Предмет этики. Парадоксальность нравственной жизни чел-ка. Пониятие добродетели и порока. Природ.социал.морал.и духовный аспекты добра изла.
Этика –область филос.знания, исследующая мораль-формы человеч.поведения как в должном их выражении, так и в их сущем, конкретном содержании, представл-м собой реальную, нравственную жизнь чел-ка. Предмет этики –теоретическое исследование морали как единства поведения и особого состояния человеческого сознания; выработка эталонов и идеалов должного поведения чел-ка. Этика делится на моралистическую и неморалистическую. Моралистическая этика исследует жизнь в должном проявлении. Основные моралистические этические системы: гедонизм (этика удовольствия);эвдомонизм(этика счачтья-Эпикур,Аристотель); утелетаризм(этика пользы-Милль); Этика Канта-этика долга; Этика разумного эгоизма(Чернышевский);Этика ненасилия (Гонди, Кинг); Этика непротивления злу насилию (Толстой); этика сострадания (Шопенгауэр); Синтементализм (этика нравств.чувчтва); этика любви (христианская этика);этика благоговения перед жизью(Швейцер).Нематериалистическая этика –этика, изучающая реальную нравств. Жизнь чел-ка в ее сущем наличном проявлении. Парадоксальность: ни кто не может брать на себя роль учителя морали, т.к. никто не совершенен; мораль не передается генетически,т.о. мораль-форма духовной одаренности. Мораль-сфера творчества, т.к. если чел-к действует в соот-вии с правилами он несвободен.
38. Философия религии - важный раздел философского знания, поскольку религия составляет системообразующий элемент различных культур, цивилизаций и обществ. Религиозная философия - это философствование на религиозные и иные темы с позиции глубоко верующего человека. По своему предметному содержанию религиозная философия может быть церковной или светской. 1. Религия есть связь между земным миром и небесным 2. Интегрирующую - религия представляет собой систему ценностей, которая служит укреплению конфессиональной общности, нации и государства.3. Регулятивную - при помощи норм и предписаний религия регламентирует жизнь общества и личности.4. Коммуникативную - создает основу для общения единоверцев.5. Сегрегирующую - препятствует смешению и унификации народов, культур, цивилизаций.6. Компенсаторную - дает утешение человеку перед лицом страданий, скорбей и жизненных тягот.Религия оказывает огромное влияние на культуру, менталитет и психологию народов. Основные цивилизационные разделения идут именно по линии религиозных различий. Главное содержание религии составляет вера в Бога. Однако Бог является не только предметом религиозной веры, но и философской рефлексии. Именно философия религии стремится постигнуть рациональный смысл идеи Бога.Во-первых, Бог - это Сверх-разум, непостижимый рационально. Во-вторых, Бог - это Сверх-Благо или Абсолютная ценность, которую нельзя воспринимать моралистически. Он дарует человеку блага жизни, но также и в том, что Он ниспосылает ему страдания, лишения, испытания, тяготы бытия, испытуя его веру и наставляя на путь истинный.В-третьих, Бог - это Высший Суд. Только Он может окончательно определить и взвесить положительный или отрицательный баланс человеческих помыслов и деяний. Вот почему Христос призывает: "Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы..." (Мтф. 7, 1).В-четвертых, Бог - это Сверх-совершенство. Только Ему следует поклоняться, только на Него возлагать свои самые заветные упования. В религии Бог не осмысляется, как в философии и богословии, а переживается в особом опыте. Религиозный опыт включает:1. Откровение - непосредственное созерцание верующим трансцендентных сущностей. (Описано в главе по гносеологии.)2. Религиозные переживания:• страх Божий - это глубокое чувство подконтрольности Высшему существу;• грех - осознание человеком своей онтологической ущербности, несовершенства и жажда его искупления;• богооставленность - чувство абсолютного одиночества в мире;• благоговение - восторг и радость бытия, сочетающиеся с чувством благодарности Богу за все, что Он дает человеку.3. Религиозная практика включающая: совокупность обрядовых действий и таинства церкви;• молитву - средство общения верующего с Богом, ангелами и святыми;• пост - воздержание от некоторых видов пищи в особые дни с целью физического и духовного очищения верующего;• таинства, в христианстве (католичестве и православии) признается 7 таинств: - крещение,• миропомазание,• исповедь,• евхаристия (причащение),• брак, • рукоположение (священство), елеосвящение (соборование). 39. Христианство. Его уникальность заключ-ся в том, что его основателем признаётся не человек, а сын Божий, вопролившийся в человека, рождёг=нного девой Марией от духа святого, живший среди людей, проповедовавший им своё учение, казнённый на кресте и воскресший в третий день после распятия. Черты: 1) вера в Богочеловечность Христа, т.е. двойственность. Человечность Христа понимается как его реальная земная жизнь и праведность. Учительство Христа также достоверно: об этом свидетельствуют Евангелия. Божественность Христа есть предмет веры христианина. 2) главный вопрос – это вопрос о том, действительно ли воскрес Зристос, убитый на кресте? 3) Идея воскресения, кот. Составила оригинальность и новизну христианского учения, в значительной степени способствовала его широкому распространению и популярности в прошлом и настоящем 4) Учение о воскресении наиболее полно и глубоко выражает идею личностного бессмертия, учение о воскресении означает не что иное как утверждение личности в вечности. 5) Основные добродетели христианства суть вера, надежда, любовь, из кот последняя явл-ся основополагающей. Ислам. Основатель ислама Мухаммад, это пророк и посланник Аллаха. Основное содержание вероучения ислама изложено в коране – священной книге мусульман. Черты: 1) Доктрина предопределения и этико-правовой характер мусульманского учения составляют его отличит-ю особенность. Это означает, что все события мировой истории и человеческой жизни в прошлом, настоящем и будущем есть прямое действие воли Всевышнего. Она настраивает мусульманина на покорное принятие своей судьбы, смерти и посмертного существования. Ни вера, ни молитвы не смогут отменить судного часа. 2) религия ислама держится на вере во всемогущего Аллаха и неизбежность наступления судного и смертного дня. Считают, что Аллаху всё по силам. 3) Главная добродетель в Исламе – это вера, главный порок – неверие. Смерть неверующего ужасна, его ждёт пожирающий огонь геенны. 4) В исламе оценка носит тотальный хар-р, она охватывает жизнь, смерть и посмертное бытие человека. Какова жизнь, такова смерть и таково бессмертие. Качество жизни человека определяет оценку его смерти. 5) В исламе посмертное существоание делится на 2 этапа: до судного дня и после него. дня можно достигнуть нирваны напрямую. Главная причина страданий по буддизму и главное препятствие к достижению нирваны – привязанность к жизни. Привязанности: 1) заблуждение относительно реальности собственного Я, 2) сомнение в истинности вероучения 3) вера в обряды и их действенность, 4) стремление к чувственным удовольствиям 5) любовь к земной жизни 6) невежество 7) праведная память 42 Смысл человеческой жизни и проблема бессмертия в философииКаждая философская система, обосновывая определенные ценности, предлагает свою версию ответа на вопрос о цели и смысле жизни. Проблема смысла жизни возникает из осознания человеком своей смертности. Смысл жизни - это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, имеющую общественную и личную ценность задачу, реализующуюся в ее социальной деятельности. Эта задача определяется системой общественных отношений, целями и интересами общества и свободным выбором личности. Смысл жизни - это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые ориентируют человека не на то, чтобы иметь (обладание), а на то, чтобы быть (использование всех человеческих потенций). Смысл жизни - в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительней личность, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей. Смысл жизни заключается в том, чтобы совершенствуя себя, совершенствовать мир вокруг себя. Эти общие представления о смысле жизни должны трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами.Сам факт наличия смерти дискредитирует все человеческие попытки абсолютизировать жизнь и ее достоинства. Если смерть – это естественное завершение всякой жизни, то, возможно, именно она и составляет наиболее глубинный смысл существования, делая абсурдными любые человеческие претензии противопоставить ей что-то более высокое и абсолютное. Проблема бессмертия – основная, самая главная проблема человеческой жизни. Все религии, начиная с зачаточных религиозных верований дикарей, строились в отношении к смерти. Человек есть существо, поставленное перед смертью в течение всей своей жизни, а не только в последний час жизни. Человек ведет двоякую борьбу: за жизнь и за бессмертие.Бессмертие – это жизнь в сердцах и умах тех кто нас помнит. Её можно рассматривать в 3 продолжениях человека:- дети, это частичка нас;- наше творчество, культурное наследие оставленное нами;- религия, вера, приверженность религии и богу.
|