Студопедия — Бог, человек и история в средневековой философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Бог, человек и история в средневековой философии






В определении сущности человека исходным положением является библейское откровение о человеке как образе и подобии Божьем. И оно не подлежит сомнению. Что же божественно в человеке? Какие свойства и черты его сближают с Богом? Ведь нельзя приписать человеку такие качества, как всемогущество, безначальность и бесконечность. Красота, истина и благо в их абсолютном совершенстве и выражении также не присущи человеку. Вот как решает эту проблему Григорий Нисский. Он считает, что человек наделен разумом и свободной волей, т.е. способностью суждения и различения добра и зла. Следовательно, сущность человеческой природы составляет ее дух, духовность. Это и есть образ божий в человеке. То есть, человек ставится очень высоко. Он царь природы, занимает в ней первенствующее место, владычествует над всеми тварями. Как подобие и образ Бога человек вообще выводится из природы, становится как бы над ней. И это отличает видение человека от античности, в рамках которой человек есть микрокосм и часть природы, разумное животное и поэтому он не выносится из космосистемы других природных существ.

Дохристианская традиция основывается на представлении о принципиальной несовместимости божественного и человеческого. Не могла возникнуть даже мысль о возможности их слияния, тем более это следует отнести к идее боговоплощения и воскресения, целиком в своем телесном облике путем его преображения. Хотя человек создан Богом из земли, воздуха, воды, он растет и питается как растение, чувствует и двигается, как животное - он сродни Богу, представляет собой венец творения. Тело и животная часть души, чувства, желания и влечения человека выступают связующим звеном его с природой. Но природа лишается самостоятельности, поскольку ее творит Бог, сама по себе она недостаточна. Человек призван быть ее господином, по выражению Августина, «повелевать стихиями». Одновременно с гимном величия и великолепия человеку отцы церкви высказывают горестное сокрушение о человеке, опускающемся на дно низменных страстей, влечений и уподобляющихся скоту. Человека сравнивают иногда то с ослом, то со свиньей или с волком. Хотя бедные животные тут совершенно ни при чем. В самом человеке заложена изначально трагическая расколотость его природы на богоподобное, духовно-разумное и дьявольское, иррационально-низменное начала.

Самое серьезное внимание впервые обращено на «внутреннего человека», поиск своего «я», своей неповторимой духовности. Самосознание субъекта и субъективация духовной жизни, внутреннего психического состояния человека впервые становятся предметом глубоких религиозно-философских размышлений. Духовное восхождение человека средневековья выразилось в том, что были четко сформулированы и глубоко обоснованы нравственные принципы, получившие статус божественных заповедей. Центр тяжести этических устремлений переносится из знания на веру, из разума на волю человека. Интерес к истории соединяется у Августина с пристальным вниманием к жизни человеческой души, «внутреннего человека», внимания к внутреннему духовному миру личности. Тем самым положено начало формированию понятия «я», самосознания личности как особой субъективной реальности, открытой, доступной и достоверной реальности. Важно проникнуть в глубины своей души, постигнуть ее тайны, освободиться от греховных помыслов и очиститься от пороков. Но человек может преодолеть свой грех только с божественной помощью, с благодатью. В освобождении от греховных помыслов и деяний исключительное значение приобретает внутреннее раскаяние человека, покаяние и правдивая, очищающая исповедь. Августин в своей «Исповеди» заложил традицию духовно-религиозного осмысления жизни человека.

С Августина утверждается новый философский взгляд на исторический процесс. На место античного представления о космическом, вечно повторяющемся целостном и живом мировом процессе встает священная история. История заключена здесь в рамки священных для христианства событий - от первого и до второго пришествия Христа. Важнейшее мировое историческое событие - воплощение Бога-сына в человека Иисуса Христа и его явление народу может быть понято из всей предшествующей истории рода человеческого. Это событие не могло произойти ни в начале и ни в конце человеческой истории, а только в ее середине. И оно является поворотным пунктом всего мирового развития. С него начинается Богочеловеческий процесс, движения к Царствию небесному на земле. И наступление такого Царствия небесного на земле тоже будет всемирным историческим событием. Таким образом, у человеческой истории есть начало и с тревогой, надеждой воспринимаемый нами близящийся конец. Это своеобразные полюса и рамки человеческой истории, наполненной напряженным драматизмом и поиском ее подлинного смысла.

В связи с этим Августин ставит и по-своему решает проблему соотношения вечности и времени, феномена человеческой памяти как основы исторического знания. Что такое вечность и время? «Неужели мое перо или мой язык в силах слабым словом разрешить эту великую задачу?» - восклицает Августин. Судите сами: и дольше века длится день, бывает день спрессован до минуты. Августин считает время достоянием самой человеческой души: «Только в душе нашей есть соответствующие тому три формы восприятия, а не где-нибудь инде (т.е. не в предметной действительности). Так, для настоящего прошедших предметов есть у нас память или воспоминание; для настоящего настоящих предметов есть у нас взгляд, воззрение, созерцание (intuitus); a для настоящего будущих предметов есть у нас чаяние, упование, надежда (exspectatio). Говоря таким образом, я не затрудняюсь в понимании тройственности времени, оно становится тогда для меня ясным, и я признаю его тройственность». В человеческой душе, таким образом, всегда есть ожидание, устремленное к будущему, внимание, прикованное к настоящему, и память, направленная на прошлое. «Умственным взором я отделяю от вечного всякую изменчивость и в самой вечности не различаю никаких промежутков времени, так как промежутки времени состоят из прошедших и будущих изменений предметов. Между тем в вечном нет ни преходящего, ни будущего, ибо что происходит, то уже перестает существовать, а что будет, то еще не начало быть. Вечность же только есть, они ни была, как будто ее уже нет, ни будет, как будто доселе ее еще не существует».

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 525. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия