Схоластика. Номинализм и реализм о природе универсалий
Период схоластики (VIII—XV вв.), характерен стремлением рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение с помощью формальной логики, установлением точных дефиниций (определений). Следует отметить, что логика в тот период называлась диалектикой. Поэтому вся схоластическая философия сводилась к такого рода «диалектике», поиску рациональных путей доказательства истин веры, данных в откровении. Последним римлянином и первым схоластом по праву можно назвать Боэция (Аниций Манлий Северин 480-526). Боэцию философия представлялась великой утешительницей в образе прекрасной женщины «... с ликом, исполненным достоинства, и пылающими очами, зоркостью своей далеко превосходящими человеческие...», дарующей мужество и силу духа. Она открывает око внутреннего узрения, осушает глаза, затуманенные заботами о бренных вещах. Несомненной заслугой Боэция является дальнейшая разработка понятийного аппарата и соответствующей философской терминологии. К нему восходят утвердившиеся в новоевропейской философии понятия субстанции, акциденции (свойства), атрибута (коренного признака), модуса и т.д. Так, к примеру, субстанцию он представлял как всеобщую основу вещи, на которой держится все остальное. На этом он строит и свое доказательство троичности Бога. Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух - это не три разных бога, а три лика, ипостаси или атрибуты одной и той же божественной субстанции, единосущной природы Бога. Утрата же какого-либо атрибута Бога низводит его до Бога иудейского или магометанского. Благодаря Боэцию Европа узнала учение неоплатонизма. Заслугой Боэция стали его переводы логических трактатов Аристотеля и собственные труды по логике, заложившие основу средневековой схоластики. Предметом схоластических споров выступали вопросы, на первый взгляд, надуманные и не имеющие жизненных оснований. (Приведем некоторые из них. Буридановский осел: если поставить бедное животное перед двумя идеально-одинаковыми по всем признакам охапками сена, то оно умрет с голоду, потому что нельзя отдать предпочтения ни одной из них. Есть ли у крота глаза? В течение нескольких дней обсуждался такой «вопрос» на одной из дискуссий ученых-схоластов. Когда же садовник принес им живого крота, чтобы разрешить ученый «спор», то услышал: Вопрос решается в принципе - без эмпирических свидетельств. Сколько чертей может уместиться на кончике иглы? Человек ли женщина?) Но именно на оселке таких экзотических, иррационально-мистических вопросов и различных жизненных коллизий оттачивалась логика мысли, ставились многие философские проблемы. Исконно философские вопросы о соотношении духа и материи, идеального и реального в эпоху зрелой схоластики выразились в многовековом споре о природе общих понятий, универсалий (от лат. слова universalis - общий). В чем их суть, как они образуются, какова их связь с миром единичных предметов, вещей, процессов? Одна часть схоластов («реалисты» - от лат. слова realis -действительный, вещественный), к числу которых относятся «отцы схоластики» - Иоанн Скот Эриугена (810-877), Ансельм Кентерберийский (1033-1109) и, главным образом, Фома Аквинский, доказывали существование универсалий в трояком виде: 1) до вещей, в божественном разуме; 2) в самих вещах, как выражение их сущности или формы; 3) после вещей, т.е. в человеческом разуме, как результат абстракции. Другие схоласты («номиналисты» - от латинского слова – имя, наименование) считали, что универсалии как общие понятия существуют лишь в человеческом разуме, мышлении. Крайним выражением номинализма были взгляды Иоанна Росцелина (1050-1110). Он считал универсалии только именами вещей, существование которых сводится лишь к колебаниям голоса (звук звука). Поэтому реально существует только индивидуальное, единичное. Даже Бог, если он существует в трех лицах, то они являются самостоятельными и единичными сущностями. Единичное и служит предметом познания. Отрицание объективного существования общего доводится здесь до логического конца: универсалии существуют лишь в человеческом разуме, в мышлении. Спор реалистов с номиналистами был углублен и дополнен еще одним своеобразным направлением схоластики - концептуализмом. Концептуалисты рассматривали общие понятия как концепты, доопытные мысленные образования, необходимые для понимания мира, человека и Бога. Выдающимся представителем этого направления был Пьер Абеляр (1079-1142). На его могиле была произнесена эпитафия такого содержания: «Французский Сократ, величайший Платон Запада, современный Аристотель, великий спорщик и диалектик всех времен, властитель умов, гений многогранный, тонкий и проницательный, все превозмогал он силой разума и искусным словом - таким был Абеляр». Он полагал, что все положения христианской веры могут быть доказаны разумом. Чтобы правильно применять слова (наименования) нужно знать «вещи», их свойства, характеристики и особенности. Крайние реалисты, преувеличивающие значимость и объективность общего утрачивают видение действительности отдельного и единичного. Крайние же номиналисты уподобляются тем, кто не видит леса за деревьями, доверяет лишь единичному, впадает в эмпиризм, грех описательности. Абеляр преодолевает такой радикальный дуализм. В общих понятиях он видит не пустые словесные формулы, а ценные логико-лингвистические конструкции, образующие мост между миром мысли и миром бытия. Так, по его мнению, без разума Библия все равно, что зеркало перед слепым. Не разум поглощает веру, напротив, вера включает в себе разум. Нельзя противопоставлять разум и веру друг другу, необходима их взаимосвязь и взаимодополнение. Великим систематизатором средневековой схоластики выступил Фома Аквинский (1226-1274). Свое философское кредо он выразил так: «Размышляю о природе (о теле), чтобы размышлять о душе, а о ней размышляю, чтобы размышлять над отдельной субстанцией; над ней же размышляю, чтобы думать о Боге». Постижение же Бога возможно лишь через изучение его творений. Божественное провидение действует через естественные законы, совокупность естественных причин. И человек способен повлиять на ход событий, тем самым открываются возможности для науки и практики. Уже при жизни Фома был назван «ангельским» доктором, а вскоре после смерти - канонизирован. А в 1879 году Ватикан утвердил его учение - томизм в качестве официальной доктрины католической церкви. Аквинат дает оригинальную трактовку понимания идеального и материального, их соотношения. Используя аристотелевское учение о форме и материи, Фома отдает приоритет активного, организующего и творчески созидательного начала принципу порядка, формы. Он соотносит его с производным, колеблющимся и неустановившимся принципом материи, которую он считает слабейшим видом бытия. Мир индивидуальных явлений рождается на основе слияния первопринципов формы и материи. Так, к примеру, душа человека есть формообразующий принцип. Однако она свое полное индивидуальное воплощение получает только при соединении с телом. Фома систематизирует и приводит до десяти тыс. доказательств бессмертия души. И если это применимо к каждому человеку, являющемуся «образом и подобием Божиим», то в отношении к Богочеловеку такая аргументация даже не имеет смысла. Ибо здесь речь идет не о степени и мере Богоподобия, а о его абсолютной полноте и совершенстве, явлении абсолютного Божества - Иисуса Христа в образе человека. В нем слились воедино божественная (идеальная) и человеческая (материально-телесная) природы. В зависимости от того, в какой мере форма, т.е. божественное начало, реализуется в вещах, Фома Аквинский выделяет разно уровневую иерархию бытия мира, сотворенного Богом. Первый уровень - это неорганический мир; второй - растительный мир; третий - животный мир; четвертый - самый близкий к Богу, - это человеческий мир. На протяжении всей истории, включая и современность, первейшим вопросом теологии и религиозной философии остается проблема бытия Бога. Доказательство, обоснование, оправдание бытия Бога (в философии оно получило название «теодицея»- термин, введенный Лейбницем) ставится в центр философско-религиозных систем Средневековья. И современные религиозные мыслители опираются на традиционные схемы доказательств, восходящие к Фоме Аквинскому - великому систематизатору схоластики. Создатель философско-религиозного учения томизма в своих трудах («Сумма теологий», «Сумма против язычников») дает обоснование онтологического монизма на основе признания Бога единственным началом и творцом всего мира. Он вводит пять онтологических доказательств: 1. Бог как перводвигатель. Если брать движение во всей его полноте, а не только как механическое движение, то мы приходим к идее перводвигателя, т. е. Бога. 2. Бог как первопричина. Второй довод касается причинности. Если все в мире имеет причину, то должна быть и первопричина, т.е. Бог. 3. Бог как абсолютная необходимость. Бесчисленное множество возможностей и случайностей в мире должно управляться абсолютно необходимой причиной, т.е. Богом. Иначе воцарится хаос, разрушение, тлен. 4. Бог как абсолютное мерило всех совершенств. Для измерения степени совершенства блага, красоты, истинности всего, что есть в мире, должно существовать абсолютное мерило всех совершенств, т.е. Бог. 5. Бог как высшая целесообразность и главная цель. Все существующее в мире обладает какой-то степенью целесообразности. А значит, должна быть и существовать и «последняя, главная цель, т.е. Бог». Вызовом схоластике и основательным критиком томизма стал Иоанн Дунс Скот (1270-1308). Он развил учение о «двойственности истины», создателем которого явился арабский мыслитель Ибн Рушд (в лат. транскрипции Аверроэс). Ее суть состоит в разграничении философии и теологии по тем истинам, которые им доступны, а также по предмету и методу. Тем самым положено начало высвобождению философии из-под диктата теологии, обосновывается автономность философии и науки от религии и теологии. В противовес реализму, с его признанием в качестве определяющей действительность идеей общего, Скот подчеркивает самостоятельность индивидуального, которая представляет собой последнюю реальность. В своей земной жизни человек подчинен природной необходимости. В вопросе конечных целей бытия человек должен прибегнуть к сверхъестественному началу, выраженному в откровении. Ибо из природной необходимости нельзя вывести возможность спасения души. Божественная воля есть первичная и определяющая сила. Также и в человеке воля имеет приоритет в ее соотношении с разумом. Воля определяет в конечном счете поведение человека, его выбор. Вера же выражает волю человека к совершенству, смыслу, целостности и полноте. С именем Уильяма Оккама (1209-1349/50) связана победа номинализма над схоластическим реализмом. Номинализм утверждает реально существующим только единичные, отдельные тела и вещи. Номинализм Оккама вырастал из эмпирических, опытных данных естественно-научного знания. Общее - это то, что объясняется на основе единичного. Общего вне человеческого познания не существует. Универсалии всего лишь знаки единичных вещей, а субстанция не имеет самостоятельного существования. Оккам выступил против всех основных схоластических направлений своего времени. Особую значимость приобрела знаменитая «бритва Оккама», смысл которой в рассечении истин философии и истин теологии (рационального и иррационального). А суть ее заключается в том, что не следует умножать без нужды число сущностей, идей, принципов. Номинализм и зарождающийся эмпиризм отбрасывают схоластическую метафизику. Но при этом не происходит ее критического, т.е. позитивного преодоления с удержанием конструктивного момента, понимания сути и значимости общего. На стадии позднего Средневековья завершается размежевание философии и теологии. Первые шаги делает опытная наука, зарождается экспериментальное естествознание. В европейских университетах, наряду с богословием велось преподавание и «свободных искусств», права, медицины, начинались научные исследования в области физики и математики. Одновременно набирали силу и мистические учения. Они были связаны с поиском «философского камня», который представлялся в виде таинственных сил природных явлений с помощью которых можно превращать в золото различные металлы. На таком философском фоне широкое распространение получила алхимия, приготовление универсальных целительных средств в медицине, астрология, перенесенная с космических высот на земную человеческую историю (Экхарт, Парацельс, Нострадамус ). В целостном и системном виде основные духовно-идейные направления и вехи в развитии средневековой философии можно представить следующей схемой:
|