Позитивизм и его эволюция
Философия позитивизма (позитивного, конкретно-научного знания) создана французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857). Своей особой заслугой он считал открытие закона трех стадий интеллектуального развития человека, его сознания и культуры. Человечество в своей эволюции начинает с теологической стадии. Она перерастает затем в философскую (метафизическую) стадию. Интеллектуальная эволюция завершается научной (позитивной) стадией. Конту принадлежит идея классификации системы научного знания, расположения наук по степени возрастания их сложности, времен появления и взаимосвязи друг с другом. Весь корпус научного знания Конт располагает в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, биология и социология как учение об обществе. О.Конт наделяет позитивное мышление такими свойствами как положительность знания, реальность, полезность, достоверность и точность. А таким требованиям наиболее полно соответствует метод индукции, постоянное подчинение воображения наблюдению и описанию фактов. Что же касается поиска абсолютов, причин, субстанции и т.п., то их вообще следует исключить из научного арсенала. Позитивизм как философское направление утверждает в качестве источника подлинного, положительного (т.е. позитивного) знания конкретные науки, лишает философию научного статуса. Для позитивизма характерно стремление преодолеть абстрактную умозрительность философии, ограничить ее только пределами опыта. По словам Герберта Спенсера (1820-1903) «За опытом находится непознаваемое, о котором человек только то знает, что понять его невозможно, и абсолютное знание невозможно». Стержнем позитивизма является ориентация на науку, отказ от поиска сущностей вещей и установка на описание явлений (феноменализм). В конце XIX и начале XXвеков широкое распространение получила новая волна позитивизма, связанная с философским переосмыслением кризисных явлений в методологических основаниях естествознания. Квантовая механика, теория относительности, открытие радиоактивности и строения атома требовали критического понимания научного опыта, его сути и границ, взаимодействия объекта и субъекта познания, трактовки истинности знания и критериев его подлинности и проверяемости. В целях нейтрализации и своеобразной стерилизации мира научного опыта Эрнст Мах (1838-1916) обосновывает принцип элементности бытия. В соответствии с ней «не тела вызывают ощущения, а комплексы элементов образуют тела», т.е. научный опыт состоит не из психических (ощущений) или физических (фактов) явлений, а из нейтральным элементов. Рихард Авенариус (1843-1896) выдвинул учение о «принципиальной координации», суть которого во внутренней взаимосвязи объекта и субъекта науки, познающего человека и среды. Анри Пуанкаре (1854-1912) считал аксиомы и принципы, лежащие в основе науки, в качестве условных, согласованных и принятых ученым сообществом конвенционально. Создатель тектологии(организационной) теории А.А.Богданов (1873-1928) рассматривал мир как становящуюся организацию элементов. «Единый мир опыта выступает как содержание для единого познания. Это эмпириомонизм»,– в таких словах он излагал свою версию позитивизма (от греч. «эмпирио» – опыт, а «моно» – один). Материя, пространство, время и другие философские категории являются излишествами, или своеобразными символами и даже иероглифами, которые организуют и упорядочивают человеческий опыт. Неопозитивизм (новый) стал особой исторической формой дальнейшей эволюции философии позитивизма. Он включает в себя различные философские течения. Прежде всего – это логический позитивизм, у истоков которого стоял английский философ, математик, логист и общественный деятель Бертран Рассел (1872-1979). «Что такое сущность?» – спрашивает он и отвечает, что «... это, по-моему, безнадежно сбивающее с толку понятие». Поэтому задачей науки является не постижение сущности вещей, а их описание, т.е. фиксирование «чувственно-данного». Единственно научным типом знания выступает только то, которое соответствует требованиям опыта и логики. Научность знания тождественна его логичности. Весьма выразительной, по Расселу, является демаркация структуры познания между наукой, религией и философией. Парадоксальность ситуации, сложившейся вокруг философии, образно, но весьма спорно выразил Бертран Рассел: «Философия... является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях (рассуждениях, размышлениях, рефлексии - А. В.) по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но подобно науке она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание... принадлежит науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия». (См.: Рассел Б. История западной философии. М.: Изд-во иностранной литературы, 1959. С. 7.) Людвиг Витгенштейн (1899-1951) развивал идеи лингвистической философии. Витгенштейн трактует философию как специфическую активность, направленную на прояснение языковых выражений, смысла языка науки и языка повседневного общения, до предельных значений языка, его границ, за которыми уже нечего сказать. Не-высказываемое должно замолкнуть. Он полагал возможным и желательным сведение всего научного знания к логике и математике. Их язык наиболее совершенен и адекватен для описания совокупности фактов, из которых состоит мир. По сути дела здесь налицо отождествление (подмена) понятий «объективный факт» и «научный факт». С помощью формальных логико-математических преобразований можно выразить содержательные утверждения о мире. Предложения науки могут быть либо истинными, либо ложными, либо бессмысленными. Согласно Витгенштейну, «...большинство предложений и вопросов, высказанных по поводу философских проблем не ложны, а бессмысленны. Поэтому мы вообще не можем отвечать на такого рода вопросы, мы можем только установить их бессмысленность». К таким вопросам неопозитивизм относит высказывания типа «материя первична, сознание вторично»; что есть единое и многое; сущность и т.п. Неопозитивизм в качестве базовых принципов своей доктрины выдвигает феноменализм, конвенциализм, верификацию и физикализм. Физикализм строится на основании сведения, своеобразной редукции, языка всех наук к языку физический наблюдений, полагая язык физики в качестве универсального языка науки. При всей важности и значимости физикализм с его ориентацией на каноны научного наблюдения абсолютизировать масштаб его применения ко всем структурным уровням бытия некорректно. Допустим, любое живое существо, тем более человек, хотя и состоит из элементарных частиц, многообразных физических и химических процессов, но явно не сводим к их простой совокупности. Принцип верификации («веритас» – от латинского истина и «фацио» – делаю) означает эмпирическую и логическую проверяемость науки, ее отдельных положений. Результаты такой проверки должны быть формализованы и запротоколированы. В соответствии с традицией классического рационализма, идущей от Декарта, знание должно быть четким, ясным и доказательным, освобожденным от различных помех субъективного и психологического плана. 6. Герменевтика и прагматизм Философская герменевтика имеет древнюю историю, но как универсальная концепция понимания она стала рассматриваться в работах Ф. Шляйермахера (1768-1834). Одна из его работ так и называется «Компендиумное изложение герменевтики». Основы современной герменевтики заложил В. Дильтей (1833-1911). Дальнейшее развитие она получила в трудах М.Хайдеггера (1889-1976) и Г. Гадамера (1900-2002). Весомый вклад в соединение герменевтики с феноменологией внес русский философ Г.Г. Шпет (1879-1937). Герменевтика возникла как практическое искусство преодоления трудностей понимания и истолкования художественных, религиозных, философских и иных текстов. Термин «герменевтика» образован от имени древнегреческого бога Гермеса – покровителя торговли, изобретателя письменности, посредника между людьми и богами. В. Дильтей считал необходимым превратить герменевтику в фундамент гуманитарных и общественных наук. Если предметом гуманитарных наук является духовная жизнь людей, то их методом познания оказывается понимание. Понимание – это не только «вживание» читателя, зрителя, слушателя в произведение (текст), но и его переживание, проживание, сопереживание авторского источника, его идей, смысла, времени, контекста и т.д. В таком ракурсе герменевтика становится исключительно методологией наук о духе, методом прояснения социальных структур, событий и явлений культуры. История становится только тем, что в ней понимается и разъясняется. Для Гадамера предметом философской герменевтики оказывается не только интерпретация и понимание явлений, а вся человеческая культура, налаживание коммуникативных связей между людьми. Язык и мышление рассматриваются при этом как два модуса единой коммуникативной способности человека. Гадамером введены и раскрыты такие важные понятия герменевтики как «авторитет» источника (текста), «интерпретация», «герменевтический круг», «традиция», «предпонимание», «часть и целое» в понимании. Герменевтический круг связывает в единое целое предпонимание и понимание процессом коммуникации людей, открывает и расширяет духовный горизонт понимания. Дальнейшее развитие своего учения Гадамер видел в рамках «онтологического поворота герменевтики к путеводной нити языка». Прагматизм (греч. pragma – практика) – философское направление, возникшее в Америке в конце XIX – начале XX вв., своей задачей считающее помочь человеку в решении жизненных проблем. Поскольку жизнь человека имеет преимущественно практический характер, то любая проблема связана с интересами отдельного человека и искать её решение надо втом направлении, где она может оказать влияние на жизнь человека. Специфику прагматистской философии можно свести к следующим положениям: 1) ориентация на практические человеческие проблемы, цели и средства их достижения; 2) разработка понятия ценности как наиболее значимого для человека; 3) критерием истинности научных понятий является признание их полезности и выгодности; 4) оправдание веры в Бога как средства решения жизненных проблем. Основоположником прагматизма следует считать Чарльза Пирса, который разработал концепцию «сомнения-веры». Он утверждал, что сознание, мышление человека связано не с познавательной, а с практической деятельностью, которая регулирует взаимодействие человека как биологического организма с внешним миром. Взаимодействуя со средой, человек вырабатывает привычки действовать в определённых ситуациях определённым образом. Эти привычки образуют веру (верования). Совокупность верований, то есть устойчивых привычек действовать – основы спокойствия человека. Если возникают затруднения в осуществлении деятельности, то появляется беспокойство. Эти препятствия к деятельности рождают сомнения, которые необходимо преодолеть, то есть выработать верования, наиболее выгодные для человека. Сомнение преодолевается в процессе мышления – выбора верования. Истинность или ложность мышления обусловлено способностью преодолевать сомнение. Таким образом, идея «веры-сомнения» является обоснованием веры в Бога. Пирс утверждает, что истина – это то, во что мы верим и в чём мы не сомневаемся. В науке истина – устойчивое верование, к которому в процессе научного исследования приходит большинство учёных. Религиозная концепция Уильяма Джеймса. Человек стремится лучшим образом устроиться в мире. Сознание – это избирательная деятельность человека, связанная с отбором того, что необходимо ему для жизни. Религия нужна человеку как источник дополнительной силы для жизненной борьбы. Вера в Бога помогает лучшим образом устроить свою жизнь. Вера в Бога выгоднее, чем неверие: если человек верит в Бога, а его нет, то человек ничего не теряет. Если же Бог есть, то человек будет в выигрыше, обеспечив себе спасение. Не только религиозная вера значима для жизни человека. Вера всегда имеет преимущество перед сомнением. Если человек верит в успех, он непременно добьется того, чего он желает. Джеймс утверждает, что истина – это то, что выгодно, что полезно человеку, что даёт ему удовольствие в жизни. Он утверждает следующие особенности истины: 1) истинность научных положений зависит от личной выгоды учёного; 2) отрицание абсолютных истин и признание много вариантности научного знания; 3) стремление к знаниям, которые связаны с полезностью и решающие жизненные проблемы. Концепция инструментализма Джона Дьюи. Жизнь человека – не плавный поток событий, а цепь неожиданных «проблематических» ситуаций. Прообразом их является состояние сомнения, которое человек стремится преодолеть. Отказавшись от проблематической ситуации, человек должен решить, как её преодолеть, то есть провести исследование, включающее несколько этапов: 1) появление чувства затруднения, вызванное сомнением в правильности совершаемых действий; 2) определение затруднения и выявление его границ; 3) формирование представления о возможности его решения (выдвижение гипотез о способах преодоления затруднения); 4) критическое рассмотрение этих гипотез; 5) проверка гипотез. Таким образом, Д. Дьюи рассматривает познание как умение решать проблемы, которые возникают у человека в процессе жизни. Научные идеи, теории – это только вспомогательные средства, инструменты для решения проблем.
7. Феноменология Основатель феноменологического направления в философии Эдмунд Гуссерль (1859-1938) обоснование человеческого сознания справедливо называл по его значимости «архимедовой точкой». Его «чистая феноменология» направлена на процедуру исследования содержания собственно сознания субъекта. Главное для Гуссерля – выяснить вопрос об объективности познания, построить философию как «строгую науку», создать учение о сознании, о сущностных структурах чистого сознания, его внутренних закономерностях, принципах и механизмах функционирования. Не сомневаясь в существовании окружающего мира, Гуссерль считает недостаточной наличие лишь естественной установки» для описания фактов и хода материальных процессов. Он подвергает критике «натурализирование» разума. Предметный аспект сознания не отождествляет с самим предметов сознания. «Дерево моего сознания» не равнозначно самому дереву как предмету окружающего мира. Восприятие отдельного предмета состоит из серии восприятий. Они соединяются в единство (образ-смысл-значение) синтезирующей и активной деятельностью сознания. Это и обеспечивает целостное восприятие предмета. С другой стороны, феноменологический анализ сознания состоит и в отказе от любых идеализаций (подобно платоновским идеям) в качестве исходного пункта сознания. Сознание, по Гуссерлю, выступает в виде непрерывного потока и нерушимой целостности переживаний и восприятий, элементы которых представляют собой отдельные феномены сознания. Поэтому само учение о структуре потока переживаний и называется феноменологией. Переживания и восприятия должны быть описаны так, как они выступают для сознания на самом деле, если они раскрываются для субъекта не извне, а изнутри, непосредственным вхождением в поток сознания. При этом принципиально важно не просто фиксировать некие нейтральные элементы сознания меж предметных связей и отношений. Главное же заключается в том, чтобы самосознание было направлено на смысловой образующий поток сознания, на выявление смысловой и значимой связи сознания и мира. Постижение смысловых связей, интуитивное, непосредственное умопостижение духовной очевидности Гуссерль называет «созерцанием сущностей». Получается, что сознание в своем собственном и чистом проявлении выражает подлинную сущность как смысловое смыкание с предметом. Сознание обнаруживает себя в направленности (интенции) на предмет, как бытие осознанности, но не как осознанная предметность. В сознании нет ничего, кроме значений, смыслов реальных, воображаемых или иллюзорных предметов, непрерывного процесса порождения, формирования определенного спектра значений в отношении предметов, их свойств, функций и т.д. Сознание предстает здесь как «переплетение переживаний в единстве потока» значений и смыслов, их сопряженности с предметным полем.
8. Философия экзистенциализма Большую популярность в прошедшем столетии, особенно в 40-60-х гг. получил экзистенциализм. Его идеи были сформулированы в работах Карла Ясперса и Мартина Хайдеггера, Габриеля Марселя, Ж.П.Сартра и Альбера Камю. Экзистенциализм следует характеризовать как философское выражение глубоких потрясений, постигших западноевропейскую цивилизацию в XX веке. Экзистенциализм ассоциируется с философией кризиса. Он сосредоточил свое внимание на духовной выдержке человека перед лицом враждебного ему мира. Эта доминанта ярко выражена в учении о пограничных ситуациях – предельных жизненных обстоятельствах, в которые постоянно попадает человек, и главная пограничная ситуация – это ситуация перед лицом смерти, кода человек уже не может соврать самому себе. Заглядывая в тайну недр самого бытия, он стоит перед последним и решающим выбором. Философия экзистенциализма повернула внимание современной культуры к существованию человека в условиях его заброшенности, покинутости, оставленности, одиночества в мире, постоянного скольжения в пустоту, небытие. Она дает лишь некоторые ориентиры для поведения человека в мире, помогает высветить экзистенцию (существование) и приблизить человека к трансценденции. И тем самым помогает понять и принять абсурдность жизни и существовать в ней, создавая свою сущность, осуществляя свой выбор, приближаясь к безусловному бытию, которое непостижимо для научного познания, но имманентно присуще человеку. Экзистенциальная философия стала реакцией на вызовы, угрозы и катаклизмы трагического XX века с его войнами, потрясениями, страхами, отчаяниями и надеждами. Даже название этого направления заключает в себе программу замены отвлеченного философского исследования сущности, всеобщего абстракта духа, материи, Бога, природы и т.д. – философией самого человеческого существования, человеческой жизни, человеческого страдания, человеческого выбора, с тем, чтобы не «забыться в общем». Это стало и своеобразным ответом на расчеловечивание человека, на тенденции стандартизации и манипуляции в производстве, повседневном быту, идеологии, культуре, самом образе жизни. Человек – есть его экзистенция (существование). Сущность человека обнаруживается только в пограничных ситуациях, в экстремальных проявлениях жизни. И нет никакой абстрактной природы человека, как нет и Бога (в атеистических вариантах). Экзистенциализм – это гуманизм. Человек есть лишь то, что он сам из себя делает. Он прежде всего – проект, который переживается субъективно, а не объективно. Человек – это будущее человека. Человек – прежде всего выбор. Человек – это свобода, он осужден быть свободным. Все приведенное выше -яркий образчик абсолютизации человеческого существа. Но возникает большое сомнение в теоретической истинности и нравственной справедливости понимания сущности и смысла человеческой жизни, когда она видится как бытие человека, в конечном смысле … к его смерти. Вряд ли человека может удовлетворить установка на ожидание вечной смерти, для «достижения которой», оказывается, необходимо создавать все лучшие экономические, социальные, политические и культурные предпосылки.
|