Социально-историческая обусловленность и специфика неклассической философии
Зададимся вопросом: в чем причины изменения способов восприятия и ощущения жизни, духовных умонастроений людей? История народов и государств изобилует с одной стороны примерами невиданного взлета и прорыва в глубины человеческого духа. И философия несет в себе удивительные прозренья, моменты истины, рождает чувства вдохновенья и подъема душевных сил. Но бывают и весьма долговременные периоды упадка, истощения духовной зоркости философии. Духовная атмосфера жизни общества и человека пронизана пессимизмом, страхом и отчаянием, или, в лучшем случае, просто прозаическим и утилитарным подходом к жизни. Говоря словами великого Данте: «Здесь изнемог высокий духа взлет». Причины философских поворотов и изменений коренятся и в самом развитии философской мысли, но, прежде всего, в самой жизни. Философия как чуткий барометр способа и формы функционирования общественного и индивидуального сознания тонко улавливает и предвосхищает такие изменения. На больших переломах исторического развития, с глубокими и качественными переменами в общественной жизни всегда возникают новые типы философии, оригинальные способы и формы философской ориентации, философского постижения вековечных проблем бытия мира и самого человека. Канувший в историю XX век, бурный и драматический в своих значимых проявлениях, стал безжалостным экзаменом на жизнеспособность различных философских направлений, школ, течений, теорий и концепций. Несмотря на всю мощь человеческого разума и мирского прогресса нельзя не видеть, что прошедший век не только расщепил атом, но и самую душу человека. Он не только не разрешил старые проблемы, но и породил новые социальные коллизии, наглядно продемонстрировал не только великие свершения, но и невиданные ранее опустошения, ввергал мир в чудовищные катастрофы. Не раз ставил его на грань существования. Лучшие умы человечества задолго до наших дней почувствовали всю глубину вселенского неблагополучия, прозорливо вскрыли причины, суть и последствия наступающего кризиса сознания, кризиса духа, кризиса самого человека. Философское постижение кризиса как определяющей доминанты общественного и человеческого бытия проявилось уже к 50-м годам XIX века. К этому времени относится формирование неклассической, по сути дела современной философии. Начинается переосмысление традиционных классических философских ориентаций, пересмотр основополагающих принципов, идей, норм и образцов философского мышления. Происходит кардинальная переоценка ценностей, своеобразная инвентаризация всего теоретического арсенала философского знания. В наибольшей степени характер и дух неклассической философии выразили такие направления, как марксизм, философия жизни, психоанализ, позитивизм, прагматизм, экзистенциализм, герменевтика, феноменология, структурализм, постмодернизм, философская антропология, современные разновидности религиозной философии и философия науки. Самые значительные отличия новых форм философствования видны в их сопоставлении с традиционной или классической философией. Сам термин «неклассическая» заимствован и, думается, по праву из опыта и практики классификации естественных наук по мере их интенсивного развития и обновления ведущих принципов и основополагающих идей. Справедливо говорят о классической геометрии Евклида и неклассической геометрии Лобачевского-Римана, о классической физике Ньютона и неклассической теории Эйнштейна. Можно выделить классические этапы в развитии литературы, искусства и соответственно пост классические (авангард, модернизм, сюрреализм) направления. Историко-философский экскурс предыдущих разделов исторически и логически завершился высоким признанием и широким распространениям в XIX веке философских учений, получивших вполне закономерно статус классической философии. Немецкая классическая философии Канта и Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха стала не просто продолжением, а в определенной мере завершением духовного переворота, начавшегося в эпоху Возрождения и получившего мощные импульсы развития в новоевропейское время. На рубеже XVIII и XIX вв. – эпохи Просвещения и великой философской классики – исторически и логически наибольшую и плодотворную разработку получили проблемы разума, рассудка, познания, интеллекта, идеи просвещения и прогресса. Культ разума, прославление разума, отождествление мышления и бытия, понимание разума как синонима закономерности и целесообразности, восходящего движения человечества рождали оптимистические и прогрессистские умонастроения. По Гегелю получалось, что законы разума – суть законы самого мира и поэтому, сделав предметом познания наш разум, мы тем самым познаем реальный мир. Нужно исследовать процесс самопознания мирового разума, духа и тогда перед нашим взором предстанет процесс развития действительного мира. С позиций разума проверялось все – и общественное устройство, и мораль, и религия, и конкретная жизнь человека. Считалось, что философия уже достигла таких истин, которые требуют лишь своего непосредственного осуществления. Рационально познанные идеалы, принципы и ценности свободы человека должны были найти практическое воплощение в экономической жизни, в структурах гражданского общества и правового государства, в сфере науки, образования, воспитания и культуры. Философии оставалось лишь выстроить все в систему, дать технологию, своеобразную социальную инженерию общественного переустройства. И, по большому счету, философам уже не оставалось ничего делать, как искать другое поприще приложения своих дел. Примерно так обрисовал ситуацию в философии глубокий знаток гегелевского учения русский философ XX века А. Кожев, бывший, кстати, учителем Ж.П.Сартра. И... ушел работать в управленческие структуры ЕЭС. Философия как духовная квинтэссенция наступающей новой эпохи не только выражала, но и предвосхищала, во многом формировала те значащие перемены, которые явственно проступали в общественно историческом бытии. Отметим наиболее крупные и знаковые из них. Если во Франции в 1789-1793 гг. свершилась наиболее радикальная буржуазная революция в самих основах общественного строя, то в Англии с конца XVIII в. и в первой половине XIX в. происходила первая промышленная революция. Социальная революция меняла общественно-политический строй, промышленная революция – сам технико-технологический уклад производства. В 1861 г. была пущена в эксплуатацию первая очередь Лондонского метрополитена. Экономические свободы и частное предпринимательство вели к повсеместному утверждению во все более чистом виде товарно-денежных рыночных отношений. В качестве ведущих классов на авансцене социально-политической жизни выступали буржуазия и рабочий класс, взаимоотношения которых сплетались в сложный и противоречивый общественный узел. первой трети XIX века со все большей активностью происходят самостоятельные выступления (восстания, революции) рабочего класса. К середине XIX века классическая наука приобрела свой окончательный облик в основных отраслях естественнонаучного и гуманитарного знания. Были осуществлены важнейшие научные открытия: законы сохранения и превращения энергии, клеточного строения, эволюционного развития природы и человека. В проблемном поле классической философии ключевое место занимали размышления о природе всеобщего, вопросы целостности и единства мира, о сущности человека и общества, об общезначимых принципах и методах познания, о всеобщих нормах нравственности и т.д. Конечно, ставились и проблемы единичного, отдельного и конкретного, но они, как правило, были подчиненными по отношению ко всеобщему и сущности. Исследования же конкретных проявлений таких феноменов жизни, как воля, эмоции, инстинкты, бессознательные, иррациональные и мистические пласты человеческого существования были, как говорится, на задворках и периферии философского знания, не составляли в нем главного предмета изучения.
|