Студопедия — Патристика. Августин Блаженный
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Патристика. Августин Блаженный






Аврелий Августин (354-430) родился в семье язычника и христианки. Он прошел сложный путь жизненных и творческих исканий к Богу, став выдающимся защитником, создателем и систематизатором христианского учения на основе Священного писания. По праву признан святым и назван «отцом церкви». Его творчество знаменует период классической патристики. Августин обосновал первичность Бога в онтологическом, гносеологическом, этическом и аксиологическом плане. Им была четко сформулирована теоцентричность средневекового философского мышления. Августин дал обоснование принципов христианской доктрины, оригинальные ответы на основные вопросы христианского вероучения - начиная с космологии и завершая устройством церковной организации как посредника между Богом и верующими. В своем сочинении «О граде божьем» он рассматривает церковную общность как единение людей, основанное на их «любви к Богу», доведенной до «презрения к себе». Государственная и земная общность людей основана в противоположность «Граду Божьему» на «любви к себе», доведенной до «презрения к Богу». И в этом он усматривает главное различие между церковью и государством.

Трудный, мучительный и в то же время поучительный опыт духовного восхождения раскрывает Августин Блаженный в своей предельно откровенной «Исповеди». По Августину, всемогущество Бога-Творца не может иметь никаких ограничений, «потому что мира не было до сотворения его и он никак не мог быть поприщем своего творения. До творения твоего ничего не было, кроме тебя, и... все существующее зависит от твоего бытия». Важнейшей особенностью божественного всемогущества является свободная божия воля: «Воля божия присуща Богу и предваряет всякое творение; никакого творения не могло бы быть, если бы ему не предшествовала воля творца. Воля божия принадлежит к самой сущности (субстанции) божественной».

Как же это проявляется в человеке? Августин считает, что «и человек, эта малейшая часть создания твоего... столь маловажное звено в творении твоем, дерзает воспеть тебе хвалу. Но ты сам возбуждаешь его к тому, чтобы он находил блаженство в прославлении тебя; ибо ты создал нас для себя, и душа наша дотоле томится, не находя себе покоя, доколе не успокоится в тебе». Августин видит цель и смысл человеческого существования в стремлении к полноте, целостности, совершенству, т.е. в Боге. Человек - вопящее существо, одаренное свободной воли. Августин считает, что все люди суть не что иное, как воли. И он сокрушается, что человек знает добро, однако же воля не подчиняется ему. «Я одобрял одно, а следовал другому». Это раздвоение, разлад в человеке Августин называет болезнью души, когда низшие начала довлеют и подчиняют себе высшие. Преодолеть свои греховные влечения без Божественной помощи, т.е. без благодати, сам человек не в состоянии. Так и произошло с Адамом и Евой, когда они впали в первородный грех. К первородному греху Августин относит наследственную вину и как ее следствие -смертность, беспорядочность и слабость человеческой души, выражающихся в бессилии воли, незнании Бога и добра, стремлении ко злу.

Особо острое звучание и необходимость глубокого осмысления приобретает извечная проблема добра и зла. Откуда зло? Если есть Бог и мир сотворен Богом, то кто же несет изначальную ответственность за происхождение зла, почему Бог допускает его? Зло не проистекает от Бога, и не от природы, и даже не от тела. Оно проистекает из того, как человек и человечество пользуется дарованной им во благо свободой - свободой разума, свободой воли, свободой совести. Трудно представить себе, что кто-либо из людей согласился быть запрограммированным вроде некоего механического устройства, допустим, молота с наковальней с предопределенными им действиями. Или хуже того, быть духовно клонированным типа известной искусственно выведенной овцы по кличке «Долли». Зло, таким образом, - дело человеческой свободы. И кто, даже на этом основании, откажется от свободы и не возблагодарит за нее Бога? Итак, не Бог, а сам человек ответственен за зло, преступления и собственные грехи. Мир лежит во зле и в грехе. Как к нему отнестись: примириться или противостоять? Одна позиция: победи зло в самом себе, покайся, самосовершенствуйся. Если тебя ударили в одну щеку, то подставь обидчику вторую. И позиция противостояния и борьбы со злом. Взглянуть в зрак сатаны и не осатанеть, пройти через греховный мир и не согрешить. Испытание свободой для человека - удел, пожалуй, более трудный чем нищетой или богатством. Свобода без духа разнуздывается, дух без свободы гаснет. Оригинальную трактовку дает Августин феномену зла. По его убеждению, зло являет собой отсутствие или неполноту Добра, нарушение установленного Богом порядка. То есть, зло не имеет своей самостоятельной основы. Оно паразитирует за счет Добра, его отсутствия или умаления, отпадения от Бога его творений, в том числе и самого человека. Но Бог воплощает в себе не только всемогущество, но и Абсолютное Благо. Он пожертвовал своим единородным Сыном для спасения и возвращения человека к вечной жизни, указав ее путь и ее истину.

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 795. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия