Студопедия — Скептицизм Беркли и агностицизм Юма
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Скептицизм Беркли и агностицизм Юма






Основные положения сенсуализма в теории познания и в социальной философии четко сформулировал продолжатель идей Ф. Бэкона Джон Локк (1632-1704). В своем главном труде «Опыт о человеческом разуме» он показывает несостоятельность тезиса о врожденных идеях» и положения о том, что все знания – только из разума. Человек черпает свои знания только из инди­видуального опыта.

Человеческая душа изначально, как сознание ребенка, есть своего рода чистый лист бумаги (tabula ras a), который заполняет­ся опытом и размышлением индивида. Именно опыт доставляет необходимый для размышлений эмпирический материал в виде ощущений, обращенных не только к внешним предметам, но и к «внутреннему взору», связанному с деятельностью души. Локк различает внешний и внутренний опыт познания предметов окружающего мира на основе выделения в нем «первичных» и «вто­ричных» качеств. Так, протяженность, длительность, конфигура­ция, тяжесть и другие первичные качества принадлежат самим вещам, и они объективны. Что же касается показаний органов чувств (цвет, звук, запах, вкус, боль, тепло, холод и т.п.), то они являются вторичными качествами, принадлежащими определенному субъекту. Чувства, переживания, идеи, мысли присущи только нам, а не телам и вещам. Отсюда проистекает постановка таких вопросов, как: пахнет ли роза, когда ее не нюхают, сладкий ли сахар, белый ли снег, зеленая ли трава и т.д.

Воздействия внешних вещей на органы чувств дают идеи ощущения, посредством которых мы воспринимаем в вещах их первичные, а также вторичные качества. Внутренний опыт на­правляет внимание на идеи рефлексии, т.е. деятельность мысли (души) над самой собой, на процесс самосознания и самопознания. Опыт, как внешний, так и внутренний, представляет человеку лишь самые простые идеи. И лишь в процессе размышления, умозрения наша мысль восходит к более общим и сложным иде­ям (понятиям), таким, как пространство, время, человек, субстан­ция. К примеру, сложная идея «друг» выступает как совокупность повторяющихся простых идей человека, любви, расположения, действия и блага. Подобным же образом возникает, по Локку, и понятие субстанции как результат сочетания таких идей, как тя­жесть, форма, цвет и т.д. В комбинаторике этих идей проявляется регулятивная и познавательная роли разума.

В социально-философских воззрениях Локк развивает идею о переходе от естественного к гражданскому состоянию общества и теорию общественного договора. Свобода человека не абсо­лютна, ее ограничивает естественный закон: «Никто не имеет права ограничивать другого в его жизни, здоровье, свободе либо имуществе». Но и власть должна быть ограничена на основе «до­говора». Она не должна сосредоточиваться в одних руках, а раз­деляется на «законодательную», «исполнительную, «федератив­ную». Если правитель нарушает права подданных, то они имеют основания на неповиновение и пересмотр общественного договора.

Такова по своей сути социокультурная и гносеологическая основа, на которой вырастала и формировалась философия Но­вого времени. Гносеологический, теоретический и научно-практический познавательный поворот в начальный период еще не означал отрыва философии от своего онтологического корня. Неслучайно проблема субстанции оказалась в центре философ­ских учений Декарта, Спинозы и других представителей рациона­лизма. Эту позицию разделяли и многие сенсуалисты. Онтологи­ческое обоснование теории познания может быть выражено сле­дующим образом: Если мышление истинно, то это есть мышле­ние бытия. Само мышление определяется не субъективным уст­ройством ума, а структурой предмета познания, самым бытием и его структурной определенностью.

С резкой критикой материи как вещественной (субстанциональной) основы тел, а также теории И.Ньютона о пространстве как пустом вместилище всех природных тел и учения Дж. Локка об опытном характере рефлексивных способностей человека, выступил английский философ субъективно-идеалистического направления Джордж Беркли (1685-1753). Беркли доказывал, что мы в состоянии воспринять лишь свои собственные ощущения. Мы воспринимаем не вещи как таковые, не суть вещей, а лишь свойства этих вещей, которые воздействуют на наши орга­ны чувств. По Беркли, все наши восприятия относительны, они зависят от психологических особенностей субъекта. Его фило­софское кредо можно сформулировать так: «Быть, существовать – значит быть воспринимаемым». Даже вторичные качества ре­ального мира: вкусы, запахи, цвета, звуки, сладость сахара или горечь уксуса, свежесть утра или запах розы, тепло или холод – не существуют вне нашего восприятия, не имеют своей реально­сти вне разума.

Тем более это следует отнести к так называемым первич­ным качествам, реальности материи в ее протяженности, форме, плотности, тяжести, движении или покое. Вещи, которые человек воспринимает в их собственных и реальных качествах, также не более того, как суть его собственных идей и собственных ощуще­ний. И никакая идея не может существовать иначе, как только в уме воспринимающего.

Поэтому материя «исчезает», растворяется в «туманной» неопределенности как некий фантом, иллюзия. Нет и не может быть чувственного восприятия материи «вообще», материи «как таковой». Отвлекаясь от частных свойств вещей невозможно об­разовать отвлеченную идею общего для всех видов вещества, некий субстрат, как единый «строительный материал» для всего многообразия вещей, тел и предметов.

Субъективный идеализм, доведенный до своих предельных выводов, трансформируется в солипсизме (от лат. solis – единственный и ipse – сам). Солипсизм признает единственной реальностью только подлинность своего Я – вне меня ничего нет!

Субъективно-идеалистические воззрения занимали и занимают весьма значительное место в истории философии вплоть до наших дней. (В качестве практического задания студентам стоит самим поразмышлять над вопросом: какие же основания имеются и почему они так живучи, чтобы всерьез считать, что мир существует независимо от нас и от наших ощущений, а мы в состоянии воспринять лишь свои собственные идеи и представления о мире?).

Свое логическое продолжение и в определенной мере за­вершение субъективный идеализм Беркли получил в агности­цизме Дэвида Юма (1711-1776). На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал: «Не знаю». Ибо человек не в силах выйти за пределы собственных ощущений и восприятий, понять что-либо вне себя. Юм отрицал объективную причинность. Следствие невыводимо из природы причины и непохоже на нее. Наши наблюдения, что по времени следствие появляется после причи­ны, это еще не доказательство их связи: «После этого, не озна­чает еще по причине этого». Вместе с тем, он считал нашу субъективную причинность как порождение идей, образов памяти, череду событий в качестве чувственных впечатлений человека. Логических первооснований для достоверного знания нет, опыт же есть только «поток впечат­лений», а подлинные причины событий и фактов неизвестны и непостижимы. Поэтому основным источником нашей практиче­ской уверенности служит вера, а не теоретическое знание.

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 2383. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия