Философия марксизма
Марксизм – одна из первых и наиболее развитых форм неклассической, критически переосмысленной философской классики. Для нас вопрос о судьбах марксизма имеет особую значимость и актуальность. Три четверти XX века, да практически и все столетие прошло под его знаменем. И требуется понять, что из марксизма осталось в пределах прошедшего времени, а какие идеи сохраняют свою силу и действенность в настоящем и будущем. Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) разработали новую философскую концепцию мира и человека, познания и науки, общества и исторического развития. Марксизм обосновывает и утверждает ориентацию практического решения этих ключевых вопросов во всемирно-историческом масштабе. Маркс в «Тезисах о Фейербахе» пишет о том, что философы до настоящего времени лишь объясняли мир. Задача же состоит в его изменении и революционном преобразовании. Философия до сих пор рассматривалась лишь как духовное оружие. Но «оружие критики» должно быть заменено «критикой оружия». Встает вопрос: стоит ли философии брать на себя такую миссию? А если нет, то кто же тогда возьмет на себя эту задачу? Люди, лишенные знания общих основ, люди без нравственных начал в экономике, без совести в политике? Как говорится, вопрос открыт и поныне. Отличительной чертой марксизма является органическое единство философских идей с научно-экономической теорией и социально-политическим учением. Целостность и универсализм марксизма, практическая направленность на освобождение человечества с позиций рабочего класса создали широкую социальную базу, способствовали быстрому распространению и превращению марксистского учения в самую влиятельную идейно-политическую силу в мире, особенно, после победы социалистической революции в России и Китае. Маркс разработал диалектико-материалистическую концепцию природы и общества, экономическую и социально-политическую теорию, вошедшую в историю интеллектуальной мысли человечества под названием марксизм. Формирование философии марксизма происходило в 40-е годыXIX века. Вначале своей теоретической деятельности К. Маркс был последователем Гегеля, но затем пересмотрел его учение с материалистических позиций. На место логического самодвижения понятий он поставил объективный процесс развития материи. Мышление он рассматривал не как пассивное отражение внешнего мира, а как преобразование материального в сознании мыслящего субъекта. Идеальный образ не совпадает полностью с материальным предметом и рассматривается К. Марксом с точки зрения практически действующего конкретно-исторического человека с его потребностями. Если у Гегеля действующим началом был мировой разум, то у К.Маркса – человек, для которого разумная действительность является только этапом в бесконечном совершенствовании мира и человека. Более того, чтобы изменить мир, человек должен изменить себя. Такое качественное совпадение прогрессивного развития человека и мира К.Маркс назвал революционной практикой. Поэтому К.Маркс и Ф.Энгельс создают свою философию, которую называют «новой философией», «новым материализмом», хотя в советской литературе укрепилось представление, что философия К.Маркса и Ф.Энгельса – это диалектический и исторический материализм. Но теоретики марксизма так не рассматривали свою философию, а говорили только о «теории исторического процесса, т.е. об историческом материализме (терминология Ф.Энгельса из писем 90-х годов, данная в противовес «экономическому материализму»)». Они к анализу общественной жизни применили материалистическую диалектику. Противопоставление диалектического и исторического материализма было надуманным и не соответствовало подлинному пониманию марксистской философии в целостности ее онтологии, диалектики, гносеологии, социальной философии, философской антропологии, аксиологии, этики, эстетики и других разделов. Теоретические предпосылки. Марксизм вырос из предшествующих ему философских, экономических и социально-политических идей, созданных во второй половине XVIII – первой половине XIX вв. Каждой из его составных частей соответствует свой источник. Источником философских построений марксизма, прежде всего, была немецкая классическая философия. У Гегеля основатели марксизма заимствовали диалектику, а у Фейербаха — материализм. 1). Немецкая классическая философия. Из философии Гегеля К. Маркс и Ф. Энгельс использовали и творчески переработали его диалектику. В идеалистической диалектике Гегеля они выявили идею исторического развития и принципы противоречия как его движущую силу, а из философии Л. Фейербаха К. Маркс и Ф. Энгельс использовали материализм, который был метафизическим (Фейербах отбросил диалектику Гегеля вместе с его идеалистической системой) и антропологическим. Поэтому марксистская философии называется диалектическим материализмом, или – материалистической диалектикой. Объяснению же общества и истории посвящена вторая часть марксистской философии, которая называется историческим материализмом. В произведении «Диалектика природы» Энгельс, определяя философию, говорит, что она представляет собой науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Если природе и мышлению посвящен такой диалектический материализм, то обществу и истории – исторический материализм, которые в единстве и составляют марксистскую философию. 2). Английская политическая экономия в лице Адама Смита и Давида Рикардо всесторонне рассмотрела закон прибавочной стоимости и закономерности развития капитализма. 3). Французский утопический социализм Сен-Симона, Шарля Фурье и Роберта Оуэна, критикуя капитализм, сформулировали основные идеи социализма. Но их социализм Маркс и Энгельс называли утопическим (как и предшествующую ему социально-философскую традицию, начиная с учения Платона об идеальном обществе), т.е. несбыточным, а свой – научным, т.е. вполне осуществимым. Одно из произведений Энгельса так и называется – «Развитие социализма от утопии к науке». Социально-экономические предпосылки были связаны с утверждением капитализма как общественного строя и выходом пролетариата как самостоятельной силы на историческую арену. Первыми революционными выступлениями пролетариата были: восстание лионских ткачей в 1831 и 1834 гг. во Франции; силезских ткачей в 1844 г. в Германии; чартистское движение рабочих в Англии (30-40 гг. XIX в.). Это выступления носили стихийный характер, но показали, что появилась политическая сила, способная вести борьбу против буржуазии. Естественнонаучные предпосылки формирования марксизма были связаны с промышленным переворотом первой половины XIX в. и бурным развитием естествознания. Возникает ряд новых наук – геология, органическая химия, палеонтология и др., дальнейшее развитие получила физика, биология, математика. В этот период происходит значительное число научных открытий. Важнейшие из них следующие: – открытие закона сохранения и превращения энергии; – создание Дарвином эволюционной теории (в работе «Происхождение видов», доказавшим, что все организмы возникли в результате длительного развития из немногих одноклеточных зародышей); – открытие клеточной структуры живых организмов, что утверждало материальное единство органического мира. В философии марксизма можно выделить следующие периоды. 1. Собственно марксистский период (то есть философия К. Маркса и Ф. Энгельса), где различают три этапа: а) начало политической и научной деятельности К. Маркса и Ф. Энгельса до революции 1848 г., который характеризуется их переходом от идеализма к материализму и завершением формирования философии марксизма; б) развитие марксистской философии от буржуазной революции1848г..до Парижской коммуны 1871 г.; в) от Парижской коммуны до смерти К. Маркса и Ф. Энгельса. 2. Ленинский период, где получили развитие следующие идеи марксистской философии: основной вопрос философии – вопрос об отношении материи и сознания; учение о материи и сознании, анализ понятий «материя» и «сознание»; теория познания; проблема истины и ее значении в познании. В.И. Ленин развивал диалектику, раскрывал сущность закона отрицания, подвергал критике идею эволюции, получившую в конце XIX в. широкое распространение, сформулировал принцип партийности в философии, определил необходимость связи философии с естествознанием для построения научной картины мира. 3. Сталинский период. После смерти Ленина главным стало изучение и разработка проблем ленинского этапа. В 20-х годах сложился формализм, сторонником которого был A.M.Деборин. Он представлял марксистскую философию как синтез гегелевской диалектики и материализма Фейербаха, не заметил и потому недооценил качественный скачок, происшедший в философии марксизма. Со второй половины 30-х – начала 50-х гг. со складывающимся культом личности И.В.Сталина, все философские проблемы рассматривались в свете его работы «О диалектическом и историческом материализме» (1938 г.). В работе было много правильного. Вместе с тем она «страдала» схематизмом, содержала некоторые ошибочные положения. В частности, И.В.Сталин противопоставлял диалектический материализм историческому, нарушая основную идею философии марксизма о едином диалектико-материалистическом подходе к природе, обществу и человеческому мышлению. Не раскрывая диалектику как общую теорию развития, он рассматривал ее как метод выработки тактики и стратегии партии пролетариата. Была обойдена проблема единства диалектики, теории познания и логики. В советский период шла разработка коренных вопросов диалектического материализма: о противоположности диалектики и софистики, материи и сознании, законах диалектики, практике как критерии истины и т.д. Большое значение имели исследования Тодора Павлова («Теория отрицания»), Е.П.Ситковского («Категории материалистической диалектики», «Материя и сознание»), П.В.Копнина («О количественных и качественных изменениях в природе») и др. 4. Неомарксизм (современный) и его разновидности, который начинается с развития теории и философии марксизма-ленинизма Г.Димитровым, (Болгария), Б.Куном и Г..Лукачом (Венгрия), К.Цеткин (Германия), Д.Ибаррури (Испания), А.Грамши и П.Тольятти (Италия) и продолжается в построениях фрейдо-марксизма, структурализма и других теориях. Основные идеи философии марксизма. В собственно философском плане принципиальной новизной марксизма является критическое переосмысление идеалистического основания гегелевской диалектики и преодоление метафизического материализма Фейербаха. Материалистическая диалектика и философский материализм с позиций достижений науки и всей общественно-исторической практики – суть универсальные исходные принципы марксистской философии. Взятые в единстве и взаимосвязи они позволяют ей выполнять свои мировоззренческие, методологические и теоретические функции. Маркс не оставил специальных работ по диалектике. Однако сознательно и полно он применил ее в своем главном труде – «Капитале». Именно здесь он раскрыл основные законы внутренней жизни, «анатомию и физиологию» развития капиталистического общества, выяснив природу товара, денег, труда и капитала, образования прибавочной стоимости, сущности эксплуатации и специфики рабочей силы как товара, влияния машинной индустрии, законов капитализма, его исторических тенденций, ведущих к неизбежному превращению частного собственнического производства в общественное. Все это дало основание Марксу сделать такой вывод: «Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но и является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня, же наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. изд. 2-е. Т. 23. С. 21.) Проявление диалектических законов и категорий с материалистических позиций, на материалистической основе систематически и для своего времени полно раскрыл Ф. Энгельс в работах «Анти-Дюринг» и «Диалектика природы». Он показал проявление диалектических законов и категорий в неживой и живой природе, общественном развитии (труде, семье, частной собственности, государстве, духовном творчестве и культуре). Энгельс доказывает, что в природе сквозь хаос бесчисленных изменений прокладывают себе путь те же диалектические законы движения, которые в общественной жизни господствуют над кажущейся случайностью событий. Диалектико-материалистический подход был перенесен на понимание исторического процесса общественной жизни. Марксизм обосновал всесторонне и дал характеристику феномена общественно-экономической формации как основы и критерия периодизации и типологии общественного развития. Онтология. Понятие материи является одним из главных в диалектическом материализме. Гегель утверждал, что физический или материальный мир – это инобытие (иная форма существования) мировой духовной реальности – Абсолютной Идеи. Это утверждение Маркс и называет стоящим кверху ногами и предлагает его перевернуть. Первична не духовная реальность (Мировой Разум или Абсолютная Идея), а материальная, следовательно, все духовное есть продукт длительной эволюции материи от низших форм к более высоким и связано только с мыслящим человеком, вне и помимо которого нет никакого духа или сознания. Таким образом, утверждая, что не материальный мир – инобытие духа, а, наоборот, дух – инобытие материи, Маркс, по его собственным словам, поставил учение Гегеля с головы на ноги. Диалектический материализм утверждает, что материя является единственным началом и причиной мироздания. Никаких других начал, кроме нее, нет, а все бесконечное многообразие мира – это различные формы материи. Она несотворима, неуничтожима, самотождественна (является причиной самой себя), бесконечна во времени и пространстве, а также – в своих свойствах и качествах, способна к саморазвитию, т.е. обладает творческим началом, благодаря которому может самостоятельно переходить от более низких форм существования к более высоким. Неотъемлемым свойством материи, с точки зрения диалектического материализма, является движение, а вернее – не столько свойством, сколько способом существования: материя существует только в вечном движении, изменении, развитии. Движение понимается не только в механическом смысле (как перемещение из точки в точку), а гораздо шире. Энгельс выделял пять основных форм движения материи. 1. Механическое движение (простое перемещение материальных тел в пространстве). 2. Физическое движение (различные взаимодействия материальных тел). 3. Химическое движение (взаимодействия, изменения и превращения различных веществ). 4. Биологическое движение (сложные процессы изменения и развития, происходящие в живой природе). 5. Социальное движение (изменения, процессы, события, происходящие в человеческом обществе).Каждая следующая форма движения, говорит Энгельс, базируется на предыдущих и включает их в себя, однако не сводится автоматически к ним, а представляет собой новый, более высокий уровень, качественно отличающийся от предшествующих. Важной составляющей материалистического мировоззрения является концепция материалистической диалектики. Диалектические идеи Гегеля были восприняты основателями марксизма. Только у Гегеля диалектика относится, прежде всего, к пребыванию Абсолютной Идеи в ее собственном лоне – сфере логики. У Маркса и Энгельса она является неотъемлемой характеристикой материального мира и методом его познания (последний представлен в диалектическом материализме грандиозной иерархией различных уровней организации материи, начиная с атомов и молекул и заканчивая человеческим обществом). Гегель сформулировал основные законы (всеобщие правила, принципы) и категории (основные понятия) диалектики, главным образом применительно к первой стадии саморазвития Абсолютной Идеи – логике; а основатели марксизма перенесли их на материальный мир, утверждая, что они являются его всеобщими или универсальными основаниями и принципами. В марксистской философии диалектика из стихийной, наивно-материалистической, какой она была у древних материалистов, или идеалистической, какой она была в философии Гегеля, превратилась в диалектику научно-материалистического исследования мира. По выражению Маркса, диалектика Гегеля, представляющая собой наиболее развитую его форму, стояла на голове, ее просто надо было освободить от идеализма, мистической оболочки и поставить на ноги, наполнить новым содержанием, где диалектически будут развиваться не логические категории, а сама реальная конкретная жизнь. Материалистическая диалектика – это учение о всеобщих связях и наиболее общих законах развития природы, мышления и общества. Она выражается в системе философских категорий и законов, «главные законы, по утверждению Энгельса, есть превращение количества в качество – взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности, то есть развитие путем противоречия, или отрицания, – специфическая форма развития». Среди основных законов особое место занимает закон единства и борьбы противоположностей, выполняющий роль ядра диалектики. Диалектика – это и теория познания, ибо человеческое мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам развития, а мышление отражает объективные законы. Диалектика как теория познания основана на принципе отражения и изучает: познаваемость мира, виды знания, движущие силы познавательной деятельности, практику как основу познания и критерий истины, формы истинного знания (чувственное и рациональное знание, а также диалектику их соотношения). Диалектика как логика шире теории познания, ибо она изучает весь категориальный строй мышления. Предмет диалектики как логики – это творчески познающее мышление: его структура, элементы (понятия, суждения, теории), прогнозирующая его функция, закономерности развития знания, средства и методы их проверки. Г.В. Плеханов защищая материалистические основы марксисткой философии подверг критике махизм и другие идеалистические течения XX в., вскрыл его социальные корни. В теории познания Плеханов придерживался того, что человечество в силах познать мир и это познание способно привести к объективной истине. Истина не догма, она развивается. В теории познания Плеханов не избежал и ошибок, он полагал, что наши ощущения – иероглифы, способные передавать как сами события, так(и это главное) и те отношения, которые между ними существуют (влияние Гельмгольца), допускал возможность идеализма в естественнонаучном знании. Существенный вклад его в марксизм – идеи о законах развития общества, о роли народных масс и личности в истории, разработка марксистского учения об идеологии (имеющего относительную самостоятельность), механизм ее обратного воздействия на экономику. Гносеология. В познании человек опирается на свои чувственные и рациональные способности, которые выступают в тесном взаимодействии. Иррациональным способностям познания, например интуиции, в марксизме отводится довольно скромная роль. В марксизме получили основательную разработку вопросы понимания практики как наиболее глубинной основы и определяющей доминанты человеческого мира и общественного бытия людей. Человек не просто «вписан» в природу и общественную жизнь, а практически преобразовывает мир, изменяясь в этом процессе и сам. Практика является общественной по своей сути, она предметна и исторична. Она изначальна по отношению к духовному миру и культуре. В нее включены все виды деятельности и сознания людей, решаются все теоретические проблемы. Практика включает в себя и материальную, и духовную деятельность, поэтому она выступает в виде производственной и теоретической деятельности. Она является основной движущей силой познания, т.к. главным источником познания являются практические потребности людей. Практика связана с понятием истина (соответствие наших знаний о мире самому миру). Истина объективна по содержанию и субъективна по форме. Соответственно все виды сознания людей включены в практическую жизнь и следуют за общим ходом развития практики. Практическая деятельность людей – преобразование предметного мира и преобразование самого себя – является основой изменений в духовном творчестве, культуре, искусстве, философии и т.д. Антропология. Марксизм по-новому раскрывает проблему человека и его сущности. Происхождение человека объясняется естественными природными причинами. Маркс признаёт теорию Дарвина. Энгельс развивает ее с позиции диалектического материализма и, кроме биологических факторов, обосновывает решающее значение социально-практического фактора — трудовой деятельности, благодаря которой человек и выделился из животного мира. Природа человека в марксизме — чисто биологическая. Самостоятельное духовное начало в нем отрицается. Продолжение жизни в каком-либо виде после биологической смерти не признается. Сущность человека — социально-историческая, так как разумным существом, личностью он становится только в обществе. Заслуга марксизма состоит в том, что он показал общественную сущность человека (природа человека – биологическая, а сущность – социальная: человек это «ансамбль общественных отношений», утверждал К.Маркс в «Тезисах о Фейербахе»). Но человек находится в природе, практически преобразовывает, изменяет ее. Трудовая деятельность – родовая для человека, т.е. подлинно человеческая. Но при капиталистическом строе эта деятельность извращена, перевернута и превращена в чуждую для человека силу. Отчужденный труд является проклятием, утратой человеческой сущности, поэтому домарксистским философам подлинно человеческим в человеке всегда казалось только духовное начало, относящееся к высшим формам творчества, а труд трактовался ими как что-то грязно-торгашеское, античеловеческое и враждебное разуму и высшим ценностям. В действительности, только труд является основой не только преобразования природы, но и активной преобразующей силой самого человека и общественных отношений. Поэтому только труд составляет бытие человека в обществе и только труд является глубинной основой и характеристикой человеческой сущности. Первое философское произведение К. Маркса – «Экономическо-философские рукописи 1844 г.». Эта работа была написана под влиянием Л.Фейербаха. Суть работы: гуманизм в обществе может быть основан на идее свободной и универсально развитой личности. Не теряют своей теоретической и практической актуальности, высказанные ими идеи о сущности отчуждения человека и путях его преодоления, прежде всего, в сфере производства и труда, через преобразование и гармонизацию общественных отношений. В капиталистическом обществе существует а) отчуждение человека от природы; б) отчуждение человека от своей собственной родовой сущности; в) отчуждение человека от человека; г) отчуждение человека от самого себя. Все эти формы отчуждения порождены главным отчуждением – отчуждением труда, когда человек рассматривает процесс труда не как основу своей жизнедеятельности, а как главную повинность. В основе отчуждения труда лежит частная собственность, а труд воспринимается как порабощение. Выход Маркс видит в процессе присвоения человеком своей родовой сущности. Этому процессу он посвящает изучение общественно-исторической предметно-практической деятельной сущности человека. Человеческая деятельность – это процесс очеловечивания мира. Эта деятельность соответствует законам природы, и, преобразовывая себя, он преобразовывает природу. Человек – универсальная природная сила, способная к любому роду деятельности, овладению природой, превращению свойств природы в свои собственные способности. Эти способности человек реализует в производственной деятельности – в труде. Именно труд и отличает человека от животного. В процессе труда Маркс выделяет два основных момента, которые сделали человека: опредмечивание и распредмечивание. Опредмечивание – это наделение объекта деятельности свойствами субъекта, т.е. в объект или предмет, который привлекает человека, он вкладывает и свой собственный интерес, и перспективы, и применение собственных способностей. Распредмечивание – это процесс освоения свойств объекта человеком, т.е. освоение природы, предметов культуры. В этих взаимосвязанных процессах происходит освоение чужого опыта и превращение его в собственные силы и способности. Поэтому человек для другого человека не средство, а цель, потому что в обществе люди зависят друг от друга. Маркс и Энгельс являются основоположниками теории научного социализма. Освобождение человека марксизм связывает с революционным преобразованием общества, уничтожением эксплуатации человека человеком, преобразованием частной собственности на основные средства производства в общественную собственность, преодолением порабощающего разделения труда, освоением мира культуры и духовных ценностей, гармоничным и всесторонним развитием личности человека. Цель марксизма – разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения отчуждения и несвободы людей. По Марксу, не капитализм, а вся предшествующая история является историей развития частной собственности. Победа пролетарской революции – это не уничтожение частной собственности, а лишь начальный шаг к ее «упразднению». Целью коммунистических преобразований общества являются: а) освобождение человека от всех форм гнета отчужденных производственных отношений; б) возвращение человеку отчужденной от него человеческой сущности; в) возвращение человека к самому себе как человеку общественному, т.е. к человеческому бытию, что является действительным разрешением противоречий между человеком и природой, человеком и человеком, между существованием и сущностью, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. По Марксу, коммунизм – это не «царство свободы», а царство осознанной необходимости. Это эпоха, основным содержанием которой является уничтожение частной собственности, а цель марксизма–установление, в конечном счете, гуманистического общества, где люди не находятся в каких-либо отчужденных производственных отношениях. Их отношения друг к другу – чисто человеческие, основанные на совместной деятельности по овладению формами общественного сознания и их реальному воплощению в жизнь. Составляющей марксистской философии является концепция исторического процесса и структуры общества.
Мыслителей издавна волновали вопросы: как развивается человеческое общество? Что является источником его развития? Ряд правильных ответов на эти вопросы ученые высказали еще до возникновения марксизма. К.Маркс и Ф.Энгельс сумели вскрыть всю сложность и противоречивость развития общества. Они выделили несколько ведущих типов организации общества – общественных форм или общественно-экономических формаций. Наиболее фундаментальным положением является способ производства жизни. Исторический путь общества от первобытного через рабовладельческий и феодальный способ производства к современному, основанному на системе наемного труда в промышленном производстве, с необходимостью должен быть продолжен в производстве жизни вне наемного труда и вне капиталистической частной собственности, в условиях свободной ассоциации свободных индивидов. Анализ исторических типов общества был дополнен важными выводами о внутренней организации общества. Анализируя общественную форму, К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что основным ее элементом является способ производства в единстве двух его сторон: производительных сил и производственных отношений. Они определяют строение общества характер организации труда социально-классовую структуру и все другие проявления общества. Совокупность производственных отношений выступает в качестве базиса (скелетов ОЭФ), на котором формируется надстройка данного общества. Надстройка это идеи, теории, взгляды, учреждения, организации, а также идеологические отношения данного общества. Базис и надстройка это основные элементы ОЭФ. Кроме того, были определены и специфические элементы: семья, быт, язык, нации, народности, наука. Важное место в философии марксизма занимает концепция общественного сознания. К. Маркс и Ф. Энгельс ввели в философию понятия «общественное бытие» и «общественное сознание». «Общественное бытие» – это материальная жизнь общества, складывающаяся на определенном этапе исторического развития и существующая независимо от сознания и воли отдельных людей. «Общественное сознание» – это духовная жизнь общества, отражение действительности в виде идей и представлений, теорий и взглядов на данном этапе исторического развития. Рассматривая эти явления, К. Маркс и Ф. Энгельс делают вывод об определяющей роли общественного бытия. Так был решен основной вопрос философии применительно к обществу. Открытие зависимости сознания людей от бытия позволило Марксу переосмыслить значение и роль духовной деятельности в историческом процессе. Идеи и концепции не могут служить источниками и причинами исторических изменений в реальности. В настоящее время марксизм держит суровый жизненный экзамен. Исторически прогноз о коммунистическом преобразовании общества нельзя истолковывать как точное по времени предписание. Он оказывается намного сложнее и во многом его можно рассматривать лишь на «вырост» и долгосрочную перспективу как идеал общественного развития. Неоправданным оказалось преувеличение роли экономического развития и преуменьшение роли духовного фактора, трактовки его только в ракурсе сознания. Исторически неверным является третирование религиозного компонента в духовности человека, абсолютизация классового и интернационального подхода в ущерб общему социальному и национальному в развитии общества. Негативным образом сказалось выхолащивание творческого духа марксистского учения, его упрощение и сведение к прокрустову ложу диалектического и исторического материализма. Деформации и искажения принципов и сущности социализма в теории и практике социалистического строительства, а затем и полный отказ правящей элиты от марксизма стали причиной системного и длительного общественного кризиса. 3. Философия жизни В качестве первого оппонирующего философской классике нетрадиционного направления можно назвать философию жизни. Ее основоположником по праву называют немецкого философа Артура Шопенгауэра (1788-1860). Он бросил открытый вызов рационалистической философии великого Гегеля. Рассказывают, что, став приват-доцентом Берлинского университета, Шопенгауэр самонадеянно назначал свои лекции на те же часы, что и Гегель. В 1818 г. вышло в свет главное философское сочинение Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Истинный мир, по Шопенгауэру, – это мир скрытой, невидимой сущности – воли, понятой, как кантовская «вещь в себе». Воля составляет потустороннее и подлинное ядро внешней и видимой оболочки жизни. Представления же – суть объективация воли, ее проявления. В мире сущности кроме воли нет ничего другого. Шопенгауэр утверждает примат воли по отношению к человеческому разуму. Разум выступает лишь придатком воли, а не наоборот, как считалось в классике. Происходит своеобразная онтологизация и мифологизация воли как определяющего конструкта всего бытия. Воля – это абсолютное «хотение», «свободное стремление», полная независимость от контроля разума. Воля не имеет причин, оснований и целей вне самой себя. Она только «хочет хотеть» и ничего более. У воли нет ни прошлого, ни будущего, нет никакой разделенности и множественности. Она дана вся и сразу как единая мировая воля. Именно воля обладает подлинным объективным существованием, она как бы опрокинута на мир, Вселенную. Человек, в ряду других природных объектов, отличается лишь тем, что воля действует на него через его мысли, мотивы, представления и переживания. Однако и человек определен изнутри себя как воля. Проявляясь в человеке, воля формирует его характер. Человеческая воля родственна неисповедимым силам, неким ее волевым порывам. Тем самым воля превращена Шопенгауэром в первоначало, своеобразный абсолют и конструкт сущего. Онтологическая конструкция Шопенгауэра изображает мир как волю и как представление. Сущность мира – в действии воли как через одушевленные силы так и неодушевленные предметы. Рассматривая эволюцию мира через его внутреннюю силу воли можно увидеть постепенное усложнение действующих предметов. На стадии животного мира возникает сознание, интеллект, служащие для упорядочения и регуляции активности. Воля всегда стремится к чему-то бессознательно, а всякое стремление влечет за собой страдание. Разум же только усиливает страдание. Камень – не страдает, ему безразлично, где и как находиться. Растение не страдает. Животное страдает физиологически. Но больше всего страдает человек. Страдание человека причинно обусловлено его потребностями, его действиями. Мир человека полон несбывшихся надежд, рухнувших планов, нереализованных возможностей, неудовлетворенных потребностей. А значит, он полон страданий. Сogito ergo sum Декарта превращается Шопенгауэром в «страдаю, следовательно, существую». И разум повинен за страдание, он усиливает их. В стремлении воли к жизни и укоренено страдание, которое постоянно сопровождает жизнь человека. И это, по Шопенгауэру, природно. А природа никогда не ошибается. В противовес оптимистической просветительской формуле, идущей от Лейбница, что «наш мир есть наилучший из всех возможных миров, Шопенгауэр не жалеет черных красок для изображения бедствий мира и страдающего в нем человека. Он выступил как наиболее радикальный выразитель всеобъемлющего пессимизма в европейской философии. Такому миру и такому человеку, каким он предстает в изображении мыслителя, лучше было бы вовсе не существовать. Большинство бедствий и страданий человека коренятся в нем самом, им самим и объясняются. Он становится как бы в тягость самому себе. Главная причина видится в безудержном эгоизме, злобе и жестокости людей. Если жизнь человека представляется нескончаемой цепью все время возникающих и сменяющихся страданий, коренящихся в эгоизме, злобе и жестокости человека, то единственно нравственной пружиной человеческого противостояния им становится сострадание. Шопенгауэр здесь выступает как великий моралист и гуманист, утверждая человеколюбие высшей нравственной добродетелью. Справедливость и человеколюбие образуют как бы две стороны сострадания. «Никому не вреди и вдобавок помогай другим, сколько можешь», – таково его нравственное кредо. Разъединение и противопоставление людей существует только в иллюзии мира представлений, а не в самом мире воли, где все едино. Проявляя безграничное сострадание ко всему живущему на земле – не только к людям, но и к животным, растениям, человек преодолевает состояние обособленности, осуществляет прорыв в сферу воли, в целостности которой нет подобного противоестественного столкновения. Несомненной заслугой Шопенгауэра является утверждение приоритета духовных потребностей и сил человека, их постоянного возвышения. Если человек ищет наслаждения и удовольствия своей жизни только в вещах и вне себя, счастье его мелко, зыбко и эфемерно. Истинный центр и источник счастья находится в нем самом, в его собственной жизненной силе. Словом, нельзя изменить сердце, но можно просветить ум. Вполне закономерно, что в философии жизни центральным понятием становится «жизнь» как способ бытия мира и бытия человека, культурно-исторической реальности. Требуется понять «жизнь» исходя из нее самой, проникновения в ее суть и нерв, в самую тайну жизни, как первичную реальность. Многозначность и неопределенность понятия и самого феномена жизни породили различные ее трактовки. Волюнтаризм философии Ф. Ницше. Подлинный взлет и широкое распространение философии жизни начинается с 70-х годов XIX столетия. Оригинальные и своеобразные версии философии жизни были даны в работах таких выдающихся ее представителей как Фридрих Ницше (1844-1900), Вильгельм Дильтей (1833-1911), Георг Зиммель (1858-1918), Анри Бергсон (1859-1941). Мировая воля Шопенгауэра как вечный жизненный порыв трансформируется Ф. Ницше исключительно как воля к власти. Она превращается в чистый волюнтаризм. Ницше абсолютизирует и онтологизирует «жизнь», вкореняет ее в основу бытия. «Жизнь, по Ницше, – это вечное движение, становление, постоянное течение, лишенное атрибутов «бытия». У «становления» нет цели, единства, его нельзя оценивать как истинное или ложное, доброе или злое. Одна из его работ так и называется: «По ту сторону добра и зла». Решительный «гераклитизм» Ницше вводит в плоть и кровь своей философии жизни. Все процессы как физической, так и духовной жизни он стремится представить как различные модификации действий воли к власти, могуществу. Это относится и к камню, и к дереву, и к животному, тем более к человеку. Человек для Ницше – слабейший вид животного (обезьяны, в частности), не установившегося животного и не пригодное существо к животной жизни. Ницше развивает идею «сверхчеловека» на дионисийском культе силы и красоты. Следует, правда, заметить, что поклонник красоты и силы Ницше сам превратился в живой труп, находясь последние пятнадцать лет жизни в состоянии частичного помешательства или полного безумия. Ницше выступил с резкой критикой умозрительной философии, упорядочивающей науки, христианской религии и аскетической морали. По его оценке они отрывают человека от истоков самого существования – «от жизни», заставляют «зарывать голову в песок» небесных тел. Тень жизни подменяет собой саму жизнь. Ницше провозгласил: «Бог умер». Наступило время нигилизма и отрицания – «это и есть до конца продуманная логика наших великих ценностей и идеалов». Он добровольно принимает нигилизм как свою личную судьбу и стремится в то же время преодолеть его как «философ будущего». Будущее рисуется ему в образе «сверхчеловека», некоей «белокурой бестии», освобожденной от власти духовных и социальных авторитетов, руководствующейся приоритетом действия и воли, своих влечений и потребностей, стремлением властолюбия и навязыванием своей перспективы как нормы для всех форм жизни и опыта. Провоцирующим образом Ницше выразил свое кредо: «Говорит во мне истина. Но моя истина ужасна: ибо до сих пор ложь называлась истиной. Переоценка всех ценностей – это есть моя формула для акта наивысшего самосознания человечества, который стал во мне плотью и гением». Феномен жизни в эволюционизме Анри Бергсона. В концепции творческой эволюции мира А. Бергсона (1859-1941) с космологических позиций жизнь отождествляется с целостностью, континиумом (непрерывностью), потоком, необратимым становлением. В нем порождается, и сохраняется все уникальное и неповторимое. Жизнь предстает как космический «жизненный порыв», противостоящий всему определенному, застывшему и «ставшему». И сутью этого жизненного порыва является «сознание или сверх сознание». Бергсон противопоставляет свою творческую эволюцию мира как мистифицированному и безличному разуму Гегеля, так и односторонности и мертвенности механистического материализма. Жизнь всегда устремлена «вверх», а материя – «вниз», к распаду, омертвлению и разложению. Однако и панлогизм безличного разума не схватывает целостности жизни мира, его движения, порыва. Интеллект «схватывает» мир путем разложения его на отдельные составные части, примерно также, как на фотографии, на кинопленке кинематографа. Интеллект удерживает сходное, повторяющееся, общее, но ценой утраты уникального и неповторимого. Разум по своей природе безнадежно оторван от жизни, что поэтически выразил Гете в своем «Фаусте»: «Суха теория, мой друг, но зеленеет древо жизни». К непрерывной в своем потоке и необратимой в своей целостности жизни более всего приспособлено неинтеллектуальное, интуитивное, образно-символическое и непосредственное духовное освоение и понимание иррациональной в своей основе жизненной реальности. Общепринятые категории и понятия классической философии уже не могут прояснить природу и суть принципиально невыразимых феноменов жизни. Наиболее адекватным способом их выражения является искусство, мифотворчество, метафора и афористический стиль изложения основных идей.
4. Философия психоанализа Психоаналитическая философия, основателем которой является Зигмунд Фрейд (1856-1939), представляет собой комплекс теорий и гипотез, объясняющих природу и роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества. Фрейдизм изучает не просто внутренний мир человека, а ту сферу психического, в рамках которой происходят наиболее существенные и значимые процессы и изменения. Это область бессознательных инстинктов, совокупность биологических, половых и сексуальных влечений. Именно в этом бессознательном пласте человеческой психики, в ее глубинных недрах, по Фрейду, и происходит особая и главная жизнь человека. В философском плане феномен бессознательного получает своеобразный онтологический статус, определяющую роль в человеческом и социальном бытии. Образно и с большой долей схематизма сферу бессознательного можно представить в виде трех слоев психики. Первый его слой, по Фрейду, – «Оно». Здесь главная обитель бессознательного. Это большой бурлящий «котел» инстинктов, влечений, страстей и аффектов. Его можно упрощенно сравнить с огромной парадной залой. Второй слой – это вместилище пред сознательного. Его можно представить в виде небольшого салона. В нем как бы находится и наше сознательное «Я». Третий слой – это собственно сознательное. На общественном, социальном уровне – это «Сверх-Я». Его можно представить в виде крохотной кельи. «Я» находится в тисках вечных и неразрешимых противоречий между врожденными инстинктами, вожделениями и страстями («Оно») и строгими требованиями «Сверх-Я» в виде установлений религии, морали, права, культуры, общества в целом (идеалы, запреты, нормы, совесть и т. д.). И наше внутреннее «Я» превращается в несчастное существо, живущее между молотом и наковальней, живой комок стрессов, неврозов и конфликтов. Происходит постоянное вытеснение социально неприемлемых порывов и желаний, особенно сексуальных, в сферу бессознательного «Оно». Разрешение такого конфликта Фрейд видит в сублимации, т. е. в сознательном овладении своими влечениями и желаниями, расшифровке и переводе их с помощью психоанализа в сознательное состояние. Техническими средствами сублимации могут быть выявление и анализ патогенных состояний, расшифровка свободных ассоциаций, толкование сновидений, изучение ошибочных действий, переключение на социально положительные акты жизнедеятельности (спорт, творчество и т.п.). Впоследствии Карл Юнг (1875-1961), Эрих Фромм (1900-1980) и другие представители неофрейдизма во многом уточнили трактовку бессознательного, отказались от пан сексуализма Фрейда. С точки зрения Юнга бессознательное включает в себя не только субъективное и индивидуальное, вытесненное за порог сознания, но прежде всего коллективное и безличное психическое содержание, уходящее корнями в архетипы сознания и поведения, сформировавшиеся в глубокой древности. Фромм смещает акцент с подавленной сексуальности на конфликтные ситуации и противоречия человеческого существования, вводит понятие «социального характера», стремится найти способы преодоления отчуждения человека, не обладания, а подлинного бытия личности в свободе, любви, вере, творчестве жизни.
|