Студопедия — Социально-философские воззрения эпохи Просвещения. 1.Философский, научный и социальный запрос Нового времени Непросто, да и нецелесообразно искать четкую границу между философией Возрождения и философией
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Социально-философские воззрения эпохи Просвещения. 1.Философский, научный и социальный запрос Нового времени Непросто, да и нецелесообразно искать четкую границу между философией Возрождения и философией






 

1.Философский, научный и социальный запрос Нового времени Непросто, да и нецелесообразно искать четкую границу между философией Возрождения и философией Нового време­ни. Социально-экономические и духовно-идеологические измене­ния принципиального характера знаменуют собой новую эпоху в общественном развитии, характеризуются появлением новых философских систем – рационализма и эмпиризма. Параллельно и одновременно с ними в Италии и во многих европейских госу­дарствах продолжали волновать умы людей идеи завершающе­гося Ренессанса. В центре внимания философии Нового времени оказались проблемы познания, поиска и обоснования самого метода позна­ния, непосредственно обращенного к анализу реального мира и практической жизни людей, их производственно-экономической деятельности. Новые философские подходы были обусловлены потребностями и социальными запросами, изменившимися умо­настроениями и духовной атмосферой общественной жизни.

Рационализм и эмпиризм, индивидуализм, новое понима­ние свободы вырастали из кризиса и процесса разложения фео­дальных отношений и сословных разграничений. Рушились осно­вы крепостнической зависимости крестьянина от помещика, от­вергались вековые сословные привилегии родового меньшинства.

Кризис не просто углублялся, но все больше приобретал необратимый характер. Дальнейшее развитие мануфактурного производства, построенного на основе разделения труда и коо­перации производственных процессов, неуклонно вело к росту производительности общественного труда. Их обобщающим со­циальным итогом явилось формирование так называемого «третьего сословия». Его основу составил новый общественный класс – буржуазия.

Новое время является в экономическом отношении эпохой первоначального накопления капитала. А в политическом плане –оно характеризуется первыми крупными самостоятельными выступлениями во многом еще не созревших новых общественных классов, к которым следует, в первую очередь, отнести как буржуазию, так и предшественников современных рабочих.

В международно-политическом плане взаимоотношения европейских государств в новую эпоху знаменуются смещением центра экономического и социального развития в Англию. Она становится промышленной «мастерской» мира и владычицей мо­рей. Разгром так называемой «Великой Армады» (почти тысячи судов, направленных Испанией против Англии в 1588 году) озна­чал поражение могущественной тогда Испании и постепенное возвышение Англии. Следствием этого стала первая буржуазная революция в Нидерландах в последней трети XVI столетия – на­чале XVII века, вылившаяся в национально-освободительную борьбу за свою независимость от испанской короны. Затем по­следовала английская буржуазная революция 1640-1688 гг. И, наконец, самая решительная в своей социально-политической последовательности Французская буржуазная революция 1789 года, сокрушившая основы феодально-монархического абсолю­тизма во Франции и всколыхнувшая впоследствии всю Европу.

Однако следует подчеркнуть, что политическим и социаль­но-экономическим переворотам в общественной жизни, предше­ствуя и предваряя их, способствовали «революции в головах» самих людей. Отторжение феодальных отношений и соответст­вующего им средневекового религиозно-философского мышле­ния сопровождалось активным формированием нового способа и нового содержания философствования.

Необходимость новых знаний и методов их открытия уси­ленно диктовалась потребностями и интересами в сфере эконо­мики, политики, военного дела, мореплавания и торговли. Шло интенсивное завоевание и освоение земель Нового света. Характер и масштаб новых потребностей можно проиллюстрировать одним выразительным примером. Чтобы снарядить в плавание один лишь корабль, требовалось 10 тыс. м2 парусной ткани. А сколько нужно было овец, чтобы выработать такой объем шер­сти? Как тут не вспомнить пророческие слова великого английско­го социалиста-утописта Томаса Мора: «Овцы поели людей».

С эпохи Возрождения начинается, а в Новое время особен­но усиливается процесс десакрализации (отрицание священного) и секуляризации (вытеснение религии) в различных сферах об­щественной жизни и самого человеческого существования. Про­исходит вытеснение религии и ослабление церкви в их влиянии на государство, науку, культуру и образование.

С Просвещения, являющегося не самостоятельным перио­дом, а завершающим этапом Нового времени, светскость стано­вится доминирующей чертой общественного сознания. Религия и церковь подвергаются беспощадной критике и атеистическому отрицанию, а схоластическая философия считается уже релик­том ушедшей эпохи. Она исчерпала свои эвристические возмож­ности, и потому требовался новый философский подход и новый способ мышления, основанные на науке и на положительных знаниях, полученных рациональным и опытным методом.

Рационализм и практицизм задали исходные параметры всему общественному сознанию и познанию, в том числе и со­временному экономическому сознанию, хозяйственному мышле­нию и самой экономической науке. Для хозяйственного духа раннего капитализма характерным становится меркантилизм, офор­мившийся, по сути дела, в первое самостоятельное экономиче­ское учение, выражавшее экономическую политику и интересы нарождающейся буржуазии. Его сущность заключалась в опреде­лении и выработке законодательства по регулированию сферы обращения, в первую очередь, денежного хозяйства и внешней торговли.

Важнейшим фактором изменения общественного сознания становится впервые наука в ее подлинном смысле и назначении. Зачатки научных знаний с глубокой древности сопровождали че­ловечество в его поступательном развитии. Но только с Нового времени наука оформляется и функционирует как особый соци­ально-профессиональный институт, создаются организованные общности ученых по воспроизводству научных знаний. Особого расцвета в XVI-XVII вв. достигло экспериментально-математическое естествознание и механика. Их законы давали представление о строгой механической обусловленности всех физических и природных (и казалось, даже, социальных) явле­ний. Достаточно сослаться на открытия Исаака Ньютона (1643-1727) и глубокое математическое обоснование им механической причинности, классических законов механики.

Другие науки – как химия, биология, тем более, социальные науки еще находились в зародышевом состоянии. Математика и механика оказались на переднем фланге науки, а их методы наи­более разработанными и результативными в познании физиче­ского мира. В законах движения и развития, понятых с механи­стических позиций и осмысленных метафизически, виделся ключ к тайнам всего мироздания. Мир в целом представлялся гранди­озной машиной, тем более, его отдельные части, будь то камень, растение, животное и даже сам человек. Такие взгляды были ха­рактерны не только на заре рационализма, но и на его исходе – в XVIII столетии. Механизмами, машинами представлялись Вселенная, Сол­нечная Система, если посмотреть на них глазами физика, инже­нера. Ведь они вращаются по своим орбитам как подшипник, ко­гда он крутится вокруг своего центра. Машинность мира, машинность человека, машинность общества и государства буквально захватывали воображение сциентистски мыслящих философов и ученых. Даже великий Декарт считал, что человек есть своеоб­разная машина. А французский философ-материалист XVIII века Ж. П. Ламетри написал специальный труд под названием «Человек – машина». Отголоски механистического, технократического подхода к человеку дают о себе знать до нашего времени. Сциентизм как упование на силу и всемогущество науки перешагнул века и распространился за пределы отдельных отраслей знания, пытаясь подчинить себе и собственно философию.







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 537. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия