Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Антропологический материализм Л. Фейербаха





Фейербах Людвиг Андреас (1804-1872) - немецкий философ-материалист, выступивший в 30-40-е годы с острой критикой идеализма. В центре философии Фейербаха человек, как «...единственный, универсальный и высший предмет философии» [7]. Антропологический материализм Фейербаха – реакция на гегелевский идеализм, в котором господство всеобщего над единичным доведено до предела. Если встать на всемирно-историческую точку зрения «абсолютного духа», то отдельная человеческая личность оказывается исчезающе ничтожным моментом. Человек вообще выпадает из поля зрения. Поэтому Фейербах встает на защиту природно-биологического, чувственного, телесного в человеке.

Идеализм, по Фейербаху, есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Первейшую задачу философии он видит в критике религии, разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. В 1841 году выходит фундаментальная работа Фейербаха «Сущность христианства», в которой он излагает свое понимание религии и человека. Причины, порождающие религию и примыкающую к ней идеалистическую философию, проистекают, по Фейербаху, из отчуждения человеческой сущности и бессилия человека по отношению к неподвластным его воле силам. Богу поэтому приписываются те атрибуты (свойства), которые в действительности принадлежат самому человеку: «Бесконечная или божественная сущность есть духовная сущность самого человека, которая, однако, обособляется от человека и представляется как самостоятельное существо» [8]. Образ Бога есть сущность человека, спроецированная на небеса: «Бог есть то, в чем человек нуждается для своего существования...» Фейербах считает, что подлинный творец Бога сам человек, а он рассматривается в идеалистической философии и религии как творение Бога, ставится в зависимость от него и, таким образом, лишается свободы и самостоятельности.

Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение Бога, а часть - и притом наиболее совершения - вечной природы. Природа - основа духа. Она же должна стать основой и новой философии: «Мое учение или воззрение может быть поэтому выражено в двух словах: природа и человек. С моей точки зрения, существо, предшествующее человеку, существо, являющееся причиной или основой человека, которому он обязан своим происхождением и существованием, есть и называется не Бог - мистическое, неопределенное, многозначащее слово, а природа - слово и существо ясное, чувственное, недвусмысленное. Существо же, в котором природа делается личным, сознательным, разумным существом, есть и называется у меня - человек». Ф.Энгельс писал о сочинении Фейербаха «Сущность христианства»: «Природа всегда существует независимо от какой бы то ни было философии. Она есть та основа, на которой выросли мы, люди, сами продукты природы. Вне природы и человека нет ничего, и высшие существа, созданные нашей религиозной фантазией, это - лишь фантастические отражения нашей собственной сущности» [9].

Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма XVIII века. В отличие от последнего он не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. Он характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается прежде всего как духовное существо. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого «Я». Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода. Критикуя идеалистическую трактовку познания и не признавая никакой сверхчувственной реальности, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию, выступает как сенсуалист. Ощущение составляет единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органы чувств - зрение, слух, осязание, обоняние, - обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей. Фейербах не признавал никакой сверхчувственной реальности и отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума: «Ясно как солнце, только чувственное. Мыслить, значит, связывать одно показание органов чувств с другим». Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие «объект». По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения. И поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек, «Ты». Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей. «Мы должны на место любви к Богу поставить любовь к человеку как единственную истинную религию, на место веры в Бога - веру человека в самого себя, в свою собственную силу, веру в то, что судьба человечества зависит не от существа, вне его или над ним стоящего, а от него самого, что единственным дьяволом человека является человек грубый, суеверный, своекорыстный, злой, но также единственным Богом человека является человек» [10].

Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с Богом. Любовь к Богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям. Отторгнув гегелевский идеализм, Фейербах вместе с тем не смог воспринять и гегелевскую диалектику. А без учения о развитии, без знания опосредствующих связей, с утратой представления о деятельной и исторической сущности человека, коренной вопрос философии - о соотношении идеального и материального, о тождестве мышления и бытия опускается у Фейербаха до психофизиологической плоскости, до вульгарного, т. е. грубого материализма. Фейербах, по сути, отождествляет душу и тело, считая, что на уровне «мозгового акта» духовная и материальная деятельность тождественны, неразличимы. Но ведь в мозге самом по себе нет ни грана идеального, духовного. Мысль не выделяется мозгом, как желчь - печенью. Чтобы отмежеваться от вульгарно-материалистических взглядов, Фейербах называл свое учение «реальным гуманизмом».

Литература

1. Гулыга А. В. Кант. 2-е изд. М.: Мол. Гвардия, 1981.

2. Кант И. Трактаты и письма. М, 1980. С. 332.

3. Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1964. С. 351.

4. Гегель Г. Ф. В. Наука логики. М., 1970. Т. 1. С. 95.

5. См.: Бур М., Ирлиц Г. Притязания разума. М., 1978. С. 94.

6. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990. С. 56.

7. Фейербах Л. Избр. философские произведения: В 2 т. М., 1955. Т. 2. С. 320.

8. Там же. С. 312.

9. Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 280.

10. Фейербах Л. Антология мировой философии: В 4-х т. Т. 3. М., 1991. С. 458.


  Немецкая классическая философия (XVIII-XIX вв.)
Просветители Г.Э Лессинг (1729-1781) И.Г. Гердер (1744-1803) И.В. Гете (1749-1832) Ф. Шиллер (1759-1809)
Объективный идеализм   Шеллинг (1775-1854) Гегель (1770-1831)
Субъективный идеализм   И. Кант (1724-1804) И. Фихте (1767-1814)
Антропологический материализм   Л. Фейербах (1804-1872)
Схема 16.

С








Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 1424. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия