Студопедия — Философия Фихте как учение о достижении свободы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Философия Фихте как учение о достижении свободы






Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814) развивает философию Канта и создает свою оригинальную систему по линии субъективного идеализма. Он разделяет идеи Канта о деятельной природе субъекта и о его свободном самоопределении. Но в своей философской системе Фихте уходит от колебаний Канта в признании «вещи самой по себе», устраняет самостоятельность природы, отрывает от нее самого человека, рассматривает субъекта в качестве определяющего начала, порождающего все многообразие и полноту внешнего мира. Из деятельности эмпирического и трансцендентального субъекта (в терминологии Фихте - «чистого Я» и «абсолютного Я») он выводит не только необходимость суждений, но и само содержание знания, всю полноту реальности, весь объективный мир - «не-Я». Подлинной реальностью для Фихте выступает единство субъекта и объекта. Мир - это «субъект-объект», причем ведущую роль в этой связке играет субъект. Основные идеи философии Фихте изложены в главном его труде «Наукоучение». Здание науки и научной философии должно быть выстроено на достоверности основоположений.

Уже в первом варианте своего «Наукоучения» Фихте констатирует отсутствие согласия относительно какого-либо одного основоположения в философии. Он говорит о двух главных направлениях, двух «партиях», которые по разному понимают объект, строй и систему философии, ту внутреннюю необходимость, которая именно ей присуща. Эти две «партии» - идеализм и догматизм, под которыми Фихте имел ввиду материализм. Догматизм, т.е. материалисты и эмпирики, выводят опыт из «вещи самой по себе», понимая под ней носитель «реальности», «Я» в такой системе отсутствует. Идеализм, напротив, видит основу опыта в «Я» самом по себе.

В системах догматизма, согласно Фихте, исходным пунктом служит абстракция вещи самой по себе. В системах идеализма - то же абстракция, но это уже абстракция Я. Поэтому необходимо более точное, обстоятельное и изначальное исследование Я и его деятельности, т.е. разума, сознания («интеллигенции», по Фихте). Под влиянием Декарта и, особенно, Канта, сферу поисков «достоверности всех достоверностей» Фихте сужает до самосознания, саморефлексии. Он не приемлет философский дуализм и выстраивает субъективно-идеалистическую позицию в монистической форме. Это означает последовательное и детальное выведение «не-Я» из «Я», что и отличает Фихте от всех других философов прошлого и современности.

Последуем за самим Фихте.

1. Он призывает понять, насколько близко каждому из нас, открыто нам и достоверно для нас сознание самих себя. Нельзя ничего помыслить, чтобы не примыслить своего Я, чтобы как-то не созерцать, не осознавать самого себя.

2. Другое положение его «Наукоучения» гласит: «не-Я есть Я, ибо только «сила Я», сила его полагающей способности делает возможным «не-Я».

3. В третьем основоположении на основе диалектического синтеза перед нами представлены Я и не-Я как противоречащие друг другу стороны, но выведенные из одного основания.

Фихте решительно и целенаправленно проводит линию единства субъекта и объекта, слитности сознания и действия, сознания-действия и свободы. Он выводит из активно действующего, свободного, наделенного самосознанием, творческого Я, весь мир. Причем не только мир природы, но и мир человеческой культуры.

Осознав внешний мир как действие и продукт деятельного «Я», субъект преодолевает свое отчуждение от этого мира и этот мир «не-Я», зачастую чуждый и враждебный ему, становится моментом самого «Я». В итоге «Я» представляется как абсолютное «Я», перерастая в абсолютный трансцендентальный субъект. В этом пункте субъективный идеализм Фихте превращается в объективный, а понятие Абсолютного «Я» послужило основанием философии тождества Шеллинга и абсолютной идеи Гегеля.

В отличие от Канта Фихте стремится генетически вывести познавательные способности человека и дедуцировать их в логических категориях. Так, вещь сама по себе, трактуется им как продукт бессознательной деятельности субъекта. Рефлексия (осознание) ощущений дает созерцание; рефлексия созерцаний вырабатывает представления; рефлексия представлений порождает воображение; рефлексия воображения ведет к рассудку и т.д., вплоть до высших форм разума. На высшей ступени самосознания субъект постигает, что самый предмет мысли есть не что иное, как собственная деятельность самого субъекта. По убеждению Фихте, его метод выражает естественное развитие разума человека, а его система есть логическое выражение «разумности» в истории как проявление и восхождение человеческого духа. Метод генетического выведения основных ступеней человеческого духа в более обширном историческом контексте позднее был развит Гегелем.

В практической философии Фихте (этика, учения о праве, о государстве, о собственности, философия истории) центральной является проблема свободы. Он утверждал: «Моя система от начала до конца есть анализ понятия свободы» [5].Свободу во внутренней сфере жизни человеческого духа изучает этика. Свобода, по Фихте, есть добровольное следование законам нравственности. Внешние условия осуществления свободы исследует наука о праве и государстве. Идея свободы развивалась исторически. Сначала она проявляется в эстетической форме, в изящных искусствах. Далее, свобода развивается и формируется как социальная идея, идея правового порядка. Основной критерий членения эпох (Фихте вычленяет и анализирует пять эпох всемирной истории) заключен в «разумности» истории. Она проявляется в отсутствии или наличии, уровне развития правового состояния.

Поворотным пунктом истории Фихте считает появление и развитие христианства, которое становится меж эпохальным и долгосрочным историческим фактором. Суть воздействия христианства на социальную историю Фихте видит в том, что оно требует «абсолютного равенства, личной, а также гражданской свободы всех - с уважением права как такового и прав как таковых». Но этот принцип всех принципов христианства, подчеркивает Фихте, хотя и пронизывает историю Европы и ее народов, однако на протяжении всего предшествующего исторического развития пробивает себе дорогу лишь с огромным трудом и, скорее, «в бессознательной форме». Идея свободы как религиозная идея растворяет индивида в едином, абсолютном божестве. И, наконец, идея свободы развивается как научная идея.

В своем совершенном виде идея свободы открывается не художнику, политику или святому, а лишь философу в мире чистой мысли. Неслучайно основной труд Фихте носит название «Наукоучение». Цель государства усматривается в воспитании человека в духе свободы, в гарантиях человеку прав на труд, на собственность, на самосохранение и жизненное благополучие своих граждан, регулирование отношений свободы в ее внешнем проявлении. Но нравственный закон Фихте ставит выше юридических норм и установлений. Государство и право он рассматривает как предварительные стадии нравственного существования человечества. Он высказывает идею отмирания государства и замену права нравственностью. С достижением полного господства нравственного закона государство и право становятся излишними и упраздняются.

 







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 1104. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия