Каковы особенности культурно-просветительной работы в частях и подразделениях ВС СССР во время выполнения ими боевых задач.
На этом этапе продолжалась работа по подготовке кадров культурно-просветительной работы. К концу 80-х гг. в стране было 16 профильных вузов культуры и их филиалов. Профессорско-преподавательский состав Львовского высшего военно-политического училища осуществлял подготовку, повышение квалификации и профессиональную переподготовку слушателей и курсантов не только для ВС СССР, но и для армий более чем десятка стран мира. Особенности культурно-просветительной работы в период выполнения боевых задач хорошо видны на примере ее организации в частях и соединениях 40-й армии, дислоцировавшейся в Республике Афганистан. Это – направленность на воспитание у военнослужащих патриотизма, любви к Родине, верности воинской присяге, перестройку сознания и психики с мирного на военный лад, формирование высоких морально-политических и боевых качеств, бдительности, готовности к хладнокровному выполнению внезапно возникающих задач, уверенности к действиям в любой обстановке сложности. Кроме того, средствами культуры и искусства личному составу прививалась уверенность в силе и надежности своего оружия и боевой техники, у офицеров и сержантов развивалась самостоятельность действий по руководству боем. Большинство форм культурно-просветительной работы направлялись на формирование дисциплинированности и исполнительности, обеспечение непрерывного политического и боевого информирования, противостояние идеологическому и психологическому воздействию противника, выработку физической выносливости. Для проведения работы на отдаленных заставах и постах в дивизиях создавались агитбригады численностью 5-8 человек. Кроме 2-3 исполнителей в нее входили офицер политотдела, 1-2 солдата, имевших боевой опыт, киномеханик и фотограф. Агитбригада выезжала на точки и работала там 2-3 суток. Таким образом, в рассматриваемом периоде (1956-1990 гг.) социально-культурные процессы носили противоречивый характер. С одной стороны, происходило создание новых и развитие имеющихся форм культурно-просветительной работы, расширение сфер культурного досуга, его перенос на семейный и личностный уровень организации. С другой стороны, происходила постепенная потеря интереса к заидеологизированным формам деятельности, рост протестных способов культурного досуга. В армии и на флоте, наряду с бурным развитием культурно-просветительной работы, отмечается недостаточное внимание ее перестройке к условиям боевых действий. 36. Какими процессами обусловлено развитие социально-культурной деятельности в современной России? Современная социально-культурная деятельность представляет собой специфический профессиональный труд, распространяющийся далеко за рамки традиционного просвещения и досуга. Она пронизывает такие сферы, как образование, профессиональное искусство, народное творчество, массовую физическую культуру, социальную работу, реабилитацию, межкультурную коммуникацию. Рубеж 2–3 тысячелетия характеризуется небывалым всплеском творческих идей, инициатив и движений в области культуры, образования, искусства, поиском путей продуктивного взаимодействия и сотрудничества различных возрастных, этнических, профессиональных и других социально-культурных групп и общностей. Анализ исторической ситуации делает совершенно очевидным вывод о том, что «просветительская» модель деятельности исчерпала себя, а изменившиеся условия диктуют необходимость поиска новых подходов в осмыслении важнейших проблем соотнесения и взаимодействия культуры и общества. 37. Назовите содержательные, функциональные и организационные признаки современного состояния социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность сегодня проходит серьезную трансформацию, видоизменяясь функционально, содержательно и организационно. Современное состояние и перспективы дальнейшего развития социально-культурной деятельности, прежде всего, обусловлены процессами ее дальнейшего самоопределения в новых социально-экономических условиях, гуманизации и технологизации. Кардинальные изменения в социально-культурной сфере России связаны с появлением национальных и региональных программ развития, инновационной работы с различными группами и слоями населения, созданием современных культурных центров разных форм собственности. Социально-культурная деятельность сейчас принципиально выходит за рамки деятельности учреждений культурно-досугового типа. Она ориентирована не только на обслуживание ведомственных интересов, а, базируясь на триединстве ценностей культуры, свободной активности личности и досугового общения, связана с деятельностью всех социальных институтов российского общества, в том числе и армии. 38. Перечислите и охарактеризуйте традиционные и новые направления социально-культурной деятельности в современной России. Деятельность специалиста социально-культурной деятельности, в том числе и в ВС РФ, сегодня не ограничивается функциями постановщика культурно-досуговых программ. Общество ждет их деятельного участия как в работе по традиционным направлениям (гражданское и патриотическое воспитание, организация отдыха, развитие народного художественного творчества), но также и по таким новым направлениям как: - целенаправленное формирование гражданской инициативы и социальной ответственности граждан; - решение проблем профилактики молодежного экстремизма и асоциального поведения (дедовщины – в армии), алкогольной и наркотической зависимости; - противодействие включению граждан в деятельность деструктивных молодежных и религиозных объединений, сект; - создание условий для снижения безграмотности и повышению общего культурного уровня россиян; - формирование реабилитационного пространства, обеспечивающего восстановление физического и духовного здоровья людей; - создание системы социально-культурной анимации, обеспечивающей восстановление нарушенной системы межличностного взаимодействия; - создание условий для развития новых видов досуга (IT-, медиа-, экстрим- и др. досуга); - формирования толерантных отношений между людьми вне зависимости от их социального, экономического, национального и религиозного статуса; - развитие межгосударственного и межнационального культурного диалога. В настоящее время в стране создана законодательная база в сфере культуры, функционирует система взаимодействия субъектов культурной политики: органов государственного управления, органов местного самоуправления, профессиональных творческих союзов и других общественных организаций. Минкультуры России разработан инструментарий для проведения государственной культурной политики в виде Федеральных и региональных целевых программ развития и сохранения культуры и искусства.
|