районного центра предполагалось иметь районный Дом культуры, библиотеку, народную филармонию, парк культуры, художественно-оформительскую мастерскую и автоклуб. В 1970 году в РСФСР имелось: 61,1 тыс. библиотек, 78,7 тыс. клубных учреждений, 96,7 тыс. киноустановок. В Вооруженных Силах предполагалось иметь: в округах, группах войск, флотах – Дома офицеров, офицерские клубы, ансамбли песни и пляски, драматические театры, музеи, спортивные клубы, военно-духовые оркестры; в гарнизонах – Дома офицеров, офицерские клубы, матросские клубы береговых баз, библиотеки; в воинских частях, на кораблях – солдатские и матросские клубы; в подразделениях – ленинские комнаты (каюты). С начала 60-х годов было отмечено начало интенсивного строительства театров (к 1970 г. их стало 310). В связи с увеличением финансирования культуры возрастала и техническая оснащенность учреждений культуры. Так, например, в Вооруженных Силах 1 радиоузел приходился на 260 человек, 1 магнитофон на 300, телевизор на 110, т.е. практически в каждой роте. На каждый клуб приходилось 25 художественных и 12 документальных киноленты. Во-вторых, с конца 50-х – начала 60-х начинается интенсивное возникновение учреждений культуры на общественных началах. Создаются общественные клубы, народные университеты, народные музеи, школы культуры, лектории. Особенностью таких общественных учреждений культуры являлось то, что административное руководство и организация различных направлений деятельности осуществлялось силами самих активистов, членов общественных организаций. В-третьих, происходит бурное развитие самодеятельности. Это подтверждается не только образование большого количества разнообразных самодеятельных театров, ансамблей, оркестров, хоров, но и большим количеством всесоюзных фестивалей и смотров художественной самодеятельности. В 1965 году был проведен Всеармейский смотр художественной самодеятельности, а в 1967 году – Всесоюзный фестиваль самодеятельного искусства. В-четвертых, происходит активное развитие шефского движения. Головные учреждения культуры оказывали шефскую помощь сельским и поселковым учреждениям культуры, а те в свою очередь брали культурное шефство над предприятиями, колхозами, совхозами, бригадами, воинскими частями, цехами и наоборот. В результате шефской работы за 20 лет было проведено более 2 млн. шефских мероприятий. Только в одном 1964 г. Центральный Дом Советской Армии им. М.В. Фрунзе отправил в войска 14 методических бригад. В ЦДСА, Ленинградском Доме офицеров и других культурных центрах были организованы университеты передового опыта. В-пятых, возникновение и активное развитие любительского движения. При Дворцах и Домах культуры, при клубах, библиотеках стали создаваться устойчивые группы людей объединенных общими интересами в той или иной области деятельности. Они получили название «любительские клубы» и «клубы по интересам». Людей сплачивали различные области деятельности, творчества, научного знания и т.д. Возникали клубы любителей музыки, поэзии, литературы, техники, науки, спорта, природы, туризма, клубы кино, фото, радиолюбителей и клубы коллекционеров и т.д. В Вооруженный Силах СССР существовало 450 любительских киностудий, которые в год выпускали 1,5-2 тыс. фильмов. К этому же периоду относиться возникновение клубов веселых и находчивых – КВН. Одним из первых руководителей такого клуба стал А. Сухорадко во Дворце культуры «Родина» г. Химки. Особенно ярко клубное движение нашло выражение в деятельности молодежи, чему способствовал VI фестиваль молодежи и студентов. Отличительной чертой молодежных клубов была познавательная направленность молодежного клубного движения. Особую популярность приобретали «клубы любознательных», «клубы интересных встреч», «Глобус», «Кругозор», «Горизонт». В-шестых, начало широкого распространения агитационно-художественных бригад. Данному явлению способствовало активное развитие самодеятельности. Самодеятельные творческое коллективы, создавая зачастую свою самобытную, оригинальную программу, с использование новых методов и подходов, путем сочетания в одном номере несколько стилей и направлений, организовали выступления не только в учреждениях культуры, но и в цехах, в селах, в воинских частях и т.д. В-седьмых, широкое развитие массовых праздников. Широко отмечались такие дни как «День строителя», «День животновода», «День механизатора». Руководство страны создало в календаре знаменательные даты, посвященные не только основным профессиям, существовавшим в то время, но и различным знаменательным датам («праздник русской зимы», «праздник первой борозды» и т.д.). Данное явление нашло свое отражение и в системе организации культурно-просветительной работы в ВС. В каждом виде Вооруженных Сил, роде войск вошло в традицию отмечать свой профессиональных праздник («День танкиста», «День десантника» и т.д.). Широкое распространение получили массовые праздники посвященные «Дню части». В армейских учреждениях культуры проводились празднования, посвященные поворотным событиям в жизни отдельно человека («Посвящение в солдаты», проводы военнослужащих в запас). Положительную роль в это время сыграл факт начала присвоения почетного звания «заслуженный работник культуры» специалистам военных учреждений культуры. Первыми заслуженными работниками культуры в армии и на флоте стали полковники Г. Андреев, П. Хлебин, П.Орлов, Е. Лещев, Н. Филоненко, подполковники Д. Безгребельный, М.Захарьян, В. Гиглавый, майор В. Шевяков. К наиболее популярным формам культурно-просветительной работы того периода можно отнести ленинские и октябрьские чтения, ленинские уроки, встречи со старыми большевиками, ветеранами армии и флота, походы по местам славы (революционной, боевой), творческие смотры и отчеты, массовые праздники и массовые шествия, тематические вечера, кинофестивали. Развивавшаяся система культурно-просветительной работы требовала профессионально подготовленных кадров, в связи с чем, в 1949 году в двух библиотечных институтах были созданы факультеты культурно-просветительной работы, а с 1959 институты начали вести подготовку по художественным специальностям. В 1964 году библиотечные институты были переименованы в институты культуры. К 1971 году их число составило 8 штук. Получила развитие система среднего профессионального образования. С конца 50-х годов культпросветшколы стали заменяться культпросветучилищами. В ряде некоторых общеобразовательных школ и вузов, не связанных с подготовкой работников культуры, начали свою работу ФОПы (факультеты общественных специальностей). Для обеспечения нужд армии в профессионалах культурно-просветительной работы 30 декабря 1961 года было создано Львовское военно-политическое училище. Основные особенности развития культурно-просветительной работы с 1956 по середину 70-х гг. заключаются в следующем: сильная идеологизация деятельности; совершенствование старых и ускоренное создание новых социально-культурных институтов; создание территориальных учреждений в районных и областных центрах, городах, крупных сельских населенных пунктах.
|